Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

--------------------------------

<*> См.: Витрук В.Н. Конституционное  правосудие. М., 1998; О Конституционном  Суде Российской Федерации: Федеральный  конституционный закон. М., 1994. С. 3.

Конституционный Суд РФ в ряде постановлений  защитил, например, права и свободы конкретных граждан на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах России, ограничиваемое не соответствующими Конституции РФ законами и подзаконными актами субъектов РФ (Москва, Московская, Воронежская области, Краснодарский край, Адыгея), право на трудовые пенсии и пенсии по инвалидности в случаях, когда пенсионер или инвалид были осуждены за преступление, право на компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в Челябинской области на р. Течи (НПО "Маяк"), право на въезд и выезд из РФ, нарушенные права на пользование жильем, находящимся в собственности граждан, переехавших в Москву, Московскую, Воронежскую области, Краснодарский и Ставропольский края, права предпринимателей, ущемленные Законом о применении контрольно-кассовых машин, процессуальные права граждан и др. Эти решения были вынесены при рассмотрении жалоб физических и юридических лиц, запросов законодательных и исполнительных органов государственной власти, судов. Это - форма конкретного контроля по индивидуальной и коллективной жалобам, запросам судов общей юрисдикции и других судов.

 Постепенно формируется и  конституционное правосудие на  уровне субъектов РФ. Конституцией  РФ прямо не предусмотрено  образование в ее субъектах конституционных (уставных) судов, однако наличие такого права у субъектов следует из логики статей 71 п. "г" и 128 ч. 2 и 3 Конституции РФ, на что указал и Конституционный Суд РФ. Таким образом, еще до принятия ФКЗ "О судебной системе РФ" делался вывод о возможности образования судов субъектов РФ <*>. Но еще ранее логика развития правосудия, а также суверенизация регионов вела к формированию новых судебных органов в бывших автономных республиках России. В 1991 г. создан Конституционный суд в Дагестане, а в 1992 г. - в республиках Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан, Комитет конституционного надзора в Северной Осетии - Алании. В 1994 - 1996 гг. на новой конституционной основе приняты Законы: "О Конституционном Суде Республики Карелия" (17 марта 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (25 октября 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Коми" (31 октября 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Дагестан" (07 марта 1996 г.).

--------------------------------

<*> Митюков М.Л. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации (сравнительный анализ) // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1996. N 3 - 4.

Возможность создания таких судов  получила свое правовое закрепление  в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе РФ". В соответствии со ст. 4 данного Закона к судам субъектов РФ отнесены конституционные (уставные) суды. Согласно ст. 27 Закона конституционный (уставный) суд может создаваться субъектом РФ. В Законе определяется основа статуса судей и порядок создания и упразднения названных судов, их предназначение и финансирование, порядок регулирования в них судопроизводства и юридическая сила принятых ими решений. В 1998 г. были приняты законы о конституционных (уставных) судах в 17 субъектах РФ из 89 (из них в 9 субъектах РФ - законы об Уставном суде субъекта РФ), к концу 1999 г. - в 45 субъектах (14 республиках, трех краях, 12 областях, 1 автономной области, 4 автономных округах, 1 городе федерального значения). Так были приняты Законы об Уставном суде Свердловской области от 6 мая 1997 г.; Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г.; о Конституционном Суде Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г.; о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г.; об Уставном суде Тюменской области от 23 января 1998 г.; об Уставном суде Красноярского края от 27 апреля 1999 г. и др. В течение 2000 г. четыре субъекта РФ приняли законы об уставных судах: Иркутская, Курганская, Калининградская области и г. Санкт-Петербург. В феврале 2001 г. Московская городская Дума приняла закон г. Москвы "Об Уставном суде г. Москвы", а 13 февраля 2002 г. был подготовлен соответствующий закон Московской области.

 Следует признать, что процесс формирования конституционных (уставных) судов после принятия ФКЗ "О судебной системе РФ" все же не получил своей массовой реализации. Даже в тех субъектах РФ, где еще раньше было предусмотрено создание этого звена судебной системы, суды до сих пор не везде сформированы. При наличии у субъектов РФ права на создание собственной конституционной юстиции органы законодательной власти не спешат это делать из-за нежелания идти на самоограничение и установление судебного контроля законотворческой деятельности, а также ограниченности бюджетных денежных средств.

 Новая предпосылка создания  конституционных (уставных) судов  субъектов РФ вытекает из Постановления  Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П, в котором говорится,  что Конституция РФ непосредственно не предусматривает полномочие судов общей юрисдикции рассматривать дела о проверке соответствия закона субъекта РФ федеральному закону и принимать решения, которые влекут правовые последствия, связанные с лишением закона субъекта РФ юридической силы. Из положений ч. 2 ст. 4, ч. 3 ст. 5 и ч. 5 и 6 ст. 76 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 66, 125 и 128 Конституции РФ следует, что проверка актов, определяющих конституционный статус субъектов РФ, может быть осуществлена только в порядке конституционного, а не административного или гражданского судопроизводства. Помимо конституционных судов субъектов первой волны положения названных федеральных и законов субъектов Федерации о создании новых судов реализованы в Республике Марий Эл, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Коми. Сформированы или формируются уставные суды в Свердловской, Архангельской, Тюменской, Московской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Санкт-Петербурге и Москве. Организация работы такого суда - дело непростое, требует квалифицированных кадров и финансовых ресурсов. Тем не менее правосудие, ставящее задачу проверять соответствие принимаемых в субъекте законов и актов местного самоуправления Конституции (Уставу) данного субъекта, дает возможность дополнительной защиты прав граждан конкретного региона.

 Федеральные суды общей юрисдикции. В России такие суды действуют  в каждом субъекте РФ и рассматривают  основной объем дел в связи  с уголовными, гражданскими, трудовыми,  административными, земельными, экологическими  и другими правонарушениями. Федеральные суды непосредственно приближены к гражданам, к их местопребыванию или месту жительства и призваны оперативно решать дела, требующие судебного разбирательства. Это также важно для политико-правовой идентификации граждан, поскольку люди ощущают постоянное присутствие государства на всех территориях в качестве верховного гаранта справедливости, осознают существование органов, которые олицетворяют справедливость. Часто рядовому гражданину очень далеко до Президента, Федерального Собрания, а рядом в районе, городе есть федеральный суд, в котором работают судьи, назначенные самим Президентом РФ. Большим достижением последних лет стало воссоздание и функционирование судов общей юрисдикции в Чеченской Республике.

 Уголовное судопроизводство  в названных судах выражает особую государственную функцию - на основе судебного разбирательства вынести решение о виновности или невиновности обвиняемого в преступлении и назначить меру наказания для осужденного. Уголовное преступление, будучи наиболее социально опасным правонарушением, посягает на общий правопорядок и принципы справедливости, в ряде случаев наиболее опасным способом нарушает права человека и гражданина. Поэтому на таком судебном процессе выступает государственный обвинитель, усиливая гарантии прав потерпевшего, его право на судебную защиту достоинства, попранного преступлением, на компенсацию вреда, нанесенного имуществу, здоровью. Специалисты по уголовному процессу признают, что необходимо совершенствовать защиту прав потерпевших. Здесь понятие "защита" применяется и в более узком - процессуальном смысле. В уголовном судопроизводстве наряду с государственным обвинителем участвуют адвокаты в качестве защитника обвиняемого, а также представители потерпевшего. Таким образом, реализуется право обвиняемых на юридическую помощь и справедливое судебное расследование с учетом презумпции невиновности. Иногда в уголовном процессе появляется и такой субъект как истец с гражданским иском по отношению к обвиняемому. Правозащитный механизм в уголовном процессе включает в себя процессуальные гарантии прав и свобод личности, в том числе средства защиты прав потерпевшего, нарушенных опасным деянием, прав подозреваемого, подследственного и обвиняемого, а также средства защиты прав свидетелей, владельцев арестованного имущества и некоторых других прав.

 Суд присяжных. В рамках  судов общей юрисдикции при  рассмотрении части уголовных  дел в России восстановлен  и такой институт, как суд присяжных,  действовавший в период реформ  императора Александра II. В современной  России он был введен сначала только в пяти (1993 г.), затем еще четырех (1994 г.) субъектах РФ. С 1 января 2003 г. суды присяжных приступили к работе в 69 других субъектах РФ, с 1 июля 2003 г. - еще в шести. С 1 января 2004 г. к числу субъектов РФ, имеющих суды присяжных, присоединились четыре субъекта, а с 2007 г. суд присяжных появился и в Чечне.

 Суды присяжных оказались  действенной формой контроля  качества работы следствия. Например, в 1995 г. примерно каждое третье  дело, поступившее в суды, не передавалось  на рассмотрение суда присяжных, а возвращалось на дополнительное расследование в силу нарушений в предварительном следствии. Суд присяжных способствовал усилению состязательности процесса, повышению ораторского искусства обвинителей, адвокатов, граждан. Присяжные выносят решения по делам о тяжких преступлениях, когда обвиняемому грозит смертная казнь, длительное лишение свободы или когда он категорически не согласен с обвинением и отрицает, что преступление совершил именно он.

 Гражданское судопроизводство. В гражданском судопроизводстве, а из общего количества дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, около 75% составляют гражданские дела, постоянно возникает необходимость защиты тех или иных прав человека. К гражданским делам относятся те, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, кооперативных, а также из административно-правовых отношений. Именно в гражданском судопроизводстве решаются вопросы по защите чести, достоинства, деловой репутации граждан, прав вкладчиков банков (физических и юридических лиц), не имеющих возможности вернуть свои вклады, о нарушении избирательных прав граждан; о нарушении прав в связи с уплатой гражданами налогов. В отношении судов общей юрисдикции назревает необходимость применения абстрактного нормоконтроля, т.е. запроса в общих интересах, посредством которого такие суды могли бы активнее выносить решения, считать какие-либо акты недействующими в силу их противоречия Конституции РФ.

 Мировые судьи. В связи  с перегруженностью федеральных  судов общей юрисдикции в субъектах РФ формируется институт мировых судей, приближенных к населению. В отличие от федеральных судов мировые судьи являются судьями субъектов Федерации. "Мировая юстиция" получила правовую нормативную базу с принятием Федерального закона "О мировых судьях в РФ" от 17 декабря 1998 г. Согласно Закону мировые судьи избираются или назначаются в соответствии с порядком, определяемым законом субъекта РФ, на срок не менее пяти лет. Они решают дела единолично. К компетенции мировых судей отнесена часть дел, решаемых ранее федеральными судами, именно: административные правонарушения (мелкое хулиганство и другие проступки), гражданские дела (по семейно-брачным отношениям, имущественные споры с ценой иска менее 500 минимальных размеров оплаты труда, об определении порядка пользования имуществом, включая жилые помещения и земельные участки, трудовые споры, кроме дел восстановления на работе). Мировые судьи решают и некоторые уголовные дела (о преступлениях, за совершение которых может быть назначено не свыше двух лет лишения свободы). Предполагалось расширить подсудность дел в мировых судах. В работе мировых судей важной является идея досудебного примирения (конвенции, соглашения) сторон в споре, за что таких судей и назвали мировыми. В 2002 г. такие судьи начали выполнять свои функции в Брянской, Пензенской, Ростовской, Курской, Саратовской, Нижегородской, Московской областях, Краснодарском крае. К настоящему времени число мировых судей в РФ составляет более 6 тысяч.

 Арбитражные суды призваны  эффективно разрешать споры в области предпринимательской деятельности и таким образом защищать экономические права граждан. Они разрешают споры между хозяйствующими субъектами (в том числе индивидуальными предпринимателями), а также между ними и государством. Принимаются к рассмотрению иски о возврате из бюджета тех средств, которые (по мнению заявителей) незаконно изъяла налоговая инспекция, при этом часть таких исков удовлетворяется. Принимаются иски в связи с нарушением закона о банкротстве, также иски к таможенным органам. Защищается деловая репутация предпринимателей, их права на товарные знаки, знаки обслуживания, патентные права.

 Для увеличения возможностей  защиты прав и свобод в судах  предполагается создать апелляционные  суды в системе арбитражных  судов и досудебные конфликтные органы.

 Специалисты и законодатели  работали над подготовкой и  принятием законов об административных  судах, ювенальных судах, о  таком негосударственном органе, как третейский суд, о внесении  изменений и дополнений в ФКЗ  "О Конституционном Суде РФ", "О судебной системе РФ", ФЗ "О статусе судей в РФ", ГПК РФ, в Арбитражный процессуальный кодекс и другие акты, направленные на совершенствование судебных правозащитных механизмов. Многие из этих законов уже приняты и вступили в силу. Предполагается и создание ювенальной юстиции в соответствии с положениями, которые были заложены еще в президентской программе "Дети России". Предстоит организовывать ювенальное судопроизводство в судах общей юрисдикции. С принятием ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ" установлена организационная основа самоорганизации судей: порядок формирования квалификационных коллегий, созыва конференций и Всероссийского съезда судей, проведения общих собраний судей, выбора советов судей и др.

 Одним из способов обеспечения  прав и свобод человека и гражданина является прокурорский надзор, в частности, так называемый общий надзор. Главная его задача - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

 Принятый в октябре 1995 г.  Федеральный закон "О внесении  изменений и дополнений в Закон  Российской Федерации "О прокуратуре  Российской Федерации" наполнил  эту деятельность новым содержанием.  Те изменения, которые были  внесены, настолько объемны и содержательны, что есть основания говорить о новом Федеральном законе о прокуратуре.

 Этот Закон сохранил в  качестве одной из основных  функций прокуратуры надзор за  исполнением законов федеральными  министерствами и другими органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т.д. Однако среди надзорных приоритетов главным для органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; исполнением законов, направленных на социальную защиту граждан, охрану трудовых, жилищных и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел