Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:35, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение процессов трансформации функций государства в условиях глобализации и разработка на этой базе основных направлений их реализации и совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…….
1.1 Концептуальные подходы к проблеме глобализации ……...............
1.2Функциигосударства в контексте различных теорий ………………
7
7
19
2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ …...
2.1 Формирование механизма транснационального государственно-
корпоративного сорегулирования………………………………………..
Усиление деятельности мегаэкономических структур как составляющая функционирования современного государства……………………………………………………………...…
2.3Трансформация внешних и внутренних функций государства в условиях глобализации……………………………………………….....50
2.4 Исследование изменения социальной функции государства в ходе
прохождения преддипломной практики в медицинском центре……57
28
28
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
63
Определим те процессы и сферы
экономики, в которых необходимо
транснациональное государственно-корпоративное
Таковыми являются:
• выпуск и размещение ценных бумаг на национальных и зарубежных фондовых рынках;
• определение основных направлений совершенствования международного законодательства[43, c.63].
2.2 Усиление деятельности мегаэкономических структур как составляющая функционирования современного государства.
Глобализация кардинально изменяет социально-экономические порядки в мире, имеющие национальное приложение. Она серьезно сказывается на возможностях проектирования развития национального хозяйства различных стран, на перспективах их развития. Однако судьба, национального государства в глобализирующемся мировом хозяйстве остается пока неопределенной.
В научной среде утвердились
две основные точки зрения относительно
перспективы развития национального
государства в условиях глобализации.
Первая связана с фиксацией широкого
распространения меж-, транс-, и наднациональных
институтов, что воспринимается многими
учеными как свидетельство
К числу их относятся такие известные ученые, как А.Неклесс, К.Омаэ («Конец национального государства», «Мир без границ»), П.Пирсон. Ф.Розекау, российские ученые П.Щедровитсий, Ю.Игритий (статьи «Национальное государство код натиском глобализации»), М.Соколов, В.Никонов. Основные аргументы сторонников прогосударственной концепции сводится к тому, что в условиях глобализации из-за усиления и расширения международной составляющей в национальной экономике государство уже неспособно самостоятельно регулировать экономические процессы и взаимоотношения субъектов на внутреннем рынке в той части и в тех формах, в которых это сложилось на протяжении последнего десятилетия[44, c.17].
На первое место а условиях глобализации выходят не институты национальной экономики - государство, а институты глобального порядка -Транснациональные корпорации, международные организации - Всемирный банк, Совет экономической безопасности, ВТО, МВФ и т.д.
Перспективу растворения государства в различных глобальных структурах отмечал еще в конце 90-х г.г. М.М.Голанский. Его тезис был следующего содержания: «Потребность в централизованной власти в глобальном масштабе и сведение экономического суверенитета и финансовой независимости (жизни за свой счет) приведет к мировой федерации стран с глубоким разделением труда и четким распределением функций между еe субъектами. Вместо ныне существующего хаотичного и беспорядочно множества практически мало связанных и независимых стран в мире возникнет жестко структурированное сообщество народов, тесно связанных экономическими и политическими узами»[43, c. 66].
Другая часть исследователей считает, что перспективы национальных государств в эпоху глобализации все-таки сохраняются. Это аргументируется следующими доводами. Во-первых, существуют очень влиятельные социально-экономические силы, апеллирующие к идее национального государства и выступающие против передачи его главных функций наднациональным институтам (профсоюзы, аграрии, предприниматели и другие). Во-вторых, существует объективная потребность сохранения национального государства как центра консолидации и развития культуры, самобытных политико-правовых черт и поддержания экономической безопасности национальной идентичности. Нельзя говорить об упадке национального государства, когда число таковых неуклонно увеличивается. Только в 90-х голах XX века на карте мира появилось 23 новых государства. В-третьих, сохраняются различного рода фиаско рынки, такие как неполная занятость (безработица), инфляция, цикличность, невозможность производства общественные благтолько на коммерческой основе (образование, здравоохранение), тенденции к монополизации общественного производства и др. При всей активности и эффективной деятельности негосударственных и международных структур эти фиаско рынки данными силами не устранить - слишком утилитарны и узки их интересы к цели для национальной экономики.
Особо следует выделить позицию известного ученого, автора многочисленных работ, в том числе и по теории глобализации, ЮЛ.Яковца. Он считает, что положение государств в условиях глобализации меняется радиально: все большую часть своих функций они передают вверх (межгосударственным объединением) и вниз (территориальным и муниципальным органам). Ю.В.Яковец полагает закономерным вопрос – не уйдут ли эти политические институты и XXI век в историческое прошлое, pacтворившись в наднациональных глобальных органах власти, продолжив и логически завершив тенденции, ныне складывающиеся в интегрируемой Западной Европе, и превратившись в конечном счете в элементы всемирной федерации?
Ю.Яковец полагает, что в условиях глобализации меняется вертикальная структура государства, властных отношений. Это связано с передачей национальным государством части своих функций как вверх, в цивилизованные и глобальные межгосударственные объедииения, так и вниз, к региональным административным единицам и муниципальным образованиям. Формируется пятиэтажная пирамида политических отношений с распределением властных полномочий и правовых норм по уровням, которая по мнению Ю.Яковца станет преобладающей в постиндустриальном обществе XXвека[45, c.240].
Основанием пирамиды служат муниципальные образования, которые наиболее близко стоят к населению, организуют жизнь на принципах самоуправления и выборности в пределах низовой административной единицы (город, село). Они сконцентрированы на реализации социальной и экологической функций, обеспечения занятости и поддержании порядка.
Региональные образования - области, и округа в Казахстане, штаты в США и Индии, федеративные земли в Германии, кантоны в Швейцарии и т.д.
Отдельные регионы реализуют свои властные полномочия в соответствии с национально-этническими принципами, что позволяет полнее учитывать менталитет населения этих регионов. Для федеративных государств это имеет особое значение.
Центральное звено этой пирамиды властных отношений составляет национальное государство. Именно у государства имеется полный набор функций этого общественного института:
- законодательное регулирование экономических и социальных отношений, развитие социокультурной сферы; социальной зашиты (пенсионерам, инвалидам и т.д.);
-главный носитель государственного суверенитета;
- защита национальной безопасности страны и представление ее интересов в международных отношениях;
- установление системы правовых норм и обеспечение правопорядка;
- выработка и реализация национальной стратегии.
Характер и масштабы осуществления этик функций, место и роль национального государства в экономическом пространстве неодинаковы и зависят от ряда факторов:
- экономической мощи страны и ее культурного богатства;
- численности населения,
- территории.
Усиление процессов глобализации во второй половине XX века привело к формированию таких верхних этажей государственной пирамиды, как цивилизованный и глобальный. Именно на эти этажи государство передает часть своих функций.
Цивилизованный этаж государственной пирамиды в наиболее развитом виде сложился в Западной Европе как межгосударственное объединение -Европейский союз. Он имеет многие признаки государства – Европарламент, избираемый населением, он принимает законы, Совет министров ЕС, комиссия ЕС, исполнительные органы, подотчетные Европарламенту. Существуют общие экономические институты в ЕС - единая валюта (евро), Центральный банк, общая таможенная граница, безвизовое пересечение границ между большинством стран ЕС, общая налоговая, инвестиционная, аграрная, социальная, научно-техническая политика, а также ряд признаков единого функционирования современного государства, как одно из проявлений трансформации присущих ему функций.
Итак, неотъемлемой характеристикой деятельности государства в условиях глобализации является его участие в деятельности международных организаций. Отсюда вытекает и обратная связь — деятельность этих организаций, которые мы называем мегаструктурами, является составляющей функционирования современного государства. Рассмотрим конкретно, каким образом эти мегаструктуры трансформируют деятельность государства. На первый взгляд представляется, что международные экономические организации определяют только внешние экономические отношения государства, взаимоотношения между странами. Однако, учитывая расширение и усиление международной составляющей в национальной экономике, следует констатировать, что мегаструктуры определяют и в известной степени правила игры на внутреннем рынке страны и их деятельность все органичнее включается в деятельность государства. Именно в этом автор усматривает трансформацию функций государства.
В мире действует более 100 международных организаций, в большей или меньшей степени привлеченных к изучению и регулированию экономических и социальных проблем. Международные организации отличаются по составу, размеру, функциям и влиянию на международную экономику[46, c.69].
К наиболее важным функциям, которые выполняют международные организации относятся:
- Содействие - распространение мирового опыта путем организации международных конференций, coop и анализ статистических и аналитических данных, их публикация и распространение и др.
- Наблюдение - наблюдение за процессами, которые происходят в странах-членах, с возможностью формулировки и придания гласности официальной точки зрения на те или иные проблемы, создание общественного мнения и тем самым оказание влияния на экономическую политику страны. Наиболее типичным примером организации, выполняющей функцию наблюдения, является ООН, которая с помощью резолюций Генеральной Ассамблеи побуждает страны к проведению определенной экономической политики.
- Надзор - более жесткая форма наблюдения, которая связана с обязательствами стран сообщать на регулярной основе и в установленной форме данные о своем экономическом состоянии и выслушивать рекомендации по основным принципам экономического развития. Правительства, которые подписали уставы осуществляющих надзор международных организаций, должны принимать у себя миссии экспертов этих организаций, предоставлять им разнообразную информацию и быть максимально откровенными. Типичный пример - МВФ, глазная функция которого в жестком надзоре за экономической политикой стран-членов и предоставление им основанных на мировом опыте рекомендаций с целью предупреждения потенциально возможных макроэкономических дисбалансов и выбора наиболее эффективных способов решения существующих проблем.
- Регулирование- надзор, который основывается па принуждении страд к выполнению рекомендаций международного сообщества путем разработки соответствующих международных норм и соответствующих механизмов принуждения их выполнения. Примером является ВТО, в рамках которой установлены определенные правила международной торговли, а также жесткие антидемпинговые и прочие процедуры, применяемые против нарушителей этих правил.
«Содействие - наблюдение - надзор - регулирование» - все эти функции международных организаций основаны на доброй воле стран, которые принимают в них участие. Однако, нужно признать, что МВФ все же частично выполняет функцию надгосударственного регулирования в странах, использующих его кредиты, поскольку условием предоставления кредитов является выполнение правительством согласованной с МВФ программы экономических реформ.
Международные организации отличаются друг от друга функциями и направлениями деятельности. Рассмотрим же их.
Международный валютный фонд (МВФ), например, представляет собой наиболее влиятельную международную организацию, регулирующую отдельные параметры развития международной экономики в целом и макроэкономики каждой из 181 стран, являющихся его членами, с целью достижения стабильности мировой экономики. МВФ начал свою деятельность в 1946 году.
Информация о работе Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации