Особенности правового положения (статуса) государственного гражданского служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

При осуществлении государственной гражданской службы правовой статус и правоотношения, в которые вступают гражданские служащие, носят сложный многоотраслевой характер. В зависимости от содержания, формы проявления и субъектного состава правовое регулирование гражданской службы и правоотношений гражданских служащих, в которые они вступают в процессе выполнения своих служебных обязанностей, можно рассматривать в различных направлениях.

Оглавление

Введение……………………………………….…………………………………..3
ГЛАВА 1. Возникновение и эволюция понятия «государственный гражданский служащий»…………………………………………………………4
ГЛАВА 2. Социально - правовой статус государственного гражданского служащего…………………………………………………………………….…...8
2.1. Основные права государственных гражданских служащих………………9
2.2.Служебные обязанности государственного гражданского служащего………………………………………………………………………..11
2.3. Ограничения государственных гражданских служащих………...……….13
2.4. Запреты государственных гражданских служащих………...…………….15
2.5.Требования к служебному поведению гражданского служащего…..……18
ГЛАВА 3. Особенности правового положения государственного гражданского служащего…………………………………………………..……20
3.1. Ответственность государственного гражданского служащего……...…...20
3.2. Экономическое обеспечение государственного гражданского служащего………………………………………………………………….…….23
3.3. Гарантии государственных гражданских служащих………………….….27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………...……………………33

Файлы: 1 файл

доменик.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим должностного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание  применяется непосредственно после  обнаружения должностного проступка, но не позднее одного месяца со дня  его обнаружения. Оно не может  быть применено позднее шести  месяцев со дня совершения дисциплинарного  проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее  двух лет со дня совершения дисциплинарного  проступка.

Копия акта (указа, постановления, распоряжения, приказа) о применении к гражданскому служащему дисциплинарного  взыскания с указанием оснований  его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение  пяти календарных дней со дня издания  акта. Он вправе обжаловать это взыскание  в письменной форме в комиссии по служебным спорам государственного органа или в суде.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного  взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному  взысканию, он считается не имеющим  дисциплинарного взыскания. Представитель  нанимателя вправе снять дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Другим видом юридической  ответственности гражданского служащего  является административная ответственность, которую он несет по общим правилам наравне с остальными гражданами России, как это предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) и другими нормативными правовыми актами.

Административная ответственность  является комплексом административных взысканий, налагаемых на гражданских  служащих за административные правонарушения соответствующими органами и должностными лицами.

Каковы особенности административной ответственности? Чем она отличается от дисциплинарной ответственности?

1. Административную ответственность  могут устанавливать не только  органы законодательной власти, но в пределах своей компетенции  государственные органы всех  ветвей власти.

2. Если наложение дисциплинарных  взысканий осуществляется в порядке  служебной подчиненности, то наложение  административных наказаний производится  должностными лицами исполнительной  власти, назначаемых Президентом  РФ, и в некоторых случаях судами (судьями).

3. Административная ответственность  по сравнению с дисциплинарной в большей мере заформализована, она наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия от данного нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения).

4. В отличие от дисциплинарной, административная ответственность  распространяется не только на  граждан и должностных лиц,  но и на предприятия, организации,  учреждения (например, в случаях  экологических правонарушений).

5. Административная ответственность  отличается от дисциплинарной и мерами воздействия. Все меры административного принуждения обычно делятся на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения; административные взыскания.

Таким образом, административная ответственность занимает промежуточное  положение между более мягкой дисциплинарной ответственностью и  более строгой уголовной ответственностью. Она, как правило, наступает в  тех случаях, если конкретные правонарушения по своему характеру не влекут уголовной  ответственности.

Кодекс об административных правонарушениях подробно регулирует исполнение постановлений о наложении  административных взысканий. Его соблюдение является гарантией соблюдения прав гражданских служащих, привлекаемых к административной ответственности.

Третьим видом ответственности  гражданского служащего является материальная ответственность. Она наступает за служебный проступок, в результате которого наносится материальный ущерб государству, предприятию, организации, учреждению. Материальная ответственность выражается в возмещении гражданским служащим причиненного им имущественного ущерба. Данное возмещение ущерба не может рассматриваться в качестве дисциплинарного взыскания, а применяется наряду с ним. Материальная ответственность гражданского служащего наступает либо в административном порядке, либо по суду.

К уголовной ответственности гражданские служащие привлекаются на общих со всеми гражданами основаниях.

 

3.2. Экономическое  обеспечение государственного гражданского  служащего

 

Права и обязанности гражданского служащего только тогда имеют  социальный смысл и значимость, если они обеспечены экономическими и  правовыми гарантиями. В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сделана попытка сформулировать и должным образом зафиксировать данные гарантии в гл. 10 и 11.

Согласно ст. 50 оплата труда  гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося  основным средством его материального  обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного  оклада гражданского служащего в  соответствии с замещаемой должностью гражданской службы и месячного  оклада гражданского служащего в  соответствии с присвоенным ему  классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного  денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных  и иных дополнительных выплат.

Размеры должностных окладов  и окладов за классный чин федеральных  государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства  РФ. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры должностных окладов  и окладов за классный чин гражданских  служащих субъекта РФ устанавливаются  в соответствии с нормативным  правовым актом субъекта РФ.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка  к должностному окладу за выслугу  лет на гражданской службе  в размерах от 10 до 30% за стаж  от 5 до 15 лет;

2) ежемесячная надбавка  к должностному окладу за особые  условия гражданской службы в  размере до 200% этого оклада;

3) ежемесячная процентная  надбавка к должностному окладу  за работу со сведениями, составляющими  государственную тайну, в размерах  и порядке, определяемых законодательством  Российской Федерации;

4) премии за выполнение  особо важных и сложных заданий,  порядок выплаты которых определяется  представителем нанимателя с  учетом обеспечения задач и  функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное  поощрение;

6) единовременная выплата  при представлении ежегодного  оплачиваемого отпуска и материальная  помощь, выплачиваемые за счет  средств фонда оплаты труда  гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного  поощрения, выплачиваемого федеральным  гражданским служащим, устанавливаются  по федеральным государственным  органам дифференцировано указами  Президента РФ.

Порядок выплаты ежемесячной  надбавки за особые условия гражданской  службы определяется представителем нанимателя. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда  гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных  законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Размеры окладов денежного  содержания по должностям федеральной  и субъектов Федерации гражданской  службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным  и субъектов Федерации бюджетом на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской  службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации, а по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральным гражданским  служащим, замещающим должности гражданской  службы в государственном органе, находящимся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной  валюте и в рублях в порядке  и размерах, установленных Президентом  РФ и Правительством РФ.

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться  особый порядок оплаты труда гражданских  служащих, при котором оплата труда  производится в зависимости от показателей  эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном  контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются  условия оплаты туда, установленные  иными частями настоящей статьи.

В статье 51 дается описание фонда оплаты труда гражданских  служащих и работников государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских  служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

1) оклад за классный  чин — в размере четырех  должностных окладов;

2) ежемесячной надбавки  к должностному окладу за выслугу  лет на гражданской службе  — в размере трех должностных  окладов;

3) ежемесячной надбавки  к должностному окладу за особые  условия гражданской службы —  в размере 14 должностных окладов;

4) ежемесячной процентной  надбавки к должностному окладу  за работу со сведениями, составляющими  государственную тайну,—в размере полутора должностных окладов;

5) премий за выполнение  особо важных и сложных заданий  —в размере двух окладов денежного содержания;

6) ежемесячного денежного  поощрения — в размере, который  устанавливается для федеральных  государственных органов дифференцированно  указами Президента РФ;

7) единовременной выплаты  при предоставлении ежегодного  оплачиваемого отпуска и материальной  помощи — в размере трех  окладов денежного содержания.

 

3.3. Гарантии государственных  гражданских служащих

 

Для обеспечения социальной и правовой защищенности гражданских  служащих, повышения мотивации в  эффективном исполнении ими своих  должностных обязанностей, стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке  компенсации ограничений, установленных  настоящим федеральным законом  и иными федеральными законами, гражданским  служащим предоставляются государственные  гарантии, которых насчитывается 11.

Основные государственные  гарантии гражданских служащих:

  1. равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено настоящим федеральным законом;
  2. право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
  3. условия прохождения гражданской службы, обеспечивающие исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;
  4. отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  5. медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  6. обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;
  7. выплата по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ;
  8. возмещение расходов, связанных со служебными командировками. Порядок и условия командирования гражданского служащего устанавливаются соответственно указом Президента РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ;
  9. возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган. Порядок и условия возмещения расходов гражданскому служащему устанавливаются соответственно постановлением Правительства РФ и нормативными правовыми актами субъекта РФ;
  10. защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральным законом;
  11. государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и их семей.

Информация о работе Особенности правового положения (статуса) государственного гражданского служащего