Особенности правового положения (статуса) государственного гражданского служащего

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

При осуществлении государственной гражданской службы правовой статус и правоотношения, в которые вступают гражданские служащие, носят сложный многоотраслевой характер. В зависимости от содержания, формы проявления и субъектного состава правовое регулирование гражданской службы и правоотношений гражданских служащих, в которые они вступают в процессе выполнения своих служебных обязанностей, можно рассматривать в различных направлениях.

Оглавление

Введение……………………………………….…………………………………..3
ГЛАВА 1. Возникновение и эволюция понятия «государственный гражданский служащий»…………………………………………………………4
ГЛАВА 2. Социально - правовой статус государственного гражданского служащего…………………………………………………………………….…...8
2.1. Основные права государственных гражданских служащих………………9
2.2.Служебные обязанности государственного гражданского служащего………………………………………………………………………..11
2.3. Ограничения государственных гражданских служащих………...……….13
2.4. Запреты государственных гражданских служащих………...…………….15
2.5.Требования к служебному поведению гражданского служащего…..……18
ГЛАВА 3. Особенности правового положения государственного гражданского служащего…………………………………………………..……20
3.1. Ответственность государственного гражданского служащего……...…...20
3.2. Экономическое обеспечение государственного гражданского служащего………………………………………………………………….…….23
3.3. Гарантии государственных гражданских служащих………………….….27
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………...……………………33

Файлы: 1 файл

доменик.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

 

 

Кафедра экономики и государственного управления

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Особенности правового положения (статуса) государственного гражданского служащего»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Петрова А.М.

У-08-01

Проверила:

к.э.н Вихорева М.В.

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2012 г.

 

Содержание

 

Введение……………………………………….…………………………………..3

ГЛАВА 1. Возникновение и эволюция понятия «государственный гражданский служащий»…………………………………………………………4

ГЛАВА 2. Социально - правовой статус государственного гражданского служащего…………………………………………………………………….…...8

2.1. Основные права государственных  гражданских служащих………………9

2.2.Служебные обязанности  государственного гражданского  служащего………………………………………………………………………..11

2.3. Ограничения государственных  гражданских служащих………...……….13

2.4. Запреты государственных  гражданских служащих………...…………….15

2.5.Требования к служебному  поведению гражданского служащего…..……18

ГЛАВА 3. Особенности правового  положения государственного гражданского служащего…………………………………………………..……20

3.1. Ответственность государственного  гражданского служащего……...…...20

3.2. Экономическое обеспечение  государственного гражданского  служащего………………………………………………………………….…….23

3.3. Гарантии государственных  гражданских служащих………………….….27

Заключение……………………………………………………………………….32

Список использованной литературы……………………...……………………33

 

 

 

 

 

 

Введение

При осуществлении государственной  гражданской службы правовой статус и правоотношения, в которые вступают гражданские служащие, носят сложный  многоотраслевой характер. В зависимости  от содержания, формы проявления и  субъектного состава правовое регулирование  гражданской службы и правоотношений гражданских служащих, в которые  они вступают в процессе выполнения своих служебных обязанностей, можно  рассматривать в различных направлениях.

В связи с административной реформой объективно усилилось внимание к анализу правового статуса  гражданских служащих, особенностям правовых связей, в которые они  вступают, структуре правоотношений, складывающихся в процессе прохождения  и осуществления государственной  гражданской службы.

В литературе в настоящее  время предлагаются различные, нередко  взаимно исключающие, концепции  правоотношений государственных гражданских, служащих. Основными из них являются государственно-правовая (конституционная), административная, служебная, служебно-трудовая и трудовая характеристики правового  положения государственных гражданских  служащих.

Целью данной курсовой работы  является: ознакомиться с установленными и гарантированными государством мерами должного и возможного поведения гражданского служащего в профессиональной деятельности и выявить отличительные черты государственного гражданского служащего от других видов государственной службы.

 

 

 

ГЛАВА 1. Возникновение  и эволюция понятия 

«государственный  гражданский служащий»

 

Долгое время понятия  «служащий» и «государственный служащий»  не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным  образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах  по учету кадров была графа «социальное  положение», ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин, служащий. Стало быть, понятием «служащий» обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных  учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат  партийных, комсомольских, профсоюзных  и других общественных организаций).

Вместе с тем с конца 1950-х гг., в литературе предпринималось  немало попыток охарактеризовать понятие  «государственный служащий». В конечном счете почти все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия «государственный служащий» в широком и узком смысле слова. В широком смысле государственный служащий — это профессиональный работник умственного труда любой государственной организации (управленческого органа, армии, образования, здравоохранения и др.). В узком смысле — это профессиональный управленец органов государственной власти. В принятом в 1995 г. Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» понятие «государственный служащий» приобрело достаточно определенное содержание, тождественное узкому смыслу этого слова.

В настоящее время понятие  «государственный служащий» также  означает особую аппаратную должность  в государственных органах. В  Федеральном законе «О системе государственной  службы Российской Федерации» есть два  определения государственного служащего: федерального и субъекта Федерации, которые совпадают по содержанию (ст. 10). В силу этого их вполне возможно объединить: федеральный (субъекта Федерации) государственный служащий —это гражданин России, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной (субъекта Федерации) государственной службы и получающий денежное содержание за счет средств федерального (субъекта Федерации) бюджета. Следовательно, у государственного служащего выделяются три признака: гражданин России, осуществляющий деятельность на должности государственной службы, получающий денежное содержание. Аналогичное определение имеется и в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 13).

В различных статьях данных двух федеральных законов, помимо трех упомянутых, перечисляются различные  признаки государственного гражданского служащего. Если их обобщить, то можно  предложить следующее определение: гражданский служащий — это гражданин  Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий  государственным языком, имеющий  профессиональное образование и  исполняющий обязанности по государственной  должности гражданской службы за денежное вознаграждение.

В данном определении перечислены  шесть признаков работника, которые  делают его гражданским служащим. Основным среди них, конечно, является исполнение обязанностей по государственной  должности гражданской службы. Все  остальные так или иначе обусловливаются данным признаком.

Таким образом, гражданский  служащий занимает аппаратную (административную) должность только в органе государственной  власти. В соответствии с федеральными законами не является гражданской службой деятельность политических руководителей — Президента РФ, депутатов всех уровней власти, Председателя Правительства РФ, министров, президентов и председателей правительств национальных республик, губернаторов и председателей правительств русских областей и краев, судей всех уровней и иных лиц, занимающих государственные должности и являющихся представителями государственного нанимателя, а также деятельность служащих государственных предприятий и учреждений (заводов, школ, больниц и т.д.).

Можно ли гражданских служащих как-либо классифицировать, т.е. разбить  на основные группы (типы) по определенным признакам? Эта задача пока не имеет  устоявшегося решения. На основе современных  знаний по данному вопросу можно  предложить следующие основания  для классификации.

Деление государственных  служащих по уровням государственного управления — наиболее старый принцип. По большей части он возник вместе с возникновением государственной  службы. В России использовался в  дооктябрьский период и в советское  время. Используется он и сейчас. Российская Федерация имеет два уровня управления — федеральный и региональный (субъектов Федерации). Соответственно два уровня имеет и государственная  служба.

С середины XIX в. особую важность приобрели структуры, связанные  с делением государственной власти на три ветви (законодательную, исполнительную и судебную). В России в дооктябрьский  период деление власти на три ветви  признавалось. Однако после Октября 1917 г. при утверждении советской  власти деление было осуществлено лишь на две ветви — законодательно-исполнительную и судебную. После принятия Конституции  Российской Федерации в 1993 г. опять  было восстановлено тройственное деление, произошло отделение законодательной  власти от исполнительной.

В настоящее время деление  государственной власти на три ветви  проводится достаточно последовательно, хотя и не без перекосов по линии  доминирования исполнительной власти. Во всех ветвях государственной власти государственная служба (административная власть) является неотъемлемой частью властных отношений.

Помимо уровней и ветвей власти гражданские служащие еще  структурируются по различным внутриорганизационным  формам. Например, работающие в министерстве, службе, агентстве; в структуре департамента, управления, отдела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Социально - правовой статус государственного гражданского служащего

 

Все, что связано с компетенцией государственных гражданских служащих, обычно регламентировано в социальных (этических, организационных, технологических и др.) и правовых нормах, которые составляют социально-правовой статус государственного гражданского служащего. Он возникает на основе соответствующего законодательства в связи с замещением должности гражданского служащего. Именно определенная должность является базой для характеристики социально-правового положения гражданского служащего. По своей сути социально-правовой статус гражданского служащего — это установленные и гарантированные государством и обществом меры должного и возможного поведения работника в области государственно-служебных отношений. С изменением государственно-служебных отношений изменяется и социально-правовой статус гражданского служащего (например, повышение, понижение, увольнение, отставка, выход на пенсию и т.д.).

Основу социально-правового  статуса гражданского служащего  составляют восемь групп государственно-служебных  норм, которые определяют его права, обязанности, ограничения, запреты, требования, ответственность, социальную защищенность (экономическое обеспечение) и гарантии. Именно они предопределяют основное содержание государственно-служебных  отношений, в которых участвует  данный работник.

Следует подчеркнуть, что  статусные нормы устанавливаются  обычно не персонально для каждого  гражданского служащего, а для должности, которую он замещает, и поэтому  производны от задач и функций  государственного органа. Эти статусные  нормы дифференцируются на две группы: общие и особенные (конкретные, частные). В свою очередь особенные статусные  нормы также делятся на две  части: основные и неосновные (дополнительные).

Общими статусными нормами  называются те, которые свойственны  всем гражданским служащим, независимо от вида, ветви, категории и группы их должностей. Особенными — те, которые  устанавливаются в зависимости  от этих структур. При этом особенные  —основные статусные нормы определяются исходя из типовых квалификационных характеристик, а особенные — неосновные — под влиянием потребностей внутриструктурных и межструктурных взаимодействий. Общие статусные нормы сформулированы и нормативно закреплены в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

2.1. Основные права  государственных гражданских служащих

 

Каковы основные права  гражданских служащих? В названном  законе перечисляются 18 таких прав. Их характеристика дается в гл. 3, ст. 14. В соответствии с ними каждый гражданский  служащий имеет право:

  1. На обеспечение надлежащих организационно-технические условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  2. Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
  3. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
  4. Оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;
  5. Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
  6. Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
  7. Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
  8. Ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
  9. Защиту сведений о гражданском служащем;
  10. Должностной рост на конкурсной основе;
  11. Профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. Членство в профессиональном союзе;
  13. Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим федеральным законом и другими федеральными законами;
  14. Проведение по его заявлению служебной проверки;
  15. Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;
  16. Медицинское страхование в соответствии с настоящим законом и законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
  17. Государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
  18. Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Информация о работе Особенности правового положения (статуса) государственного гражданского служащего