Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:33, курсовая работа
Целью написания работы является исследование нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения потребителей и выявление «пробелов» в данном законодательстве. Данная цель предполагает решение следующих задач, согласно которым необходимо:
Дать понятие и выявить значение правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров.
Выявить основные требования, предъявляемые к правовому регулированию защиты прав потребителей при продаже товаров.
Рассмотреть виды ответственности за нарушение законодательства о защите
Статьей 3 ГК (п. 2) установлено, что гражданское законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные ГК. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.6
Закон в основном содержит нормы гражданского права, регулирующие имущественные отношения между гражданами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в нем имеются также нормы других отраслей права (государственного, административного и др.), устанавливающие полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и т.д., то есть регулирующие отношения, не подпадающие под действие гражданского законодательства. При применении этих норм Закона следует руководствоваться основополагающими законами соответствующих отраслей права.
Упомянутое новое содержание понятия «гражданское законодательство» полностью реализовано в ст. 1 Закона, где ГК закреплен как основополагающий закон для отношений в области защиты прав потребителей.
В редакции ст. 1 1996 г. сохранен приоритетный характер Закона по отношению к другим федеральным законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей: другие законы должны приниматься в соответствии с ним и не могут ему противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы Закона.
Под иными правовыми актами Российской Федерации согласно ГК понимаются указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Эти акты не входят в состав понятия «законодательство». Они должны приниматься в соответствии с ГК и Законом и не могут им противоречить. В случае коллизии должны применяться нормы ГК и Закона. ГК предоставляет Президенту Российской Федерации право регулировать гражданские правоотношения в полном объеме, т.е. указы Президента могут быть изданы по любому вопросу гражданского права (следовательно, и в области защиты прав потребителей), за исключением отношений, регулирование которых может осуществляться только федеральными законами: ограничение перемещения товаров и услуг на территории РФ; отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; защита определенных нематериальных благ (прав и свобод человека).
Статьей 3 ГК предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента Российской Федерации.
В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами Российской Федерации, то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. При этом необходимо учитывать, что специальные законы, принятые до введения в действие части второй ГК РФ, применяются к указанным правоотношениям в части, не противоречащей ГК РФ и Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».
При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли - продажи, необходимо иметь в виду, что, исходя из п. 3 ст. 492 и ГК РФ, к отношениям по указанным договорам применяются положения ГК РФ об этих видах договоров (ст. ст. 492 - 505 ГК РФ), общие положения ГК РФ о договорах купли - продажи, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 ГК РФ (п. 5 ст. 454), а также положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной ГК РФ.
В редакции Закона 1996 года сохранена норма, запрещающая Правительству РФ поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
Таким образом, обязательные правила, касающиеся защиты прав потребителей, могут приниматься исключительно законодательным органом, Президентом РФ и Правительством РФ в установленных случаях. Всякие акты в указанной области, принятые какими-либо иными государственными органами, должны признаваться незаконными и отменяться в установленном порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года №359 министерствам и ведомствам Российской Федерации предложено до 1 августа 1992 года отменить ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения в области прав потребителей. При этом ведомственные нормативные акты, регулирующие отношения по вопросам, отнесенным Законом к компетенции Правительства Российской Федерации, действуют до принятия Правительством Российской Федерации решений по данному вопросу, поскольку они не противоречат Закону.
Это, разумеется, не означает, что федеральные органы исполнительной власти не вправе принимать вообще никаких актов, связанных с Законом. Напротив, в некоторых случаях это является их прямой обязанностью, вытекающей из их компетенции и смысла Закона. Так, например, в соответствии с главой 4 Закона органы, упомянутые в ней, должны принимать ведомственные акты о порядке организации работы по реализации представленных им полномочий. Однако эти акты должны носить чисто внутренний характер, не затрагивающий ни материального, ни процессуального права в области защиты прав потребителей.
В связи с тем, что согласно Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, из редакции Закона 1996 г. исключены ранее содержавшиеся в нем полномочия республик в составе РФ по регулированию отдельных вопросов в области защиты прав потребителей. Какие-либо полномочия других субъектов РФ и органов местного самоуправления Законом не предусматривались.
Таким образом, согласно ст. 1 Закона отношения в области защиты прав потребителей могут регулироваться исключительно актами федерального уровня.
При применении ст. 1 Закона следует иметь ввиду, что согласно ст. 4 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с ГК применяются законы и акты РФ, Основы гражданского законодательства СССР и Союзных республик, иные акты законодательства СССР, поскольку они не противоречат новому ГК. Изданные до введения в действие части первой ГК нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ, Правительства СССР по вопросам, которые согласно ГК должны регулироваться федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих законов. Аналогичное правило установлено Законом о введении в действие части второй ГК.7
Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом «О защите прав потребителей», для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Продавец обязан передать потребителю, качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
Одним из важнейших прав потребителя, провозглашенных Законом, является право на получение товаров надлежащего качества, под которой понимается продукция, соответствующая по качеству требованиям, установленным в соответствии со ст. 4 Закона.
Четкое определение этого понятия имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за продукцию ненадлежащего качества (с недостатками). Содержание этого понятия не является неизменным.
Гражданский кодекс РСФСР (ст. 245, не действующая с 01.03.96) устанавливал, что качество проданной вещи должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре - обычно предъявляемым требованиям. Вещь, продаваемая торговой организацией, должна соответствовать стандарту, техническим условиям или образцам, если иное не вытекает из характера данного вида купли - продажи (в редакции 1987 года).
Закон, в первоначальной редакции ст. 4, сохранил определенную преемственность в критериях качества товара, но вместе с тем внес существенные новшества. Во-первых, были установлены единые критерии требований к качеству товаров. В прежнем законодательстве качество работ и услуг в основном определялось условиями договора и обычно предъявляемыми требованиями и, в меньшей степени, - требованиями стандартов.
Во-вторых, Закон распространил требования соответствия товара стандартам на все товары независимо от того, где они продаются, - в торговой организации или гражданином в порядке предпринимательской деятельности.
В-третьих, Гражданский кодекс РСФСР отсылал к обычно предъявляемым требованиям в тех случаях, когда требования о качестве договором вообще не предусмотрены.
Закон придал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное значение, не зависящее от наличия или отсутствия в договоре условия о качестве. Такое решение является целесообразным, поскольку имеются обычные требования, включение которых в нормативную документацию выглядело бы странным ввиду их общеизвестности.
В-четвертых, Закон дополнительно к традиционным формам определения качества продукции (договор, стандарты) ввел новый весьма важный критерий - информация о продукции. Информация о потребительских свойствах продукции не является для нашей промышленности чем-то совершенно новым. И раньше можно было увидеть на отдельных товарах, в частности на упаковке пищевых продуктов, химикатов, лекарств и др. такую информацию. Однако она не играла той роли, которую ей придал Закон, - одного из необходимых критериев качества.
Следует отметить, что предусмотренные в первоначальной редакции ст. 4 правила применения обычных требований к качеству товара не совпадали с соответствующими формулировками Основ гражданского законодательства СССР и Союзных республик, принятыми в 1991 году, которые были ближе к ГК РСФСР.
В редакции 1996 г. в ст. 4 Закона произошли дальнейшие существенные изменения критериев качества товара.
Содержание ст. 4 практически полностью (почти текстуально) соответствует ст. 469 ГК, регулирующей качество товара, реализуемого по договору купли - продажи. Однако ст. 4 Закона регулирует качество не только товаров, но также работ и услуг.
Такое механическое перенесение критериев качества товаров на регулирование качества услуг в Законе ничем не оправдано, тем более что в ГК впервые оказание услуг регулируется самостоятельно.
В соответствии со ст. 783 ГК к договору о возмездном оказании услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде, если это не противоречит специальным статьям о договоре возмездного оказания услуг, а также особенностям предмета договора.
Таким образом, качество услуг должно определяться по критериям, установленным ст. 721 ГК: условия договора; при отсутствии или неполноте условий договора о качестве - требования, обычно предъявляемые к услугам соответствующего рода; обязательные требования стандартов.
Нетрудно заметить, что критерии качества товаров (ст. 469 ГК) и услуг (ст. 721 ГК) совпадают, за исключением критерия обычных требований к качеству. В ст. 721 ГК он сохранен (для работ и услуг), а в ст. 469 ГК (для товаров) и в ст. 4 (п. 2) Закона (для товаров, работ и услуг) - заменен целями использования.
Структура ст. 4 заимствована из Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик (ст. 76). Однако при изложении статьи в Законе были утрачены некоторые детали, что привело к возникновению ряда проблем. Основным критерием качества вновь определен договор, являющийся наиболее естественной юридической формой закрепления отношений потребителя и продавца (исполнителя).
ГК предусмотрены два новых вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием гражданина - потребителя: публичный договор и договор присоединения.
Согласно ст. 426 ГК публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Практически речь идет о всех договорах с участием гражданина - потребителя. Организация, как правило, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена товаров, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.