Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

--------------------------------

<*> Кьеза Дж. Война империй:  Восток - Запад. Раздел сфер влияния. М., 2006. С. 165.

Действительно, глобальная стандартизация прав человека в реальности практически  невозможна, поскольку она не учитывает  характера той цивилизации, в  которой человек воспитан, те тысячи поколений, которые адаптировали свои правила жизни к тем условиям, которые определила окружающая их природа <*>. Вместе с тем в последние годы сформировалось понимание того, что права и свободы человека представляют собой общий комплекс, систему прав. Так, Венская Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции по правам человека в 1993 г., однозначно определили: "Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием".

--------------------------------

<*> См.: Права человека в России: декларации, нормы и жизнь: Материалы  Международной конференции, посвященной  50-летию Всеобщей декларации прав  человека // Государство и право. 2000. N 3. С. 38; Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 1998. С. 104 - 109.

Конечно, перечень прав человека, содержащийся в международно-правовых документах, носит общечеловеческий смысл, но не учитывать различие истории, культуры, традиций различных народов мира, стремящихся сохранить свою самобытность, нельзя. Поэтому, оценивая динамизм прав человека в современном мире, следует принимать во внимание две противоречивые тенденции: глобализацию общественных отношений, с одной стороны, и стремление к национальному и культурному самоутверждению, связанному с некоторым отторжением европейских стандартов, - с другой. Обе эти тенденции получат еще большее развитие в XXI в. и они таят в себе возможности "столкновения цивилизаций". Существует мнение, что XXI в. обречен стать эпохой религиозных войн и межцивилизационных конфликтов <*>.

--------------------------------

<*> Полис. 1999. N 5. С. 83.

К числу международно-правовых документов, основанных на концепции естественного  права и содержащих общепризнанные стандарты прав и свобод человека, соблюдение которых обязательно для России, относятся:

 Всеобщая декларация прав  человека от 10 декабря 1948 г.;

 Конвенция о свободе ассоциации  и защите права на организацию.  Принята Генеральной конференцией Международной организации труда 9 июля 1948 г.;

 Конвенция о предупреждении  преступления геноцида и наказании  за него. Резолюция 260 III Генеральной  Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г.;

 Европейская конвенция о  защите прав человека и основных  свобод. Принята Советом Европы 4 ноября 1950 г.;

 Конвенция о статусе беженцев. Принята Конференцией полномочных  представителей по вопросу о  статусе беженцев и апатридов  28 июля 1951 г.;

 Конвенция об охране материнства.  Принята Генеральной Конференцией  МОТ 28 июля 1952 г.;

 Конвенция о борьбе с дискриминацией  в области образования. Принята  Генеральной Конференцией ООН  по вопросам образования, науки  и культуры 14 декабря 1960 г.;

 Европейская социальная хартия. Принята Советом Европы 18 октября  1961 г.;

 Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами. Резолюция 2037 XX Генеральной Ассамблеи от 7 декабря 1965 г.;

 Международный пакт о гражданских  и политических правах от 16 декабря  1966 г.;

 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;

 Декларация о воспитании  народов в духе мира. Резолюция  33/73 Генеральной Ассамблеи ООН  от 15 декабря 1978 г.;

 Документ Копенгагенского совещания  Конференции по человеческому  измерению СБСЕ от 29 июня 1990 г. <*>;

--------------------------------

<*> Государства - участники ОБСЕ (Организация по безопасности  и сотрудничеству в Европе, ранее  - Совещание по безопасности и  сотрудничеству в Европе) - неоднократно  заявляли о том, что обязательства в области прав человека, изложенные в документах этой организации, хотя и носят политический характер и не являются источниками международного права, подлежат безусловному претворению в жизнь. Поэтому положения документов ОБСЕ о правах человека "принято считать региональными стандартами в области прав человека".

Парижская хартия для новой Европы. Итоговый документ Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося  в Париже 21 ноября 1990 г.;

 Документ Московского совещания  Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 3 октября 1991 г.;

 Конвенция СНГ о правах  и основных свободах человека 1995 г.

 Основные международные акты  по правам человека, имеющие рекомендательный  характер:

 Декларация прав ребенка.  Резолюция 1386 XIV Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.;

 Декларация социального прогресса  и развития. Резолюция 2542 XXIV Генеральной  Ассамблеи ООН от 11 декабря 1969 г.;

 Декларация об использовании  научно-технического прогресса в  интересах мира и на благо  человечества. Резолюция 3384 XXX Генеральной Ассамблеи ООН от 10 ноября 1975 г.;

 Декларация об основных принципах,  касающихся вклада средств массовой  информации в укрепление мира  и международного взаимопонимания,  в развитие прав человека и  в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне. Резолюция 4/9 3/2 Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 28 ноября 1978 г.;

 Кодекс поведения должностных  лиц по поддержанию правопорядка. Резолюция 34/169 Генеральной Ассамблеи  ООН от 17 декабря 1979 г.;

 Декларация основных признаков правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью. Резолюция 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г.;

 Неделимость и взаимозависимость  экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав. Резолюция 41/117 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г.;

 Декларация о праве на  развитие. Резолюция 41/128 Генеральной  Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г.;

 Предупреждение  организованной преступности и  борьба с ней. Резолюция VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями от 7 сентября 1990 г.;

 Террористическая  преступная деятельность. Резолюция  VIII Конгресса ООН по предотвращению  преступности и обращению с  правонарушителями от 7 сентября 1990 г.;

 Основные  принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка. Резолюция VIII Конгресса ООН по предотвращению преступности и обращению с правонарушителями от 7 сентября 1990 г.;

 Основные  принципы обращения с заключенными. Резолюция 45/111 Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г.

 Кроме  того, в области защиты прав  и свобод человека и гражданина  особое значение имеют документы,  не являющиеся международными  договорами, а представляющие собой  "общее мнение сведущих" ("communis opinio doctorum"):

1) Решения  Европейского суда по правам  человека (прецедентное право Совета  Европы). Практика применения и  толкования Судом Конвенции обогащает  содержание этого документа, придает  ему жизнеспособность, составляет  основу европейской системы прав  человека и дает ясные ориентиры для государств - членов Совета Европы <*>;

--------------------------------

<*> О  значении прецедентного права  Совета Европы свидетельствует  тот факт, что в одном из  решений Конституционный Суд  РФ в обоснование своей позиции сослался на шесть решений Европейского Суда. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 47 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова // Российская газета. 2000. 4 июля.

2) Практика  Европейской комиссии по правам  человека <*>;

--------------------------------

<*> На  решение Европейской комиссии  по правам человека сослался  в обоснование своей позиции  Конституционный Суд РФ в Постановлении  от 17 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" // Российская газета 1998. 8 декабря.

3) "Сиракузские  принципы толкования ограничений  и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах" (разработаны в 1984 г. в Сиракузах (Греция)); "Лимбургские принципы применения Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" (разработаны в 1986 г. в Лимбургском университете) <*>.

--------------------------------

<*> Более  подробно данная тема рассмотрена  в лекции "Международные стандарты  в области прав человека и  их нормативное закрепление".

Лекция N 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И  ФОРМИРОВАНИЕ

 ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

1. Проблема  прав человека в современной  России.

2. Пути  повышения эффективности реализации  прав человека и построения  правового государства.

1. Проблема  прав человека в современной  России. Часть 1 ст. 1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается в ст. 2 Конституции: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

 Признавая  значимость этих конституционных  норм, следует, однако, отметить, что  Россия сегодня не является  правовым государством, равно как  и права и свободы человека  в реальности не стали высшей ценностью, и соответственно государство не в состоянии взять на себя в полном объеме те социальные обязанности, которые закреплены в Конституции.

 Реалии  политического и социально-экономического  развития страны постепенно развеяли  иллюзии части российского общества о том, что демократические преобразования политико-правовой сферы, переход к рыночной экономике автоматически откроют России путь к построению правового и социального государства, формированию гражданского общества.

 И это  факт закономерный, определяемый как предшествующим социально-экономическим развитием страны, ее исторически сложившимися традициями, менталитетом, уровнем политической и правовой культуры народа, так и той сложной ситуацией, в которой оказалась современная Россия. Формирование правового государства и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная, и ее решение возможно лишь в результате объединения усилий всего общества в течение длительного времени. Еще в начале XX века проф. П.И. Новгородцев, относившийся к России с большой любовью и веривший в неизбежность возрождения ее величия, пророчески говорил, что "русскому человеку в грядущие годы потребуются героические, подвижнические усилия для того, чтобы жить и действовать в разрушенной и откинутой на несколько веков назад стране. Ему придется жить не только среди величайших материальных опустошений своей родины, но и среди ужасного развала всех ее культурных, общественных и бытовых основ... Среди этого всеобщего разрушения лишь с великим трудом будут пробиваться всходы новой жизни, не уничтоженные сокрушительным вихрем жестоких испытаний" <*>.

--------------------------------

<*> Новгородцев  П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 577.

Одна из основных трудностей формирования правового государства - исторические традиции России, которые были несовместимы с демократией и свободой. Известно, что человек в России всегда был "винтиком" государственной машины. "Наше государство, - писал, например, советский административист Н.П. Карадже-Искров, - не склонно выдвигать на первый план личность. Наоборот, оно рассматривает отдельных лиц лишь как средство для достижения своих целей. У нас личность не является чем-то самоценным. Она есть лишь винтик огромной машины. Поэтому и обеспечение ее стоит на втором плане" <*>.

--------------------------------

<*> Карадже-Искров Н.П. Новейшая  эволюция административного права.  Иркутск, 1927. С. 30.

Идеи свободы и прав человека, всеобщего равенства и справедливости, получившие широкое распространение  в государствах Европы и в  США в XVII - XVIII вв. и ставшие универсальным лозунгом буржуазных революций, сплотившим общество в борьбе против феодализма, как уже было сказано выше, не были чужды политической мысли России. Однако возникли они во второй половине XVIII в. (А.Н. Радищев, С.Е. Десницкий, Н.И. Новиков и др.). К сожалению, эти идеи не могли быть восприняты общественным сознанием народа, отсталого и безграмотного, задавленного крепостным правом и самодержавием, безграничной верой в "доброго царя". Кстати, вера в "доброго царя" отчасти характерна и для современной России, только теперь, конечно, верят в "доброго президента". Ведь ни для кого не секрет, что существует мнение, объясняющее претензии населения к государству и охраняемой его институтами системе общественных отношений ментальными качествами российского народа, т.е. привычкой к государственному патернализму, отсутствием инициативности и т.п. И тому имеется много примеров. Так, полномочный представитель Президента России на Дальнем Востоке К. Пуликовский отмечал, что в России, безусловно, нужна сильная оппозиция государственной власти, однако самосознание народа еще не доросло до этого, поэтому "людям нужна не оппозиция, им нужен царь - и все тут" <*>. Однако значение данного мнения едва ли стоит преувеличивать, делая при этом поспешный и безоговорочный вывод о беспомощности россиян, не мыслящих жизнь без "твердой руки". Так, по данным общероссийского социологического опроса, проведенного еще в 2001 г., 65,8% респондентов ответили, что ждут от государства установления понятных отношений и в случае жизненных неприятностей рассчитывают только на себя <**>. Идея о том, что россияне постоянно должны находиться под нажимом власти, - уже устаревшая <***>.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел