Защита прав потребителей при продаже товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Основной обязанностью продавца в сфере защиты прав потребителей является предоставление товара покупателю надлежащего качества. Статьей 4 Закона о защите прав потребителей установлено, что надлежащим качеством товара будет являться:
- соответствие его договору;

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
1
Защита прав потребителей при продаже товаров
3
2
СИТУАЦИЯ
16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

защита прав потребителе.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1

Защита  прав потребителей при продаже товаров

3

2

СИТУАЦИЯ

16

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

18

     



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Защита прав потребителей при продаже товаров

 

Основной обязанностью продавца в сфере защиты прав потребителей является предоставление товара покупателю надлежащего качества. Статьей 4 Закона о защите прав потребителей установлено, что надлежащим качеством товара будет являться:

- соответствие его  договору;

- пригодность для использования  в целях, для которых такой  товар обычно применяется;

- пригодность для использования  в целях, для которых такой  товар приобретается покупателем  (покупатель в таком случае  должен поставить в известность  продавца о целях приобретения  товара);

- соответствует образцу  или описанию (при продаже товара по образцу или описанию);

- соответствует обязательным  требованиям, предъявляемым к  товару, установленным законодательством.

Во исполнение названных  положений к качеству товара, законодателем  для продавцов и изготовителей  товара предусмотрены дополнительные требования:

- товар должен быть  безопасным для жизни, здоровья  потребителя, окружающей среды,  а также не причинял вред  имуществу потребителя в каждодневном  его применении (статья 7 Закона о  защите прав потребителей);

- на товар в некоторых случаях обязательно установление срока службы, срока годности, гарантийного срока (статья 5 Закона о защите прав потребителей, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года №720 «Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению»);

- обязательно раскрытие  информации как об изготовителе  и продавце, так и о товаре. При этом необходимо учитывать,  что по отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (например, Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 года №481 «Об утверждении перечня товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний», от 15 августа 1997 года №1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию Российской Федерации непродовольственных товарах информации на русском языке»).

Продавец или изготовитель, осуществивший реализацию товара ненадлежащего  качества, несет в соответствии с  законодательством ряд неблагоприятных  последствий.

Последствия продажи  товара ненадлежащего качества

Согласно статье 18 Закона о защите прав потребителей потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения  недостатков товара или возмещения  расходов на их исправление  потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения  покупной цены;

- замены на товар  аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой  же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом  покупной цены;

- возврата уплаченной  за товар денежной суммы, то есть отказаться от исполнения договора купли-продажи (по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками).

(Письмо Управления  Федеральной налоговой службы  Российской Федерации (далее - УФНС Российской Федерации) по городу Москве от 22 декабря 2006 года №20-12/115051, Письмо Минфина Российской Федерации от 11 декабря 2006 года №03-11-02/274, от 19 января 2007 года №03-03-06/1/16).

Помимо этого, потребитель  вправе потребовать также полного  возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом о защите прав потребителей, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Вышеназванные требования потребитель вправе предъявить непосредственно продавцу либо изготовителю.

Однако при этом состав требований, предъявляемых к продавцу и к изготовителю, различен. В  соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона о защите прав потребителей к продавцу может быть предъявлено любое  из упомянутых требований, а к изготовителю в соответствии с пунктом 3 указанной статьи - одно из следующих требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей:

- о безвозмездном устранении  недостатков товаров или возмещении  расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- о замене на такой  же товар аналогичной марки  (модели, артикула).

Вместо предъявления одного из этих требований потребитель  вправе возвратить изготовителю товар  ненадлежащего качества и потребовать  возврата уплаченной за него суммы.

Требования, предусмотренные  пунктом 3 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, могут быть предъявлены  к изготовителю независимо от того, был ли продан товар продавцом, уполномоченным изготовителем на продажу его  товаров (продавцом, который реализовывал товар на основании договора, заключенного с изготовителем) или неуполномоченным (продавцом, не заключавшим такого договора).

В случаях, предусмотренных  пунктами 2 и 3 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе предъявить требования не только непосредственно к продавцу (изготовителю) товара, но и к организациям, выполняющим функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним.

Под организациями, выполняющими функции продавца (изготовителя), понимаются организации, с которыми продавцом (изготовителем) заключены договоры на выполнение определенных действий по выполнению обязательств продавца (изготовителя), предусмотренных указанной статьей. При этом в соответствии с договором организациям может быть поручено выполнение одного, нескольких или всех требований потребителя, предусмотренных указанной статьей.

В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров  требования потребителя об их замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене на такие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров.

При этом, существенным недостатком товара признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Вместо предъявления требований о замене товара потребитель вправе в соответствии с гражданским законодательством отказаться от исполнения договора розничной купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 года №575 «Об утверждении перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков».

Указанный перечень включает:

1. Автотранспортные средства  и номерные агрегаты к ним;

2. Мотоциклы, мотороллеры;

3. Снегоходы;

4. Катера, яхты, лодочные  моторы;

5. Холодильники и морозильники;

6. Стиральные машины  автоматические;

7. Персональные компьютеры  с основными периферийными устройствами;

8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

Пунктом 4 статьи 18 Закона о защите прав потребителей установлено, что в случае обнаружения недостатков  товара, свойства которого не позволяют  устранить их, потребитель по своему выбору вправе потребовать от продавца (уполномоченной организации или  уполномоченного индивидуального предпринимателя):

- замены товара на  товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар  другой марки (модели, артикула) с  соответствующим перерасчетом покупной  цены;

- соразмерного уменьшения  покупной цены;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

От изготовителя (уполномоченной организации или уполномоченного  индивидуального предпринимателя, импортера) потребитель по своему выбору вправе потребовать замены товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) или возврата уплаченной за него денежной суммы.

На основании пункта 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей требования потребителя рассматриваются  при предъявлении потребителем товарного  или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, технического паспорта или иного заменяющего его документа.

Товарный, кассовый чеки являются документами, подтверждающими  факт заключения договора купли - продажи  товара. В соответствии со статьей 493 ГК РФ наряду с указанными документами к документам, подтверждающим факт заключения договора, относятся также иные документы, подтверждающие оплату товара. Например, к таким документам может быть отнесена эксплуатационная документация, в которой сделана отметка об оплате. Соответственно, вместо товарного или кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора могут быть представлены и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара.

В соответствии со статьей 493 ГК РФ отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий, которые оцениваются судом в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (пункт 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»).

Необходимо также иметь  в виду, что данный в пункте 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей перечень документов, которые должны быть представлены потребителем при предъявлении требований, не является исчерпывающим.

В отдельных случаях  законами, иными правовыми актами, в частности, правилами продажи  отдельных видов товаров, утверждаемыми  Правительством Российской Федерации, могут быть предусмотрены и другие документы, которые продавец обязан выдать потребителю при продаже товаров. В этом случае продавец (изготовитель) вправе потребовать предоставления ему всех документов, предусмотренных указанными правовыми актами. Кроме этого, в зависимости от того, какие требования предъявляются потребителем, продавец (изготовитель) может потребовать, а потребитель - представлять и другие документы, имеющие значение для рассмотрения требования потребителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества. Кроме того, согласно указанному пункту при возникновении спора о причинах, вызвавших недостатки товара, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Необходимо иметь в  виду, что проверка качества товара - понятие более широкое и может  включать в себя проведение экспертизы. Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.

По соглашению между  потребителем и продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, поскольку пункт 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей предусматривает проведение экспертизы за счет продавца.

При решении вопроса о том, имело  ли место нарушение сроков удовлетворения требований потребителей, необходимо иметь в виду, что проверка качества (экспертиза), предусмотренная пунктом 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, должна быть произведена продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), в пределах сроков, установленных статьями 20, 21, 22 Закона о защите прав потребителей для удовлетворения предъявленных требований.

Информация о работе Защита прав потребителей при продаже товаров