Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:33, курсовая работа
Целью написания работы является исследование нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения потребителей и выявление «пробелов» в данном законодательстве. Данная цель предполагает решение следующих задач, согласно которым необходимо:
Дать понятие и выявить значение правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров.
Выявить основные требования, предъявляемые к правовому регулированию защиты прав потребителей при продаже товаров.
Рассмотреть виды ответственности за нарушение законодательства о защите
Содержание
О защите прав потребителей в России впервые заговорили в середине 80-х годов. Формальным поводом послужило принятие в 1985 г. Генеральной ассамблеей ООН «Руководящих принципов для защиты прав потребителей». Подписавшись под этим документом, Россия была вынуждена принимать меры для формирования собственного потребительского законодательства и создания системы органов защиты по защите прав потребителей.
С тех пор прошло более 20 лет. За это время ситуация в области защиты прав потребителей изменилась кардинально. Сформировалась система государственных и общественных органов по защите прав потребителей, приняты и действуют многочисленные нормы потребительского законодательства, изменилось поведение потребителей.
Целью написания работы является исследование нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения потребителей и выявление «пробелов» в данном законодательстве. Данная цель предполагает решение следующих задач, согласно которым необходимо:
Объектом курсовой работы является правовое регулирование защиты прав потребителей при продаже товаров, предметом – законодательство о Защите прав потребителей и применение права в практике.
В разъяснении ГАК «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» говорится, что «законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем-гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли-продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) – с другой стороны»1.
Важным моментом при определении положения потребителя является характеристика понятия термина «потребитель» в соответствии с действующим законодательством. Таковое дается в преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей». Итак, потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Следует заметить, что в ранее действующей редакции потребителем признавался гражданин, приобретающий товары исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Уточнение Закона о том, что эти нужды не должны быть связаны с извлечением прибыли, рассматривались многими правоприменительными органами как чисто вспомогательное, разъясняющее значение основного понятия – «личные (бытовые) нужды». Такому пониманию термина «потребитель» способствовали и многие подзаконные акты. Например, Правила предоставления гостиничных услуг в РФ вообще не содержали упоминания о том, что личные (бытовые) нужды не должны быть связаны с извлечением прибыли. Неясным было и использование термина «прибыль» применительно к отношениям с участием граждан: многие рассматривали этот термин как означающий любой доход, который получает гражданин от приобретаемого товара (работы, услуги).
Но чтобы определить, могут ли к соответствующим отношениям применяться нормы законодательства о защите прав потребителей, в первую очередь необходимо установить, являются ли нужды, для которых гражданин приобретает товары, личными (бытовыми). На законодательном уровне понятие «личные (бытовые) нужды» разъяснено не было.
По смыслу Закона в ранее действовавшей редакции потребителем считался гражданин, заказывающий услуги для любых целей. Главное, чтоб эти цели не были направлены на извлечение прибыли и не противоречили действовавшему законодательству.
Такому пониманию понятия «потребитель» соответствовали и Разъяснения ГАК РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», утвержденные приказом от 20 мая 1998 года № 160 (с изменениями от 11 марта 1999 года). В них указывалось: «Термин «прибыль» надо понимать в соответствии со ст. 2 ГК РФ как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли».
Так как указанное понимание Закона разделялось далеко не всеми, в него было решено внести изменение, в соответствии с которым под потребителем понимается гражданин, приобретающий товары «исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Эта формулировка была взята из ст. 492 ГК РФ, определяющей договор розничной купли-продажи как договор, по которому «продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
Таким образом, после внесения изменения в Закон акцент при определении понятия «потребитель» однозначно переносится на выяснение того, связаны ли нужды, для которых приобретаются товары, с осуществлением предпринимательской деятельности. По своему характеру эти нужды могут быть любыми, в том числе личными, бытовыми, семейными, домашними и т.д. Если раньше по указанным признакам в соответствии со ст. 492 ГК РФ потребитель определялся лишь для договора розничной купли-продажи, то теперь эти признаки должны применяться для всех видов договоров, заключаемых между гражданами и субъектами предпринимательской деятельности.
Пример: если человек купил себе компьютер, на котором пишется статья и получается гонорар - то все равно человек пользовался компьютером в личных целях. А вот если он купил пять материнских плат, пять процессоров с целью собрать компьютеры и перепродать и при этом покупатель числится, скажем, зарегистрированным частным предпринимателем, то в этом случае он уже под действие закона не подпадает - и с продавцом ему надо будет разбираться в рамках гражданско-правовых взаимоотношений. Также не будет потребителем гражданин, который приобретает товары для организаций и за их счет. Например, фотограф, которому издательство оплатило новую фотокамеру, по закону потребителем не является, и все претензии должны решаться в споре между издательством и продавцом. Другое дело, что обычно подобные факты продавцу не известны и выясниться могут только в случае судебного разбирательства, однако помнить об этом стоит.
Из определения понятия «потребитель» следует, что закон применяется лишь тогда, когда дело касается граждан - физических лиц. При этом права граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства защищаются законом одинаково. Если же товары или услуги приобретаются юридическим лицом, то в этом случае применяются нормы общегражданского законодательства (то есть тот же Гражданский кодекс и иже с ним). Ведь интересы организаций всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты, товароведы и т. д.). К тому же, как известно, в спор «двух хозяйствующих субъектов» государство у нас не вмешивается. Потребитель же, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищаться самостоятельно. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать его интересы путем принятия соответствующих законов и создания специализированных органов, следящих за их соблюдением2.
Надо отметить, что потребитель - это не только гражданин, который уже приобрел товар и использует его, но и тот, кто только собирается это сделать. То есть, обратившись к продавцу с просьбой показать товар и рассказать о его свойствах, вы уже становитесь потребителем. Отказ продавца в данной ситуации может расцениваться как нарушение закона.
Кроме того, можно сделать и еще один вывод: закон считает потребителем не только гражданина, который приобретает товар, но и того, кто непосредственно этим товаром пользуется.
Продавцом может считаться только юридическое лицо или частный предприниматель, имеющие право на осуществление торговли как вида деятельности. То есть закон не будет действовать в том случае, когда продавцом является человек, продающий что-то из своих личных вещей, а также когда продавец не имеет право официально заниматься торговлей - например, если он не зарегистрирован. В подобной ситуации защитниками выступают Гражданский, Административный или Уголовный кодексы, но никак не Закон о защите прав потребителей.
Одним из основных определений, которыми оперирует закон, является определение понятия недостатка товара, которое будет рассмотрено ниже.
В п. 1 статьи 1 Закона о защите прав потребителей перечислены следующие нормативные акты, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей: «Гражданский кодекс РФ, Закон о защите прав потребителей, иные федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации»3.
К нормам ГК РФ, которые регулируют отношения в сфере защиты прав потребителя в случаях продажи товаров потребителю, относят, прежде всего, нормы § 2 главы 30 «Розничная купля-продажа». Это подтверждается п. 3 ст. 492 и п. 3 ст. 730 ГК РФ, где говорится, что к отношениям по данным договорам применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принимаемые в соответствии с ними.
Закон о защите прав потребителей должен применяться независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации, если он:
1) конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статьи 8-10 Закона);
2) регулирует отношения, не урегулированные
Гражданским кодексом
3) предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Кодекс допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, п.1 ст.394 ГК РФ)4.
Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). Поэтому кроме Закона о защите прав потребителей и иных федеральных законов и правовых актов РФ на практике наибольший интерес для потребителя представляют утверждаемые постановлениями Правительства РФ различные правила, перечни, положения, а также акты, устанавливающие обязательное лицензирование и сертификацию отдельных видов товаров и услуг.
Например: Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720; Перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720; Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013; Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. № 1263; Порядок доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства утвержден постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 435; Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 481; Примерные правила работы предприятия розничной торговли и Основные требования к работе мелкорозничной сети, утвержденные письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. №1-314/32-9; Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55;
Источником законодательства о защите прав потребителей могут быть международные договоры. Правила международного договора применяются, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены Законом о защите прав потребителей.
Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.
В первой редакции Закона аналогичная статья называлась «Законодательство о защите прав потребителей».5 Изменение названия статьи, в частности, связано с введением в действие нового ГК и изменением в нем содержания понятия «законодательство».
На различных этапах в состав законодательства включались наряду с законами (законодательными актами) также указы соответствующих государственных органов, постановления правительства и даже акты министерств и ведомств.