Кроме
того, глава государства осуществляет
непосредственное руководство организацией
и деятельностью правоохранительных органов
и среди них - органов внутренних дел. Президент
РФ утверждает систему и структуру органов
внутренних дел, назначает их руководителей,
осуществляет контроль их деятельности.
2. Органы
законодательной власти как субъекты
обеспечения прав и свобод
человека и гражданина. Большое
значение в обеспечении прав
и свобод человека имеет законодательная
деятельность Федерального Собрания
- парламента РФ, в которой можно
выделить несколько направлений.
Во-первых,
в современной практике демократических
государств действует принцип
связанности законодателя основными
правами человека. Конституционное
закрепление этих прав и свобод
способствует созданию условий
для их дальнейшего развития.
Это выражается в деятельности законодательного
(представительного) органа страны - Федерального
Собрания РФ, которое путем принятия законов
не только обеспечивает реализацию прав
и свобод граждан, но и наделяет их другими
правами, не закрепленными в Конституции
страны. Последние не могут нарушать, ущемлять
права граждан, сформулированные в других
законодательных актах.
Во-вторых,
говоря о полномочиях парламента
в сфере защиты прав граждан,
следует особо отметить слабые
правовые процедуры соблюдения
баланса властей, в результате чего возможности
Федерального Собрания по контролю деятельности
исполнительной власти очень незначительны.
Так, Государственная Дума дает согласие
Президенту на назначение Председателя
Правительства РФ; решает вопрос о доверии
Правительству РФ; назначает и освобождает
от должности Председателя Центрального
банка РФ. Кроме того, Государственная
Дума осуществляет контроль деятельности
Правительства РФ по разработке федерального
бюджета; заслушивает отчеты Правительства
о его исполнении.
Очень
важная обязанность контролировать
исполнение федерального бюджета
возложена на Счетную палату
РФ, которая является постоянно
действующим органом финансового
контроля <*>.
--------------------------------
<*> О Счетной палате Российской
Федерации: Федеральный закон
// СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.
В субъектах Российской Федерации
объем контрольных полномочий представительных
органов власти значительно шире,
хотя и здесь он неодинаков. Так,
в Татарстане, Башкортостане представительные
органы образуют и упраздняют министерства,
государственные комитеты, им подотчетны
в своей деятельности правительства и
т.д.
Однако, несмотря на узкий
круг контрольных полномочий
Федерального Собрания РФ, граждане
страны очень часто обращаются
со своими проблемами к депутатам Государственной
Думы, членам Совета Федерации. Этот канал
связи пользуется у них большой популярностью
и является еще одним направлением парламентской
деятельности по защите прав и свобод
человека.
В субъектах Российской Федерации
представительные органы также пользуются
авторитетом у населения, и граждане достаточно
часто обращаются к ним.
Общая направленность корреспонденции
существенно не меняется. В письмах
преобладают вопросы совершенствования
государственного управления и выхода
из экономического кризиса, усиления социальной
защиты граждан и обеспечения правопорядка.
С учетом изложенного представляется
необходимым расширение контрольной
функции парламента страны, поскольку
этот способ обеспечения прав
граждан используется еще недостаточно,
а полномочия Федерального Собрания в
указанной сфере урезаны. Так, с Государственной
Думой не согласовывается состав Правительства,
она не образует и не упраздняет различные
органы исполнительной власти, Правительство
ей не подотчетно и т.д.
Вместе с тем парламентский
контроль является составным
элементом механизма контроля
соблюдения прав и свобод человека
и гражданина, а способность осуществлять
его зависит от соотношения
законодательной и исполнительной
власти. Российская Конституция, к
сожалению, отводит парламентскому контролю
незначительное место.
Совершенствование процедур
и механизмов защиты прав и
свобод индивида - важнейшая задача
любого демократического государства.
Размытость, неопределенность, противоречивость,
а иногда и отсутствие юридических норм,
обеспечивающих защиту прав граждан, свидетельствуют
о нелегкой правовой ситуации, сложившейся
в российском обществе.
В этой связи особый интерес
представляет правовой институт
омбудсмена (уполномоченного по правам
человека), успешно функционирующий во
многих странах мира. Этот правовой институт,
завоевавший признание в мире, до последнего
времени не привлекал внимание нашего
законодателя. Впервые о нем было упомянуто
в Декларации прав и свобод человека и
гражданина 1991 г., принятой Верховным Советом
РСФСР, а затем и в Конституции РФ 1993 г.
как об Уполномоченном по правам человека
в РФ.
Обращение к институту модели
омбудсмена обусловлено желанием
усилить защиту прав граждан
от нарушений со стороны государственных
органов, ослабить чувство беззащитности
людей перед развернутой системой бюрократии,
улучшить качество управления и гуманизировать
отношения "личность - государство".
Этот институт занимает важное место среди
механизмов защиты прав и законных интересов
граждан от произвола органов государственного
управления и злоупотребления властью
со стороны чиновников.
В развитие положения Конституции
об Уполномоченном по правам
человека в 1997 г. в России
был принят Федеральный конституционный
закон "Об Уполномоченном
по правам человека в Российской Федерации"
<*>. Закон определяет порядок назначения
Уполномоченного на должность и освобождения
от нее, его компетенцию, организационные
формы и условия деятельности. Его основной
функцией является восстановление нарушенных
прав и свобод человека.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
Сравнение положений принятого
Закона с законодательными актами зарубежных
стран, регулирующих статус и деятельность
омбудсмена, дает основание полагать,
что в России этот институт полностью
соответствует тем мировым стандартам,
которые утвердились в практике защиты
прав человека и гражданина. Таким образом,
российский Уполномоченный по правам
человека не только дополняет уже существующую
систему гарантий прав граждан, но и является
правоохранительным органом, обеспечивающим
еще один правозащитный канал в случаях
нарушения или ущемления прав и свобод
личности.
3. Органы исполнительной власти
в механизме обеспечения прав
и свобод человека и гражданина.
Несмотря на то что главной конституционной
гарантией прав и свобод личности в демократическом
правовом государстве является суд, большую
роль в реализации статуса гражданина,
а также в защите его прав играют непосредственно
сами органы исполнительной власти. В
пределах предоставленной им компетенции
они организуют исполнение норм Конституции
РФ и законов, имеющих отношение к административно-правовому
положению личности. Например, право граждан
проводить собрания, митинги и демонстрации,
шествия и пикетирование предполагает
обязанность органов исполнительной власти
(при соблюдении определенных требований)
обеспечить необходимые условия для использования
этого права в соответствии с требованиями
законодательства.
Кроме того, органы исполнительной
власти издают соответствующие
правовые акты, влияющие на содержание
статуса гражданина. Так, в развитие Закона
РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации" <*> в июле
1995 г. было принято Постановление Правительства,
утвердившее Правила регистрации и снятия
граждан Российской Федерации с регистрационного
учета по месту пребывания и жительства
в пределах Российской Федерации <**>,
а приказом МВД России была утверждена
соответствующая Инструкция о применении
Правил регистрации.
--------------------------------
<*> ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N
32. Ст. 1227.
<**> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.
Органы исполнительной власти также
оказывают содействие в реализации
конкретных субъективных прав граждан
и осуществляют их охрану.
В процессе реализации своих
прав и свобод гражданин чаще
всего соприкасается именно с
этими органами. Поэтому законодательное
регулирование прав и свобод
индивида, а также непосредственное
действие конституционных положений
не снимают необходимости дальнейшей
конкретизации в правовых актах органов
исполнительной власти норм Конституции
и законов, касающихся прав личности. В
этой связи защита прав и свобод человека
в сфере государственного управления
требуют четкого правового закрепления
не только статуса гражданина, но и соответствующих
обязанностей органов исполнительной
власти по его реализации и обеспечению,
установления реальной ответственности
государственных служащих за нарушение
прав и свобод индивида. Так, закрепленному
в ст. 33 Конституции РФ праву граждан на
обращение корреспондирует соответствующая
обязанность органов государственной
власти и местного самоуправления принять,
зарегистрировать, рассмотреть в срок
обращение гражданина, а в случае необходимости
переслать его в нужную инстанцию, вынести
обоснованное решение.
Жизнь настоятельно требует
совершенствования законодательства
по данному вопросу, основанного
на научном анализе социальной
практики, теоретических выводах.
Эти доводы послужили основанием
для постановки вопроса о разработке и
принятии нового Федерального закона
"Об обращениях граждан", в котором
содержались бы нормы, направленные на
расширение прав гражданина и превращающие
его из просителя в равноправную сторону
в споре, наделенную комплексом прав и
обязанностей; новеллы, обеспечивающие
правовыми средствами ответственность
органа, должностного лица, государственного
служащего перед гражданином за ненадлежащую
реализацию его конституционного права
на обращение, а также нормы, определяющие
четкую процедуру рассмотрения таких
дел. Таким образом, в задачи нового Закона
входит определение важнейших положений,
аспектов, связанных с правом гражданина
на подачу обращений с использованием
административного канала.
К компетенции органов исполнительной
власти относится также осуществление
различных контрольно-надзорных полномочий,
поэтому свести их деятельность в этой
сфере только к рассмотрению обращений
нельзя. Органами исполнительной власти
применяются различные виды контроля:
общий, ведомственный и надведомственный.
4. Органы судебной власти и
прокуратуры как субъекты обеспечения
прав и свобод человека и
гражданина. Большое значение в
государственном механизме обеспечения
прав и свобод имеет судебная
система РФ. В судебной системе
реализуется государственная власть
особого рода - судебная, которая олицетворяет
закон и справедливость, дает правовые
средства каждому гражданину обращаться
за защитой к государству.
Конституция РФ, а также Федеральный
конституционный закон "О судебной
системе Российской Федерации"
<*> направлены на развитие всех форм
осуществления судебной власти посредством
конституционного, гражданского, административного
и уголовного судопроизводства, реализуемого
Конституционным Судом РФ (конституционными
судами субъектов Федерации), судами общей
юрисдикции, арбитражными судами. Кроме
того, этот Закон предусматривает возможность
создания специализированных федеральных
судов по рассмотрению гражданских и административных
дел. Таким образом, законодательство
ориентирует гражданина на использование
всего потенциала судебного канала (способа)
защиты прав и свобод, нарушенных неправомерными
действиями, решениями администрации,
т.е. предоставляет право в случае необходимости
выбирать различные формы правосудия:
конституционное, арбитражное, а также
судов общей юрисдикции, а в будущем - административной
юстиции.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
Конституционное правосудие. Разделение
властей и специализация судебных
органов, осуществляемые в России, позволили
усилить судебные гарантии прав и свобод,
создав дополнительные возможности правосудия.
В 1991 г. в России создан Конституционный
Суд, осуществляющий конституционное
правосудие. Традиционные судебные инстанции
непосредственно разбирают конкретные
факты нарушения прав и законных интересов
граждан, случающиеся в повседневной жизни.
Конституционные судьи не разбирают фактический
материал, а создают дополнительные конституционные
гарантии против принятия (применения)
правовых актов, нарушающих права граждан.
Эта инстанция, разбирая жалобу или запрос
по поводу конституционности правового
акта, примененного в конкретном деле,
контролирует законодателя, проверяет
соответствие положений законов и действий
властей положениям Конституции. Такова
практика Конституционных судов (Австрии,
ФРГ и др.), Верховных судов (США), которую
восприняла Россия в 1990-е годы.
Решения Конституционного Суда
РФ окончательны, обжалованию не
подлежат, вводятся в действие
немедленно после их провозглашения,
действуют непосредственно и
не требуют подтверждения другими
органами и должностными лицами. Такие
полномочия Конституционного Суда РФ
приводят к тому, что он становится важным
ориентиром политико-правовой идентификации
граждан РФ. Граждане, юридические лица,
государственные органы через конституционные
суды соотносят себя (идентифицируют)
с государством, способным исправлять
недостатки законодательства для защиты
прав человека. Так, опосредованная, через
контроль над законодательством защита
прав и свобод человека становится ключевой
функцией конституционного правосудия.
Деятельность Конституционного Суда РФ
осуществляется "в целях защиты основ
конституционного строя, основных прав
и свобод человека и гражданина и прямого
действия Конституции РФ на всей территории
Российской Федерации" <*>. Поводом
к рассмотрению дела в Конституционном
Суде является обращение в форме запроса,
ходатайства или жалобы по поводу неопределенности
в вопросе о том, соответствует ли Конституции
РФ закон, иной нормативный акт, договор
между органами государственной власти,
не вступивший в силу международный договор
РФ. "Правом на обращение в Конституционный
Суд РФ с индивидуальной или коллективной
жалобой на нарушение конституционных
прав и свобод обладают граждане, чьи права
и свободы нарушаются законом, примененным
или подлежащим применению в конкретном
деле, и объединения граждан, а также иные
органы и лица, указанные в федеральном
законе" (ст. 96 Федерального конституционного
закона). Жалоба на нарушение законом конституционных
прав и свобод допустима, если закон затрагивает
конституционные права и свободы граждан,
если закон применен или подлежит применению
в конкретном деле, рассмотрение которого
завершено или начато в другом суде или
ином органе, применяющем закон (ст. 97).