Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является Организация защиты прав потребителей при продаже товаров.
Задачи курсовой работы изучить:
1. Зарождение и развитие движения потребителей.
2. Права потребителей в Республике Беларусь.
3. Организация защиты прав потребителей при продаже товаров.
4. Государственная защита прав потребителей в Республике Беларусь.
5. Обеспечение прав потребителей на розничном торговом объекте.
Введение
Защита прав потребителей заключается в информировании о товарах и услугах, имеющихся на рынке, об их изготовителях (исполнителях, продавцах). Кроме того, законодательство предусматривает имущественную (гражданско-правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.
Под "потребителем" следует понимать не только гражданина, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданина, пользующегося ими.
Изготовителями, продавцами, исполнителями могут быть организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности, а также индивидуальные предприниматели. Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать только из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности, из договоров купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения, найма жилого помещения, подряда, проката, перевозки граждан, их багажа и грузов, комиссии, хранения, из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя-гражданина, договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по туристскому обслуживанию и т.д.) и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.
Одним из существенных факторов развития экономики, как это, ни парадоксально, является законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав потребителей.
Предметом изучения является, организация защиты прав потребителей при продаже товаров.
Объектом служит магазин «Крыница».
Целью курсовой работы является Организация защиты прав потребителей при продаже товаров.
Задачи курсовой работы изучить:
1. Зарождение и развитие движения потребителей.
2. Права потребителей в Республике Беларусь.
3. Организация защиты прав потребителей при продаже товаров.
4. Государственная защита
прав потребителей в
5. Обеспечение прав потребителей на розничном торговом объекте.
Глава1.
Зарождение и развитие движения потребителей.
15 марта было учреждено
как Всемирный день прав
Национальное общественное движение потребителей
в Республике Беларусь имеет свои этапы
развития. В бывшем СССР с 1937 г. до середины
80-х гг. действовало Положение о добровольных
обществах и их союзах, которое запрещало
создание общественных организаций, ставящих
своей задачей защиту правовых и экономических
интересов своих членов. Поэтому начало
первого этапа национального движения
можно определить серединой 80-х гг. Это
был период формирования общественного
движения потребителей, развития сознания,
что потребитель является главным действующим
лицом на потребительском рынке. В июле
1989 года по инициативе граждан было создано
Общественное объединение «Белорусское
общество защиты прав потребителей».
Второй этап – это период 1991-1994 гг., когда
произошло разделение республик бывшего
СССР на независимые государства. Общественное
потребительское движение получило сильную
правовую поддержку после выхода Закона
СССР «О защите прав потребителей», который
начал действовать с 1 января 1992 г., когда
государства СССР как такового уже не
существовало. Однако законодательство
СССР действовало в Республике Беларусь
до принятия аналогичного Закона, который
вступил в действие с 1 января 1994 года.
С этого момента начался третий этап развития
потребительского движения в Беларуси
на основе законодательства и создания
многочисленной сети национальных организаций
по защите прав потребителей. Главная
задача этих организаций – содействовать
демократическому переустройству Беларуси,
переходу к рыночным отношениям, где потребитель
должен занять прочное положение на рынке
товаров, работ, услуг, а, следовательно,
содействовать реализации прав человека
на достойную жизнь. Вот только демократические
реформы после 1994 года начали свёртываться,
а на смену им пришла «диктатура пролетариата».
С 25 июля 2002 года вступила в силу новая
редакция Закона.
Глава 2.
Права потребителей в Республике Беларусь.
2.1. Система потребительского законодательства в Республике Беларусь.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и их определения:
Потребительская кооперация - система потребительских обществ, их союзов и созданных ими в целях удовлетворения материальных (имущественных) и иных потребностей членов потребительских обществ и населения Республики Беларусь унитарных предприятий и учреждений;
потребительское общество -
добровольное объединение граждан
либо граждан и юридических лиц
в форме потребительского кооператива
с целью удовлетворения их материальных
(имущественных) и иных потребностей,
осуществляемое путем объединения
его членами имущественных
союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ, их союзов, созданное в целях координации деятельности и защиты общих имущественных интересов;
Кооперативный участок - часть потребительского общества, объединяющая определенное количество членов потребительского общества по территориальному и (или) производственному признакам;
член потребительского общества
- гражданин или юридическое
уполномоченный
вступительный взнос - денежные
средства, вносимые гражданином или
юридическим лицом при
паевой взнос - имущественный взнос, выраженный в денежной и (или) неденежной форме, вносимый гражданином или юридическим лицом в порядке, определяемом уставом потребительского общества;
паевой фонд - совокупность паевых взносов членов потребительского общества;
членский взнос - денежные средства, вносимые ежегодно членами союзов потребительских обществ для обеспечения деятельности этих союзов;
дополнительный взнос - денежные средства, вносимые членами потребительского общества по решению общего собрания (собрания уполномоченных) потребительского общества для покрытия убытков, в порядке, определенном законодательством и уставом потребительского общества.
Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о потребительской кооперации
Отношения, возникающие в области создания и деятельности потребительской кооперации, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Настоящий Закон не распространяется на производственные кооперативы, а также на иные специализированные кооперативы (гаражные, жилищно-строительные и др.).
Если ратифицированным и вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные задачи потребительской кооперации.
Основными задачами потребительской кооперации являются:
организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
закупка у граждан, в том
числе индивидуальных предпринимателей,
и юридических лиц
производство
оказание платных услуг населению;
организация рынков для торговли товарами;
создание и развитие проектных, научных, производственных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных, транспортных и иных организаций;
создание и развитие санаторно-курортных учреждений;
создание и развитие учебных
заведений в целях подготовки
специалистов для организаций
осуществление внешнеэкономической деятельности;
осуществление иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
Статья 4. Государство и потребительская кооперация
Настоящий Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки потребительских обществ, их союзов с учетом их социальной значимости. Государство обеспечивает защиту интересов потребительских обществ, их союзов, способствует их дальнейшему развитию и осуществляет контроль за их деятельностью.
Потребительская кооперация
взаимодействует с
В целях широкого обсуждения наиболее важных вопросов потребительской кооперации могут проводиться конференции и съезды, порядок созыва и проведения которых определяется органом, принявшим решение об их проведении.
Статья 5. Наименование потребительского общества, союза потребительских обществ.
Наименование потребительского общества должно содержать наименование территории (района) по месту его нахождения и слова "потребительское общество".
Наименование областных союзов потребительских обществ должно включать наименование области по месту их нахождения и слова "областной союз потребительских обществ".
Республиканский союз потребительских обществ именуется "Белорусский республиканский союз потребительских обществ" ("Белкоопсоюз").
Использование слов "потребительское общество" и "союз потребительских обществ" в наименованиях иных потребительских кооперативов, создаваемых на территории Республики Беларусь, не допускается.
Статья 6. Потребительское общество
Основным звеном потребительской кооперации является потребительское общество, создаваемое в форме потребительского кооператива.
Потребительское общество является юридическим лицом.
Статья 7. Создание потребительского общества
Потребительское общество создается учредителями по территориальному, производственному или иному признаку на основе членства.
Учредителями потребительского общества могут быть граждане либо граждане и юридические лица. Число учредителей потребительского общества должно быть не менее трех. Количество членов в потребительском обществе не ограничивается.
Решение о создании потребительского общества принимается общим собранием учредителей. Общее собрание учредителей утверждает устав потребительского общества и избирает органы управления и органы контроля потребительского общества.
В случае, когда членами
потребительского общества являются жители
нескольких населенных пунктов и (или)
количество членов этого общества превышает
100 человек, в потребительском обществе
могут создаваться
Статья 8. Основные принципы создания и деятельности потребительского общества
Потребительское общество создается и действует на основе принципов:
добровольности вступления в общество и выхода из него;
обязательности уплаты вступительного и паевого взносов;
демократичности управления
потребительским обществом (один член
потребительского общества - один голос,
обязательная подотчетность и
взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов потребительского общества;
доступности информации о деятельности потребительского общества для всех его членов;
создания условий для повышения образовательного и культурного уровня членов потребительского общества;
участия в международном кооперативном движении.
2.2. Реализация основных
прав потребителей при
1. Министерство торговли Республики Беларусь:
1.1. направляет предложения
в органы государственного
1.2. направляет предписания
изготовителям (продавцам,
1.3. при выявлении случаев
реализации потребителям
1.4. направляет материалы
в органы, уполномоченные составлять
протоколы об административных
правонарушениях и (или)
1.5. имеет право обращаться
в суд с иском о защите
прав неопределенного круга
1.6. направляет материалы
о нарушении прав потребителя
в государственные органы и
государственные организации,
Информация о работе Организация защиты прав потребителей при продаже товаров