Общая характеристика правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является исследование нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения потребителей и выявление «пробелов» в данном законодательстве. Данная цель предполагает решение следующих задач, согласно которым необходимо:
Дать понятие и выявить значение правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров.
Выявить основные требования, предъявляемые к правовому регулированию защиты прав потребителей при продаже товаров.
Рассмотреть виды ответственности за нарушение законодательства о защите

Файлы: 1 файл

ЗПП.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

В целях защиты прав потребителей в новом Кодексе предусмотрено несколько новых составов административных правонарушений.

Административный штраф налагается за:

  • нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе, о продавце;
  • включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя;
  • непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом26.

В соответствии со ст. 150.3 старого Кодекса обман потребителей является административным правонарушением, если ущерб, причиненный потребителю в результате обмана, не превышает сумму 10 руб. Столь низкая граница ущерба во многом ограничивала применение административной ответственности по данной статье. В новом Кодексе подобные ограничения сняты.

После 1 июля 2002 г. обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара  или иной обман потребителей будет признаваться административным правонарушением независимо от размера причиненного потребителю ущерба27. Штраф за обман потребителей будет взыскиваться в размере: от 5 до 10 МРОТ – для граждан, от 10 до 20 МРОТ – для должностных лиц, от 100 до 200 МРОТ – для юридических лиц.

В несколько раз увеличились административные штрафы за нарушение порядка ценообразования28. Их максимальный размер составляет теперь 500 МРОТ.

2.4 Уголовная ответственность за нарушение потребительского законодательства

Уголовным кодексом РФ, введенным в действия с 1 января 1997 г., предусмотрена ответственность за нарушение прав потребителей, связанных с качеством товара и его безопасностью29.

Отграничение административной ответственности от уголовной проходит по последствиям, а именно – по размеру ущерба, причиненного потребителю.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 200 УК, являются общественные отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами товаров. С объективной стороны данное преступление состоит в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара или ином обмане потребителя. Диспозиция этой статьи содержит примерный перечень способов обмана. Обязательным признаком объективной стороны является совершение обмана потребителей в значительном размере, под которым, в соответствии с примечанием к ст. 200 УК, понимается обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, превышающей одну десятую часть МРОТ.

Местом совершения преступления признаются предприятия торговли, общественного питания, бытового, коммунального и иного обслуживания независимо от форм собственности, любое иное место торговли. Оконченным преступление считается с момента совершения любого из предусмотренного диспозицией деяния.

Субъективная сторона выражена прямым умыслом. Субъект преступления специальный: работники организаций, реализующих товар или оказывающих услуги, либо индивидуальные предприниматели.

Ч. 2 ст. 200 УК предусматривает ответственность за обман потребителей, совершенный:

  • лицом, ранее судимым за обман потребителей. Таковым считается лицо, ранее осуждавшееся за преступление, предусмотренное ст. 200 УК, если судимость не снята или не погашена в соответствии со ст. 86 УК РФ;
  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Обман потребителей признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если он был осуществлен двумя и более лицами, заранее договорившимися о совместном его совершении. Организованной, в соответствии с ч. 3 ст. 35 УК, признается устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений;
  • в крупном размере. В соответствии с примечанием к ст. 200 УК крупным размером признается ущерб в сумме не менее одного МРОТ.

Федеральным законом РФ «О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. в ст. 238 УК внесены изменения и дополнения, а именно:

  • изменено наименование статьи. Если раньше она называлась «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности», то теперь она называется «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»;
  • в соответствии с новым наименованием изменена редакция ч. 1;
  • исключено требование наступления последствия в виде неосторожного причинения вреда здоровью человека, как необходимого условия наступления ответственности;
  • ч. 2 дополнена двумя пунктами;
  • вместо квалифицирующего обстоятельства в виде причинения по неосторожности вреда здоровью двух и более лиц предусмотрено последствие в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью либо смерти человека;
  • в ч. 2 исключен п. «в», содержащий выше представленную формулировку;
  • в санкции ч. 2 максимальный срок лишения свободы увеличен с 5 до 6 лет, а также предусмотрена конфискация имущества30.

Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 238 УК, является здоровье населения, в качестве дополнительного объекта выступает право потребителя на безопасность товаров, факультативного – имущественное право потребителя, установленный законом порядок сертификации продукции, здоровье и жизнь потребителей. Предметом преступления выступают товары, не отвечающие требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается в производстве, хранении, перевозке, сбыте товаров, не отвечающих требованиям безопасности. Причем ответственность за хранение и перевозку наступает только в случае, если они осуществлялись в целях сбыта.

Состав данного преступления является материальным. Уголовная ответственность наступает в случае наступления преступных последствий.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Неосторожность, в соответствии со ст. 26 УК, как форма вины состоит в совершении деяния по легкомыслию или небрежности. Сами действия совершаются умышленно, однако отношение к последствиям должно быть неосторожным, поскольку на это прямо указывается в ст. 238 УК. Субъект данного преступления является специальным.

Квалифицирующий состав ст. 238 УК включает 4 признака:

  • действия совершены в отношении товаров, предназначенных для детей в возрасте до 6 лет;
  • совершение деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • совершение деяний неоднократно. Понятие неоднократности дано в ст. 16 УК. Неоднократность – совершение двух и более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК;
  • действия повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека. Согласно ст. 111 УК, под тяжким вредом здоровью понимается такое повреждение, которое в момент причинения является опасным для жизни или повлекло утрату ряда функций организма или органов и другие тяжкие последствия.

Ч. 3 ст. 238 УК устанавливает ответственность за действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

 

Заключение

Известно, что защита прав потребителей одна из основных задач любого цивилизованного государства. В любой политической ситуации, люди продолжают приобретать продукты, пользоваться различными услугами, а следовательно, нуждаются в защите своих потребительских прав.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим отношения по защите прав потребителей является Закон РФ «О защите прав потребителей». Учитывая то, что в Закон на протяжении всего периода его существования не раз вносились изменения, становится ясным, что с развитием общественных отношений обязательно динамизируется нормативная база. Закон является мощным регулятором отношений между потребителем и предпринимателем. На его основе принято большое количество подзаконных актов, призванных конкретизировать и разъяснять положения Закона. С принятием Закона в России начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляет собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством, основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных обременений, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке. Вместе с тем, очевидно, что с принятием Закона не могли быть урегулированы все вопросы, касавшиеся проблем их защиты в конкретных областях потребительского обслуживания. Поэтому его принятие было призвано, с одной стороны, распространить общие положения о защите прав потребителей  на все сферы их взаимоотношений с производителями товаров и услуг, а с другой стороны, создать благоприятные условия для дальнейшего совершенствования отраслевого и комплексного законодательства.

Правовое регулирование отношений граждан- потребителей товаров и услуг с организациями, осуществляющими деятельность в сфере торговли, бытового и иного обслуживания, регулируется не только Законом РФ «О защите прав потребителей», но и принятыми в соответствии с ним иными законодательными актами Правительства РФ, а также другими законами, содержащими нормы потребительского законодательства. Нормы потребительского право содержаться не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется Законом РФ «О защите прав потребителей». Защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.

Ныне действующая редакция Закона РФ «О защите прав потребителей» - несомненно прогрессивный, гораздо более зрелый, совершенный нормативный акт по сравнению с ранее действовавшим. Он поставил российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов, стал более приближенным к реалиям жизни, успешно применяется для регулирования сложных правоотношений, возникающих в специфической области, коей является потребительский рынок.

Закон, наряду с расширением прав потребителей, устанавливает ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и регулирование ответственности и последствий при продаже товаров ненадлежащего качества.

В целом же развитие законодательства в области правового положения потребителей находится на благоприятном пути, изучение норм и практики позволяет говорить о том, что законодательство работает, применяется и развивается.

 

Список используемых источников и литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Рид Групп, 2012.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]/Консультант плюс [справочно-поисковая система]
  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. [Электронный ресурс]//Консультант плюс [справочно-поисковая система]
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]/Консультант плюс [справочно-поисковая система]
  5. О лицензировании отдельных видов деятельности: ФЗ РФ от 25 сентября 1998 года. [Электронный ресурс]/Консультант плюс [справочно-поисковая система]
  6. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., от 27 июня, 16 октября, 25 ноября 2006, 25 октября 2007, 23 июля 2008, 3 июня, 23 ноября 2009, 27 июня, 18 июля 2011, 25 июня 2012 [Электронный ресурс] / Гарант: [справочно-поисковая система]
  7. Постановление Пленума Верховного Суда от 29 сентября 1994 г. № 7. [Электронный ресурс]/Консультант плюс [справочно-поисковая система]
  8. Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике от 4 апреля 1996 г. [Электронный ресурс]//Консультант плюс [справочно-поисковая система]
  9. Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации»О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях») (утв. приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160 [Электронный ресурс]/Консультант плюс [справочно-поисковая система]
  10. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление от 29 сентября 1994 года № 7 (в редакции Постановления Пленума от 17 января 1997 года № 2). [Электронный ресурс]/ Гарант: [справочно-поисковая система]
  11. Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара: Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 [Электронный ресурс]/Консультант плюс [справочно-поисковая система]
  12. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли / Л.П. Дашков– М.: Дашков и Ко, 2010.
  13. Защита прав потребителей. Учебно-практическое пособие / А.С. Долбилин, Ф.Р. Шахурина, Г.Н. Цыкоза. - М.:Маркетинг, 2001.
  14. Гражданское право./Под ред. А.П. Сергеева, В.К. Толстого. – М.: Проспект, 2008.
  15. Закон «О защите прав потребителей». Практический комментарий. - М.: КонфОП, 2005.
  16. Как защитить свои права? / Под ред. С.М. Малахова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  17. Киселев Ю.В. Защита прав потребителей и ответственность за их нарушение / Ю.В.  Киселев / Финансовая газета. Региональный выпуск. – 1999. - № 13.
  18. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Я.Е. Парций - М.: 2002 .

Информация о работе Общая характеристика правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров