В системе гарантий прав
граждан юридические гарантии
занимают ведущее место, что
обусловлено их конкретным характером,
правовым закреплением, наличием
санкций за их неисполнение. Юридические
гарантии охватывают все стороны обеспечения
прав личности, поэтому построение системы
этих гарантий дает возможность увидеть
недостатки, противоречия, пробелы в правовом
регулировании сферы отношений, связанной
с тем социальным благом, которое предоставляет
это право.
Юридические гарантии обеспечения
основных прав и свобод человека
и гражданина имеют сложную
структуру, включающую в себя
самые различные по характеру,
содержанию и назначению акты,
с помощью которых регулируются
разнообразные общественные отношения.
Основу данных гарантий можно разделить
на три уровня: федеральный, региональный
и местный. В то же время каждый из перечисленных
уровней также "расслаивается" на
подуровни, образуемые актами различной
юридической силы.
Основным элементом этой
основы является Конституция
РФ, которая в свою очередь
открывает первый подуровень
федерального законодательства. Его
подуровень - федеральные конституционные
и федеральные законы. Кроме того,
к федеральному уровню относятся
указы Президента РФ, постановления Федерального
Собрания РФ, Правительства РФ, решения
Конституционного Суда РФ, решения Генеральной
Прокуратуры РФ и многочисленные нормативно-правовые
акты, принимаемые другими федеральными
органами государственной власти, в том
числе органами внутренних дел.
Региональный уровень нормативно-правовой
основы состоит из трех подуровней.
Первый из них образуют конституции
республик и уставы иных субъектов
РФ, определяющие параметры правового
регулирования этих субъектов
в области реализации прав и свобод граждан;
второй подуровень составляют законы
республик, краев, областей, автономных
образований, городов федерального значения
в сфере обеспечения прав человека и гражданина,
конкретизирующие федеральные конституционные
нормы в определенной "фазе общественных
отношений в целях их практического осуществления";
третий подуровень образуют нормативно-правовые
акты, принятые органами государственной
власти субъектов РФ: указы президентов
республик, распоряжения глав администраций
(например губернаторов), постановления
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов РФ
(законодательных собраний), решения конституционных
(уставных) судов.
Местный - нижний уровень
нормативно-правового регулирования
в сфере обеспечения прав и свобод
человека и гражданина образуют акты,
принимаемые муниципальными органами:
уставы муниципальных образований (районов,
городов, районов в городе, поселков, сел
и иных административно-территориальных
образований), акты выборных представительных
и исполнительных органов местного самоуправления,
а также их должностных лиц, акты глав
муниципальных образований и другие акты
этого уровня, касающиеся обеспечения
прав и свобод граждан.
В нормативно-правовую основу
обеспечения прав и свобод
человека и гражданина включаются и международно-правовые
акты, которые в соответствии с ч. 4 ст.
15 Конституции РФ входят в национальную
правовую систему России. Важнейшим актом
в рассматриваемой сфере является Всеобщая
декларация прав человека, принятая ООН
в 1948 г.
В зависимости от критерия,
положенного в основу классификации,
можно предложить несколько видов
построения системы юридических
гарантий прав и свобод граждан.
1. По степени общности: а) гарантии,
закрепленные в Конституции, текущем
законодательстве и в актах государственного
управления; б) общие гарантии, относящиеся
ко всем правам и к каждому праву в отдельности;
в) специальные гарантии, обеспечивающие
реализацию конкретного права.
2. По функциям: а) гарантии реализации
и гарантии охраны (защита прав
и свобод); б) стимулирующие, правообеспечительные,
превентивные и охранительные; в) средства,
обеспечивающие возможность осуществления
прав, и средства, с помощью которых обеспечивается
их охрана.
3. По отраслевому признаку: государственно-правовые,
административно-правовые, уголовно-правовые,
уголовно-процессуальные и т.д.
К гарантиям прав и свобод
граждан относятся те правовые
нормы, которые в той или
иной степени регулируют деятельность
государства, направленную на
исполнение его общей обязанности
предотвращать все возможные посягательства
на права и свободы личности. Как уже было
сказано, эта деятельность развивается
в рамках общего правоотношения. Юридическими
гарантиями прав и свобод личности являются
нормы права, лежащие в основе организации
и деятельности правоохранительных органов
государства, закрепляющие основные принципы
и положения юридической ответственности,
регулирующие процессуальный порядок
рассмотрения дел о правонарушениях. В
целом они предназначены для охраны всего
нашего общественного и государственного
строя, в том числе и прав граждан. Их действие
в отношении прав и свобод личности носит
ярко выраженный превентивный характер.
Если нарушение прав все же происходит,
то непосредственно начинают действовать
юридические гарантии защиты прав и свобод
граждан, представляющие собой конкретные
способы защиты и восстановления нарушенных
прав и свобод личности.
В общем, юридические гарантии
защиты действуют и до нарушения
прав и свобод человека и
гражданина, но только косвенно,
будучи подключенными к гарантиям
охраны и преследуя цель это нарушение
предупредить. Например, правовые нормы,
предусматривающие возможность применения
принуждения к правонарушителю, посягающему
на права и свободы гражданина, до нарушения
играют предупредительную роль, охраняют
последнего. После нарушения начинается
их непосредственная реализация, направленная
на защиту и восстановление нарушенного
права.
Юридические гарантии прав
и свобод человека и гражданина
обладают определенной спецификой,
которая заключается в том, что,
защищая права и свободы законопослушных
граждан, зачастую приходится ограничивать
права и свободы правонарушителей в ходе
принудительного воздействия на последних
(пресечения, наказания, возмещения причиненного
ущерба). Пределы и процедура данного принудительного
воздействия должны быть четко определены.
Этим и объясняется, что особое место среди
юридических гарантий занимают юридические
гарантии защиты, обеспечивающие права
самого правонарушителя. Своеобразие
указанных гарантий выражается в том,
что они охраняют права правонарушителей
в условиях ее правомерного ограничения.
Их назначение проявляется в определении
пределов такого ограничения. Только неукоснительное
следование этим пределам делает вторжение
в сферу прав и свобод гражданина правомерным.
В отличие от других юридических гарантий
защиты, юридические гарантии защиты прав
и свобод правонарушителей непосредственно
начинают действовать еще до нарушения
их права на права и свободы - на стадии
их охраны. Нарушение порядка ограничения
прав и свобод правонарушителей приводит
в действие все другие юридические гарантии
защиты, направленные на пресечение нарушения
и наказание виновных в нем лиц. Иными
словами, определение пределов ограничения
пользования благами прав и свобод преследует
цель охраны тех благ, на которые ограничение
не распространяется. Если субъект, прибегающий
к такому ограничению, выходит за рамки,
предусмотренные законом, то его действия
должны быть пресечены, а сам он наказан.
Реализуют юридические гарантии
многочисленные государственные органы.
Для этого они используют и применяют
в своей деятельности различные способы,
формы и методы, процедуры для достижения
поставленных целей и задач.
Государство для выполнения
своей функции - обеспечения прав
и свобод человека и гражданина
- должно быть оснащено системой процедур,
средств, институтов, гарантирующих защиту
субъективных прав человека. Эти процедуры,
средства, институты не являются неизменными,
они находятся в постоянной динамике,
совершенствуются, приспосабливаясь к
изменяющимся условиям жизни общества.
Обширная и разнообразная система органов
и процедур, охраняющих права человека,
создает механизм, без которого не может
функционировать демократическое правовое
государство.
Таким образом, права и
свободы человека и гражданина
обеспечиваются деятельностью государства
по их охране и защите. На стадии охраны
государство предпринимает усилия по
предупреждению посягательств на права
и свободы человека и гражданина. На стадии
защиты - по пресечению правонарушений,
наказанию правонарушителей, возмещению
причиненного ущерба. Происходит реализация
в форме общерегулятивных и конкретных
правоотношений, возникающих между человеком
или гражданином и государством, в рамках
которых человек или гражданин использует
свое субъективное право, а государство,
применяя нормы права, использует право
на ограничение прав и свобод правонарушителей,
исполняя обязанности, соблюдает запреты.
Общерегулятивное правоотношение складывается
на стадии охраны личной безопасности
человека и гражданина, конкретные правоотношения
- на стадии защиты. Исключение составляют
конкретные отношения, связанные с ограничением
прав и свобод правонарушителей. Они развиваются
на стадии охраны. Обеспечивается исследуемый
процесс системой общих и юридических
гарантий.
Лекция N 6. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ КАК СУБЪЕКТЫ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. Глава
государства - Президент РФ в
государственном механизме обеспечения
прав и свобод человека и
гражданина.
2. Органы
законодательной власти как субъекты
обеспечения прав и свобод человека и
гражданина.
3. Органы
исполнительной власти в механизме
обеспечения прав и свобод
человека и гражданина.
4. Органы
судебной власти и прокуратуры
как субъекты обеспечения прав
и свобод человека и гражданина.
5. Органы государственной
власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления в механизме обеспечения
прав и свобод человека и гражданина.
1. Глава
государства - Президент РФ в
государственном механизме обеспечения
прав и свобод человека и
гражданина. Органы государственной
власти, входящие в структуру государственного
механизма обеспечения прав и свобод человека
и гражданина, весьма многочисленны и
отличаются разнообразием своих функций.
Виды этих органов определяются в соответствии
с конституционными принципами разделения
властей, федерализма и местного самоуправления.
Поскольку в России установлена федеративная
форма государственного устройства, существуют
федеральные органы государственной власти
и органы государственной власти субъектов
Российской Федерации (республик, краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов),
а также органы местного самоуправления
на уровне районов, городов, районов в
городах, поселках, селах и других поселениях.
Конституционный
принцип разделения властей реализуется
посредством установления государственных
органов законодательной, исполнительной
и судебной власти на уровне Федерации
и ее субъектов.
Особое,
ключевое место во внутригосударственном
механизме обеспечения прав и
свобод граждан занимает глава государства
- Президент Российской Федерации. Это
принципиально новый для России государственный
институт, который имеет существенное
влияние на всю систему государственных
органов. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции
Президент страны является гарантом прав
и свобод человека. Эту функцию Президент
реализует как непосредственно в своей
деятельности, так и инициируя законы,
издавая указы, направленные на защиту
правового положения личности. Основной
закон подчеркивает роль Президента как
института, охраняющего целостность всей
государственной системы и сердцевину
того, что принято называть государством.
Каждый из государственных органов в рамках
своей компетенции также обязан выполнять
функции, которые направлены на обеспечение
действия Конституции, защиту прав и свобод
личности. Однако эти институты осуществляют
указанные функции лишь частично. Лишь
перед Президентом ставится задача гарантировать
суверенитет, независимость и целостность
государства, обеспечивать согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти. Только в таких
условиях все иные органы государственной
власти и должностные лица смогут осуществлять
свои полномочия в нормальном конституционном
режиме. Этой конституционной формулой
подчеркивается главенство Президента
в государственной системе. Однако Конституция
закрепляет обязанность Президента не
по защите или восстановлению нарушенных
прав и свобод конкретных людей (для этого
существуют специализированные государственные
структуры), а по обеспечению условий,
при которых и осуществление, и охрана,
и защита этих прав и свобод могут быть
реальными, т.е. условий полноценного конституционного
порядка.
Конституция
не содержит более конкретных
указаний на формы осуществления
Президентом этой деятельности,
но то место, которое глава государства
занимает среди других органов государственной
власти, свидетельствует о его ведущей
роли в государственном механизме охраны
прав и свобод человека и гражданина.
В целях
укрепления гарантий соблюдения
прав граждан создан Совет при
Президенте РФ по содействию развития
гражданского общества и правам человека,
осуществляющий свою работу на основе
Положения в пределах установленной компетенции
независимо от других государственных
органов. Основной задачей Совета является
содействие реализации полномочий Президента
России как гаранта основных прав и свобод
человека. В основе деятельности этого
органа находится не столько критика,
сколько поиск путей решения вопросов,
относящихся к основным правам и свободам
человека, защите прав российских граждан.
По результатам своей деятельности Совет
составляет специальные и ежегодные доклады
о соблюдении прав человека и направляет
их Президенту РФ.
Важным
структурным звеном Администрации
Президента является Управление
Президента РФ по работе с обращениями
граждан (далее - Управление), действующее
на основе Положения о нем. Основные функции
Управления - централизованный учет письменных
и устных обращений граждан РФ, государств
- участников СНГ, иностранных граждан
и лиц без гражданства, поступающих на
имя Президента, в адрес Правительства
и Администрации Президента; обеспечение
рассмотрения обращений граждан; анализ
и обобщение вопросов, затронутых гражданами
в письмах и на личном приеме; подготовка
на основе анализа и обобщения обращений
граждан предложений по устранению причин,
порождающих обоснованные жалобы; информирование
Президента, Правительства, руководителя
Администрации Президента о количестве
и содержании обращений граждан, принятым
по ним мерам.
Указом
Президента от 25 марта 2004 г. образовано
Управление Президента РФ по обеспечению
конституционных прав граждан, на которое
ныне возложены функции приема граждан
и оказания содействия в восстановлении
их нарушенных прав. Данное Управление
принимает меры по созданию условий для
решения Президентом вопросов гражданства
РФ и предоставления политического убежища,
награждения государственными наградами
и присвоения почетных званий РФ, осуществления
им помилования и защиты интересов лиц,
проживающих на территории России и за
ее пределами, и т.д.
Как
показывает практика, граждане достаточно
активно пользуются правом на
обращение. Особенно часто обращаются
не только к Президенту страны
как конституционному гаранту
прав граждан, но и в Правительство.
Однако все больше заявителей
обращается в Приемную Президента
РФ с вопросами, не входящими в ее компетенцию.
Это объясняется либо невозможностью
решить проблему в нижестоящих инстанциях,
либо нежеланием работающих там чиновников
заниматься проблемами гражданина.