Организация защиты прав потребителей при продаже товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является Организация защиты прав потребителей при продаже товаров.
Задачи курсовой работы изучить:
1. Зарождение и развитие движения потребителей.
2. Права потребителей в Республике Беларусь.
3. Организация защиты прав потребителей при продаже товаров.
4. Государственная защита прав потребителей в Республике Беларусь.
5. Обеспечение прав потребителей на розничном торговом объекте.

Файлы: 1 файл

введение.docx

— 1.25 Мб (Скачать)

1.7. осуществляет контроль  в области защиты прав потребителей;

1.8. осуществляет иные  права по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.

2. Должностные лица Министерства торговли Республики Беларусь при исполнении своих должностных обязанностей в области защиты прав потребителей имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать государственные органы и иные организации, а также индивидуальных предпринимателей с учетом режима их работы.

3. Государственные органы  и иные организации, а также  индивидуальные предприниматели  обязаны по требованию Министерства  торговли Республики Беларусь  предоставлять в установленном  порядке информацию, необходимую  для осуществления этим министерством  полномочий, предусмотренных настоящим  Законом.

4. Решения о защите  прав потребителя, принимаемые  Министерством торговли Республики  Беларусь в пределах своей  компетенции, являются обязательными  для всех государственных органов,  а также организаций, индивидуальных  предпринимателей и иных физических  лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

Организация защиты прав потребителей при продаже товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Порядок обмена товаров  надлежащего качества.

Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего  качества:

 

1. Потребитель, которому  продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были  оговорены продавцом, вправе по  своему выбору потребовать:

 

1.1. замены недоброкачественного  товара товаром надлежащего качества;

 

1.2. соразмерного уменьшения  покупной цены товара;

 

1.3. незамедлительного безвозмездного  устранения недостатков товара;

 

1.4. возмещения расходов  по устранению недостатков товара.

 

2. Потребитель вправе  потребовать замены технически  сложного товара или дорогостоящего  товара в случае обнаружения  его существенных недостатков.  Перечень таких технически сложных  товаров утверждается Правительством  Республики Беларусь.

 

В случае обнаружения недостатков  товара, свойства которого не позволяют  устранить эти недостатки (пищевые  продукты, товары бытовой химии и  др.), потребитель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром  надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

 

3. Потребитель вправе расторгнуть договор розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом потребитель по требованию и за счет продавца должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

 

При возврате потребителю  уплаченной за товар денежной суммы  продавец не вправе удерживать из нее  сумму, на которую понизилась стоимость  товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного  вида или других подобных обстоятельств.

 

4. Требования, указанные  в пунктах 1–3 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу.

 

5. Потребитель вправе  предъявить требования, указанные  в подпунктах 1.1, 1.3 и 1.4 пункта 1 настоящей  статьи, изготовителю.

 

Вместо предъявления указанных  в части первой настоящего пункта требований потребитель вправе потребовать  от изготовителя возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 настоящего Закона. При этом потребитель по требованию и за счет изготовителя должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

 

6. В случае экономической несостоятельности (банкротства) продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) либо месте нахождения или месте жительства изготовителя за пределами Республики Беларусь потребитель вправе предъявить требования, указанные в подпунктах 1.1, 1.3 и 1.4 пункта 1 настоящей статьи, поставщику, представителю.

 

При невыполнении поставщиком, представителем требований потребителя, предъявленных в соответствии с  частью первой настоящего пункта, потребитель  вправе возвратить товар ненадлежащего  качества соответственно поставщику, представителю и потребовать  возврата уплаченной за товар денежной суммы в соответствии с пунктом 4 статьи 27 настоящего Закона. Потребитель вправе возвратить такой товар без потребительской тары (упаковки).

 

7. Потребитель вправе  предъявить требование о незамедлительном  безвозмездном устранении недостатков  товара ремонтной организации,  уполномоченной изготовителем (продавцом,  поставщиком, представителем) на  устранение недостатков товара  в течение гарантийного срока.

 

8. Отсутствие у потребителя  документа, подтверждающего факт  приобретения товара, не является  основанием для отказа в удовлетворении  его требований.

 

Для подтверждения факта  приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также  документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца.

 

9. Продавец (изготовитель, поставщик,  представитель) обязан принять  товар ненадлежащего качества  у потребителя, а в случае  необходимости – провести проверку  качества товара. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан  проинформировать потребителя о  его праве на участие в проверке  качества товара, а если такая  проверка не может быть проведена  незамедлительно, – также о  месте и времени проведения  проверки качества товара.

 

При возникновении между  потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора  о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном  Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.

 

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате экспертизы товара установлено, что  недостатки товара отсутствуют или  возникли после передачи товара потребителю  вследствие нарушения им установленных  правил использования, хранения, транспортировки  товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку товара.

 

Потребитель вправе принять  участие в проверке качества и  проведении экспертизы товара лично  или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также провести экспертизу товара за свой счет.

 

10. В случае, когда недостатки  товара обнаружены потребителем  в гарантийный срок, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает  за недостатки товара, если не  докажет, что они возникли после  передачи товара потребителю  вследствие нарушения им установленных  правил использования, хранения, транспортировки товара или действий  третьих лиц либо непреодолимой  силы.

 

В случае, когда гарантийный  срок составляет менее двух лет и  недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, если потребитель  докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или  по причинам, возникшим до момента  его передачи.

 

Продавец (изготовитель, поставщик, представитель) отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный  срок, если потребитель докажет, что  недостатки товара возникли до его  передачи потребителю или по причинам, возникшим до момента его передачи.

 

11. Возврат крупногабаритных  товаров или товаров весом  более пяти килограммов ненадлежащего  качества продавцу (изготовителю, поставщику, представителю), а также доставка  таких товаров для ремонта,  соразмерного уменьшения покупной  цены, замены и возврат их потребителю  осуществляются силами и за  счет продавца (изготовителя, поставщика, представителя). В случае неисполнения  данной обязанности, а также если продавец (изготовитель, поставщик, представитель) не имеет своего места нахождения (места жительства) либо филиалов или представительств, иных обособленных подразделений в населенном пункте, являющемся местом жительства потребителя, доставка и возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом указанных товаров.

 

 

3.2 Порядок возмещения  вреда, причиненного вследствие  недостатков товаров.

 

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или  иных недостатков товара, работы или  услуги, а также вследствие недостоверной  или недостаточной информации о  товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем  товара, лицом, выполнившим работу или  оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший  с ними в договорных отношениях или нет. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.

 

Лица, ответственные за вред, причиненный вследствие недостатков  товара, работы или услуги

 

1. Вред, причиненный вследствие  недостатков товара, подлежит возмещению  по выбору потерпевшего продавцом  или изготовителем товара.

 

2. Вред, причиненный вследствие  недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим  работу или оказавшим услугу (исполнителем).

 

3. Вред, причиненный вследствие  непредоставления полной или достоверной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.

 

Сроки возмещения вреда, причиненного в результате недостатков товара, работы или услуги

 

1. Вред, причиненный вследствие  недостатков товара, работы или  услуги, подлежит возмещению, если  он возник в течение установленных  сроков годности товара (работы, услуги), а если срок годности  не установлен, в течение десяти  лет со дня производства товара (работы, услуги).

 

2. За пределами сроков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вред подлежит возмещению, если: в нарушение требований закона срок годности не установлен; лицо, которому был продан товар, для которого была выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий.

 

Основания освобождения от ответственности за вред, причиненный  вследствие недостатков товара, работы или услуги Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождается от ответственности  в случае, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных  правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

 

Условиями для возмещения вреда являются:

  • наличие вреда;
  • противоправные действия продавца (изготовителя, исполнителя), влекущие конструктивные, рецептурные или иные недостатки товара, работы, услуги, а также действия по предоставлению недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге);

 

  • причинная связь между противоправными действиями и наступившим вредом.

 

Вина причинителя вреда  не является необходимым условием.

 

Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие неопределимой силы или нарушений  потребителем установленных правил пользования товаром в результате работы, услуги или хранения.

 

3.3 Порядок обмена непродовольственных  товаров  надлежащего качества.

 

1. Потребитель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

2. Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

3. Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утверждается Правительством Республики Беларусь.

4. При возврате потребителем товара надлежащего качества его требование о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае, если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней. За нарушение указанных сроков продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара на день его реализации потребителю.

Информация о работе Организация защиты прав потребителей при продаже товаров