Одним из направлений деятельности
прокуратуры по укреплению законности,
защите прав и интересов граждан
является работа с письмами
и обращениями граждан, запросами
депутатов. Статистика показывает,
что количество поступающих в Генеральную
прокуратуру обращений и запросов депутатов
постоянно увеличивается.
В случае обнаружения органами
прокуратуры фактов нарушения
прав граждан в действие вступают
достаточно специфичные формы
реагирования: протест и представление
прокурора, постановление о возбуждении
уголовного дела или производства об административном
правонарушении.
5. Органы государственной власти
субъектов РФ и органы местного
самоуправления в механизме обеспечения
прав и свобод человека и гражданина.
Кроме того, на уровне 86 входящих в состав
Российской Федерации субъектов РФ созданы
или создаются органы государственной
власти, также осуществляющие функции
охраны и защиты прав и свобод человека
и гражданина. Среди них можно отметить
такие, как глава субъекта РФ (например,
президент республики, губернатор края,
области, глава администрации области
и т.д.), органы представительной законодательной
власти (законодательные собрания республик,
областные думы и т.д.), органы исполнительной
власти (правительства республик, администрации
областей и т.д.), конституционные и уставные
суды (конституционные суды республик,
уставные суды областей и т.д.). На этом
уровне действует большая группа правоохранительных
органов, находящихся, исходя из специфики
федеративного устройства России, в подчинении
федеральным органам государственной
власти.
Кроме того, в соответствии
с установленным административно-территориальным
делением в субъектах Федерации
созданы или создаются органы
местного самоуправления (уже создано
примерно 24 тыс. таких муниципальных органов).
В составе этих органов формируются представительные
и исполнительные органы муниципальной
власти. Эти органы могут быть наделены
государственно-властными полномочиями
по обеспечению прав и свобод граждан.
Например, в исполнительных органах местного
самоуправления создаются административные
комиссии, осуществляющие с целью защиты
прав граждан нормы административного
законодательства.
Таким образом, множественность
государственно-правовых средств
позволяет реально гарантировать
права и свободы человека и гражданина,
обеспечить их охрану и защиту от неправомерных
действий. Укрепление и развитие существующих
способов, а также формирование новых
механизмов отражают усиливающуюся тенденцию
Российского государства к созданию целого
комплекса правовых гарантий охраны и
защиты прав человека и гражданина.
Лекция N 7. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
1. Структура нормативно-правовой
основы обеспечения прав и
свобод человека и гражданина.
2. Уровни нормативно-правовой основы
обеспечения прав и свобод
человека и гражданина.
1. Структура нормативно-правовой
основы обеспечения прав и
свобод человека и гражданина.
Конституция РФ провозгласила
обязанность государства признавать,
соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина. Она реализуется
путем возложения конкретных обязанностей
на государственные органы, в том числе
исполнительной власти, в частности на
органы внутренних дел. Однако качество
и эффективность обеспечения прав и свобод
человека и гражданина определяются не
только четкостью правового закрепления
и полнотой реализации соответствующих
обязанностей и прав государственных
органов, но и уровнем развития нормативно-правовой
основы, закрепляющей эти права и свободы.
Нормативно-правовая основа
обеспечения основных прав и
свобод человека и гражданина
имеет сложную структуру, включающую
в себя самые различные по
характеру, содержанию и назначению
акты, с помощью которых регулируются
разнообразные общественные отношения.
Эту основу можно разделить на четыре
уровня: федеральный, региональный, местный
и международный. В то же время каждый
из перечисленных уровней также "расслаивается"
на подуровни, образуемые актами различной
юридической силы. Необходимо отметить,
что данная структура нормативно-правовой
основы образуется в соответствии с положениями
ст. 15 Конституции РФ. Надо сказать, что
Конституция РФ вообще определяет систему
образования нормативно-правовой основы
государства и общества, так как обладает
верховенством в системе источников права
(ч. 1 ст. 15) и устанавливает процесс создания
нормативных правовых актов. Конституция
РФ содержит нормы-принципы для всех отраслей
российского законодательства, разграничивает
сферы действия федерального законодателя
и законодателя субъектов РФ, содержит
бланкетные нормы, которые предопределяют
необходимость принятия тех или иных федеральных
законов.
2. Уровни нормативно-правовой основы
обеспечения прав и свобод
человека и гражданина. Базисным
элементом этой основы является
Конституция РФ, которая в свою очередь
открывает первый подуровень федерального
законодательства. Его подуровень - федеральные
конституционные и федеральные законы.
Кроме того, к федеральному уровню относятся
указы Президента РФ, постановления Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ, решения
Конституционного Суда РФ, решения Генеральной
Прокуратуры РФ и многочисленные нормативно-правовые
акты, принимаемые другими федеральными
органами государственной власти, в том
числе органами внутренних дел.
Региональный уровень нормативно-правовой
основы состоит из трех подуровней. Первый
из них образуют конституции республик
и уставы иных субъектов РФ, определяющие
параметры правового регулирования этих
субъектов в области реализации прав и
свобод граждан; второй - составляют законы
республик, краев, областей, автономных
образований, городов федерального значения
в сфере обеспечения прав человека и гражданина,
конкретизирующие федеральные конституционные
нормы в определенной "фазе общественных
отношений в целях их практического осуществления";
третий подуровень образуют нормативно-правовые
акты, принятые органами государственной
власти субъектов РФ: указы президентов
республик, распоряжения глав администраций
(например губернаторов), постановления
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов РФ
(законодательных собраний), решения конституционных
(уставных) судов.
Местный - нижний уровень
нормативно-правового регулирования
в сфере обеспечения прав и
свобод человека и гражданина
образуют акты, принимаемые муниципальными
органами: уставы муниципальных образований
(районов, городов, районов в городе, поселков,
сел и иных административно-территориальных
образований), акты выборных представительных
и исполнительных органов местного самоуправления,
а также их должностных лиц, акты глав
муниципальных образований и другие акты
этого уровня, касающиеся обеспечения
прав и свобод граждан.
В нормативно-правовую основу
обеспечения прав и свобод
человека и гражданина включаются
и международно-правовые акты, которые
в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции
РФ входят в национальную правовую систему
России. Важнейшим актом в рассматриваемой
сфере является Всеобщая декларация прав
человека, принятая ООН в 1948 г.
Вышеприведенная система нормативно-правовых
актов формировалась постепенно и достаточно
медленно. Однако она порой "не работала
и не работает" именно там, где должны
реализовываться интересы и потребности
человека. Решающее влияние на ее обновление
и развитие оказывает процесс формирования
правового государства, связанный с конституционно-правовой
реформой.
Первостепенной задачей современного
периода является совершенствование
законодательства, закрепляющего правовой
статус личности, систему ее прав
и свобод и их гарантий. Важнейшим
шагом в этом направлении стало
принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции
РФ, которая содержит широкий перечень
прав и свобод человека, отвечающий международно-правовым
эталонам и выражающий необходимые условия
нормальной жизнедеятельности индивида
и общества.
В Конституции нормы рассматриваемого
института обобщаются в главе второй "Права
и свободы человека и гражданина" (ст.
17 - 64). Сохраняя в качестве исходных начал
принципы, провозглашенные в Декларации
прав и свобод человека и гражданина, Конституция
1993 г. вместе с тем содержит некоторые
новые подходы к правовому оформлению
этого института, юридически более точно
раскрывает содержание многих прав и свобод.
Прежде всего следует отметить, что исходная
для данного института норма-принцип о
человеке, его правах и свободах как высшей
ценности отнесена к основам конституционного
строя и включена в первую главу. В то же
время Конституция не выделяет в качестве
отдельной главы нормы об обязанностях
граждан. Не упомянуто о них и в названии
главы, как это было сделано законодателем
в тексте предыдущего Основного закона,
хотя нормы такого рода в ней содержатся.
Данный подход объясняется тем, что конституционное
провозглашение прав и свобод человека
и гражданина является центральной, самостоятельной
функцией Конституции. Вместе с тем нет
оснований для вывода, что она не уделяет
внимания обязанностям граждан. В ней
закреплен общий принцип о равных обязанностях
граждан (ст. 6), конкретно указаны важнейшие
из них.
В Конституцию
1993 г. введена статья о допускаемых
пределах ограничений прав и свобод в
условиях чрезвычайного положения и определен
перечень прав и свобод, не подлежащих
такому ограничению. Усилены правовые
гарантии реализации норм о правах и свободах
человека и гражданина путем отнесения
главы второй к числу тех, которые не могут
быть пересмотрены Федеральным Собранием
- парламентом РФ.
Принятие
Конституции России, провозгласившей
высшую ценность человека, приоритет
его прав и свобод, правовое
и социальное государство, рыночную
экономику, потребовало интенсивной
работы в области законотворчества, приведения
законодательства в соответствие с конституционными
принципами. В этом направлении проделана
значительная работа: приняты Гражданский
кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный
кодекс РФ, Семейный кодекс РФ; Федеральный
конституционный закон "Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации",
Федеральные законы "О порядке выезда
из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию", "О национально-культурной
автономии", "О свободе совести и
о религиозных объединениях" и многие
другие.
В новой
экономической ситуации важное
место занимает обеспечение прав
граждан в сфере трудовых отношений.
Были приняты Законы о порядке
разрешения коллективных трудовых
споров, о внесении изменений
и дополнений в Закон о коллективных
договорах и соглашениях, в Закон о профессиональных
союзах, их правах и гарантиях, о внесении
изменений и дополнений в ст. 213 КЗоТ РСФСР
относительно вынесения решений по спорам
об увольнении и переводе на другую работу
(он предусматривает ответственность
за нанесение морального ущерба в случае
незаконных действий руководства предприятия,
учреждения и т.д.); ряд законодательных
актов в сфере аграрных отношений - Закон
о государственном регулировании агропромышленного
производства, Закон о сельскохозяйственной
кооперации, которые оказали существенное
воздействие на защиту прав лиц, занятых
в сельском хозяйстве.
Однако
законодательное обеспечение прав
и свобод человека осуществляется
еще медленно и непоследовательно.
Требуют скорейшего принятия такие
важнейшие акты, как Административный
кодекс РФ, Административно-процессуальный
кодекс РФ. Явно тормозится работа, связанная
с принятием закона "Об обращениях",
который явился бы серьезным заслоном
от бюрократизма и своеволия чиновников;
не приняты законы об альтернативной службе,
о порядке возмещения государством вреда,
причиненного незаконными действиями
государственных органов и должностных
лиц. Серьезным пробелом является отсутствие
федеральных законов о статусе главы государства,
парламента, Верховного Суда РФ и судов
общей юрисдикции, формирование административных,
трудовых, земельных судов, судов для несовершеннолетних.
В соответствии с новыми принципами развития
экономических отношений нуждается в
дальнейших изменениях трудовое законодательство.
Необходимо ускорить принятие законов
о личном подсобном хозяйстве, о крестьянском
(фермерском) хозяйстве, о садово-огородных
объединениях, призванных обеспечить
права миллионов российских граждан. Принятие
указанных законодательных актов приведет
к укреплению нормативно-правовой основы
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина и в конечном счете к их реализации.
Раздел 3. МЕСТО
И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ПРАВ
И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Лекция N 8.
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
1. Задачи
органов внутренних дел по
обеспечению прав и свобод
человека и гражданина.
2. Функции
органов внутренних дел по
обеспечению прав и свобод
человека и гражданина.
1. Задачи органов
внутренних дел по обеспечению прав и
свобод человека и гражданина. Органы
внутренних дел - это государственные
органы, входящие в состав исполнительной
власти. Они организационно объединяют
в себе милицию, следственный аппарат,
Федеральную Миграционную Службу и внутренние
войска МВД России.
Считается,
что основное предназначение
ведомства с традиционным названием
"министерство внутренних дел"
сводится к полицейским функциям
- поддержанию правопорядка и
борьбе с преступностью. Российское
законодательство не дает какого-либо
определения термину "внутренние дела".
Принято
считать, что в России понятие
"внутренние дела" охватывает
мероприятия по защите всех
и каждого от угроз, создаваемых
преступными и иными противоправными
посягательствами, и распространяется
на сферы обеспечения личной, физической,
имущественной безопасности граждан,
общественной, дорожной, отчасти государственной
и экологической, а также некоторых иных
видов безопасности личности, общества
и государства.
Возглавляет
систему органов внутренних дел Министерство
внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным
Указом Президента РФ МВД России является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
и реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в сфере внутренних дел, в том числе в сфере
миграции. В числе задач МВД России, в пределах
установленных полномочий, - государственное
управление в сфере защиты прав и свобод
человека и гражданина, охраны правопорядка,
обеспечения общественной безопасности
и непосредственное руководство органами
внутренних дел и внутренними войсками
МВД России, организация их деятельности
<*>.
--------------------------------
<*> Вопросы
Министерства внутренних дел
Российской Федерации: Указ Президента
РФ от 19 июля 2004 г. N 927.
МВД России
подчиняется Президенту РФ по вопросам,
отнесенным к его компетенции
Конституцией РФ и законодательными
актами Российской Федерации, а также
Правительству РФ.
В систему
органов внутренних дел входят Главные
управления МВД России по федеральным
округам, МВД, ГУВД, УВД 88 субъектов Российской
Федерации, управления и отделы внутренних
дел районов, городов, районов в городах,
УВД на транспорте, УВД на особо важных
и режимных объектах; окружные управления
материально-технического и вещевого
снабжения; образовательные, научно-исследовательские
учреждения, внутренние войска МВД и иные
подразделения, созданные для осуществления
задач, возложенных на органы внутренних
дел.