Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение процессов трансформации функций государства в условиях глобализации и разработка на этой базе основных направлений их реализации и совершенствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…….
1.1 Концептуальные подходы к проблеме глобализации ……...............
1.2Функциигосударства в контексте различных теорий ………………


7
7
19
2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ …...
2.1 Формирование механизма транснационального государственно-
корпоративного сорегулирования………………………………………..
Усиление деятельности мегаэкономических структур как составляющая функционирования современного государства……………………………………………………………...…
2.3Трансформация внешних и внутренних функций государства в условиях глобализации……………………………………………….....50
2.4 Исследование изменения социальной функции государства в ходе
прохождения преддипломной практики в медицинском центре……57

28

28


38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

63

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 171.73 Кб (Скачать)

Таким образом, анализируя характер изменений, происходящих в экономической функций государства под воздействием процесса глобализации, нетрудно заметить, что они касаются как содержания, так и методов осуществления данной функции.

Аналогичным изменениям подвергаются и другие сохраняющиеся в условиях глобализации функции государства, равно как все остальные стороны  государственно-правового механизма.

Возрастание влияния глобализации на жизнь всех государств не может  не сказываться в первую очередь  на внутренних и внешних функциях государства. Отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интернационализация, т.е. придание внутренним функциям значительного  международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой взаимосвязь  внешней и внутренней политики государства. Отсюда вытекает, что внутренние функции  не могут развиваться исключительно  на собственной основе, они базируются на национальном интересе, интересах международного сообщества.

Процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы  и содержание межгосударственного  общения. Появление общих интересов  у государств, единение их на базе общечеловеческих интересов обусловили интернационализацию  национальных интересов государств. Глобализация активизировала осуществление  внешних функций, в том числе  внешнеполитической и внешнеэкономической  деятельности, которые все более  приобретают мировой масштаб[13, c.502].

С какими же основными проблемами сталкивается государство в осуществлении  внешних функций в условиях глобализации?

Функция поддержания мирового порядка претерпевает значительные изменения в связи с ростом организованной транснациональной  преступности, наркобизнесом, международным  терроризмом, торговлей людьми, а  также проблемами разоружения, ликвидации ядерного оружия, использования оружия массового уничтожения и т.д. Сложившаяся  в современном мире политическая и экономическая ситуация такова, что укрепление национальной безопасности некоторых стран приводит к расшатыванию международной и глобальной безопасности. Борьба с этими явлениями должна вестись исключительно международными усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих  международных организаций.

Участие международного сообщества необходимо и в регулировании  межнациональных конфликтов, которые  нередко сопровождаются нарушением прав человека и, следовательно, требуют  международного вмешательства. Одним  из наиболее ярких проявлений межнациональных  конфликтов сегодня является волна  сепаратистских движений по всем континентам.

Трансформация внешних функций  государства в новых условиях происходит и в глобальной экономике.

Без государства невозможно устойчивое экономическое, социальное развитие. Оно призвано играть важную роль в экономическом и социальном развитии, но «скорее как партнер  и содействующий фактор, а не руководитель».

Глобализация, если и не стирает  финансовые границы государств вовсе, то, по крайней мере, не делает их серьезным  препятствием для распространения  стихийных либо спланированных финансовых кризисов. В связи с этим назревает  необходимость реформирования трех важнейших международных организаций, непосредственно воздействующих на глобальные финансовые процессы: Международного валютного фонда(МВФ), Всемирного банка(ВБ), Всемирной торговой организации (ВТО), — особенно в условиях разразившегося на современном этапе мирового финансового  кризиса.

В условиях глобализации экономических  отношений экономика отдельного государства попадает в зависимость  от норм международного права и государство  должно соблюдать разумное сочетание  национальных и международных интересов, учитывая потребность государства  сохранить собственную идентичность, особенность реализации государственного устройства и построении правовой системы.

Одна из острых проблем  внешней деятельности государства  – разрыв в экономическом и  политическом развитии между развитыми  странами и странами «третьего мира», а также внезапно обедневшими  странами бывшего социалистического  лагеря, что служит причиной мощного  антиглобалистского движения. Такие  различия в положениях стран создают  значительные препятствия для налаживания  сотрудничества. Эта проблема может  быть решена стремлением всего мирового сообщества помочь этим странам, ведением сотрудничества с ними на равных правах, а не только в национальных интересах[33, c.158].

Глобализация заметно  осложняет проведение и меняет содержание внешней политики. Увеличивается  количество субъектов международного права: сотни международных организаций, институтов, режимов, а также тысячи частных, общественных самодеятельных игроков различного профиля и  различных оттенков. В этих условиях возрастает удельная значимость низкой дипломатии: торговля, технологии, валюта — по сравнению с высокой дипломатией: национальная безопасность, военные  кризисы, саммиты.

Очевиден и тот факт, что в условиях глобализации мировая  система будет колебаться между  попытками однополярного доминирования  и фактической многополярности. Ряд государств будут претендовать на мировое лидерство и в будущем, но при этом испытывать нехватку инструментов и возможностей для реализации этого  лидерства.

Важным следствием процессов  глобализации является также появление  такого понятия как «политика  двойных стандартов» — некий  дуализм в соблюдении норм международного права, а точнее понимание их в  угодном для некоторых государств смысле. Фактически это приводит к  потере законной силы ранее заключенных  международных договоров, пактов, хартий, деклараций, конвенций. Это в свою очередь становится почвой для разгорания новых международных конфликтов.

Глобальные проблемы связаны  с функционированием национальных государственно-правовых механизмов и  международной правовой системы  в целом. Поэтому утверждение  о том, что для решения вызываемых процессом глобализации общемировых  проблем необходимо объединение  усилий различных государств, в целом  верно, но нуждается в уточнении. Интересы разных государств могут и  не совпадать. Различием национальных интересов порождены многие международные  конфликты, нарушение прав и свобод человека, следствием неравномерно развивающихся  национальных экономик часто становятся экологические катастрофы и эпидемии, с бесконтрольной деятельностью  международных корпораций могут  быть связаны и демографические  катастрофы – перенаселение или  превышение смертности над рождаемостью. Национальные и религиозные конфликты, бедность и голод, коррупция и  преступность – следствие не только различного уровня развития государств, но и избранных ими приоритетов  в ходе «реакции» на процессы глобализации. Это, в свою очередь, требует осмысления роли и значения государства в современном мире. Эффективное разрешение многих проблем зависит оттого, какой станет общая стратегическая направленность развития политических и правовых институтов в государствах.

В современном мире, в  условиях возрастающей взаимной политической и экономической зависимости, все  большее внимание уделяется проблемам  ограничения суверенитета государств. В частности ведется обсуждение оценок «сужения» государственного суверенитета в результате его ограничения  международным правом либо вследствие давления, оказываемого более мощными  в экономическом и политическом отношении субъектами[29, c.100].

Следовательно, ключевыми  методами разрешения проблем в осуществлении  внешних функций государства  являются: а) расширение процессов интеграции и сотрудничества с соблюдением  норм международного права и взаимных интересов государств, б) перемены в  механизме управления мировой системой, реформирование международных организаций, в частности ООН, в) укрепление международной  правовой системы.

Государства являются основным элементом механизма управления международной системой. Они обеспечивают управление на национальном уровне и  наделяют соответствующими полномочиями международные органы и организации, осуществляющие его на интернациональном  уровне. Эти положения имеют принципиальное значение для определения путей  развития международного права. Оно  остается межгосударственным правом и  именно в таком качестве должно развиваться. Эффективное национальное управление — необходимое условие действенности управления и на интернациональном уровне. Генеральный секретарь ООН К. Аннан отмечал: «На национальном уровне мы должны управлять лучше, а на международном уровне мы должны научиться управлять лучше совместно. Эффективным государствам принадлежит первостепенная роль в решении обеих задач, и их способности в обоих аспектах должны расширяться». Возрастание роли государств в управлении международной системой требует повышения эффективности государственной власти в целом. Особое значение приобретает достижение оптимального взаимодействия с окружающим миром, с тем чтобы максимально использовать открываемые глобализацией возможности и свести к минимуму ее отрицательные последствия. С учетом этого должна строиться и функционировать вся государственная система[53, c.95].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ изменения социальной  функции государства в ходе

прохождения преддипломной  практики в медицинском центре

 

 

Медицинская услуга имеет  определенную специфику по сравнению  с другими видами услуг. По мнению американского экономиста У.Хасияо, здравоохранение - это «искаженная  экономика», т.е. в здравоохранении  влияние рыночных сил на параметры  услуг (объем, цена, качество) существенно  отличается от большинства других рынков. Сторонниками неоклассического подхода  это явление трактуется как «провалы рынка», т.е. существуют устойчивые отклонений экономических отношений от идеальной  рыночной модели, где действует закон  спроса и предложения. Также нами был рассмотрен рынок медицинских  услуг с точки зрения новой  институциональной теории, а именно теории агентских отношений. Мы выяснили, что проблема «принципал-агент» имеет  место в отношениях всех субъектов  системы здравоохранения, причем что  характерно, потребитель всегда выступает  в роли принципала, в то время  как, медицинская организация - в  роли агента как потребителя, так  и государства и страховой  организации. Остальные звенья в  разных сочетания представляют различные  стороны отношений. Интересен был  подход М.Портера, полагающего, что  неэффективность здравоохранения  связана только с отсутствием  или неразвитостью рыночных отношений  в отрасли.

 Существование различных  точек зрения на сферу здравоохранения  на практике выражается в существовании  нескольких типов систем здравоохранения:  государственной (подход неоклассиков), социально-страховой (неоинституциональный  подход) и рыночной (подход М.Портера). Все три типа имеют свои  недостатки и преимущества, однако, стоит отметить, что ВОЗ рекомендует  к использованию социально-страховую  систему, поскольку на данном  этапе она является менее затратной  с точки зрения финансирования  и в условиях грамотной организации  системы здравоохранения достаточно  эффективной. В условиях глобализации  происходит унификация национальных  систем здравоохранения: страны  все чаще используют элементы  социально-страхового типа системы  здравоохранения, оставляя в некоторых  случаях место для государственного  вмешательства и рыночного механизма. 

Глобализация - явление неоднозначное  и быстро протекающее. Она затрагивает  почти все сферы нашей жизнедеятельности: экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную и др. Глобализация также характерна для сферы здравоохранения; экономический аспект проявляется, прежде всего, в либерализации торговли медицинскими услугами, сопровождающейся ростом потребления услуг за границей (в том числе медицинский туризм), физическим присутствием медицинских  специалистов за рубежом (медицинский  персонал осуществляет врачебную практику в других странах), трансграничной поставкой  медицинских услуг (телемедицина, е-health) и коммерческим присутствием (создание учреждений здравоохранения за рубежом). Правовой аспект сопровождается прогрессированием межгосударственных соглашений, касающихся, в том числе, защиты прав интеллектуальной собственности (в здравоохранении, например, на лекарственные препараты). Политический аспект выражен в создании международных организаций, которые ведут мониторинг состояния здоровья и здравоохранения в мире и составляют рекомендации для стран.

В современном мире функционирует  около двухсот международных  медицинских организаций и ассоциаций. Среди них наиболее значимыми  являются Всемирная организация  здравоохранения, международные организации  Красного Креста, движение Врачи без  границ, ЮНЭИДС.

Глобализация определила взаимозависимость между формами  международных экономических отношений, это в свою очередь обусловило развитие сотрудничества не только между  странами, но и между самими организациями.

Информация о работе Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации