Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение процессов трансформации функций государства в условиях глобализации и разработка на этой базе основных направлений их реализации и совершенствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…….
1.1 Концептуальные подходы к проблеме глобализации ……...............
1.2Функциигосударства в контексте различных теорий ………………


7
7
19
2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ …...
2.1 Формирование механизма транснационального государственно-
корпоративного сорегулирования………………………………………..
Усиление деятельности мегаэкономических структур как составляющая функционирования современного государства……………………………………………………………...…
2.3Трансформация внешних и внутренних функций государства в условиях глобализации……………………………………………….....50
2.4 Исследование изменения социальной функции государства в ходе
прохождения преддипломной практики в медицинском центре……57

28

28


38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

63

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 171.73 Кб (Скачать)

Основными функциями МВФ  являются:

- Надзор за состоянием международной валютной системы и макроэкономической политикой стран-членов, а также за развитием международной экономики в целом;

-   Предоставление временной финансовой помощи за счет кредитования странам, которые ощущают трудности с погашением своих международных обязательств в результате несбалансированности платежного баланса;

-  Предоставление технической помощи и консультаций правительствам стран-членов в области государственных финансов, статистики, банковского регулирования и платежного баланса. Согласно   Генеральному   соглашению,   то   ость   Уставу   МВФ,   его предназначением является поддержка в мировом сообществе соответствующей валютной стабильности. Поэтому обязательным условием для   каждой   страны,   вступившей   в  МВФ, является   полная   открытость экономики, отсутствие любых тайн от других стран относительно валютно-финансового     положения,     размеров     и     динамики     роста     валового национального продукта (ВНП) и национального дохода, запасов валютного металла и иностранной конвертируемой валюты, внешнеэкономической деятельности и тому подобное.

Следует отметить, что Международный валютный фонд - это не только финансовый центр, через который мировое сообщество предоставляет финансовую помощь развивающимся странам, но и мощный научный центр, в котором накоплен большой опыт реформирования экономики стран с так называемой переходной экономикой.

Прежде чем предоставить кредит, МВФ изучает ситуацию в стране, а лишь потом предлагает правительству придерживаться соответствующей монетарной   политики.   Только   при   условии   надлежащего   выполнения выдвинутых Фондом требований и достижения определенных стабилизационных     результатов,     финансовая     помощь     может     быть предоставлена.

Группа Всемирного банка  состоит из пяти организаций:

•Международного банка реконструкции и развития (МБРР);

•Международной ассоциации развития (MAP);

•         Международной финансовой корпорации (МФК);

•        Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

•        Многостороннего  агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Деятельность Всемирного банка и Международного валютного фонда тесно связаны. Их уставные документы закрепляют не только обязательства по согласованию действий, но и взаимное членство. Любая страна, прежде чем обратиться с просьбой о вступлении во Всемирный банк, должна стать членом МВФ.

Главной задачей Всемирного банка является предоставление кредитов странам, которые развиваются, и странам с переходной экономикой для осуществления структурной политики в сфере финансов, энергетики, поддержки рынков труда, улучшения окружающей среды, усовершенствования системы образования и др.

Как и МВФ, Всемирный банк несколько видоизменил свои задачи год влиянием тех кардинальных сдвигов, которые произошли в мировом развитии. Бели первоначальной целью Всемирного банка было обеспечение сбалансированного мирового развития, помощь странам-членам мирового сообщества в достижении экономического развития и сотрудничества, развитие экономики, прежде всего стран Западной Европы и Японии, которые испытали разорение в годы второй мировой войны, но с распадом колониальной системы и возникновением независимых стран Азии, Африки и   Латинской   Америки   Всемирный  банк  стал   предоставлять   им  займы   и техническую помощь в реформировании экономики и создании рыночной экономической систем[47, c.10].

С крахом мировой социалистической системы хозяйства и, в частности развалом СССР, Всемирный банк стал предоставлять конкретную помощь суверенным государствам, которые образовались в Восточной Европе, а также на территории бывшего СССР в реформировании их экономик на рыночных основах. Для этого Мировым банком была разработана и стала воплощаться специальная программа так называемой «структурной адаптации» («Structural Adjustment» или «IBRD Adjustment»).

В 90-х годах МВФ и  Всемирный банк стали более тесно взаимодействовать и интегрировать свои программы экономической, валютно-финансовой стабилизации и проводить свою политику единым фронтом. Эта политика получила название политики «структурной адаптации» («StructuralAdjustmentPoliciesoftheIMF/IBRD» ли «PoliciesoftheIMF/IBRDtype»).

По отношению к развивающимся  странам, политика МВФ/МКРР предусматривает оказание помощи правительствам в формировании основ рыночной по сути экономической политики с приоритетами развития приватного сектора. модернизации институциональных структур, достижении финансовой стабилизации, разработке и осуществления приоритетных проектов, обеспечивающих экономическое развитие я улучшение социального положения в этих странах, и т.п.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан совсем недавно - в 1990 году, а начал операции в 1991 голу. Банк молод, его уставный капитал составляет лишь 20 млрд. евро, но его членами уже стали 77 государств Европы, Азии, Африки и Северной Америки, среди них все 15 государств бывшего Советского Союза.

Официальными   целями   банка   являются   поддержка   перехода   стран Центральной и Восточной Европы к ориентированной на открытый рынок экономике и содействие развитию частного предпринимательства встранах, исповедующих   принципы   многопартийной   демократии,   плюрализма   и рыночной экономики.

Функции ЕБРР вытекают из его целей. Это, прежде всего:

•    поддержка стран-членов  в проведении   структурных   и  отраслевых экономических   реформ,   включая   демонополизацию,   децентрализацию   и приватизацию   с   целью   полной   интеграции   их   экономик   в   мировую экономику.

•содействие        организации,        модернизации        и        расширению производственной,    конкурентоспособной    и    частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

•   содействие в мобилизации национального и иностранного капитала и эффективного управления;

•   инвестирование производств с целью создания конкурентной среды и повышения производительности, качества жизни, улучшение условий труда;

•    предоставление технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов;

•     стимулирование и поощрение развития рынков капитала;

•   реализация     крупномасштабных     и     экономически     обоснованных проектов,   которые   включают   более   одной   страны-реципиента,   а   также содействуют экологически стойкому развитию.

Особенность современной стратегии банка состоит в ее «агрессивном» характере, направленном на поддержку экономических и структурных реформ в наиболее важных секторах, а также поиск и реализацию новых возможностей бизнеса в странах, которые развиваются.

Всемирная торговая организация (ВТО), членами которой является 131 государство, имеет несколько иные функции, чем МВО, которые были упомянуты выше. ВТО концентрируется на регулировании такой сферы международной экономики как торговля товарами и услугами. Эта организация была создала в 1995 году. Ее усилия направлены на расширение торговли во всем мире. До 1995  года эти организации функционировали как ГАТТ генеральное соглашение по    тарифам и торговле. ГАТТ было подписано в 1947 году 23 странами. Являлась крупнейшей мегаструктурой, сфера деятельности которой охватывала 94% объема мировой торговли.

Правовой механизм ГАТТ основывался на ряде принципов и норм:

- недискриминация в торговле, обеспечиваемая взаимным предоставлением,  с  одной стороны, режима наибольшег облагоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций, связанных с ними таможенных пошлин и сборов, с другой -национального режима, уравнивающего в правах товары импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилам, регулирующим внутреннюю торговлю;

- режим наибольшего благоприятствования, означавший предоставление договаривающимися сторонами друг другу тех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется (или будет пользоваться) у них любое третье государство. Этот принцип мог распространяться на ввоз и вывоз товаров, таможенные пошлины, промышленность, мореплавание, правовое положение юридических и физических лиц;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

- путем проведения многосторонних переговоров (с 50-х годов до середины 90-х годов она была снижена с 40% до 4%)

- предоставление преференциального режима в торговле с развивающимися странами;

- разрешение возникающих торговых споров путем переговоров:

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок.

Более 90% мировой торговли товарами, услугами   и интеллектуальной собственностью регламентируются сегодня порядка 30 соглашениями ВТО.

Несмотря на формальную преемственность, ВТО по ряду параметров отличается от ГАТТ. Так, ВТО не связана с ООН, как это было с ГАТТ. Особая юридическая сущность ВТО определяет особенности вступления в ее члены. ВТО - это система межгосударственных соглашений, выработанных па многосторонней основе для обеспечения, в конечном счете, доступа государств на рынки друг друга на двусторонней, основе. ВТО включает еще ряд соглашений:

Генеральное соглашение о  торговле услугами (ГА I С);

Соглашение до тортовым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИ ПС);

пакет связанных с ГАТТ соглашений по вопросам таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли, защитных оговорок, антидемпинговых процедур, о субсидиях и компенсационных мерах, о таможенной стоимости, о технических барьерах в торговле и др.[48, c.18].

После образования ВТО появились настойчивые призывы ряда развитых стран в пользу связывания торговых режимов с трудовыми и экологическими стандартами. Суть призывов в том, что страны, в которых эти стандарты ниже, получают конкурентные «нерыночные» преимущества за счет низких издержек производства. В случае признания ВТО такой нормы в первую очередь пострадают развивающиеся страны, где производство трудоемкой и экологоемкой продукции дешевле, чем в других странах.

Основными функциями ВТО являются:

надзор   за   выполнением   многосторонних   торговых    соглашений    и торговой политикой государств;

проведение многосторонних торговых переговоров;

содействие в решении торговых споров;

контроль за развитием  международной торговли;

предоставление   консультаций   но   вопросам   управления  в   области международной торговли;

предоставление помощи и обучение персонала;

сотрудничество с иными международными организациями по вопросам торговой политики.

Особую роль в системе  международных организаций занимает Система Организации Объединенных Наций. ООН имеет в своем составе 18 специализированных учреждений, одну автономную международную организацию, Международное агентство по атомной энергетике и ряд программ, советов и комиссий.

Одной из важных инициатив  программ развития ООН (IIPOOН) является создание консультативных советов по вопросам предпринимательства, которые предоставляют помощь национальным правительствам относительно налогообложения, работы таможенных служб, приватизации, финансового законодательства, согласования национальных и международных норм ООН оказывает содействие национальным правительствам в разработке новых мероприятий социальной политики, выступает за решительные государственные действия с целью использования новых технологий, поддерживает национальные программы борьбы с безработицей к бедностью.

К специализированным упреждениям, которые имеют непосредственное отношение к экономическому развитию, относится Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).

ЮНИДО была основана в 1967 году решением Генеральной Ассамблеи с целю осуществления центральной координирующей роли вобласти промышленного    развития,    содействия    промышленному    развитию     л сотрудничеству на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровнях. Важно указать, что одной из главных задач этой организации является индустриализация развивающихся стран, преодоление трудностей, связанных с ресурсами и инфраструктурой, а также реструктуризация, оздоровление и приватизация промышленности, в том числе в странах с переходной экономикой.

Вес указанные и прочие международные организации в той или иной мере помогают странам с переходной экономикой в сфере экономики и финансов, социальных и институционных преобразованиях.

В условиях глобализирующейся экономики государство, выполняя функцию обеспечения институционального равновесия, может достигнуть его во множественных вариантах, поскольку правила игры, которые субъекты соблюдают, устанавливаются не только игроками на внутреннем рынке, но к игроками на международных рынках. Исходя из этого, государства становятся все более втянутыми в различные международные организации, межгосударственные союзы и именно это их первоначальное положение участника позволяет при благоприятных обстоятельствах выполнять роль принципала, устанавливающего свои правила игры в глобальном экономическом пространстве.. С обретением государством статуса принципала на глобальном уровне автор связывает более эффективное выполнение государством своих функций. Кроме того, государство, устанавливающее те или иные, в том числе разрабатывающее новые правила игры, должно стремиться вовлечь как можно большее число участников (в данном случае государств носителей этих правил, то есть оно должно   стремиться   к   обретению   статуса   интегратора).   Это   позволяет государству в условиях глобализации полноценно    проявлять свою суверенность,  самостоятельность и эффективно выполнять присущие ему функции[49, c.220].

Информация о работе Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации