Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
------------------------------
<*> См.: Витрук В.Н. Конституционное
правосудие. М., 1998; О Конституционном
Суде Российской Федерации:
Конституционный Суд РФ в ряде постановлений защитил, например, права и свободы конкретных граждан на свободу передвижения и выбора места жительства в пределах России, ограничиваемое не соответствующими Конституции РФ законами и подзаконными актами субъектов РФ (Москва, Московская, Воронежская области, Краснодарский край, Адыгея), право на трудовые пенсии и пенсии по инвалидности в случаях, когда пенсионер или инвалид были осуждены за преступление, право на компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и в Челябинской области на р. Течи (НПО "Маяк"), право на въезд и выезд из РФ, нарушенные права на пользование жильем, находящимся в собственности граждан, переехавших в Москву, Московскую, Воронежскую области, Краснодарский и Ставропольский края, права предпринимателей, ущемленные Законом о применении контрольно-кассовых машин, процессуальные права граждан и др. Эти решения были вынесены при рассмотрении жалоб физических и юридических лиц, запросов законодательных и исполнительных органов государственной власти, судов. Это - форма конкретного контроля по индивидуальной и коллективной жалобам, запросам судов общей юрисдикции и других судов.
Постепенно формируется и конституционное правосудие на уровне субъектов РФ. Конституцией РФ прямо не предусмотрено образование в ее субъектах конституционных (уставных) судов, однако наличие такого права у субъектов следует из логики статей 71 п. "г" и 128 ч. 2 и 3 Конституции РФ, на что указал и Конституционный Суд РФ. Таким образом, еще до принятия ФКЗ "О судебной системе РФ" делался вывод о возможности образования судов субъектов РФ <*>. Но еще ранее логика развития правосудия, а также суверенизация регионов вела к формированию новых судебных органов в бывших автономных республиках России. В 1991 г. создан Конституционный суд в Дагестане, а в 1992 г. - в республиках Башкортостан, Саха (Якутия) и Татарстан, Комитет конституционного надзора в Северной Осетии - Алании. В 1994 - 1996 гг. на новой конституционной основе приняты Законы: "О Конституционном Суде Республики Карелия" (17 марта 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (25 октября 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Коми" (31 октября 1994 г.), "О Конституционном Суде Республики Дагестан" (07 марта 1996 г.).
------------------------------
<*> Митюков М.Л. Организация и компетенция конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации (сравнительный анализ) // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1996. N 3 - 4.
Возможность создания таких судов получила свое правовое закрепление в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе РФ". В соответствии со ст. 4 данного Закона к судам субъектов РФ отнесены конституционные (уставные) суды. Согласно ст. 27 Закона конституционный (уставный) суд может создаваться субъектом РФ. В Законе определяется основа статуса судей и порядок создания и упразднения названных судов, их предназначение и финансирование, порядок регулирования в них судопроизводства и юридическая сила принятых ими решений. В 1998 г. были приняты законы о конституционных (уставных) судах в 17 субъектах РФ из 89 (из них в 9 субъектах РФ - законы об Уставном суде субъекта РФ), к концу 1999 г. - в 45 субъектах (14 республиках, трех краях, 12 областях, 1 автономной области, 4 автономных округах, 1 городе федерального значения). Так были приняты Законы об Уставном суде Свердловской области от 6 мая 1997 г.; Ханты-Мансийского автономного округа от 22 сентября 1997 г.; о Конституционном Суде Республики Марий Эл от 11 марта 1997 г.; о Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г.; об Уставном суде Тюменской области от 23 января 1998 г.; об Уставном суде Красноярского края от 27 апреля 1999 г. и др. В течение 2000 г. четыре субъекта РФ приняли законы об уставных судах: Иркутская, Курганская, Калининградская области и г. Санкт-Петербург. В феврале 2001 г. Московская городская Дума приняла закон г. Москвы "Об Уставном суде г. Москвы", а 13 февраля 2002 г. был подготовлен соответствующий закон Московской области.
Следует признать, что процесс формирования конституционных (уставных) судов после принятия ФКЗ "О судебной системе РФ" все же не получил своей массовой реализации. Даже в тех субъектах РФ, где еще раньше было предусмотрено создание этого звена судебной системы, суды до сих пор не везде сформированы. При наличии у субъектов РФ права на создание собственной конституционной юстиции органы законодательной власти не спешат это делать из-за нежелания идти на самоограничение и установление судебного контроля законотворческой деятельности, а также ограниченности бюджетных денежных средств.
Новая предпосылка создания
конституционных (уставных) судов
субъектов РФ вытекает из
Федеральные суды общей
Уголовное судопроизводство в названных судах выражает особую государственную функцию - на основе судебного разбирательства вынести решение о виновности или невиновности обвиняемого в преступлении и назначить меру наказания для осужденного. Уголовное преступление, будучи наиболее социально опасным правонарушением, посягает на общий правопорядок и принципы справедливости, в ряде случаев наиболее опасным способом нарушает права человека и гражданина. Поэтому на таком судебном процессе выступает государственный обвинитель, усиливая гарантии прав потерпевшего, его право на судебную защиту достоинства, попранного преступлением, на компенсацию вреда, нанесенного имуществу, здоровью. Специалисты по уголовному процессу признают, что необходимо совершенствовать защиту прав потерпевших. Здесь понятие "защита" применяется и в более узком - процессуальном смысле. В уголовном судопроизводстве наряду с государственным обвинителем участвуют адвокаты в качестве защитника обвиняемого, а также представители потерпевшего. Таким образом, реализуется право обвиняемых на юридическую помощь и справедливое судебное расследование с учетом презумпции невиновности. Иногда в уголовном процессе появляется и такой субъект как истец с гражданским иском по отношению к обвиняемому. Правозащитный механизм в уголовном процессе включает в себя процессуальные гарантии прав и свобод личности, в том числе средства защиты прав потерпевшего, нарушенных опасным деянием, прав подозреваемого, подследственного и обвиняемого, а также средства защиты прав свидетелей, владельцев арестованного имущества и некоторых других прав.
Суд присяжных. В рамках судов общей юрисдикции при рассмотрении части уголовных дел в России восстановлен и такой институт, как суд присяжных, действовавший в период реформ императора Александра II. В современной России он был введен сначала только в пяти (1993 г.), затем еще четырех (1994 г.) субъектах РФ. С 1 января 2003 г. суды присяжных приступили к работе в 69 других субъектах РФ, с 1 июля 2003 г. - еще в шести. С 1 января 2004 г. к числу субъектов РФ, имеющих суды присяжных, присоединились четыре субъекта, а с 2007 г. суд присяжных появился и в Чечне.
Суды присяжных оказались
действенной формой контроля
качества работы следствия.
Гражданское судопроизводство. В гражданском судопроизводстве, а из общего количества дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, около 75% составляют гражданские дела, постоянно возникает необходимость защиты тех или иных прав человека. К гражданским делам относятся те, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, кооперативных, а также из административно-правовых отношений. Именно в гражданском судопроизводстве решаются вопросы по защите чести, достоинства, деловой репутации граждан, прав вкладчиков банков (физических и юридических лиц), не имеющих возможности вернуть свои вклады, о нарушении избирательных прав граждан; о нарушении прав в связи с уплатой гражданами налогов. В отношении судов общей юрисдикции назревает необходимость применения абстрактного нормоконтроля, т.е. запроса в общих интересах, посредством которого такие суды могли бы активнее выносить решения, считать какие-либо акты недействующими в силу их противоречия Конституции РФ.
Мировые судьи. В связи
с перегруженностью
Арбитражные суды призваны эффективно разрешать споры в области предпринимательской деятельности и таким образом защищать экономические права граждан. Они разрешают споры между хозяйствующими субъектами (в том числе индивидуальными предпринимателями), а также между ними и государством. Принимаются к рассмотрению иски о возврате из бюджета тех средств, которые (по мнению заявителей) незаконно изъяла налоговая инспекция, при этом часть таких исков удовлетворяется. Принимаются иски в связи с нарушением закона о банкротстве, также иски к таможенным органам. Защищается деловая репутация предпринимателей, их права на товарные знаки, знаки обслуживания, патентные права.
Для увеличения возможностей
защиты прав и свобод в судах
предполагается создать
Специалисты и законодатели
работали над подготовкой и
принятием законов об
Одним из способов
Принятый в октябре 1995 г.
Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в
Этот Закон сохранил в
качестве одной из основных
функций прокуратуры надзор за
исполнением законов