Основными
задачами органов внутренних дел являются
следующие:
- разработка и принятие в
пределах своей компетенции мер
по защите прав и свобод
человека и гражданина, обеспечению
безопасности личности, защите объектов
независимо от форм собственности,
обеспечению общественного порядка
и общественной безопасности;
- организация и осуществление
мер по предупреждению и пресечению
преступлений и административных
правонарушений, выявлению, раскрытию
и расследованию преступлений;
- оказание помощи физическим
и юридическим лицам в защите
их прав и законных интересов,
установленных законом о милиции.
МВД России вправе издавать
на основании и во исполнение
законодательства Российской Федерации
обязательные для исполнения
в системе министерства приказы,
положения, наставления, инструкции,
правила, уставы и иные нормативные
акты и проверять их исполнение.
Органы внутренних дел реализуют
свою компетенцию по обеспечению
прав, свобод и законных интересов
человека и гражданина в следующих
основных направлениях или видах
деятельности: административной, оперативно-розыскной
и уголовно-процессуальной.
Административная деятельность
- это наиболее объемная составная
часть деятельности органов внутренних
дел, осуществляемая подразделениями,
службами и сотрудниками с
помощью различных административно-правовых
методов и средств. Эта деятельность
в большей степени регламентируется нормами
административного законодательства,
что влечет вступление органов внутренних
дел в административно-правовые отношения
с различными субъектами, в том числе гражданами,
по поводу реализации и обеспечения их
прав и свобод. В административной деятельности
органов внутренних дел по охране и защите
этих прав и свобод особое место занимает
охрана общественного порядка, личной
и общественной безопасности, реальное
обеспечение которой дает гражданину
действительную возможность использовать
многие из них. Так, охраняя общественный
порядок на улицах, площадях, транспортных
магистралях, в парках, местах проведения
крупных культурно-зрелищных мероприятий,
зонах массового отдыха людей, органы
внутренних дел создают необходимые условия
для нормальной жизнедеятельности граждан,
способствуют реализации ими прав на отдых,
охрану здоровья, благоприятную окружающую
среду, пользование достижениями культуры
и т.д. Органы внутренних дел обеспечивают
порядок и безопасность в ходе проведения
шествий, митингов и демонстраций, религиозных
обрядов и церемоний, народных гуляний.
Цель достигается путем предупреждения
правонарушений, устранения препятствий,
мешающих реализации гражданами своих
личных, политических и культурных прав
и свобод, или устранения прямых нарушений.
Обеспечение порядка и безопасности
граждан в условиях функционирования
железнодорожного, воздушного и
водного транспорта имеет свои
особенности. Здесь осуществляются
надзор за соблюдением правил,
действующих на объектах транспорта,
пресечение их нарушений, применение мер
воздействия к нарушителям. Применяются
и специальные меры, направленные на охрану
жизни, здоровья, имущества граждан (например,
комплекс мероприятий по предупреждению
различных происшествий, провоза запрещенных
предметов и веществ, случаев захвата
и угона самолетов, террористических актов).
Необходимость обеспечения безопасности
полетов воздушных судов сосредоточивает
усилия органов внутренних дел на предупредительных
мерах, включая досмотр пассажиров перед
вылетом.
Органам внутренних дел принадлежит
особая роль в обеспечении
порядка и безопасности в ситуациях
чрезвычайного характера: во время
стихийных бедствий, крупных аварий
и катастроф, эпидемий, массовых
беспорядков, вооруженных межнациональных
конфликтов, террористических актов.
В таких условиях права человека на жизнь,
здоровье, свободу, неприкосновенность,
жилище, собственность, честь, достоинство
подвергаются прямой угрозе и нуждаются
в принятии органами внутренних дел мер
соответствующей охраны и защиты. Еще
более возрастает значение деятельности
этих органов в данной сфере в условиях
установления специального правового
режима чрезвычайного положения. Профессиональная
деятельность органов внутренних дел
по обеспечению порядка и безопасности
в особых, экстремальных обстоятельствах
позволяет предотвратить панику, спасти
людей, не допустить совершения тяжких
преступлений, своевременно оказать помощь
пострадавшим и в конечном счете гарантировать
защиту прав и свобод граждан, их законных
интересов. Подтверждение тому - деятельность
сотрудников органов внутренних дел по
ликвидации последствий аварии на Чернобыльской
АЭС.
Административная деятельность
органов внутренних дел проявляется
и в других, более конкретных
формах (например деятельность Государственной
инспекции безопасности дорожного движения,
входящей в систему МВД). Сотрудники этой
службы, контролируя соблюдение Правил
дорожного движения и регулируя его, осуществляют
регистрацию, учет автомототранспортных
средств и надзор за их техническим состоянием,
оценивают подготовку водителей, обеспечивают
правильное осуществление прав и обязанностей
участников дорожного движения, что означает
в свою очередь безопасность реализации
права собственности на транспортное
средство, права на жизнь, здоровую окружающую
среду и др.
Органы внутренних дел, осуществляя
административную деятельность, охраняют
личное имущество граждан, другие
формы собственности. Эту работу
на основе договоров выполняют
подразделения службы вневедомственной
охраны, также входящей в систему
МВД. На охрану и защиту прав граждан направлены
и иные виды административной деятельности
органов внутренних дел, в частности выдача
разрешений (лицензий) на право приобретения
и хранения огнестрельного оружия.
Самостоятельный вид административной
деятельности органов внутренних
дел образуют мероприятия по организационному
и правовому содействию в реализации и
защите определенных прав личности. К
ним традиционно относятся розыск без
вести пропавших лиц и родственников,
с которыми человек утратил связь; оказание
неотложной помощи лицам, пострадавшим
от преступлений и несчастных случаев,
а также находящимся в общественных местах
в беспомощном состоянии; хранение находок
и возврат их собственникам; содействие
в бытовом и трудовом устройстве лиц, освободившихся
из мест лишения свободы и т.д. Эта деятельность
нередко именуется обслуживанием населения.
Имеются и другие особенности
в осуществлении органами внутренних
дел мероприятий организационного
характера. Например, на МВД возложена
специальная обязанность по охране
материальных ценностей в местах прибытия
российских граждан, эвакуированных из
зарубежных государств. В целом же возложение
на эти органы функций, непосредственно
не относящихся к борьбе с преступностью,
обосновывается тем, что названные органы
чаще любых других структур оказываются
в ситуациях необходимости оказания кому-либо
помощи, а также контактируют с гражданами
вследствие круглосуточного режима работы;
имеют широкие возможности в области информации,
использования средств связи и транспорта;
могут быть быстро мобилизованы; воспринимаются
населением как всегда способные прийти
на помощь.
Помимо милиции административную
деятельность в органах внутренних
дел осуществляют и другие
службы и подразделения. Так,
паспортно-визовая служба осуществляет
регистрацию и снятие граждан с регистрационного
учета по месту жительства, исполнение
законодательства по вопросам гражданства,
адресно-справочную работу, регистрацию
пребывающих на территории России иностранных
граждан и лиц без гражданства, оформление
документов и разрешений на въезд в Россию
и выезд из России, выдачу общегражданских
паспортов. Такая административная деятельность
связана с реализацией большой совокупности
прав личности: на выбор места пребывания
и жительства в России, выезд за ее пределы
и возвращение, изменение и признание
гражданства, устройство на работу и др.
Оперативно-розыскная деятельность
является не менее важным направлением
работы органов внутренних дел
по обеспечению прав и свобод
человека и гражданина.
Оперативно-розыскная деятельность,
выступая в качестве одного из основных
направлений работы органов внутренних
дел, как и некоторых других государственных
органов обеспечения безопасности, представляет
собой вид деятельности, осуществляемый
гласно и негласно оперативными подразделениями
органов внутренних дел в пределах их
полномочий посредством проведения оперативно-розыскных
мероприятий в целях защиты жизни, здоровья,
прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и
государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность
является непроцессуальной, т.е.
осуществляется вне правовых
рамок уголовного процесса. Основным
нормативным актом, регламентирующим
оперативно-розыскную деятельность,
служит Федеральный закон от 12
августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной
деятельности".
К задачам оперативно-розыскной
деятельности относят выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие
преступлений, а также выявление
и установление лиц, их подготавливающих,
совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся
от органов дознания, следствия и суда,
уклоняющихся от уголовного наказания,
а также розыска без вести пропавших; добывание
информации о событиях или действиях,
создающих угрозу государственной, военной,
экономической или экологической безопасности
Российской Федерации.
Оперативно-розыскная деятельность
основывается на конституционных
принципах законности, уважения
и соблюдения прав и свобод
человека и гражданина, а также
на принципах конспирации, сочетания
гласных и негласных методов и средств.
При осуществлении оперативно-розыскной
деятельности проводятся следующие
оперативно-розыскные мероприятия:
опрос граждан; наведение справок;
сбор образцов для сравнительного
исследования; проверочная закупка;
исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности;
обследование помещений, зданий, сооружений,
участков местности и транспортных средств;
контроль почтовых отправлений, телеграфных
и иных сообщений; прослушивание телефонных
и иных переговоров; снятие информации
с технических каналов связи; оперативное
внедрение; контролируемая поставка; оперативный
эксперимент.
Организация и тактика проведения
указанных оперативно-розыскных
мероприятий регламентируется нормативными
актами МВД России и иных
государственных органов, уполномоченных
на это Федеральным законом об оперативно-розыскной
деятельности.
Основаниями для проведения
оперативно-розыскных мероприятий
являются, в частности, наличие
возбужденного уголовного дела;
поручение следователя, органа
дознания; указание прокурора или
определение суда по уголовным делам,
находящимся в их производстве: ставшие
известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, сведения:
а) о признаках подготавливаемого,
совершаемого или совершенного
противоправного деяния, а также о
лицах, его подготавливающих или совершивших,
если нет достаточных данных для решения
вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) о событиях и действиях,
создающих угрозу государственной,
военной, экономической или экологической
безопасности Российской Федерации;
в) о лицах, скрывающихся
от органов дознания, следствия
и суда или уклоняющихся от
уголовного наказания;
г) о лицах, без вести
пропавших, и об обнаружении
неопознанных трупов; и некоторые
другие.
Органы внутренних дел вправе
для решения задач оперативно-розыскной
деятельности создавать и использовать
информационные системы, а также заводить
дела оперативного учета. Факт заведения
дела оперативного учета не является основанием
для ограничения конституционных прав
и свобод, а также законных интересов человека
и гражданина.
Отдельные лица могут с
их согласия привлекаться к
подготовке или проведению оперативно-розыскных
мероприятий с сохранением по
их желанию конфиденциальности
содействия органам, осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность,
в том числе по контракту. Эти лица обязаны
сохранять в тайне сведения, ставшие им
известными в ходе подготовки или проведения
оперативно-розыскных мероприятий, и не
вправе предоставлять заведомо ложную
информацию.
Органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, запрещается использовать
конфиденциальное содействие по контракту
депутатов, судей, прокуроров, адвокатов,
священнослужителей и полномочных представителей
официально зарегистрированных религиозных
объединений.
Закон запрещает проводить оперативно-розыскные
действия в интересах какой-либо политической
партии, общественного и религиозного
объединения; принимать негласное участие
в работе органов государственной власти
и местного самоуправления, а также в деятельности
зарегистрированных в установленном порядке
и не запрещенных политических партий,
общественных и религиозных объединений
в целях оказания влияния на характер
их деятельности; разглашать сведения,
которые затрагивают неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну,
честь и доброе имя граждан и которые стали
известными в процессе проведения оперативно-розыскных
мероприятий, без согласия граждан, за
исключением случаев, предусмотренных
Федеральным законом.