Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Основными  задачами органов внутренних дел являются следующие:

- разработка и принятие в  пределах своей компетенции мер  по защите прав и свобод  человека и гражданина, обеспечению  безопасности личности, защите объектов  независимо от форм собственности,  обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

- организация и осуществление  мер по предупреждению и пресечению  преступлений и административных  правонарушений, выявлению, раскрытию  и расследованию преступлений;

- оказание помощи физическим  и юридическим лицам в защите  их прав и законных интересов,  установленных законом о милиции.

 МВД России вправе издавать  на основании и во исполнение  законодательства Российской Федерации  обязательные для исполнения  в системе министерства приказы,  положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные акты и проверять их исполнение.

 Органы внутренних дел реализуют  свою компетенцию по обеспечению  прав, свобод и законных интересов  человека и гражданина в следующих  основных направлениях или видах  деятельности: административной, оперативно-розыскной  и уголовно-процессуальной.

 Административная деятельность - это наиболее объемная составная  часть деятельности органов внутренних  дел, осуществляемая подразделениями,  службами и сотрудниками с  помощью различных административно-правовых  методов и средств. Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами, в том числе гражданами, по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод. В административной деятельности органов внутренних дел по охране и защите этих прав и свобод особое место занимает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности, реальное обеспечение которой дает гражданину действительную возможность использовать многие из них. Так, охраняя общественный порядок на улицах, площадях, транспортных магистралях, в парках, местах проведения крупных культурно-зрелищных мероприятий, зонах массового отдыха людей, органы внутренних дел создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, способствуют реализации ими прав на отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, пользование достижениями культуры и т.д. Органы внутренних дел обеспечивают порядок и безопасность в ходе проведения шествий, митингов и демонстраций, религиозных обрядов и церемоний, народных гуляний. Цель достигается путем предупреждения правонарушений, устранения препятствий, мешающих реализации гражданами своих личных, политических и культурных прав и свобод, или устранения прямых нарушений.

 Обеспечение порядка и безопасности  граждан в условиях функционирования  железнодорожного, воздушного и  водного транспорта имеет свои  особенности. Здесь осуществляются  надзор за соблюдением правил, действующих на объектах транспорта, пресечение их нарушений, применение мер воздействия к нарушителям. Применяются и специальные меры, направленные на охрану жизни, здоровья, имущества граждан (например, комплекс мероприятий по предупреждению различных происшествий, провоза запрещенных предметов и веществ, случаев захвата и угона самолетов, террористических актов). Необходимость обеспечения безопасности полетов воздушных судов сосредоточивает усилия органов внутренних дел на предупредительных мерах, включая досмотр пассажиров перед вылетом.

 Органам внутренних дел принадлежит  особая роль в обеспечении  порядка и безопасности в ситуациях  чрезвычайного характера: во время  стихийных бедствий, крупных аварий  и катастроф, эпидемий, массовых  беспорядков, вооруженных межнациональных  конфликтов, террористических актов. В таких условиях права человека на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, жилище, собственность, честь, достоинство подвергаются прямой угрозе и нуждаются в принятии органами внутренних дел мер соответствующей охраны и защиты. Еще более возрастает значение деятельности этих органов в данной сфере в условиях установления специального правового режима чрезвычайного положения. Профессиональная деятельность органов внутренних дел по обеспечению порядка и безопасности в особых, экстремальных обстоятельствах позволяет предотвратить панику, спасти людей, не допустить совершения тяжких преступлений, своевременно оказать помощь пострадавшим и в конечном счете гарантировать защиту прав и свобод граждан, их законных интересов. Подтверждение тому - деятельность сотрудников органов внутренних дел по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

 Административная деятельность  органов внутренних дел проявляется  и в других, более конкретных  формах (например деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения, входящей в систему МВД). Сотрудники этой службы, контролируя соблюдение Правил дорожного движения и регулируя его, осуществляют регистрацию, учет автомототранспортных средств и надзор за их техническим состоянием, оценивают подготовку водителей, обеспечивают правильное осуществление прав и обязанностей участников дорожного движения, что означает в свою очередь безопасность реализации права собственности на транспортное средство, права на жизнь, здоровую окружающую среду и др.

 Органы внутренних дел, осуществляя  административную деятельность, охраняют  личное имущество граждан, другие  формы собственности. Эту работу  на основе договоров выполняют  подразделения службы вневедомственной  охраны, также входящей в систему МВД. На охрану и защиту прав граждан направлены и иные виды административной деятельности органов внутренних дел, в частности выдача разрешений (лицензий) на право приобретения и хранения огнестрельного оружия.

 Самостоятельный вид административной  деятельности органов внутренних дел образуют мероприятия по организационному и правовому содействию в реализации и защите определенных прав личности. К ним традиционно относятся розыск без вести пропавших лиц и родственников, с которыми человек утратил связь; оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии; хранение находок и возврат их собственникам; содействие в бытовом и трудовом устройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы и т.д. Эта деятельность нередко именуется обслуживанием населения.

 Имеются и другие особенности  в осуществлении органами внутренних  дел мероприятий организационного  характера. Например, на МВД возложена  специальная обязанность по охране материальных ценностей в местах прибытия российских граждан, эвакуированных из зарубежных государств. В целом же возложение на эти органы функций, непосредственно не относящихся к борьбе с преступностью, обосновывается тем, что названные органы чаще любых других структур оказываются в ситуациях необходимости оказания кому-либо помощи, а также контактируют с гражданами вследствие круглосуточного режима работы; имеют широкие возможности в области информации, использования средств связи и транспорта; могут быть быстро мобилизованы; воспринимаются населением как всегда способные прийти на помощь.

 Помимо милиции административную  деятельность в органах внутренних  дел осуществляют и другие  службы и подразделения. Так,  паспортно-визовая служба осуществляет регистрацию и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства, исполнение законодательства по вопросам гражданства, адресно-справочную работу, регистрацию пребывающих на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, оформление документов и разрешений на въезд в Россию и выезд из России, выдачу общегражданских паспортов. Такая административная деятельность связана с реализацией большой совокупности прав личности: на выбор места пребывания и жительства в России, выезд за ее пределы и возвращение, изменение и признание гражданства, устройство на работу и др.

 Оперативно-розыскная деятельность  является не менее важным направлением  работы органов внутренних дел  по обеспечению прав и свобод  человека и гражданина.

 Оперативно-розыскная деятельность, выступая в качестве одного из основных направлений работы органов внутренних дел, как и некоторых других государственных органов обеспечения безопасности, представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 Оперативно-розыскная деятельность  является непроцессуальной, т.е.  осуществляется вне правовых  рамок уголовного процесса. Основным  нормативным актом, регламентирующим  оперативно-розыскную деятельность, служит Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности".

 К задачам оперативно-розыскной  деятельности относят выявление,  предупреждение, пресечение и раскрытие  преступлений, а также выявление  и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

 Оперативно-розыскная деятельность  основывается на конституционных  принципах законности, уважения  и соблюдения прав и свобод  человека и гражданина, а также  на принципах конспирации, сочетания  гласных и негласных методов и средств.

 При осуществлении оперативно-розыскной  деятельности проводятся следующие  оперативно-розыскные мероприятия:  опрос граждан; наведение справок;  сбор образцов для сравнительного  исследования; проверочная закупка;  исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных и иных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.

 Организация и тактика проведения  указанных оперативно-розыскных  мероприятий регламентируется нормативными  актами МВД России и иных  государственных органов, уполномоченных на это Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности.

 Основаниями для проведения  оперативно-розыскных мероприятий  являются, в частности, наличие  возбужденного уголовного дела; поручение следователя, органа  дознания; указание прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве: ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:

 а) о признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного  противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

 б) о событиях и действиях,  создающих угрозу государственной,  военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

 в) о лицах, скрывающихся  от органов дознания, следствия  и суда или уклоняющихся от  уголовного наказания;

 г) о лицах, без вести  пропавших, и об обнаружении  неопознанных трупов; и некоторые  другие.

 Органы внутренних дел вправе для решения задач оперативно-розыскной деятельности создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета. Факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

 Отдельные лица могут с  их согласия привлекаться к  подготовке или проведению оперативно-розыскных  мероприятий с сохранением по  их желанию конфиденциальности  содействия органам, осуществляющим  оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту. Эти лица обязаны сохранять в тайне сведения, ставшие им известными в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и не вправе предоставлять заведомо ложную информацию.

 Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.

 Закон запрещает проводить оперативно-розыскные действия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел