Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:33, курсовая работа
Целью написания работы является исследование нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения потребителей и выявление «пробелов» в данном законодательстве. Данная цель предполагает решение следующих задач, согласно которым необходимо:
Дать понятие и выявить значение правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров.
Выявить основные требования, предъявляемые к правовому регулированию защиты прав потребителей при продаже товаров.
Рассмотреть виды ответственности за нарушение законодательства о защите
В целях защиты прав потребителей в новом Кодексе предусмотрено несколько новых составов административных правонарушений.
Административный штраф налагается за:
В соответствии со ст. 150.3 старого Кодекса обман потребителей является административным правонарушением, если ущерб, причиненный потребителю в результате обмана, не превышает сумму 10 руб. Столь низкая граница ущерба во многом ограничивала применение административной ответственности по данной статье. В новом Кодексе подобные ограничения сняты.
После 1 июля 2002 г. обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей будет признаваться административным правонарушением независимо от размера причиненного потребителю ущерба27. Штраф за обман потребителей будет взыскиваться в размере: от 5 до 10 МРОТ – для граждан, от 10 до 20 МРОТ – для должностных лиц, от 100 до 200 МРОТ – для юридических лиц.
В несколько раз увеличились административные штрафы за нарушение порядка ценообразования28. Их максимальный размер составляет теперь 500 МРОТ.
Уголовным кодексом РФ, введенным в действия с 1 января 1997 г., предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью29.
Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно – по размеру ущерба, причиненного потребителю.
Объектом преступления, предусмотренного ст. 200 УК, являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами товаров. С объективной стороны данное преступление состоит в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или ином обмане потребителя. Диспозиция этой статьи содержит примерный перечень способов обмана. Обязательным признаком объективной стороны является совершение обмана потребителей в значительном размере, под которым, в соответствии с примечанием к ст. 200 УК, понимается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть МРОТ.
Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного питания, бытового, коммунального и иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место торговли. Оконченным преступление считается с момента совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.
Субъективная сторона выражена прямым умыслом. Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товар или оказывающих услуги, либо индивидуальные предприниматели.
Ч. 2 ст. 200 УК предусматривает ответственность за обман потребителей, совершенный:
Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 238 УК внесены изменения и дополнения, а именно:
Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает право потребителя на безопасность товаров, факультативного – имущественное право потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.
Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в производстве, хранении, перевозке, сбыте товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Причем ответственность за хранение и перевозку наступает только в случае, если они осуществлялись в целях сбыта.
Состав данного преступления является материальным. Уголовная ответственность наступает в случае наступления преступных последствий.
Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Неосторожность, в соответствии со ст. 26 УК, как форма вины состоит в совершении деяния по легкомыслию или небрежности. Сами действия совершаются умышленно, однако отношение к последствиям должно быть неосторожным, поскольку на это прямо указывается в ст. 238 УК. Субъект данного преступления является специальным.
Квалифицирующий состав ст. 238 УК включает 4 признака:
Ч. 3 ст. 238 УК устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.
Известно, что защита прав потребителей одна из основных задач любого цивилизованного государства. В любой политической ситуации, люди продолжают приобретать продукты, пользоваться различными услугами, а следовательно, нуждаются в защите своих потребительских прав.
Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения по защите прав потребителей является Закон РФ «О защите прав потребителей». Учитывая то, что в Закон на протяжении всего периода его существования не раз вносились изменения, становится ясным, что с развитием общественных отношений обязательно динамизируется нормативная база. Закон является мощным регулятором отношений между потребителем и предпринимателем. На его основе принято большое количество подзаконных актов, призванных конкретизировать и разъяснять положения Закона. С принятием Закона в России начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляет собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством, основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных обременений, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке. Вместе с тем, очевидно, что с принятием Закона не могли быть урегулированы все вопросы, касавшиеся проблем их защиты в конкретных областях потребительского обслуживания. Поэтому его принятие было призвано, с одной стороны, распространить общие положения о защите прав потребителей на все сферы их взаимоотношений с производителями товаров и услуг, а с другой стороны, создать благоприятные условия для дальнейшего совершенствования отраслевого и комплексного законодательства.
Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и иного обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребителей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Правительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Законом РФ «О защите прав потребителей». Защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Ныне действующая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» - несомненно прогрессивный, гораздо более зрелый, совершенный нормативный акт по сравнению с ранее действовавшим. Он поставил российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов, стал более приближенным к реалиям жизни, успешно применяется для регулирования сложных правоотношений, возникающих в специфической области, коей является потребительский рынок.
Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и регулирование ответственности и последствий при продаже товаров ненадлежащего качества.
В целом же развитие законодательства в области правового положения потребителей находится на благоприятном пути, изучение норм и практики позволяет говорить о том, что законодательство работает, применяется и развивается.