Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 16:35, дипломная работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение процессов трансформации функций государства в условиях глобализации и разработка на этой базе основных направлений их реализации и совершенствования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ…….
1.1 Концептуальные подходы к проблеме глобализации ……...............
1.2Функциигосударства в контексте различных теорий ………………


7
7
19
2 ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ
ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ …...
2.1 Формирование механизма транснационального государственно-
корпоративного сорегулирования………………………………………..
Усиление деятельности мегаэкономических структур как составляющая функционирования современного государства……………………………………………………………...…
2.3Трансформация внешних и внутренних функций государства в условиях глобализации……………………………………………….....50
2.4 Исследование изменения социальной функции государства в ходе
прохождения преддипломной практики в медицинском центре……57

28

28


38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
61

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

63

Файлы: 1 файл

ПЛАН.docx

— 171.73 Кб (Скачать)

С этих  позиций  оттягивание   вступления   Республики Казахстан вполне   оправданным.   ВТО   является  достаточно жестким принципалом, диктующим своим участникам - агентам соответствующие нормы, действия. Нашу страну не устраивает пассивная и малопривлекательная роль агента, выполняющего предписания ВТО как принципала.

Данный процесс объективно сопряжен как с  выгодами, так и с издержками,  которые должны  быть тщательно взвешены, просчитаны и только на основе этого может быть принято решение о вступлении Казахстана в ВТО на приемлемых условиях.

Следует отметить, что наряду с международными экономическими организациями      и      мегаструктурами,      активно      влияющими на функционирование государства, свою деятельность осуществляют и межгосударственные объединения, наиболее ярким примером такого регионального межгосударственного союза является Европейский союз. История его начинается с апреля 1951 года, первоначально в его состав входили 6 стран - Франция. ФРГ. Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

На 2004 год членами ЕС было 25 государств, Евросоюзу переданы фактически основные средства внешнеэкономической политики входящих в него государств. Это как нельзя лучше доказывает, что функции современного государства значительно трансформируются в условиях глобализации, так как расширение и усиление международной составляющей, координируемой наднациональной, фактически надгосударственной структурой неизбежно ведет к трансформации деятельности государства на макроуровне, на внутренних рынках страны. Евросоюз принял ряд ограничений, ориентиров, целевых направлений для внутренней экономической политики входящих в него стран.

Один из ориентиров - сближение уровней экономического развития стран ЕС. Это выражается в том, что в качестве цели экономической политики и «отстающих» стран-членов ЕС устанавливается средний по Евросоюзу уровень BBП на душу населения[50, c.207].

 Выводы.

1.Существенной стороной глобализации является создание густой сети взаимосвязанности национальных экономик. Они разворачивают взаимное экономическое сотрудничество, постепенно становятся единым рынком и единой   производственной    зоной    с   национальными    и   региональными секторами.  На глобальном  уровне  возникают новые  рынки,  появляются новые      инструменты.       формируются      новые      действующие      лица, разрабатываются новые правила регулирования международных отношений в    виде    многосторонних    соглашений    по    вопросам    сотрудничества.

2.Влияние   глобализации   на   национальную   экономику,   в   которой основным     макроэкономическим     регулятором     является     государство, неоднозначно.   Есть   позитивные   последствия   -   страны       приобретают возможность   увеличения   размеров   рынка,   и, следовательно,   масштабов производства и дополнительных расходов от реализации товаров на внешних рынках, улучшения условий осуществления торговли,  совершенствование внутренней инфраструктуры, внедрения новейших технологий.

Но существуют и отрицательные примеры влияния глобализации на развитие стран - часто происходит перераспределение факторов производства в пользу сильных партнеров за счет оттока ресурсов из отсталых стран. Вследствие этого можно попасть в зависимость от других стран и стать заложником кризисных явлений и финансовой нестабильности в мире. Отток ресурсов может привести к увеличению разрыва между странами лидерами и менее развитыми странами, резкому ухудшению внутренней экономической ситуации. Глобализация открывает новые возможности для криминальных групп, отмывания «грязных» денег, теневой экономики, торговли наркотиками. Потенциальный риск связан с угрозами национальному    суверенитету    со    стороны    мощных    межнациональных корпораций. Разрыв между выгодами глобализации и ее издержками автор называет «провалами» глобализации.

3.   Предотвращение  отрицательных последствий глобализации является задачей   деятельности   международных   организаций,  в первую   очередь экономических   организаций       МВФ,   ВБ,   ВТО   и   т.д.   Особую   роль в подготовке    общества    к    процессам    глобализаций    и    предотвращения отрицательных последствий, связанных с этим процессом,  возлагается  на ООН,  которая в силу своего мандата является  уникальным  механизмом разработки принципов и норм, необходимых для использования потенциала глобализации,   превращая   ее   в   «глобализацию   с   человеческим   лицом». Однако   и   национальным   правительствам   не   следует    устраняться   от деятельности,    связанной   с   прогнозированием   возможных    последствий глобализации, разработкой и внедрением профилактических мероприятии с целью предотвращения негативных воздействий на экономику страны.

4.      Международные     экономические     организации     «прописывают» определенные     правила     игры     в     конкретных     сферах     глобального экономического     пространства,     с     которыми     приходиться     считаться национальным государствам при разработке макроэкономической политики. Именно    в    усилении    деятельности    данных    структур,     являющихся составляющей функционирования современного государстве и заключается одно из направлений трансформации присущих ему функций.

 

 

2.3 Трансформация внешних  и внутренних функций государства в условиях глобализации

 

 

Наряду с сущностными  и содержательными элементами национального  государства и права под воздействием глобальных факторов эволюционному изменению с неизбежностью будут подвергаться и все другие стороны и компоненты государственно-правовых институтов — формы государства и права, методы государственной деятельности, принципы реализации права, сфера распространения публичной власти, суверенитет государства и права.

Для того чтобы убедиться  в существовании тенденции эволюционного изменения национального государства и права под воздействием процесса глобализации, достаточно рассмотреть в качестве примера функциональную сторону современного государства.

Функции государства, как известно, выражая различные аспекты его содержания, появляются вместе с государством, существуют вместе с ним как неотделимые его компоненты и исчезают по мере ухода с мировой арены национального государства. Функции государства составляют атрибутивную сторону государства, без которого они не могут существовать.

В связи с этим уместно  поставить вопрос: как изменились и изменяются функции государства в связи с процессом глобализации? Что в них сохраняется из прежнего багажа и что изменяется?

Отвечая на данные вопросы, следует прежде всего обратить внимание на то, что государство в процессе осуществления своих функций, подвергаясь воздействию со стороны глобальных факторов, вовсе не является по отношению к ним, как и ко всему процессу глобализации в целом, пассивной стороной[51, c.24].

В научной литературе в  связи с этим совершенно верно (применительно к процессу глобализации экономики) подмечается, что «никакие технологии или бизнес сами по себе не могут создать глобальную экономику». Главными агентами в ее становлении являются «правительства, особенно правительства стран «большой восьмерки», и их международные институты — МВФ, Всемирный банк и ВТО».

Наличие двусторонних, прямых и обратных связей между национальным государством и его руководящими органами, с одной стороны, и процессом глобализации — с другой, дает основание полагать, что не только процесс глобализации оказывает воздействие на государство и его функции. Но и, наоборот, государство в процессе своего функционирования оказывает обратное воздействие на данный процесс.

В результате такого взаимодействия изменениям подвергается как сам  рассматриваемый процесс, будучи направленным в определенное русло, так и функции национального государства.

Изменения последних проявляются, во-первых, в том, что по мере вызревания новых экономических и социально-политических условий существования и функционирования национального государства с неизбежностью отмирают некоторые его старые функции, приспособленные только к прежним, исчерпавшими себя условиями существования государства.

К таковым, например, в «переходных» экономических и социально-политических системах относятся хозяйственно-организаторская функция, функция контроля за мерой труда и мерой потребления, функция борьбы за мир и мирное сосуществование двух противоборствующих между собой социалистической и капиталистической систем, культурно-воспитательная функция и др.

Во-вторых, в том, что по мере развития экономики, общества и  государства в процессе их взаимодействия с факторами глобального порядка и возникновения при этом новых, касающихся подавляющего большинства стран, проблем у национального государства соответственно возникают новые, а точнее, развиваются ранее находившиеся в зачаточном состоянии функции. Это, например, экологическая функция, направленная на обеспечение государством здоровой природной среды и рационального использования хозяйствующими и иными субъектами природных ресурсов; демографическая функция, которую в отечественной и зарубежной литературе вполне обоснованно рассматривают как отпочковавшуюся от других и приобретшую за последние годы самостоятельность; функция социальной защиты населения, или, что одно и то же, социальная функция; и др.

И в-третьих, в том, что  под воздействием процесса глобализации существенному изменению подвергаются сохраняющиеся у национального  государства в новых условиях его традиционные функции.

В особенности это касается экономической функции государства, которая весьма существенно изменяется не только в своем содержании, но и в методах ее осуществления.

 Исторический опыт  и элементарный здравый смысл убедительно доказывают, что государство при любых обстоятельствах, включая те, которые создаются под воздействием глобальных факторов, не может обойтись без экономической функции, стоять в стороне от экономики и полностью отказаться от регулирования экономики. Тем более это относится к настоящему периоду развития экономики, общества и государства, когда, как подмечают исследователи, «быстрорастущая автономия глобализированных рынков подрывает власть государства и его способность контролировать свою собственную экономическую судьбу».

Уход государства из сферы  экономики, полный отказ от экономической  функции и регулирования экономики  обернулись бы неминуемым крахом в  силу неизбежного хаоса и ничем  не сдерживаемой конкурентной борьбы как для глобализированной экономики, так и для самого государства[52, c.205].

К тому же, как свидетельствует  опыт реформирования экономики многих стран, включая Казахстан, представление о существовании причинно-следственной связи между сокращением участия государства в перераспределении национального дохода и увеличением темпов экономического роста является необоснованным. Нет прямой связи, как об этом утверждают сторонники неолиберальной концепции, между уменьшением государственного вмешательства в экономику, т. е. сокращением экономической функции государства, и прогрессирующим развитием экономики. Все зависит от конкретных условий и факторов, оказывающих влияние на развитие экономики, а вместе с ней — общества и государства.

Однако у механизма  взаимосвязи и взаимодействия государства  и экономики, составляющего важную часть содержания экономической  функции государства, есть и другая сторона. Суть ее заключается в том, что чрезмерное вмешательство государства  в экономику, непомерная зарегулированность экономики являются не менее пагубными  для нее, а вместе с тем —  для государства и общества, чем  полный уход государства из экономики и отсутствие какого-либо государственного регулирования экономики.

В связи с этим в условиях глобализации, определяя содержание экономической функции национального  государства, весьма важным представляется не допускать крайностей в отношениях государства с экономикой, определить разумные правовые пределы государственного вмешательства в экономику, обусловленные «балансом интересов государства и хозяйствующих субъектов», взять на вооружение такие методы и подходы к регулированию экономики, которые «не просто соответствуют меняющимся потребностям экономики и общества, но и отвечают реальным возможностям страны».

Как показывает рыночный опыт высокоразвитых в этом отношении  стран, где в условиях глобализации происходит, как отмечают исследователи, не свертывание экономической роли государства вопреки предсказаниям  сторонников неолиберальной концепции, а «смена акцентов экономической  деятельности, изменение хозяйственных  функций государства, активизация  его участия в борьбе за обеспечение  для страны более выгодной ниши в  мирохозяйственной системе», — в  этих условиях наиболее оптимальным  и оправданным подходом к решению  проблем взаимодействия государства  и экономики был бы такой подход, который дозволял бы государству  органически сочетать административные методы руководства экономикой с  «чисто рыночными», экономическими методами[49, c.302].

В числе последних доминирующую роль играют финансовые рычаги воздействия  государства на сферу экономики: государственный бюджет; финансовая, налоговая, таможенная и кредитная  политика; политика цен и доходов; государственные заказы и займы; прямая финансовая помощь субъектам хозяйственных отношений; экспортная и импортная политика; и др.

Среди методов осуществления  экономической функции государства  в условиях глобализации весьма важное значение имеют, кроме того,, методы «корректировки правил глобальной конкуренции» на внутреннем рынке в национальных интересах. Это: государственный контроль над природными ресурсами и ключевыми  отраслями экономики; защита внутреннего  рынка и защита интересов отечественных  производителей на внешнем рынке; предотвращение финансовых спекуляций, жесткий контроль за денежной системой и валютными  операциями в стране; принятие мер, направленных на «выращивание предприятий — национальных лидеров, конкурентно способных на мировом рынке»; и др.

Информация о работе Основные напрвления трансформации функций государства в условиях глобализации