Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Кроме  того, глава государства осуществляет непосредственное руководство организацией и деятельностью правоохранительных органов и среди них - органов внутренних дел. Президент РФ утверждает систему и структуру органов внутренних дел, назначает их руководителей, осуществляет контроль их деятельности.

2. Органы  законодательной власти как субъекты  обеспечения прав и свобод  человека и гражданина. Большое  значение в обеспечении прав  и свобод человека имеет законодательная  деятельность Федерального Собрания - парламента РФ, в которой можно  выделить несколько направлений.

 Во-первых, в современной практике демократических  государств действует принцип  связанности законодателя основными  правами человека. Конституционное  закрепление этих прав и свобод  способствует созданию условий  для их дальнейшего развития. Это выражается в деятельности законодательного (представительного) органа страны - Федерального Собрания РФ, которое путем принятия законов не только обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, но и наделяет их другими правами, не закрепленными в Конституции страны. Последние не могут нарушать, ущемлять права граждан, сформулированные в других законодательных актах.

 Во-вторых, говоря о полномочиях парламента  в сфере защиты прав граждан,  следует особо отметить слабые  правовые процедуры соблюдения  баланса властей, в результате чего возможности Федерального Собрания по контролю деятельности исполнительной власти очень незначительны. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопрос о доверии Правительству РФ; назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, Государственная Дума осуществляет контроль деятельности Правительства РФ по разработке федерального бюджета; заслушивает отчеты Правительства о его исполнении.

 Очень  важная обязанность контролировать  исполнение федерального бюджета  возложена на Счетную палату  РФ, которая является постоянно  действующим органом финансового  контроля <*>.

--------------------------------

<*> О Счетной палате Российской  Федерации: Федеральный закон  // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167.

В субъектах Российской Федерации  объем контрольных полномочий представительных органов власти значительно шире, хотя и здесь он неодинаков. Так, в Татарстане, Башкортостане представительные органы образуют и упраздняют министерства, государственные комитеты, им подотчетны в своей деятельности правительства и т.д.

 Однако, несмотря на узкий  круг контрольных полномочий  Федерального Собрания РФ, граждане  страны очень часто обращаются со своими проблемами к депутатам Государственной Думы, членам Совета Федерации. Этот канал связи пользуется у них большой популярностью и является еще одним направлением парламентской деятельности по защите прав и свобод человека.

 В субъектах Российской Федерации представительные органы также пользуются авторитетом у населения, и граждане достаточно часто обращаются к ним.

 Общая направленность корреспонденции  существенно не меняется. В письмах  преобладают вопросы совершенствования  государственного управления и выхода из экономического кризиса, усиления социальной защиты граждан и обеспечения правопорядка.

 С учетом изложенного представляется  необходимым расширение контрольной  функции парламента страны, поскольку  этот способ обеспечения прав граждан используется еще недостаточно, а полномочия Федерального Собрания в указанной сфере урезаны. Так, с Государственной Думой не согласовывается состав Правительства, она не образует и не упраздняет различные органы исполнительной власти, Правительство ей не подотчетно и т.д.

 Вместе с тем парламентский  контроль является составным  элементом механизма контроля  соблюдения прав и свобод человека  и гражданина, а способность осуществлять  его зависит от соотношения  законодательной и исполнительной  власти. Российская Конституция, к сожалению, отводит парламентскому контролю незначительное место.

 Совершенствование процедур  и механизмов защиты прав и  свобод индивида - важнейшая задача  любого демократического государства.  Размытость, неопределенность, противоречивость, а иногда и отсутствие юридических норм, обеспечивающих защиту прав граждан, свидетельствуют о нелегкой правовой ситуации, сложившейся в российском обществе.

 В этой связи особый интерес  представляет правовой институт  омбудсмена (уполномоченного по правам человека), успешно функционирующий во многих странах мира. Этот правовой институт, завоевавший признание в мире, до последнего времени не привлекал внимание нашего законодателя. Впервые о нем было упомянуто в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., принятой Верховным Советом РСФСР, а затем и в Конституции РФ 1993 г. как об Уполномоченном по правам человека в РФ.

 Обращение к институту модели  омбудсмена обусловлено желанием  усилить защиту прав граждан  от нарушений со стороны государственных органов, ослабить чувство беззащитности людей перед развернутой системой бюрократии, улучшить качество управления и гуманизировать отношения "личность - государство". Этот институт занимает важное место среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола органов государственного управления и злоупотребления властью со стороны чиновников.

 В развитие положения Конституции  об Уполномоченном по правам  человека в 1997 г. в России  был принят Федеральный конституционный  закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" <*>. Закон определяет порядок назначения Уполномоченного на должность и освобождения от нее, его компетенцию, организационные формы и условия деятельности. Его основной функцией является восстановление нарушенных прав и свобод человека.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

Сравнение положений принятого  Закона с законодательными актами зарубежных стран, регулирующих статус и деятельность омбудсмена, дает основание полагать, что в России этот институт полностью соответствует тем мировым стандартам, которые утвердились в практике защиты прав человека и гражданина. Таким образом, российский Уполномоченный по правам человека не только дополняет уже существующую систему гарантий прав граждан, но и является правоохранительным органом, обеспечивающим еще один правозащитный канал в случаях нарушения или ущемления прав и свобод личности.

3. Органы исполнительной власти  в механизме обеспечения прав  и свобод человека и гражданина. Несмотря на то что главной конституционной гарантией прав и свобод личности в демократическом правовом государстве является суд, большую роль в реализации статуса гражданина, а также в защите его прав играют непосредственно сами органы исполнительной власти. В пределах предоставленной им компетенции они организуют исполнение норм Конституции РФ и законов, имеющих отношение к административно-правовому положению личности. Например, право граждан проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование предполагает обязанность органов исполнительной власти (при соблюдении определенных требований) обеспечить необходимые условия для использования этого права в соответствии с требованиями законодательства.

 Кроме того, органы исполнительной  власти издают соответствующие правовые акты, влияющие на содержание статуса гражданина. Так, в развитие Закона РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" <*> в июле 1995 г. было принято Постановление Правительства, утвердившее Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации <**>, а приказом МВД России была утверждена соответствующая Инструкция о применении Правил регистрации.

--------------------------------

<*> ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227.

<**> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Органы исполнительной власти также  оказывают содействие в реализации конкретных субъективных прав граждан и осуществляют их охрану.

 В процессе реализации своих  прав и свобод гражданин чаще  всего соприкасается именно с  этими органами. Поэтому законодательное  регулирование прав и свобод  индивида, а также непосредственное  действие конституционных положений не снимают необходимости дальнейшей конкретизации в правовых актах органов исполнительной власти норм Конституции и законов, касающихся прав личности. В этой связи защита прав и свобод человека в сфере государственного управления требуют четкого правового закрепления не только статуса гражданина, но и соответствующих обязанностей органов исполнительной власти по его реализации и обеспечению, установления реальной ответственности государственных служащих за нарушение прав и свобод индивида. Так, закрепленному в ст. 33 Конституции РФ праву граждан на обращение корреспондирует соответствующая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления принять, зарегистрировать, рассмотреть в срок обращение гражданина, а в случае необходимости переслать его в нужную инстанцию, вынести обоснованное решение.

 Жизнь настоятельно требует  совершенствования законодательства  по данному вопросу, основанного  на научном анализе социальной  практики, теоретических выводах.  Эти доводы послужили основанием для постановки вопроса о разработке и принятии нового Федерального закона "Об обращениях граждан", в котором содержались бы нормы, направленные на расширение прав гражданина и превращающие его из просителя в равноправную сторону в споре, наделенную комплексом прав и обязанностей; новеллы, обеспечивающие правовыми средствами ответственность органа, должностного лица, государственного служащего перед гражданином за ненадлежащую реализацию его конституционного права на обращение, а также нормы, определяющие четкую процедуру рассмотрения таких дел. Таким образом, в задачи нового Закона входит определение важнейших положений, аспектов, связанных с правом гражданина на подачу обращений с использованием административного канала.

 К компетенции органов исполнительной власти относится также осуществление различных контрольно-надзорных полномочий, поэтому свести их деятельность в этой сфере только к рассмотрению обращений нельзя. Органами исполнительной власти применяются различные виды контроля: общий, ведомственный и надведомственный.

4. Органы судебной власти и  прокуратуры как субъекты обеспечения  прав и свобод человека и  гражданина. Большое значение в  государственном механизме обеспечения  прав и свобод имеет судебная  система РФ. В судебной системе  реализуется государственная власть особого рода - судебная, которая олицетворяет закон и справедливость, дает правовые средства каждому гражданину обращаться за защитой к государству.

 Конституция РФ, а также Федеральный  конституционный закон "О судебной  системе Российской Федерации" <*> направлены на развитие всех форм осуществления судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, реализуемого Конституционным Судом РФ (конституционными судами субъектов Федерации), судами общей юрисдикции, арбитражными судами. Кроме того, этот Закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. Таким образом, законодательство ориентирует гражданина на использование всего потенциала судебного канала (способа) защиты прав и свобод, нарушенных неправомерными действиями, решениями администрации, т.е. предоставляет право в случае необходимости выбирать различные формы правосудия: конституционное, арбитражное, а также судов общей юрисдикции, а в будущем - административной юстиции.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

Конституционное правосудие. Разделение властей и специализация судебных органов, осуществляемые в России, позволили усилить судебные гарантии прав и свобод, создав дополнительные возможности правосудия. В 1991 г. в России создан Конституционный Суд, осуществляющий конституционное правосудие. Традиционные судебные инстанции непосредственно разбирают конкретные факты нарушения прав и законных интересов граждан, случающиеся в повседневной жизни. Конституционные судьи не разбирают фактический материал, а создают дополнительные конституционные гарантии против принятия (применения) правовых актов, нарушающих права граждан. Эта инстанция, разбирая жалобу или запрос по поводу конституционности правового акта, примененного в конкретном деле, контролирует законодателя, проверяет соответствие положений законов и действий властей положениям Конституции. Такова практика Конституционных судов (Австрии, ФРГ и др.), Верховных судов (США), которую восприняла Россия в 1990-е годы.

 Решения Конституционного Суда  РФ окончательны, обжалованию не  подлежат, вводятся в действие  немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и  не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Такие полномочия Конституционного Суда РФ приводят к тому, что он становится важным ориентиром политико-правовой идентификации граждан РФ. Граждане, юридические лица, государственные органы через конституционные суды соотносят себя (идентифицируют) с государством, способным исправлять недостатки законодательства для защиты прав человека. Так, опосредованная, через контроль над законодательством защита прав и свобод человека становится ключевой функцией конституционного правосудия. Деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется "в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации" <*>. Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы по поводу неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор РФ. "Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе" (ст. 96 Федерального конституционного закона). Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в другом суде или ином органе, применяющем закон (ст. 97).

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел