Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение процессов трансформации функций государства в условиях глобализации и разработка на этой базе основных направлений их реализации и совершенствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…….
1.1 Концептуальные подходы к проблеме глобализации ……...............
1.2Функциигосударства в контексте различных теорий ………………


7
7
19
2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ …...
2.1 Формирование механизма транснационального государственно-
корпоративного сорегулирования………………………………………..
Усиление деятельности мегаэкономических структур как составляющая функционирования современного государства……………………………………………………………...…
2.3Трансформация внешних и внутренних функций государства в условиях глобализации……………………………………………….....50
2.4 Исследование изменения социальной функции государства в ходе
прохождения преддипломной практики в медицинском центре……57

28

28


38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

63

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 171.73 Кб (Скачать)

Транснациональные корпорации вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов, - делают вывод эксперты ООН в докладе ЮНКТАД о транснациональных корпорациях. Вместе с тем речь не идет о движении к полной интеграции мировой экономики под руководством транснациональных корпораций. В действительности, деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли[37, с.12].

Отмечая положительные стороны функционирования транснациональных корпораций в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, следует сказать и об их негативном влиянии па экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указываю на:

  • противодействие      реализации      экономической      политики      тех 
    государств, где ТНК осуществляют свою деятельность;
  • нарушение государственных законов. Так,  манипулируя   политикой 
    трансфертных цен, дочерние компании  ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения, путем перекачиванию их из одной страны в другую;

- установление   монопольных   цен,   диктат   условий,   ущемляющих интересы развивающихся стран.

Наиболее распространенным заблуждением о последствиях деятельности транснациональных корпораций является мнение, будто в результате международных  операций транснациональных корпораций одни страны обязательно выигрывают, а другие несут потери. В реальной жизни возможны и другие результаты: обе стороны могут оказаться в выигрыше или в проигрыше.

Следует отметить, что вопросы взаимоотношений ТНК и национальных государств находятся в сфере интересов ученых. Среди многочисленных публикаций выделяются работы А. Мовсееяна и С. Огнивцева, С. Долгова,     А. Дышшна, Я. Паппэ и др.

Вес эти авторы отмечают двойственную роль ТНК в национальной экономике, как принимающей их, так и выступающей центром формирования из резиденций.

Так, А.Мовсесян и С.Огнивцев отмечают ситуацию двоевластия и динамическое равновесие, сложившееся между ТНК и государством. С. Долгов в исследовании взаимоотношений ГПК и принимающих стран отмечает их сложный характер, обусловленный несовпадением интересов не только ТНК и субъектов принимающей их страны (фирм, различных слоев населения, ФПГ и т.д.), но и интересов ТНК и даже собственных стран, в том числе в лице государства[38, c.104].

Взаимодействие ТНК и национальных государств носит диалектический характер и принимает разнообразные формы: от прямого противостояния до конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества, сорегулирования.

Транснационализация производства оказывает все большее влияние  на развитие национальных экономик, определяя их место в иерархической структуре международного разделения труда. Интенсивные процессы транснационализации ведут к серьезной трансформации и реструктуризации национальных экономик и эти объективные обстоятельства не могут не учитываться в деятельности государства и сказываются на выполняемых им функциях.

В рамках ТНК формируются огромные потоки товаров (внутрифирменные и межфирменные) услуг технологий и техники, капиталов, технологий, и техники, капиталов и информационных ресурсов. Это ведет к когерентности (наслоению) их на сложившиеся традиционные ресурсные и товарные потоки внутри национальных экономик (межсекторальных, межотраслевых) и между ними. Причем, эта когерентность может привести к различным последствиям - ограничению экспорта или увеличению его, стимулированию или торможению его, замещению импорта или наращиванию его и т.д.

Трансакционные потоки ресурсов и конечной продукции все в большей степени определяют международную специализацию стран.

При совпадении интересов  ТНК н национальных государств может быть объективно обеспечено значительное преимущество национального хозяйства з международной, глобальной экономической конкуренции.

Например, разработка природных  ресурсов в национальной экономике при участии ТНК или осуществление крупных инновационных проектов при совместном участии национального государства и ТНК[39, c.12].

Однако любая страна должна учитывать и стремление ТНК выйти за рамки сорегулирования с национальным государством тех или иных сфер и. секторов национального хозяйства.

Цели и задачи ТНК, предпринимаемая ими стратегия далеко не всегда совпадает с социально-экономическими приоритетами национальных государств и на этой почве возможны конфликты и столкновения. Но цель дипломного исследования - обосновать возможность и необходимость урегулирования национального государства и ТНК и определить наиболее приемлемые его формы. Баланс интересов национального государства и ТНК определяется конкретными экономическими условиями и в известной степени, инициируется процессами транснационализации. Достижение этого баланса - важный шаг на пути перехода открытой конфронтации с поиска наиболее приемлемых форм разрешения проблем.

Критерием эффективности  взаимодействия ТНК и государства как субъектов, сорегулирующих национальную экономику, является максимизация общей полезности, совокупного выигрыша и увеличение создаваемых общественных благ при соблюдении установленных норм их взаимоотношений.

Этот выигрыш объективно достигается в ходе глобального конкурентного отбора наиболее приемлемых форы и методов совместного взаимодействия государства и ТНК.

На сегодняшний день ТНК являются такими же равноправными участниками международных отношений, как и собственно государства базирования и      принимающие страны.

Благосостояние страны,  ее участие в  международном  разделении   груда, степень интегрированности в мировое хозяйство и в конечном итоге ее международная конкурентоспособность все в большей степени зависит от того, насколько успешна деятельность ТНК, базирующихся в ее экономике. Кроме того, капиталовложения ТНК в иностранную экономику - активное средство стимулирования спроса на отечественную продукцию. Это достигается за счет создания за рубежом новых рынков и экспорта части произведенной корпорациями продукции в созданные зарубежные филиалы. Таким образом, для страны базирования открывается доступ: к новым емким рынкам[40, c.8].

С учетом политических изменений в мире сегодня на передний план выходят вопросы обеспечения экономических интересов государств, усиления конкурентоспособности их товаров и услуг на мировых рынках. Поддержка и зашита национальных товаропроизводителей, увеличение их экспорта возводится многими странами за ранг госполитики, одного из приоритетов надбезопасности. Например, в США всемирную поддержку американскому бизнесу наряду с министерствами торговли, финансов. сельского хозяйства, энергетики, транспорта, которые традиционно принимают участие в этом процессе, в последнее время все активнее оказывают и такие влиятельные органы, как госдепартамент и ЦРУ. По признанию бывшего директора ЦРУ Дж.Вулси, только в 1993 году разведка США обеспечила американским компаниям «экономию» по зарубежным контрактам на сумму свыше 10 млрд. долл.

Ярким примером такого рода поддержки национальных монополий является и факт подписания в 1994 году американской ТНК «Рейтеон» контракта на сооружение радаров в Бразилии на сумму 1.5 млрд.долл. И это в то время, когда это г же контракт был полностью согласован и готовился французской компанией.

В то же время тесное взаимодействие ТНК с государством' базирования в мировой политике и экономике диалектически неотделимо от глубоких противоречий между ними в этих областях. Характерным примером такого рода противоречий из недавней истории могут служить действия руководителей ведущих американских ТНК но время арабо-израильской войны 1973 года, направивших тогдашнему президенту США Никсону ультимативное письмо с требованием не снабжать израильскую армию оружием. В противном случае американские ТНК, опасаясь за судьбу своих экономических позиций в арабских странах, откапывались заправлять топливом корабли 6-го военно-морского флота США, находившиеся в зоне конфликта.

С другой стороны, действия ТНК часто не соответствуют стратегическим интересам страны базирования, приоритетам ее внешней и внутренней политики. Яркий пример тому - многочисленные антимонопольные разбирательства, происходящие в настоящее время по всему миру. Это происходило с корпорацией «Майкрософт». Крупнейший в мире производитель программного обеспечения стал фактически монополистом на рынке операционных систем для персональных компьютеров. В связи с этим по постановлению Верховного суда США«Майкрософт» вынуждена расстаться с частью своих филиалов, на базе которых   будут   образованы   независимые    компании,    что    приведет к оздоровлению отрасли, нормализации конкурентной среды[41, c.98].

Рассмотрим взаимодействия ТНК и принимающих стран. 
Взаимоотношения ТНК с принимающими странами также неоднозначны. 
Необходимо отметить, что капитал, инвестированный корпорациями в 
экономику принимающих государств, становится составной частью их 
воспроизводственного процесса. Так, доля предприятий, контролируемых 
иностранным капиталом, в общем объеме производства обрабатывающей 
промышленности Австралии, Бельгии, Ирландии и Канады превышает 33, в 
ведущих, западноевропейских странах - 21 - 28, в США - более 10%. Еще 
большую роль иностранный капитал в форме прямых инвестиций играет в 
экономике развивающихся стран, где на долю компаний с иностранным 
участием приходится до 40% промышленного производства, а в ряде 
государств дочерние структуры и филиалы ТНК выпускают 50-60% 
производимой продукции. Интегрируя рабочую силу различных государств 
и предъявляя ей одни и те же требования, ТНК играют важную роль в 
распространении международных стандартов подготовки квалифицированных кадров. Все это приводит к качественному росту промышленности принимающей страны и как следствие - росту производительности труда.

ТНК также оказывают определенное влияние на местные органы власти для улучшения налогового режима или дебюрократизации отдельных процедур, например, связанных с инвестированием или приватизацией. Часто именно мощное воздействие представителей ТНК служит катализатором реформирования бюрократического аппарата, пересмотра различных законодательных актов, регулирующих правила инвестирования и налогообложения в принимающей стране в сторону их оптимизации и либерализации. В результате этого повышается прозрачность экономики государства,   его  привлекательность   для   иностранных   инвесторов,   что способствует привлечению в страну дополнительных капиталовложений. Хотя в целом деятельность ТНК положительно сказывается на экономическом развитии и конкурентоспособности принимающих стран, тем не менее существует много проблем, связанных с той деятельностью ТНК, которая противоречит интересам принимающих государств. К таким проблемам, в частности, относятся: подавление своей мощью местных фирм, установление монопольных цен, нарушение законов, например укрытие доходов от налогообложения путем перекачки из одной страны в другую, хищническая эксплуатация природных и трудовых ресурсов, загрязнение окружающей среды, организация «утечки умов» в материнскую компанию, противодействие реализации экономической политики принимающих государств[42, c.5].

Глобализация экономики  приводит к тому, что отечественные компании вынуждены конкурировать с западными не только на внешних, но и на внутренних рынках.

Однако это не останавливает  компании в их стремлении стать ТНК, поскольку это дает им явные преимущества. Каковы же они?

Преимущества транснационализации для бизнеса:

  • Транснациональное развитие казахстанских компаний принесет выгоду в 
    первую   очередь   им    самим.    Это   связано   с    появлением    новых 
    возможностей, связанных с расширением  географии  рынков сбыта, 
    привлечением новых ресурсов, знаний, компетенций.
  • Приобретение    компаний    транснационального    статуса    повышает 
    престиж компании и улучшает ее имидж, что способствует развитию 
    партнерских отношений и привлечению инвесторов.
  • Транснационализация     бизнеса     дает     возможность     эффективно 
    защититься от поглощений.

По результатам исследования, проведенного специалистами дли отечественной компании эти преимущества очень широкие.

Так, можно отметим   преимущества,    которые   дает компании приобретение статуса транснациональной корпорации:

  • Появление новых возможностей, связанных с выходом компании на 
    новые рынки – 76,2%;
  • Повышение     эффективности     деятельности      компании     за     счет 
    привлечения новых ресурсов, знаний, компетенций – 74,6%;
  • Повышение      престижа       и       улучшение       имиджа       компании 
    способствующее привлечению инвесторов - 69,8%;
  • Сокращение издержек за счет перенесения производства в страны, 
    где цены на ресурсы и рабочую силу ниже – 42,9%;
  • Возможность   влиять   на   экономическую   политику государств,  в 
    которых действует компания - 17,5%;
  • Улучшение общественного климата вокруг компании - 14,3%;
  • Налоговые льготы и благоприятное отношение со стороны властей 
    - 63%.

       Следует  обратить внимание, что в числе этих преимуществ фигурирует возможность влиять на экономическую политику государств, в которых действует компании, а это значит, что урегулирование ТНК и государства - реальность, с которой приходится считаться обоим субъектам в условиях глобализации.

Информация о работе Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации