На совещании членов Совета
Безопасности РФ 29 июня 2001 г., посвященном
формированию единого правового
пространства и проблемам приведения
правовых актов субъектов Российской
Федерации в соответствие с Конституцией
РФ и федеральными законами, среди регионов,
законодательство которых на момент совещания
существенно расходилось с федеральным,
были названы Республика Саха (Якутия),
Татарстан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария,
Республика Коми и Псковская область.
В частности, в Конституции Республики
Саха (Якутия) установлено, что государственными
языками республики являются русский,
якутский и английский и, кроме того, содержится
57 статей, противоречащих Конституции
РФ <*>. Причем на аналогичный факт было
снова обращено внимание 21 января 2005 г.,
но уже на коллегии Генеральной Прокуратуры
РФ. По словам Генерального прокурора
России В. Устинова, в России "пока еще
не удалось обеспечить единого правового
пространства. К этому приводят амбиции
многих региональных элит. Особенно много
нарушений в правовых актах в сфере бюджетных
отношений, ЖКХ... Море разливное незаконных
актов в сфере местного самоуправления"
<**>. Причем актуальность формирования
единого правового пространства в России
сохраняется до настоящего времени. Так,
Республика Татарстан готовится подписать
с Российской Федерацией новый договор
о разграничении предметов ведения и полномочий
между органами государственной власти
Республики Татарстан и Российской Федерацией,
в котором предусматривается введение
дополнительного требования к кандидатуре
на пост главы Республики, заключающегося
во владении татарским языком <***>.
--------------------------------
<*> Независимая газета. 2001. 30 июня.
<**> Российская газета. 2005. 22 января.
<***> Российская газета. 2006. 10 ноября.
Фактическая реализация личностью
своих прав и свобод определяется
не только их закреплением за человеком
совокупностью нормативно-правовых
актов, но и теми началами, на основе
которых они действительно осуществляются.
Реальное положение человека далеко не
всегда соответствует правовому, так как
большинство норм права, закрепляющих
основы правового статуса личности, напрямую
связаны с политикой, идеологией, социально-экономическим
строем, его национальными, историческими
и иными особенностями.
Любой правовой механизм
защиты прав и свобод граждан
действует в определенном политическом,
экономическом и социальном пространстве,
которое может снижать эффективность
этих механизмов либо, наоборот,
усиливать их действие. Следовательно,
перевод правомочий личности, содержащихся
в действующем законодательстве, в конкретные
правоотношения предполагает создание
надежного механизма реализации и контроля
за соблюдением, обеспечением и защитой
прав и свобод человека и гражданина, под
которыми понимается система международных
и национально-государственных средств,
правил и процедур, гарантирующих уважение,
признание и условия достойного существования
личности, соблюдение, охрану и защиту
всех ее прав и свобод.
Он включает в себя соответствующее
нормативно-правовое урегулирование
деятельности разнообразных социальных
институтов гражданского общества,
включая государство и его
институты, ликвидацию пробелов
правового регулирования общественных
отношений, создание международных
и внутригосударственных механизмов контроля
обеспечения прав человека.
Прежде всего речь идет
об укреплении государства, которое
должно обрести свою силу в
праве. Наряду с этим необходимы
мероприятия по укреплению всех
властей - представительной, исполнительной,
судебной, о правильном их размежевании
и о подлинном месте каждой из них в воздействии
на общественные процессы.
Укрепление Российского государства,
способного противостоять внутренним
и внешним угрозам, обеспечивать
безопасность граждан и общества,
- неотложная задача сегодняшнего дня.
Нельзя отождествлять "сильное" государство
с тоталитарным государством. Последнее
обретает могущество в первую очередь
путем развития его силовых структур,
зачастую не связанных правом. Демократическое
государство становится "сильным",
лишь опираясь на право. Обращая на это
внимание, Президент России В.В. Путин
подчеркивал: "Спор о соотношении силы
и свободы стар, как мир. Он и по сей день
порождает спекуляции на темы диктатуры
и авторитаризма. Но наша позиция предельно
ясна: только сильное - если кому-то не
нравится слово "сильное", скажем
эффективное - и демократическое государство
в состоянии защитить гражданские, политические,
экономические свободы; способно создать
условия для благополучной жизни людей
и процветания нашей Родины" <*>.
--------------------------------
<*> Государство Россия. Путь
к эффективному государству (О
положении в стране и основных
направлениях внутренней и внешней
политики государства): Послание
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию РФ // Российская
газета. 2000. 11 июля.
Кроме того, реальное действие этого
механизма невозможно без решения
следующих задач:
1) политической консолидации общества,
преодоления в стране центробежных
тенденций, придания властным
структурам стабильности и жизнеспособности;
2) создания эффективно действующей
и социально ориентированной
рыночной экономики;
3) повышения уровня общей и
правовой культуры большинства
членов общества;
4) формирования в обществе национальной
идеи, способной объединить страну,
определить ориентиры его исторического
развития.
Органы внутренних дел являются
одним из элементов системы
органов государственной власти,
специально созданных для решения
этих задач, и в этом смысле
на их деятельность и состояние
законности при ее осуществлении влияют
все вышеуказанные факторы. Под их воздействием
формируются личность сотрудника органов
внутренних дел, его общая и правовая культура,
правосознание и профессиональное мастерство.
В субъективном плане этот
процесс осуществляется по многим
направлениям и включает в себя самые
разнообразные формы воспитательной работы
с личным составом, формирование нравственно-психологического
климата в коллективе, совершенствование
организационно-правовых основ деятельности,
принятие управленческих решений, соответствующих
действительным целям и задачам, стоящим
перед органами внутренних дел.
Только комплексное использование
всех этих форм и методов
совершенствования деятельности
обеспечивает не только соблюдение
требований законности, но и эффективную
работу по достижению поставленных целей.
Раздел 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО
МЕХАНИЗМА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Лекция N 5. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО
МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. Понятие государственно-правового
механизма обеспечения прав и
свобод человека и гражданина.
2. Система юридических гарантий
в государственно-правовом механизме
обеспечения прав и свобод
человека и гражданина.
1. Понятие государственно-правового
механизма обеспечения прав и свобод человека
и гражданина. Вопросы обеспечения прав
и свобод человека и гражданина занимают
значительное место в деятельности всех
государственных органов, поскольку это
их важная конституционная обязанность.
В то же время решение данных вопросов
не является основным содержанием деятельности
большинства из них, а подчинено выполнению
главных задач, которые поставлены перед
конкретным государственным органом,
и выступает в качестве одного из условий,
способствующих его нормальному функционированию
и достижению поставленных целей.
Обязанности государства, соответствующие
правам и свободам человека
и гражданина, находят свое выражение
в совокупности различных зафиксированных
в законе гарантий, т.е. тех
условий и возможностей, которые оно
обязуется создать и предоставить лицам
для практического осуществления ими
своих прав и свобод.
Следовательно, говоря об
обеспечении государством прав
и свобод человека и гражданина,
можно вести речь о создании
государством и его органами условий
и предоставлении возможностей для их
реализации. Иными словами, государство
осуществляет охрану и защиту прав и свобод
человека и гражданина и таким образом
их обеспечивает.
Вышеизложенное дает нам
основание сделать вывод, что
государственно-правовой механизм
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина представляет собой совокупность
форм, способов и гарантий охраны и защиты
прав и свобод граждан в деятельности
государства, его государственных органов.
Особая значимость обеспечения
законности, прав и свобод человека и гражданина
диктует необходимость создания правоохранительных
органов, непосредственно специализирующихся
на осуществлении указанных задач. К ним
относятся: суд, прокуратура, органы внутренних
дел, государственной безопасности, арбитража,
юстиции, нотариат, некоторые ведомственные
инспекции.
Все государственные органы,
участвующие в непосредственном
обеспечении правопорядка, а также
прав и свобод человека и
гражданина, образуют стройную систему,
в рамках которой осуществляется
специализация их деятельности с учетом
поставленных перед ними конкретных задач.
Это позволяет своевременно реагировать
на любые противоправные деяния, оперативно
и квалифицированно, на основе соблюдения
законности принимать эффективные меры
по устранению причин, способствующих
их совершению, вести широкую профилактическую
работу, охватывать правовоспитательными
мероприятиями большую часть населения
нашего государства.
Необходимо отметить, что роль
различных правоохранительных органов
в решении вопросов обеспечения
прав и свобод граждан неодинакова. Это
объясняется различием функций, компетенции,
ведомственной принадлежности, форм, методов,
условий работы, а также - наличием сил
и средств, которыми эти органы располагают.
Анализ перечисленных факторов позволяет
сделать вывод, что основную нагрузку
в решении правоохранительных задач несут
органы правосудия, прокуратуры и внутренних
дел.
Деятельность правоохранительных
органов строго регламентирована
соответствующими правовыми документами.
Неукоснительное следование юридическим
предписаниям является важной гарантией
выполнения возложенных на них задач в
сфере обеспечения стабильности правопорядка,
охраны прав и свобод граждан. В основе
правового регулирования компетенции
правоохранительных органов лежат принципиальные
требования Конституции РФ. Так, она возлагает
на суды осуществление правосудия, на
Генерального прокурора РФ и подчиненных
ему прокуроров - надзор за точным и единообразным
исполнением законов всеми государственными
органами, общественными организациями,
должностными лицами и гражданами. Конституционным
основанием для организации и деятельности
Министерства внутренних дел служит отнесение
Основным законом к компетенции Правительства
РФ осуществления мер "по обеспечению
законности, прав и свобод граждан, охране
собственности и общественного порядка,
борьбе с преступностью" (п. "е"
ч. 1 ст. 114 Конституции РФ). Естественно,
что успешное решение данного круга вопросов
возможно только при наличии специального
отраслевого органа государственного
управления, каким и является МВД России.
Правоохранительные органы
тесно взаимодействуют между
собой и в то же время
специализируются на решении
конкретных задач, что позволяет
избежать дублирования, параллелизма
в решении вопросов, связанных
с обеспечением законности и,
в частности, личных конституционных
прав и свобод. Дополняя друг друга, эти
органы образуют стройную систему, обеспечивающую
реализацию конституционных прав и свобод.
Значительный объем работы
в рамках этой системы выполняют
органы внутренних дел. Это
обусловлено прежде всего широтой
их полномочий, позволяющей им активно,
посредством самых разнообразных методов
и в различных формах участвовать в обеспечении
конституционных прав и свобод граждан.
Предмет участия других правоохранительных
органов в этой деятельности носит менее
распространенный характер, что связано
с особенностями реализуемых ими задач.
Так, судебная форма обеспечения прав
и свобод является "главной и высшей
формой юрисдикционной деятельности"
и, естественно, не может быть распространена
на все случаи, связанные с нарушением
прав и свобод. Закрепление Конституцией
РФ и принятым на ее основе Законом права
на обжалование в судебном порядке действий
должностных лиц, совершенных с нарушением
закона, превышением полномочий и ущемляющих
права граждан, не должно означать ограничение
административной юрисдикции. Анализ
деятельности органов внутренних дел
показывает, что большинство вопросов,
связанных с защитой прав и свобод граждан
и их восстановлением в случае нарушения,
решается во внесудебном порядке. Причем
практика свидетельствует, что граждане
предпочитают обращаться именно к такому
порядку рассмотрения своих жалоб, поскольку
он, как правило, обеспечивает более быстрое
решение вопросов, чем процедура судопроизводства.
Таким образом, в функции
многих государственных органов
входят охрана и защита прав и свобод личности.
Эти действия они обязаны осуществлять
как по собственной инициативе, так и по
требованию гражданина, который наделен
правом самостоятельно осуществлять защиту
своих нарушенных прав и свобод.
2. Система юридических гарантий
в государственно-правовом механизме
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина. Государственно-правовой
механизм обеспечения прав и свобод личности
включает и такой важный компонент, как
систему различных правовых средств, юридических
гарантий прав и свобод.
Юридические гарантии представляют
собой закрепленные в законодательстве
средства, которые непосредственно
обеспечивают правомерную реализацию,
охрану и защиту прав личности
в обществе. Юридические гарантии
со стороны общества и государства
нужны как для того, чтобы права не нарушались,
так и для их наиболее полного осуществления.