Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение процессов трансформации функций государства в условиях глобализации и разработка на этой базе основных направлений их реализации и совершенствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…….
1.1 Концептуальные подходы к проблеме глобализации ……...............
1.2Функциигосударства в контексте различных теорий ………………


7
7
19
2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ …...
2.1 Формирование механизма транснационального государственно-
корпоративного сорегулирования………………………………………..
Усиление деятельности мегаэкономических структур как составляющая функционирования современного государства……………………………………………………………...…
2.3Трансформация внешних и внутренних функций государства в условиях глобализации……………………………………………….....50
2.4 Исследование изменения социальной функции государства в ходе
прохождения преддипломной практики в медицинском центре……57

28

28


38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

63

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 171.73 Кб (Скачать)

Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными  методами.

Формы осуществления функций  характеризуют связь государства  с правом как одним из основных средств властвования. Через право  государство происходит в жизнь  свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях  государство издает юридические  нормы, в других – организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого  и различают три основные формы  осуществления функций:

1. Правотворческая – государственная  деятельность, выражающая в разработке  и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы  деятельности людей. Оно заключается  в издании нормативных актов,  т.е. актов которые устанавливают  новые нормы, изменяют или отменяют  старые.

2. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная деятельность, выражающаяся главным образом  в контроле и надзоре за  соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных  мер к их нарушителям[25, c.28].

В процессе осуществления  данной функции решаются юридические  дела, связанные с применением  юридических санкций, спорами между  отдельными лицами и т.д.

Деятельность государства  широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень  научной абстракции и соответствующие  ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения  и до настоящих дней задачи государства  не остаются неизменными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

В будущем будут возникать  и новые функции, а вместе с  ними и определенные трудности, которые  необходимо будет решать.

3. Правоисполнительная – государственная деятельность, выражающаяся в принятии мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность).

Таким образом, из рассмотренных  нами функций, мы видим, что государство  является не только аппаратом подавления, представителем интересов определённого класса, но и организацией, выражающей интересы всего общества.

 Основываясь на анализе  литературы, можно выделить следующие  признаки функции государства. 

1. Функции государства  непосредственно выполняют и  предметно конкретизируют его  классовую и общечеловеческую  сущность. Их содержание учитывает  классовые, групповые (корпоративные), социальные и частные интересы  членов общества.

2. В функциях государства  служебная роль как важнейшей  части надстройки по отношению  к своему базису, реализуется  разносторонняя практическая деятельность  внутри страны и на международной  арене.

3. Функции государства  возникают и развиваются сообразно  его историческим задачам и  целям. Государство выполняет  свое социальное назначение посредством  осуществления соответствующих  ему функций, представляющих собой  устойчиво сложившиеся основные  направления его деятельности.

Так в условиях, войны  или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом  стоят задачи защиты страны от нападения  извне, на первый план выступает функция  страны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных  обстоятельств оказываются экономические  функции[26, c.230].

В функциях государства различных  исторических типов проявляются  и объективируются присущие им особенности  и закономерности развития динамики социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни  общества.

В связи с тем, что государство  выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.

Рассмотрим некоторые  основания (критерии) такой классификации:

Наиболее общими критериями ограничения одной функции от другой являются:

  • во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности;
  • во-вторых, обусловленная последним специфика содержания каждой функции, т.е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.

В зависимости от того, в  какой сфере общественной жизни  – внутренней или внешней –  осуществляются те или иные функции  государства, разрешению каких задач  они служат – внутриполитическим или внешнеполитическим – они  подразделяются на внутренние и внешние. Внутренняя функция государства  – это например, экономическая, экологическая  функция, развитие культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.

Среди внутренних и внешних  функция государства различаются  функции основные и не основные.

Основные функции –  это наиболее общие, важнейшие направления  деятельности государства по осуществлению  коренных стратегических задач и  целей, стоящих перед ним в  определенный исторический период.

Основным функциям государства  присущ ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее выпукло проявляется  классовая и общечеловеческая сущность государства, его социальное назначение. Достаточно сопоставить, например, такие  направления деятельности государства, как, с одной стороны, налаживания  средств связи, обеспечение ремонта  и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемией и др., с другой стороны экономическая социальная деятельность государства, осуществляемая им охрана прав и свобод человека, всех форм собственности, правопорядка, оборона  страны и др.

Во-вторых, в отличие от многочисленных государственных функций  осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (например, здравоохранение, социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя  торговля и т.д.), основные функции  относятся к деятельности государства  в целом, выполняются, хотя и в  разной мере, всеми или многими  звеньями государственного аппарата.

В-третьих, с точки зрения своего содержания и структуры основная функция носит комплексный характер, требует системного анализа. Она  воплощает сосредоточение усилий государства  на одном из решающих генеральных  направлений его внутренней или  внешней деятельности. Ее объектом является широкий круг обладающих известным  сходством общественных отношений  в какой-то определенной большой  области социальной жизни[27, c.64].

Сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его  функция, именуемых не основными  функциями. Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления  деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в  этом смысл более узкой, сфере  общественной жизни.

Необходимо помнить, что  термин «не основные» функции  условный. Его употребление правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных  функций более широкое по объему и общие по содержанию основные функции  государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством  и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов.

От основных и не основных функций государства следует  отграничивать функции органов  государства, т.е. реализация компетенции, прав и обязанностей отдельных органов  в соответствии с их местом и назначением  в государственном механизме  и политической системе общества.

Осуществление основных функций  государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных  функций и функций отдельных  государственных органов. Соотношения  между указанными разновидностями  государственных функций отражает диалектику общего, особенного и единичного в деятельности государства.

Рассмотрение понятий  основных функций государства требует  ответа на вопрос об их взаимодействия с его задачами и принципами деятельности.

Задачи и функции государства  – явление соотносимые, тесно  взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставить, ни отождествлять.

В задачах государства  определяются его социальное назначение, историческая линия в тот или  иной исторический период.

Задачи государства имеют  исходное значение по отношению к  его функциям, являются их ближайшей  непосредственной предпосылкой. В задачах  концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства[28, c.51].

В свою очередь, функции государства  представляют собой средство реализации, выполнение его задач. Задачи государства  воплощаются в жизнь посредством  осуществляющий его функций.

Не следует также смешивать  функции государства с принципами его формирования и деятельности.

В процессе исторического  развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают  вновь. Не во всех случаях они обуславливаются  свойственными определенной исторической эпохе экономической и социально-классовой  структурой общества, сущностью государства  и его социальным назначением. Поэтому  функции конкретного государства  должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному  типу государства.

Функции государства —  это магистральные направления  его деятельности (оборона страны, экономическая, экологическая и  др.). Свои функции государство осуществляет в лице своих многочисленных и  различных по характеру и структуре  государственных органов. Последние  для этих целей наделяются соответствующими полномочиями (компетенцией). Закономерно  поэтому, что функции государственных  органов уже по объему и предметнее по содержанию. При этом надо иметь  в виду следующие два обстоятельства: во-первых, одна и та же функция реализуется  не одним видом каких-либо органов, а органами, принадлежащими к различным ветвям власти. В осуществлении любой внутренней или внешней функции государства участвуют обязательно законодательные, исполнительные и правоохранительные органы; во-вторых, один и тот же орган принимает участие, как правило, в осуществлении не одной, а нескольких функций[29, c.142].

Функции государства обычно классифицируются по следующим основаниям:

1. По сферам деятельности  государства: внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение задач внутри страны, а внешние характеризуют деятельность государства на международной арене, в отношениях с другими государствами.

2. По значимости (важности) для государства и общества: главные (основные) и неглавные. Все функции, без которых государство не может обойтись, являются для него необходимыми, но на определенном, этапе развития государства или при своеобразной, может быть, экстремальной ситуации та или иная функция может стать главенствующей, приоритетной по сравнению с другими. Именно так произошло с функцией обороны нашего государства в период Великой Отечественной войны. Во время экологических катастроф в той или иной стране важнейшей (главной) функцией может стать природоохранительная (экологическая) функция государства. Бесспорно, что в нашей стране на сегодняшний день одной из главнейших функций является экономическая функция государства.

3. По времени (продолжительности)  существования — постоянные, и временные. Постоянные функции присущи государству на всем протяжении его существования. На определенном этапе его развития они могут быть в зачаточном состоянии, но тем не менее они есть. Примером может служить социальная функция, которая в рабовладельческом и феодальном государствах едва просматривалась.

Временные функции присущи  государству на том или ином этапе  его развития или при определенной ситуации. Применительно к Советскому государству в качестве такой  функции называют функцию подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов, появившуюся после Октябрьской  революции 1917 года и утратившую свое значение к середине пятидесятых  годов двадцатого столетия. Примером временной функции может служить, по-видимому, функция контроля за мерой  труда и мерой потребления  в советском обществе. Обусловленная  принудительностью труда и скудным  потребительским рынком, она наибольшее развитие получила в суровых условиях Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Временной следует считать  и функцию «ночного сторожа», присущую раннебуржуазному государству, когда  оно мало вмешивалось в экономику, а лишь обеспечивало охрану частной  собственности и правопорядка[30, c.312].

 

 

2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ ФУНКЦИЙ     ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

 

2.1 Формирование механизма  транснационального государственно-

корпоративного сорегулирования

Информация о работе Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации