Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 16:30, курсовая работа
Защита прав потребителей является очень важным элементом внутренней политики любого государства, желающего снизить социальную напряженность общества и повысить уровень благосостояния своих граждан.
В развитых странах, к тому же, зашита прав потребителей является и важной частью жизни общества, представляя собой совокупность способов защиты интересов каждого отдельного гражданина и групп граждан от недобросовестных производителей.
К сожалению, употребление рядовыми гражданами законодательно установленных возможностей защиты своих прав и интересов как потребителей товаров и услуг зачастую приводит к негативным для них последствиям.
С другой стороны, развитая система защиты прав потребителей в государстве служит основой деятельности мошенников, специализирующихся на шантаже продавцов и производителей продукции.
Таким образом, система защиты прав потребителей сегодня является предметов всевозможных споров и, к сожалению, катализатором общественных волнений.
Введение 2
Глава 1. Законодательство по защите прав потребителей. 4
1.1. Становление и развитие системы защиты прав потребителей. 4
1.2. Система потребительского законодательства в РБ. 9
Глава 2. Реализация основных прав потребителей при торговом обслуживании. 13
2.1. Потребитель в системе правовых отношений при торговом обслуживании. 13
2.2. Реализация основных прав потребителей при торговом обслуживании. 15
Глава 3. Организация защиты прав потребителей при продаже товаров. 17
3.1. Порядок обмена товаров ненадлежащего качества. 17
3.2. Порядок возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара. 19
Заключение 22
Список использованной литературы: 24
Защита прав потребителей является очень важным элементом внутренней политики любого государства, желающего снизить социальную напряженность общества и повысить уровень благосостояния своих граждан.
В развитых странах, к тому же, зашита прав потребителей является и важной частью жизни общества, представляя собой совокупность способов защиты интересов каждого отдельного гражданина и групп граждан от недобросовестных производителей.
К сожалению, употребление рядовыми гражданами законодательно установленных возможностей защиты своих прав и интересов как потребителей товаров и услуг зачастую приводит к негативным для них последствиям.
С другой стороны, развитая система защиты прав потребителей в государстве служит основой деятельности мошенников, специализирующихся на шантаже продавцов и производителей продукции.
Таким образом, система защиты прав потребителей сегодня является предметов всевозможных споров и, к сожалению, катализатором общественных волнений.
Все вышеперечисленное не оставляет сомнений в актуальности темы данной работы.
Задачей данной курсовой работы является анализ существующей на сегодняшний день в Республике Беларусь системы защиты прав потребителей при покупке ими различных товаров и определение ее положительных и отрицательных черт.
Цель работы — определение возможных путей реорганизации системы защиты прав потребителей для более полного ее соответствия своему назначению.
Цель и задача работы обусловили ее структуру.
Методологической
базой курсовой работы послужили
материалы периодической
.
Глава 1. Законодательство по защите прав потребителей.
Эволюция защиты прав потребителей (consumerism) берет свое начало в Соединенных Штатах Америки. Первый протест потребителей, подтвержденный документально, произошел в штате Массачусетс в 1775 г. Продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. Постепенно на проблему защиты прав потребителей обращает внимание государство и формирует законодательную базу для этой защиты.
В начале ХХ века большой упор делался на сферу питания и производства товаров питания. В это время была написана знаменитая книга «Джунгли», которая рассказывала о стандартах безопасности, которые надо соблюдать при производстве мясных продуктов, указывала на то, к каким последствиям для здоровья могут привести нарушения технологии. Книга имела большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что на законодательном уровне было принято решение о создании государственного органа, который был назван «Администрация по надзору за питанием и медикаментами». Этот орган до сих пор остается одним из ведущих государственных органов в сфере защиты потребителей в США.
Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства — президент США Джон Кеннеди 15 марта 1962 г. обратился к парламенту и одновременно к общественным организациям с призывом признать за потребителями четыре основных права:
— право на безопасность товаров и услуг;
— право на информацию;
— право на выбор товаров и услуг на конкурентной основе;
— право быть выслушанным.
Провозглашенные Дж. Кеннеди права потребителей явились фундаментальными, на их защиту и в настоящее время ориентированы правительства государств мирового сообщества.
Благодаря
настойчивости американцев в отстаивании
своих прав сформирована эффективная
защита прав потребителей в США.
Значимую роль в деле защиты прав потребителей
сыграли и играют общественные объединения
потребителей. В настоящее время самым
крупным считается Consumers International.
Международная
организация союзов потребителей (International
organization of consumers unions) была образована в 1960
г. небольшой группой
Членами CI являются 224 потребительские организации из 120 стран мира (данные на 1998 г.). В CI входят две организации Республики Беларусь: Белорусское общество защиты потребителей (БОЗП) и Минское общество защиты потребителей.
У
CI есть две главные задачи. Первая:
представлять точку зрения потребителя
на международных
В основе политики CI лежат восемь основополагающих прав потребителя:
На современном этапе развития потребительского движения Consumers International, с учетом изменившегося положения потребителя на мировом рынке и в мировом сообществе в целом, выработала новые стратегические направления деятельности:
В 1973 г. Европейский союз на 25—й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей. 9 апреля 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей (резолюция 39/248 Генеральной Ассамблеи). К числу основополагающих прав потребителей ООН относит:
— защиту от ущерба здоровью;
— право на безопасность;
— охрану их экономических интересов;
— право на информацию;
— просвещение потребителей;
— наличие эффективных процедур рассмотрения жалоб;
— право на здоровую окружающую среду;
— право на выражение своих интересов.
Согласно названному документу государства берут на себя обязательства по защите прав интересов населения на рынке товаров и услуг. Республика Беларусь, являясь полноправным членом мирового сообщества, присоединилась к Решению ООН, подписала вышеуказанную Резолюцию.
Руководящие принципы для защиты интересов потребителей предусматривают, с одной стороны, систему государственной защиты интересов потребителей на национальном уровне, с другой — право независимой общественно—правовой защиты этих интересов со стороны организаций потребителей. Одним из первых результатов реализации Руководящих принципов в нашей стране явилось образование в 1989 г. Белорусского общества защиты потребителей (БОЗП), представляющего собой национальное общественное движение потребителей в защиту прав и законных интересов по удовлетворению запросов на качественные товары, работы, услуги.
Общественное потребительское движение получило сильную правовую поддержку после выхода Закона СССР «О защите прав потребителей», который начал действовать с 1 января 1992 г., когда государства СССР как такового уже не существовало. Однако законодательство СССР, не противоречащее законодательству независимых государств, действовало в Республике Беларусь до принятия аналогичного Закона.
Важным
вкладом в становление и развитие
национального общественного потребительского
движения явилось принятие по инициативе
БОЗП Закона Республики Беларусь «О защите
прав потребителей», вступившего в законную
силу с 1 января 1994 г. С этого момента начался
новый этап развития национального потребительского
движения в Беларуси.
Главным нормативно–правовым актом, регулирующим организацию защиты прав потребителей в Республике Беларусь, является закон «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 г.
Он определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей. Закон также регулирует отношения, возникающие между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы или услуги) для личных и бытовых, семейных или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организациями либо индивидуальными предпринимателями, производящими товары или выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям, а также реализующими товары потребителям при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском или гостиничном обслуживании и тому подобных договорах.
Кроме того, закон «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на:
а также определяет механизм реализации этих прав.
Закон «О защите прав потребителей» также содержит следующие понятия и их определения:
Информация о работе Организация защиты прав потребителей при продаже товаров