Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:35, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение процессов трансформации функций государства в условиях глобализации и разработка на этой базе основных направлений их реализации и совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…….
1.1 Концептуальные подходы к проблеме глобализации ……...............
1.2Функциигосударства в контексте различных теорий ………………
7
7
19
2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ …...
2.1 Формирование механизма транснационального государственно-
корпоративного сорегулирования………………………………………..
Усиление деятельности мегаэкономических структур как составляющая функционирования современного государства……………………………………………………………...…
2.3Трансформация внешних и внутренних функций государства в условиях глобализации……………………………………………….....50
2.4 Исследование изменения социальной функции государства в ходе
прохождения преддипломной практики в медицинском центре……57
28
28
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………
63
С этих позиций оттягивание вступления Республики Казахстан вполне оправданным. ВТО является достаточно жестким принципалом, диктующим своим участникам - агентам соответствующие нормы, действия. Нашу страну не устраивает пассивная и малопривлекательная роль агента, выполняющего предписания ВТО как принципала.
Данный процесс объективно сопряжен как с выгодами, так и с издержками, которые должны быть тщательно взвешены, просчитаны и только на основе этого может быть принято решение о вступлении Казахстана в ВТО на приемлемых условиях.
Следует отметить, что наряду с международными экономическими организациями и мегаструктурами, активно влияющими на функционирование государства, свою деятельность осуществляют и межгосударственные объединения, наиболее ярким примером такого регионального межгосударственного союза является Европейский союз. История его начинается с апреля 1951 года, первоначально в его состав входили 6 стран - Франция. ФРГ. Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.
На 2004 год членами ЕС было 25 государств, Евросоюзу переданы фактически основные средства внешнеэкономической политики входящих в него государств. Это как нельзя лучше доказывает, что функции современного государства значительно трансформируются в условиях глобализации, так как расширение и усиление международной составляющей, координируемой наднациональной, фактически надгосударственной структурой неизбежно ведет к трансформации деятельности государства на макроуровне, на внутренних рынках страны. Евросоюз принял ряд ограничений, ориентиров, целевых направлений для внутренней экономической политики входящих в него стран.
Один из ориентиров - сближение уровней экономического развития стран ЕС. Это выражается в том, что в качестве цели экономической политики и «отстающих» стран-членов ЕС устанавливается средний по Евросоюзу уровень BBП на душу населения[50, c.207].
Выводы.
1.Существенной стороной глобализации является создание густой сети взаимосвязанности национальных экономик. Они разворачивают взаимное экономическое сотрудничество, постепенно становятся единым рынком и единой производственной зоной с национальными и региональными секторами. На глобальном уровне возникают новые рынки, появляются новые инструменты. формируются новые действующие лица, разрабатываются новые правила регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам сотрудничества.
2.Влияние глобализации на национальную экономику, в которой основным макроэкономическим регулятором является государство, неоднозначно. Есть позитивные последствия - страны приобретают возможность увеличения размеров рынка, и, следовательно, масштабов производства и дополнительных расходов от реализации товаров на внешних рынках, улучшения условий осуществления торговли, совершенствование внутренней инфраструктуры, внедрения новейших технологий.
Но существуют и отрицательные примеры влияния глобализации на развитие стран - часто происходит перераспределение факторов производства в пользу сильных партнеров за счет оттока ресурсов из отсталых стран. Вследствие этого можно попасть в зависимость от других стран и стать заложником кризисных явлений и финансовой нестабильности в мире. Отток ресурсов может привести к увеличению разрыва между странами лидерами и менее развитыми странами, резкому ухудшению внутренней экономической ситуации. Глобализация открывает новые возможности для криминальных групп, отмывания «грязных» денег, теневой экономики, торговли наркотиками. Потенциальный риск связан с угрозами национальному суверенитету со стороны мощных межнациональных корпораций. Разрыв между выгодами глобализации и ее издержками автор называет «провалами» глобализации.
3. Предотвращение отрицательных последствий глобализации является задачей деятельности международных организаций, в первую очередь экономических организаций МВФ, ВБ, ВТО и т.д. Особую роль в подготовке общества к процессам глобализаций и предотвращения отрицательных последствий, связанных с этим процессом, возлагается на ООН, которая в силу своего мандата является уникальным механизмом разработки принципов и норм, необходимых для использования потенциала глобализации, превращая ее в «глобализацию с человеческим лицом». Однако и национальным правительствам не следует устраняться от деятельности, связанной с прогнозированием возможных последствий глобализации, разработкой и внедрением профилактических мероприятии с целью предотвращения негативных воздействий на экономику страны.
4. Международные экономические организации «прописывают» определенные правила игры в конкретных сферах глобального экономического пространства, с которыми приходиться считаться национальным государствам при разработке макроэкономической политики. Именно в усилении деятельности данных структур, являющихся составляющей функционирования современного государстве и заключается одно из направлений трансформации присущих ему функций.
2.3 Трансформация внешних
и внутренних функций
Наряду с сущностными и содержательными элементами национального государства и права под воздействием глобальных факторов эволюционному изменению с неизбежностью будут подвергаться и все другие стороны и компоненты государственно-правовых институтов — формы государства и права, методы государственной деятельности, принципы реализации права, сфера распространения публичной власти, суверенитет государства и права.
Для того чтобы убедиться в существовании тенденции эволюционного изменения национального государства и права под воздействием процесса глобализации, достаточно рассмотреть в качестве примера функциональную сторону современного государства.
Функции государства, как известно, выражая различные аспекты его содержания, появляются вместе с государством, существуют вместе с ним как неотделимые его компоненты и исчезают по мере ухода с мировой арены национального государства. Функции государства составляют атрибутивную сторону государства, без которого они не могут существовать.
В связи с этим уместно поставить вопрос: как изменились и изменяются функции государства в связи с процессом глобализации? Что в них сохраняется из прежнего багажа и что изменяется?
Отвечая на данные вопросы, следует прежде всего обратить внимание на то, что государство в процессе осуществления своих функций, подвергаясь воздействию со стороны глобальных факторов, вовсе не является по отношению к ним, как и ко всему процессу глобализации в целом, пассивной стороной[51, c.24].
В научной литературе в связи с этим совершенно верно (применительно к процессу глобализации экономики) подмечается, что «никакие технологии или бизнес сами по себе не могут создать глобальную экономику». Главными агентами в ее становлении являются «правительства, особенно правительства стран «большой восьмерки», и их международные институты — МВФ, Всемирный банк и ВТО».
Наличие двусторонних, прямых и обратных связей между национальным государством и его руководящими органами, с одной стороны, и процессом глобализации — с другой, дает основание полагать, что не только процесс глобализации оказывает воздействие на государство и его функции. Но и, наоборот, государство в процессе своего функционирования оказывает обратное воздействие на данный процесс.
В результате такого взаимодействия изменениям подвергается как сам рассматриваемый процесс, будучи направленным в определенное русло, так и функции национального государства.
Изменения последних проявляются, во-первых, в том, что по мере вызревания новых экономических и социально-политических условий существования и функционирования национального государства с неизбежностью отмирают некоторые его старые функции, приспособленные только к прежним, исчерпавшими себя условиями существования государства.
К таковым, например, в «переходных» экономических и социально-политических системах относятся хозяйственно-организаторская функция, функция контроля за мерой труда и мерой потребления, функция борьбы за мир и мирное сосуществование двух противоборствующих между собой социалистической и капиталистической систем, культурно-воспитательная функция и др.
Во-вторых, в том, что по мере развития экономики, общества и государства в процессе их взаимодействия с факторами глобального порядка и возникновения при этом новых, касающихся подавляющего большинства стран, проблем у национального государства соответственно возникают новые, а точнее, развиваются ранее находившиеся в зачаточном состоянии функции. Это, например, экологическая функция, направленная на обеспечение государством здоровой природной среды и рационального использования хозяйствующими и иными субъектами природных ресурсов; демографическая функция, которую в отечественной и зарубежной литературе вполне обоснованно рассматривают как отпочковавшуюся от других и приобретшую за последние годы самостоятельность; функция социальной защиты населения, или, что одно и то же, социальная функция; и др.
И в-третьих, в том, что
под воздействием процесса глобализации
существенному изменению
В особенности это касается
экономической функции
Исторический опыт и элементарный здравый смысл убедительно доказывают, что государство при любых обстоятельствах, включая те, которые создаются под воздействием глобальных факторов, не может обойтись без экономической функции, стоять в стороне от экономики и полностью отказаться от регулирования экономики. Тем более это относится к настоящему периоду развития экономики, общества и государства, когда, как подмечают исследователи, «быстрорастущая автономия глобализированных рынков подрывает власть государства и его способность контролировать свою собственную экономическую судьбу».
Уход государства из сферы
экономики, полный отказ от экономической
функции и регулирования
К тому же, как свидетельствует опыт реформирования экономики многих стран, включая Казахстан, представление о существовании причинно-следственной связи между сокращением участия государства в перераспределении национального дохода и увеличением темпов экономического роста является необоснованным. Нет прямой связи, как об этом утверждают сторонники неолиберальной концепции, между уменьшением государственного вмешательства в экономику, т. е. сокращением экономической функции государства, и прогрессирующим развитием экономики. Все зависит от конкретных условий и факторов, оказывающих влияние на развитие экономики, а вместе с ней — общества и государства.
Однако у механизма взаимосвязи и взаимодействия государства и экономики, составляющего важную часть содержания экономической функции государства, есть и другая сторона. Суть ее заключается в том, что чрезмерное вмешательство государства в экономику, непомерная зарегулированность экономики являются не менее пагубными для нее, а вместе с тем — для государства и общества, чем полный уход государства из экономики и отсутствие какого-либо государственного регулирования экономики.
В связи с этим в условиях
глобализации, определяя содержание
экономической функции
Как показывает рыночный опыт
высокоразвитых в этом отношении
стран, где в условиях глобализации
происходит, как отмечают исследователи,
не свертывание экономической роли
государства вопреки
В числе последних доминирующую роль играют финансовые рычаги воздействия государства на сферу экономики: государственный бюджет; финансовая, налоговая, таможенная и кредитная политика; политика цен и доходов; государственные заказы и займы; прямая финансовая помощь субъектам хозяйственных отношений; экспортная и импортная политика; и др.
Среди методов осуществления
экономической функции
Информация о работе Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации