Общая характеристика правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания работы является исследование нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения потребителей и выявление «пробелов» в данном законодательстве. Данная цель предполагает решение следующих задач, согласно которым необходимо:
Дать понятие и выявить значение правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров.
Выявить основные требования, предъявляемые к правовому регулированию защиты прав потребителей при продаже товаров.
Рассмотреть виды ответственности за нарушение законодательства о защите

Файлы: 1 файл

ЗПП.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

Гражданская ответственность наступает:

  • за предоставление ненадлежащей информации о товаре, об изготовителе, исполнителе, продавце;
  • за вред, причиненный вследствие недостатков товаров;
  • за просрочку требований потребителей;
  • за нарушение исполнителем сроков;
  • за другие нарушения, вытекающие из договорных отношений.

Важность для потребителя (исполнителя, продавца) подчеркивается установлением в Законе специальной ответственности за нарушения в этой области. Для наступления ответственности необходимо установление причинной связи между предоставлением неверной или неполной информации и последствиями, предусмотренными ст. 12 Закона, а именно:

  • приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами;
  • невозможность использования приобретенного товара по назначению;
  • возникновение недостатков товара после передачи его потребителю;
  • причинение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя.

Изготовитель, исполнитель, продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы, должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Продавец размещает указанную информацию на вывеске. Указанная информация должна быть доведена до сведения потребителей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Информация о товарах  в обязательном порядке должна содержать:

  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний;
  • цену и условия приобретения товаров;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары  по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров;
  • информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям безопасности представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

Изготовитель, продавец не может быть освобожден от ответственности, даже если появление недостатка вызвано объективными действиями самого потребителя.

В результате предоставления недостоверной или неполной информации о товаре может наступить причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также природным объектам. Закон предусматривает различные последствия причинения вреда вышеперечисленным объектам. В первом случае вред возмещается по правилам ст. 14 Закона (в полном объеме, в течение установленного срока службы или годности товара, а если срок не установлен – в течение 10-ти лет со дня передачи товара потребителю или с даты изготовления товара), а во втором - возмещаются убытки.

Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг, предусмотрена ст. 14 Закона. Вред как основание ответственности – это материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального права и/или умалении нематериального блага. В Законе предусмотрено право потерпевшего обратиться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара. Закон устанавливает исключительную ответственность изготовителя в случае, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении товара, если такое использование придало товару качества, послужившие причиной вреда.

Для наступления такой ответственности не требуется наличия вины. Вред возмещается в полном объеме. Способами возмещения вреда, в соответствии со ст. 1082 ГК РФ, являются: возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков.

В новой редакции Закона, как и в старой, присутствует ответственность всех обязанных лиц за нарушение сроков устранения недостатков, замены товаров, а также вновь установлена ответственность за нарушение сроков выполнения денежных требований. Денежные требования, в основном, выражаются в виде неустойки. В соответствии со ст. 330 ГК РФ, неустойка – определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства15. Неустойка в размере 1 % за каждый день просрочки исчисляется от цены товара, которая, в свою очередь, определяется по месту удовлетворения требований потребителя на день добровольного удовлетворения или вынесения решения судом.

Вне зависимости от взыскания неустойки потребитель вправе предъявлять любое требование, предусмотренное ст. 18 Закона.

В случае просрочки сроков выполнения работ, услуг потребитель вправе предъявить одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 28 Закона:

  • назначение исполнителю нового срока;
  • поручение выполнения работы другому лицу за разумную цену или выполнение работы самостоятельно за счет исполнителя;
  • расторжение договора.

Последствия нарушения сроков предусмотрены п. 5 ст. 28 Закона: исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час) просрочки неустойку в размере 3 % цены выполнения работы, а если цена не определена – общей цены заказа.

Закон ограничивает взыскание неустойки периодом взыскания в зависимости от характера на рушения и по размеру (абз. 2, 3 п. 5 ст. 28).

Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона. Она подлежит применению в тех случаях, когда законодательством не предусмотрены иные правила ответственности. Ст. 13 Закона регулирует вопросы гражданско-правовой ответственности контрагентов потребителя.

Ответственность одной стороны договора связана с правом другой стороны на защиту своих интересов. Способы защиты гражданских прав определены в ст. 12 ГК РФ:

  • признание права;
  • восстановление положения, существовавшего да нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскание неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иные способы, предусмотренные законом.

Наиболее часто в Законе упоминается такой вид ответственности, как возмещение убытков16. Убытки потребителю возмещаются в полной сумме и взыскиваются независимо от взыскания неустойки и сверх нее17.

По общему правилу гражданская ответственность наступает при наличии вины лица, не исполнившего обязательство либо исполнившего его ненадлежащим образом. В гражданском законодательстве действует презумпция виновности должника, когда обязанность доказывать отсутствие вины лежит именно на должнике. Поэтому потребителю достаточно доказать факт приобретения товара, работы, услуги у конкретного лица18. Наиболее общий случай установления ответственности без вины предусмотрен п. 3 ст. 401 ГК РФ, в соответствии с которой лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если иное не предусмотрено законом или договором. Такое исключение предусмотрено, например, ст. 15 Закона, регламентирующей ответственность за причинение морального вреда потребителю. Предприниматель может быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что это произошло вследствие неодолимой силы, а также иным основаниям, предусмотренным законом. Согласно ст. 401 ГК РФ под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (землетрясение, наводнение, иные природные стихийные бедствия, а также общественные явления – войны, забастовки, эпидемии и т.п.). К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

2.3 Ответственность по административному законодательству за правонарушения в сфере потребительского законодательства

Необходимость принятия нового Кодекса назрела уже давно, ведь действующий в настоящее время КоАП РСФСР во многом устарел. Это касается в первую очередь составов административных правонарушений. Так, в действующем Кодексе в составе административных правонарушений можно обнаружить такие «обыденные» на сегодня деяния, как:

– незаконная продажа гражданами товаров или иных предметов, не произведенных ими, по ценам, превышающим действующие государственные розничные цены на эти товары или предметы19;

  • мелкая спекуляция20;
  • скупка в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице21;
  • участие в азартных играх22;
  • приставание к иностранным гражданам с целью приобретения вещей23 и некоторые другие.

Напомним, что старый КоАП РСФСР содержит только одну главу, которой предусмотрена ответственность за административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, – главу 12 «Административные правонарушения в области торговли и финансов». В ней перечислено тридцать составов административных правонарушений. С введением в действие нового Кодекса количество наказуемых деяний увеличится до пятидесяти одного, т.е. почти в два раза. Помимо увеличения общего количества составов административных правонарушений предпринимателей ожидает множество других нововведений, о которых мы расскажем ниже.

Пожалуй, самым главным разочарованием для предпринимателей станет то, что размеры санкций за административные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности значительно увеличатся.

Если по старому Кодексу самым большим штрафом за правонарушения в области торговли и финансов являлась сумма в 100 МРОТ, т.е. 10 тыс. руб. (ст. 146.3, 146.4 и др. КоАП РСФСР), то с 1 июля 2002 г. размер максимального штрафа за правонарушения в указанной сфере увеличится до 1000 МРОТ (статьи 14.17, 14.18, 14.23 и др. нового Кодекса), что на сегодняшний день составляет сумму в 100 тыс. руб. А в исключительных случаях штраф, налагаемый на юридическое лицо, может достигать 5000 МРОТ (п. 3 ст. 3.5 нового Кодекса).

Напомним, что с 1 января 2001 г. и до настоящего времени для исчисления административных штрафов минимальный размер оплаты труда признается равным 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Следует обратить внимание индивидуальных предпринимателей на то обстоятельство, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное24. Для них максимальный размер штрафа составляет 200 МРОТ25.

Теперь перейдем непосредственно к составам административных правонарушений, за совершение которых субъекты предпринимательской деятельности будут нести административную ответственность.

Согласно ст. 14.4 Кодекса административным правонарушением будет признаваться продажа некачественного товара, как это было ранее (см. ст. 146.4 старого Кодекса). Максимальный штраф в этом случае составит: для граждан – 15 МРОТ, для должностных лиц – 30 МРОТ, для юридических лиц – 300 МРОТ.

Данной статьей предусмотрен также административный штраф за продажу товаров (причем не только продовольственных) без сертификата соответствия, удостоверяющего безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей. Такое правонарушение признается более тяжким и, следовательно, влечет за собой более серьезное наказание. Максимальный размер штрафа увеличивается до 25 МРОТ – для граждан, до 50 МРОТ – для должностных лиц и до 500 МРОТ – для юридических лиц, а товар, реализуемый с нарушением санитарных правил, может быть конфискован.

Информация о работе Общая характеристика правового регулирования защиты прав потребителей при продаже товаров