Лицо, полагающее, что действия
органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, привели к нарушению его
прав и свобод, вправе обжаловать эти действия
в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность, прокуратуру или суд.
Полученные в результате
проведения оперативно-розыскных
мероприятий материалы в отношении лиц,
виновность которых в совершении преступлений
не доказана в установленном порядке,
хранятся один год и затем уничтожаются,
если служебные интересы или правосудие
не требуют иного.
При нарушении органом, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, прав
и законных интересов физических и юридических
лиц вышестоящий орган, прокурор либо
судья в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязаны принять
меры по восстановлению этих прав и законных
интересов, возмещению причиненного ущерба.
Уголовно-процессуальная деятельность
органов внутренних дел занимает
одно из центральных мест в
сфере обеспечения прав и свобод
граждан. Она основана на требованиях
уголовно-процессуального законодательства
и осуществляется по трем направлениям.
Первое из них - это производство по делам,
по которым предварительное следствие
обязательно. К ним относятся большинство
преступлений против жизни, здоровья,
свободы, собственности, политических
и экономических прав граждан. Органы
внутренних дел (милиция) при поступлении
к ним заявления, сообщения о преступлении
возбуждают уголовное дело и затем производят
неотложные следственные действия по
установлению и закреплению следов преступления
(осмотр, обыск, выемка, освидетельствование,
задержание и допрос подозреваемых, допрос
потерпевших и свидетелей).
В целях обеспечения законности
в собственной деятельности о
начатом дознании сообщается
прокурору. После проведения неотложных
следственных действий милиция
передает уголовное дело в следственные
органы не позднее 10 суток со дня его возбуждения.
При необходимости могут осуществляться
оперативно-розыскные мероприятия для
установления лица, совершившего преступление.
Второе направление связано
с деятельностью органов внутренних
дел по делам, по которым производство
предварительного следствия необязательно
(например, делам о хулиганстве, связанном
с посягательством на личность, ее здоровье,
честь, достоинство). По таким делам расследование
ведется в полном объеме, начиная с возбуждения
уголовного дела, проводятся все требуемые
следственные действия, составляется
обвинительное заключение, и тем самым
обеспечивается защита прав граждан, нарушенных
в результате преступлений.
Третьим направлением деятельности
органов внутренних дел в
данной сфере является исполнение определений,
постановлений, поручений, указаний суда,
прокурора, следователя о производстве
предусмотренных законом розыскных и
следственных действий, а также оказание
помощи названным субъектам при выполнении
отдельных процессуальных действий.
Важное место в деятельности
органов внутренних дел по
обеспечению прав и свобод
человека занимают организация
и осуществление предупредительной,
профилактической работы как
наиболее эффективного и гуманного
способа борьбы с преступлениями
и иными правонарушениями. Профилактические
мероприятия, осуществляемые в процессе
управления внутренними делами, состоят
из мер общей и индивидуальной профилактики.
Общая профилактика направлена на выявление
и устранение причин и условий, способствующих
совершению правонарушений. Индивидуальные
профилактические меры применяются непосредственно
к личности с антиобщественными установками
и ориентациями с целью убедить ее в необходимости
законопослушного поведения. В процессе
профилактики органами внутренних дел
предупреждаются также несчастные случаи,
вредные и общественно опасные последствия,
возникающие при эпидемиях, пожарах, наводнениях,
землетрясениях и других стихийных бедствиях.
В то же время в деятельности
органов внутренних дел по
обеспечению прав и свобод человека
существует еще достаточно много серьезных
проблем, упущений и недостатков, которые
требуют скорейшего решения и устранения.
2. Функции органов внутренних
дел по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина.
Деятельность органов внутренних
дел по обеспечению прав и свобод граждан
разделяется на ряд функций, под которыми
понимаются определенные ее направления.
Каждая функция характеризуется обособленностью
и однородностью, направленностью действия.
Функции обусловлены в конечном счете
объективными факторами, потребностями
практики. Содержание каждой функции диктуется
спецификой объекта деятельности. Вместе
с тем количество и характер функций зависят
и от субъективных факторов, т.е. от целей
и задач, которые ставятся перед органами
внутренних дел государством. Наряду с
этим содержание (структура) многих функций
при любых условиях остается постоянной.
В связи с этим функции деятельности органов
внутренних дел подразделяются на общие,
специальные (основные) и обеспечивающие.
К общим функциям деятельности
органов внутренних дел относятся: прогнозирование
и планирование; организация; регулирование;
учет; контроль.
Функция прогнозирования и
планирования. Прогнозирование - научное
предвидение изменений в развитии
каких-либо процессов на основе
полученных данных и их анализа, а также
достижений науки. Прогнозирование в деятельности
органов внутренних дел состоит в определении
направлений и целей развития тех или
иных процессов, происходящих в сфере
общественного порядка, общественной
безопасности, прав и свобод граждан и
иных сферах, являющихся объектом деятельности
органов внутренних дел, а также в выработке
программы, с помощью которой должна быть
достигнута цель.
Функция организации заключается
в формировании управляющей и
управляемой систем деятельности
органов внутренних дел, в обеспечении
упорядоченности этих систем посредством
создания соответствующей структуры и
регулирования происходящих в ней процессов.
Организация означает образование, реорганизацию,
упразднение служб, органов, подразделений,
групп и других субъектов, осуществляющих
деятельность органов внутренних дел,
определение их обязанностей и прав, порядка
взаимоотношений, подбор и расстановку
кадров и др.
В тесной связи с организацией
находится функция регулирования,
которая призвана сохранять необходимую
для эффективного осуществления субъектами
деятельности органов внутренних дел
их упорядоченность. Через регулирование
осуществляются непосредственное руководство,
направление деятельности служб, подразделений,
поведение работников органов внутренних
дел, осуществляющих административную,
уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную
деятельность по охране и защите прав
и свобод граждан. Без регулирования немыслимо
целенаправленное осуществление этой
деятельности в соответствии с заданной
программой.
Функция учета заключается
в обеспечении сбора, передачи,
хранения и переработки данных,
т.е. в количественном измерении,
регистрации и группировке сведений
о функционировании субъектов
деятельности, о выполнении возложенных
на них задач, о наличии и расходе
ресурсов, о состоянии технических средств,
а также о состоянии объекта, на который
воздействует деятельность.
Учет составляет важную предпосылку
контроля, суть которого как общей
функции деятельности органов
внутренних дел состоит в установлении
соответствия или несоответствия реального
состояния объекта деятельности заданной
программе. Контроль позволяет обнаружить,
насколько сделанное в сфере обеспечения
прав и свобод граждан соответствует выдвинутым
целям и задачам.
Специальные (основные) функции
деятельности органов внутренних дел.
Цели и задачи административной деятельности
направлены на поддержание условий и порядка,
благоприятных для реализации гражданами
и другими субъектами права их прав, свобод
и выполнения обязанностей, разрешения
многочисленных вопросов, возникающих
в жизненных ситуациях как при правомерном
поведении, так и при совершении правонарушений.
Содержание деятельности органов внутренних
дел, связанной с внешней по отношению
к органам внутренних дел сферой, составляют
специальные (основные) функции, к которым
относятся следующие:
- обеспечение безопасности граждан
и общественной безопасности, защита
жизни, чести и достоинства
личности, ее прав, свобод и законных
интересов, интересов общества
и государства от преступных
и иных противоправных посягательств;
- предупреждение преступлений
и других правонарушений;
- выявление причин и условий,
способствующих совершению преступлений
и других правонарушений, принятие
мер к их устранению; осуществление
индивидуальной профилактической
работы с правонарушителями, участие в
правовом воспитании граждан;
- охрана общественного порядка
на улицах, площадях, в парках, на
транспорте и других общественных
местах, в том числе при проведении
общественно-политических, культурных,
спортивных и иных мероприятий; в местностях
и населенных пунктах, где объявлено чрезвычайное
положение и введена особая форма управления;
- осуществление лицензионно-разрешительной
деятельности, выдача лицензий на
занятие частной детективной
и охранной деятельностью;
- обеспечение контроля соблюдения
правил пребывания в России
иностранных граждан и лиц
без гражданства и правил транзитного
проезда через территорию России,
иммиграционных правил, правил регистрации
документов, удостоверяющих личность,
правил передвижения граждан и др.;
- обеспечение безопасности дорожного
движения;
- охрана собственности в соответствии
с заключенными договорами;
- оказание социальной помощи
населению: принятие мер к оказанию
неотложной помощи лицам, пострадавшим
от правонарушений и несчастных
случаев, находящимся в беспомощном состоянии;
принятие неотложных мер по ликвидации
последствий аварий, пожаров, катастроф,
стихийных бедствий и других чрезвычайных
событий, спасению людей и оказанию им
помощи, охране имущества, оставшегося
без присмотра; обеспечение сохранности
найденных и сданных в милицию документов,
вещей, ценностей и другого имущества,
принятие мер к возврату их законным владельцам;
- осуществление контроля и надзора
в пределах своей компетенции
за исполнением гражданами и
должностными лицами актов компетентных
органов государственной власти по вопросам
охраны общественного порядка и обеспечения
общественной безопасности;
- осуществление производства по
делам об административных правонарушениях;
- исполнение в пределах своей
компетенции административных взысканий
и др.
Обеспечивающие функции. К
ним относятся кадровое, финансовое,
материально-техническое и иное
обеспечение деятельности органов
внутренних дел.
Общие, специальные (основные)
и обеспечивающие функции находятся
во взаимосвязи и взаимозависимости. В
совокупности они составляют сферу (объем,
содержание) деятельности органов внутренних
дел.
Для любых видов деятельности
органов внутренних дел характерно
то, что они преимущественно связаны
с внешней по отношению к органам
внутренних дел сферой.
К примеру, административная
деятельность - наиболее обширное, емкое
направление в работе милиции,
органов внутренних дел. В связи
с этим большая часть сотрудников
милиции осуществляет административные
функции. Субъектами административной
деятельности являются специальные службы
(охраны общественного порядка, ГИБДД,
дежурные части и др.), их подразделения,
группы, сотрудники милиции (постовые,
патрульные и др.).
Рассматриваемая деятельность
милиции регулируется нормами
административного права. В процессе осуществления
этой деятельности ее субъекты вступают
в административно-правовые отношения
с гражданами, не подчиненными в служебном
отношении милиции государственными органами,
общественными организациями, предприятиями,
учреждениями, государственными служащими,
служащими (представителями) общественных
организаций, иностранными гражданами
и лицами без гражданства.
Лекция N 9. ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. Структура нормативного регулирования
деятельности органов внутренних
дел по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина.
2. Элементы нормативного регулирования
деятельности органов внутренних
дел по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина.
1. Структура нормативного регулирования
деятельности органов внутренних
дел по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина.
Современные и новые задачи, стоящие
перед органами внутренних дел,
требуют качественного, эффективного
правового регулирования их организации
и деятельности. Министерство внутренних
дел России и подчиненные ему органы внутренних
дел ведут повседневную кропотливую работу,
направленную на обеспечение безопасности
россиян, защиту и охрану прав и свобод,
сохранение целостности государства,
укрепление конституционного строя, борьбу
с преступностью и коррупцией. Причем
такой опасный вид нарушений прав человека
и гражданина, как преступность, постоянно
трансформируется, перерождается, принимает
более скрытые и изощренные формы, проникает
во все сферы жизни и деятельности нашего
общества. Все это требует четкой организации
оперативно-служебной и служебно-боевой
деятельности всех звеньев органов внутренних
дел, создания юридических (правовых) условий
для повышения ее эффективности, что возможно
только при наличии соответствующего
правового обеспечения организации и
деятельности органов внутренних дел
в целом. Правовое регулирование деятельности
органов внутренних дел по обеспечению
прав и свобод граждан имеет федеральный
уровень (федеральное законодательство),
региональный уровень (законодательство
субъектов РФ), местный уровень (акты органов
местного управления и самоуправления),
международно-правовой уровень (международные
соглашения), ведомственный уровень (ведомственное
нормотворчество).