Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Одним из направлений деятельности  прокуратуры по укреплению законности, защите прав и интересов граждан  является работа с письмами  и обращениями граждан, запросами  депутатов. Статистика показывает, что количество поступающих в Генеральную прокуратуру обращений и запросов депутатов постоянно увеличивается.

 В случае обнаружения органами  прокуратуры фактов нарушения  прав граждан в действие вступают  достаточно специфичные формы  реагирования: протест и представление прокурора, постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

5. Органы государственной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления в механизме обеспечения  прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, на уровне 86 входящих в состав Российской Федерации субъектов РФ созданы или создаются органы государственной власти, также осуществляющие функции охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Среди них можно отметить такие, как глава субъекта РФ (например, президент республики, губернатор края, области, глава администрации области и т.д.), органы представительной законодательной власти (законодательные собрания республик, областные думы и т.д.), органы исполнительной власти (правительства республик, администрации областей и т.д.), конституционные и уставные суды (конституционные суды республик, уставные суды областей и т.д.). На этом уровне действует большая группа правоохранительных органов, находящихся, исходя из специфики федеративного устройства России, в подчинении федеральным органам государственной власти.

 Кроме того, в соответствии  с установленным административно-территориальным  делением в субъектах Федерации  созданы или создаются органы  местного самоуправления (уже создано примерно 24 тыс. таких муниципальных органов). В составе этих органов формируются представительные и исполнительные органы муниципальной власти. Эти органы могут быть наделены государственно-властными полномочиями по обеспечению прав и свобод граждан. Например, в исполнительных органах местного самоуправления создаются административные комиссии, осуществляющие с целью защиты прав граждан нормы административного законодательства.

 Таким образом, множественность  государственно-правовых средств  позволяет реально гарантировать права и свободы человека и гражданина, обеспечить их охрану и защиту от неправомерных действий. Укрепление и развитие существующих способов, а также формирование новых механизмов отражают усиливающуюся тенденцию Российского государства к созданию целого комплекса правовых гарантий охраны и защиты прав человека и гражданина.

Лекция N 7. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА  И ГРАЖДАНИНА

1. Структура нормативно-правовой  основы обеспечения прав и  свобод человека и гражданина.

2. Уровни нормативно-правовой основы  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина.

1. Структура нормативно-правовой  основы обеспечения прав и  свобод человека и гражданина. Конституция РФ провозгласила  обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Она реализуется путем возложения конкретных обязанностей на государственные органы, в том числе исполнительной власти, в частности на органы внутренних дел. Однако качество и эффективность обеспечения прав и свобод человека и гражданина определяются не только четкостью правового закрепления и полнотой реализации соответствующих обязанностей и прав государственных органов, но и уровнем развития нормативно-правовой основы, закрепляющей эти права и свободы.

 Нормативно-правовая основа  обеспечения основных прав и  свобод человека и гражданина  имеет сложную структуру, включающую  в себя самые различные по  характеру, содержанию и назначению  акты, с помощью которых регулируются  разнообразные общественные отношения. Эту основу можно разделить на четыре уровня: федеральный, региональный, местный и международный. В то же время каждый из перечисленных уровней также "расслаивается" на подуровни, образуемые актами различной юридической силы. Необходимо отметить, что данная структура нормативно-правовой основы образуется в соответствии с положениями ст. 15 Конституции РФ. Надо сказать, что Конституция РФ вообще определяет систему образования нормативно-правовой основы государства и общества, так как обладает верховенством в системе источников права (ч. 1 ст. 15) и устанавливает процесс создания нормативных правовых актов. Конституция РФ содержит нормы-принципы для всех отраслей российского законодательства, разграничивает сферы действия федерального законодателя и законодателя субъектов РФ, содержит бланкетные нормы, которые предопределяют необходимость принятия тех или иных федеральных законов.

2. Уровни нормативно-правовой основы  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина. Базисным  элементом этой основы является Конституция РФ, которая в свою очередь открывает первый подуровень федерального законодательства. Его подуровень - федеральные конституционные и федеральные законы. Кроме того, к федеральному уровню относятся указы Президента РФ, постановления Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ, решения Генеральной Прокуратуры РФ и многочисленные нормативно-правовые акты, принимаемые другими федеральными органами государственной власти, в том числе органами внутренних дел.

 Региональный уровень нормативно-правовой основы состоит из трех подуровней. Первый из них образуют конституции республик и уставы иных субъектов РФ, определяющие параметры правового регулирования этих субъектов в области реализации прав и свобод граждан; второй - составляют законы республик, краев, областей, автономных образований, городов федерального значения в сфере обеспечения прав человека и гражданина, конкретизирующие федеральные конституционные нормы в определенной "фазе общественных отношений в целях их практического осуществления"; третий подуровень образуют нормативно-правовые акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ: указы президентов республик, распоряжения глав администраций (например губернаторов), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (законодательных собраний), решения конституционных (уставных) судов.

 Местный - нижний уровень  нормативно-правового регулирования  в сфере обеспечения прав и  свобод человека и гражданина  образуют акты, принимаемые муниципальными органами: уставы муниципальных образований (районов, городов, районов в городе, поселков, сел и иных административно-территориальных образований), акты выборных представительных и исполнительных органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, акты глав муниципальных образований и другие акты этого уровня, касающиеся обеспечения прав и свобод граждан.

 В нормативно-правовую основу  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина включаются  и международно-правовые акты, которые в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Важнейшим актом в рассматриваемой сфере является Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г.

 Вышеприведенная система нормативно-правовых актов формировалась постепенно и достаточно медленно. Однако она порой "не работала и не работает" именно там, где должны реализовываться интересы и потребности человека. Решающее влияние на ее обновление и развитие оказывает процесс формирования правового государства, связанный с конституционно-правовой реформой.

 Первостепенной задачей современного  периода является совершенствование  законодательства, закрепляющего правовой  статус личности, систему ее прав  и свобод и их гарантий. Важнейшим  шагом в этом направлении стало принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, которая содержит широкий перечень прав и свобод человека, отвечающий международно-правовым эталонам и выражающий необходимые условия нормальной жизнедеятельности индивида и общества.

 В Конституции нормы рассматриваемого института обобщаются в главе второй "Права и свободы человека и гражданина" (ст. 17 - 64). Сохраняя в качестве исходных начал принципы, провозглашенные в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Конституция 1993 г. вместе с тем содержит некоторые новые подходы к правовому оформлению этого института, юридически более точно раскрывает содержание многих прав и свобод. Прежде всего следует отметить, что исходная для данного института норма-принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности отнесена к основам конституционного строя и включена в первую главу. В то же время Конституция не выделяет в качестве отдельной главы нормы об обязанностях граждан. Не упомянуто о них и в названии главы, как это было сделано законодателем в тексте предыдущего Основного закона, хотя нормы такого рода в ней содержатся. Данный подход объясняется тем, что конституционное провозглашение прав и свобод человека и гражданина является центральной, самостоятельной функцией Конституции. Вместе с тем нет оснований для вывода, что она не уделяет внимания обязанностям граждан. В ней закреплен общий принцип о равных обязанностях граждан (ст. 6), конкретно указаны важнейшие из них.

 В Конституцию  1993 г. введена статья о допускаемых  пределах ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения и определен перечень прав и свобод, не подлежащих такому ограничению. Усилены правовые гарантии реализации норм о правах и свободах человека и гражданина путем отнесения главы второй к числу тех, которые не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием - парламентом РФ.

 Принятие  Конституции России, провозгласившей  высшую ценность человека, приоритет  его прав и свобод, правовое  и социальное государство, рыночную  экономику, потребовало интенсивной работы в области законотворчества, приведения законодательства в соответствие с конституционными принципами. В этом направлении проделана значительная работа: приняты Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ; Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", Федеральные законы "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", "О национально-культурной автономии", "О свободе совести и о религиозных объединениях" и многие другие.

 В новой  экономической ситуации важное  место занимает обеспечение прав  граждан в сфере трудовых отношений.  Были приняты Законы о порядке  разрешения коллективных трудовых  споров, о внесении изменений  и дополнений в Закон о коллективных договорах и соглашениях, в Закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях, о внесении изменений и дополнений в ст. 213 КЗоТ РСФСР относительно вынесения решений по спорам об увольнении и переводе на другую работу (он предусматривает ответственность за нанесение морального ущерба в случае незаконных действий руководства предприятия, учреждения и т.д.); ряд законодательных актов в сфере аграрных отношений - Закон о государственном регулировании агропромышленного производства, Закон о сельскохозяйственной кооперации, которые оказали существенное воздействие на защиту прав лиц, занятых в сельском хозяйстве.

 Однако  законодательное обеспечение прав  и свобод человека осуществляется  еще медленно и непоследовательно.  Требуют скорейшего принятия такие важнейшие акты, как Административный кодекс РФ, Административно-процессуальный кодекс РФ. Явно тормозится работа, связанная с принятием закона "Об обращениях", который явился бы серьезным заслоном от бюрократизма и своеволия чиновников; не приняты законы об альтернативной службе, о порядке возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Серьезным пробелом является отсутствие федеральных законов о статусе главы государства, парламента, Верховного Суда РФ и судов общей юрисдикции, формирование административных, трудовых, земельных судов, судов для несовершеннолетних. В соответствии с новыми принципами развития экономических отношений нуждается в дальнейших изменениях трудовое законодательство. Необходимо ускорить принятие законов о личном подсобном хозяйстве, о крестьянском (фермерском) хозяйстве, о садово-огородных объединениях, призванных обеспечить права миллионов российских граждан. Принятие указанных законодательных актов приведет к укреплению нормативно-правовой основы обеспечения прав и свобод человека и гражданина и в конечном счете к их реализации.

Раздел 3. МЕСТО  И РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ  В ОБЕСПЕЧЕНИИ

 ПРАВ  И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Лекция N 8. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ  ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И  ГРАЖДАНИНА

1. Задачи  органов внутренних дел по  обеспечению прав и свобод  человека и гражданина.

2. Функции  органов внутренних дел по  обеспечению прав и свобод  человека и гражданина.

1. Задачи органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Органы внутренних дел - это государственные органы, входящие в состав исполнительной власти. Они организационно объединяют в себе милицию, следственный аппарат, Федеральную Миграционную Службу и внутренние войска МВД России.

 Считается,  что основное предназначение  ведомства с традиционным названием  "министерство внутренних дел"  сводится к полицейским функциям - поддержанию правопорядка и  борьбе с преступностью. Российское  законодательство не дает какого-либо определения термину "внутренние дела".

 Принято  считать, что в России понятие  "внутренние дела" охватывает  мероприятия по защите всех  и каждого от угроз, создаваемых  преступными и иными противоправными  посягательствами, и распространяется на сферы обеспечения личной, физической, имущественной безопасности граждан, общественной, дорожной, отчасти государственной и экологической, а также некоторых иных видов безопасности личности, общества и государства.

 Возглавляет  систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. В числе задач МВД России, в пределах установленных полномочий, - государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственное руководство органами внутренних дел и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности <*>.

--------------------------------

<*> Вопросы  Министерства внутренних дел  Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927.

МВД России подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции  Конституцией РФ и законодательными актами Российской Федерации, а также  Правительству РФ.

 В систему  органов внутренних дел входят Главные управления МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД 88 субъектов Российской Федерации, управления и отделы внутренних дел районов, городов, районов в городах, УВД на транспорте, УВД на особо важных и режимных объектах; окружные управления материально-технического и вещевого снабжения; образовательные, научно-исследовательские учреждения, внутренние войска МВД и иные подразделения, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел