Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

--------------------------------

<*> Чичерин  Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 311.

<**> Вышеславцев  Б.Н. Гарантии прав гражданина. М., 1917. С. 29.

<***> Новгородцев  П.И., Покровский И.А. О праве  на существование. М., 1911. С. 10 - 12.

В целом  русская юридическая мысль, направленная на развитие и охрану прав человека, находилась на уровне общих прогрессивных  устремлений современников.

3. Права  человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития. Со времени возникновения прав и свобод человека прошли столетия. Новые экономические, политические, этические, геополитические, социальные условия определили современную концепцию прав и свобод человека, тех изменений их содержания, принципов, реальности действия, которые неизбежно совершались под влиянием новых факторов (универсальных и региональных).

 Мировой  опыт показывает, что вопрос о  правах человека приобретает  особую актуальность на переломных этапах развития человечества. Это обстоятельство обусловлено целым рядом международных и национальных причин, что отражает закономерный характер возрастания роли и значения феномена прав и свобод личности в истории человечества.

 Так, XX в. в истории современной цивилизации был веком попрания человека и унижения его достоинства, веком террора и физического уничтожения миллионов людей собственными правителями. Это был век двух опустошительных мировых войн, также унесших миллионы человеческих жизней.

 Но XX в.  был отмечен масштабностью и  интенсивностью интеграционных  процессов во всем мире, углублением  контактов и связей между различными  цивилизациями, странами и народами. Он был и веком прозрения,  осознания всем человечеством  ценности единичного человека как важной составляющей общего, веком обращения к идеалам гуманизма. Именно во второй половине XX в. гуманизм перешагнул через сословные, национальные, религиозные, политические, географические барьеры и был признан универсальной, общечеловеческой философией. Идеалы гуманизма были воплощены в нормы международного права, и уважение прав и свобод человека стало принципом международных отношений. Весь Хельсинкский процесс и в том числе Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. построены на постулате, что международные отношения должны включать в себя "человеческое измерение", т.е. приносить пользу на уровне конкретного человека и отношений между людьми.

"Человеческое  измерение" - то качество жизни,  которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав - эти и другие составляющие "человеческого измерения" превращают его в основной критерий оценок прогресса государства. Однако данная идея не нова, еще в начале XX в. Б.А. Кистяковский утверждал, что "наряду с гражданскими и политическими правами должны быть поставлены права социальные, наряду со свободой от вмешательства государства в известную сферу личной и общественной жизни и правом на участие в организации и направлении государственной деятельности должно быть поставлено право каждого гражданина требовать от государства обеспечения ему нормальных условий экономического и духовного существования" <*>.

--------------------------------

<*> Кистяковский Б.А. Социальные  науки и право: Очерки по  методологии социальных наук  и общей теории права. М., 1916. С. 490.

"Человеческое измерение", изначально  задуманное как общие политические  рамки отношений между государством  и личностью, в дальнейшем включило в себя содействие развитию правового государства и созданию демократических институтов. Все это отражает процесс формирования человечества как новой социально-исторической общности людей. Очевидно, что мир перешел в качественно иное состояние - состояние целостности и взаимозависимости. Ныне ни одно значимое событие, совершающееся на Земле, не проходит бесследно для всего человеческого сообщества. Эти интеграционные тенденции пронизывают все сферы общественной жизни - экономическую, научно-техническую, политическую, социальную, культурную и гуманитарную.

 Международное сотрудничество  в области прав человека требует  глубокого осознания мировым  сообществом сущности и роли  прав человека в развитии личности, общества и человечества в  целом, а также поиска методов  и путей их надежной защиты  как главной общечеловеческой ценности. В любом государстве права человека приобретают юридическую форму, они выступают в качестве всеобщего масштаба и равной меры свободы и ответственности человека и гражданина.

 Между тем ни в одном  современном государстве ситуацию  с соблюдением прав человека нельзя назвать благополучной. Ознакомившись с докладами, представленными в различные органы ООН по правам человека, Генеральный секретарь ООН К. Аннан констатировал: "В этих докладах нарисована мрачная картина состояния прав человека в сегодняшнем мире" <*>. Преодоление разрыва между идеалами, нормами в области прав человека и их реализацией на практике продолжает оставаться сложной задачей, стоящей как перед международными организациями, так и перед правительствами государств.

--------------------------------

<*> Аннан К. Генеральный секретарь  ООН. Годовой доклад о работе  Организации. 2001 (А/56/1). С. 87.

В современном мире особенности  прав и свобод человека состоят в  том, что они развиваются в  условиях различных проблем и  противоречий, как сохранившихся от предшествующих этапов развития, так и вновь возникающих. Это создает значительные преграды на пути утверждения прав человека, затрудняет их реализацию в различных регионах мира. Речь в первую очередь идет о международном терроризме <*>, глобализации, бедности, экологическом неблагополучии. Например, с одной стороны, происходит глобализация всех процессов общественного развития, с другой - традиционные общества стремятся обеспечить сохранение своих коллективных и индивидуальных особенностей, национальной, культурной, религиозной, экономической самобытности, своего особого подхода к правам человека, определяемого историей их развития и традициями.

--------------------------------

<*> Только за период с 1991 по 2000 год мир был свидетелем  более 3810 террористических актов, 31% из которых произошел в Европе.

Глобализация связана с формированием  единого политического пространства, в результате чего происходит добровольное или вынужденное сокращение государственного суверенитета, нарастает осознание мира как единого пространства, а также ряд других процессов <*>.

--------------------------------

<*> См. подробнее: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е.А. Лукашевой. М., 2002. С. 1 - 18.

Нередко представления о глобализации охватывают понятия об объединяющейся и интегрирующейся земной цивилизации, преодолевающей различного рода границы, будь то границы культур, государств, социальных неравенств. Однако глобализация несет не только позитивный заряд.

 Процесс глобализации развивается  на фоне негативных общемировых  проблем, также имеющих глобальный  характер. К их числу относят:  а) неконтролируемый рост населения;  б) отсталость социально-экономического и культурного развития; в) проблему образования (продолжающийся рост числа неграмотных); г) неконтролируемый рост городов; д) отставание развития системы здравоохранения и выход из-под контроля ряда болезней, имеющих массовый характер; е) нерешенность продовольственной проблемы; ж) сокращение невозобновляемых природных ресурсов; з) сохранение военной угрозы, рост угрозы мирового терроризма, обострение межнациональных отношений <*>.

--------------------------------

<*> Покровский Н.Е. Глобализация и регионализация: проблемы теории и практики // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. N 2. С. 24.

Процесс глобализации и сопутствующие  ему факторы оказывают непосредственное воздействие на права человека.

 Права человека, возникшие в период подготовки и осуществления буржуазных революций, ставили целью борьбу против сословных ограничений, за установление равноправия и справедливости внутри страны. По мере развития они вышли за пределы отдельных стран, под воздействием глобальных мировых процессов приобрели универсальную значимость для судеб всего человечества. Неразрешимые вопросы в области прав и свобод человека и гражданина, ставшие главными демократическими требованиями XIX века, нашли свое законодательное закрепление в основополагающих международных актах XX века, прежде всего - во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В преамбуле этого документа отмечается, что создание мира, свободного от страха и нужды, требует законодательного закрепления и охраны прав и свобод, а первый пункт гласит: "Люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все они наделены разумом и совестью...".

 Всеобщая декларация прав  человека, международные пакты о  правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод определили универсальный набор основных прав и свобод. Причем не только как стандарт, к достижению которого должны стремиться все государства, но и как юридические обязательства участников, подписавших эти и последующие соглашения. Сегодня, как никогда ранее, происходит интеграция международного и внутригосударственного права в области прав человека, их взаимопроникновение и усиление влияния друг на друга. О чем, в частности, свидетельствует тот факт, что названные международные пакты, а также ряд других являются согласно части 4 ст. 15 и ст. 17 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

 Необходимо отметить особый  статус международных норм о  правах и свободах человека, стоящих на уровне конституционных норм в иерархии российских источников права. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".

 В конституционном праве  и судейской практике различных  государств под "общепризнанными  принципами и нормами международного  права" понимаются принципы  и нормы общего международного  права, то есть нормы, признанные большинством государств, включая то, в котором они подлежат применению. Пленум Верховного Суда РФ определил, что общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Пленума  Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.

Конституция включила в правовую систему  России только те общепризнанные принципы и нормы, которые Россия признает в качестве таковых, при условии, что эти принципы и нормы должны быть закреплены во внутреннем праве, в акте ратификации или в межгосударственном договоре.

 В настоящее время принято  называть все международные нормы  в области прав и свобод  личности международными стандартами. Этим термином охватываются весьма разнородные нормы, такие как правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей типа Хельсинкского заключительного акта, документов Венской и Копенгагенской встреч, международные обычаи. Хотя термин "стандарты" применительно к обязательствам в сфере прав человека не вполне корректен. Под стандартом обычно понимается типовой "образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов". В этом смысле нормы, закрепляющие права человека, едва ли можно считать эталоном, поскольку в них положения, относящиеся к тому или иному правомочию человека, регулируются, как правило, в самом общем виде. Это обусловлено неизбежностью конфликта между исчерпывающей государственной регламентацией положений по правам человека с теми положениями, которые уже существуют в законодательстве других государств. Возможность достижения согласия при создании норм, касающихся прав человека, собственно, и базируется на регламентации правового статуса личности самым общим образом, оставляя за национальным законодателем право уточнять и детализировать данные положения.

 Как показывают исследования, не менее 90 национальных конституций,  принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Всеобщей декларации, или включены в них под ее влиянием. Однако практика свидетельствует о том, что традиционное право очень часто оказывает сопротивление новшествам современности и что так называемая "передача" права в силу специфичности традиционных культур нередко бывает иллюзорной <*>.

--------------------------------

<*> Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1999. С. 185.

Оценивая тенденции в развитии прав человека, выявленные к концу XX в., следует взвешенно подходить к соотношению европейских "универсальных" стандартов и традиционализма, культуры, религии иных цивилизаций, поскольку прямолинейный путь к утверждению европейских норм и принципов в различных культурах и цивилизациях зачастую невозможен.

 Многие ученые резко возражают  против теории "универсализации"  прав человека, якобы одинаково  пригодных для населения всей  планеты. Это такая же иллюзия,  как и представление о возможности  однозначной интерпретации представлений о "добре". Попытка унифицировать понятие прав человека говорит лишь о незрелости нашей планетарной цивилизации или, лучше сказать, цивилизаций, непонимании того общего процесса самоорганизации, которым определяется развитие общества. Так, продвигавшаяся в свое время в ООН Советским Союзом и поддержанная странами третьего мира идея о закреплении социально-экономических прав в международных документах была предметом острых дискуссий как при принятии Всеобщей декларации прав человека в 1948 г., так и при разработке и принятии Международных пактов по правам человека. США в силу разных причин не признают существования социально-экономических прав и не ратифицировали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Американская традиция, идущая от Билля о правах - первых десяти поправок к Конституции 1787 г., - под правами человека имеет в виду понимаемые сообразно тому времени гражданские права и свободы. Их содержание отличается от современных формулировок. Кроме того, США упорно не желают подписывать Киотский протокол и Договор о Международном трибунале; блокируют Конвенцию по биологическому оружию; не приемлют Международной конвенции по запрещению пыток; игнорируют Договор по всестороннему запрещению ядерных испытаний, который обязал бы их больше не проводить ядерных экспериментов; не входят в соглашение по запрету химического оружия; по десяткам важнейших пунктов нарушают Хартию ООН. На своеобразном видении прав человека настаивают мусульманские государства, страны Азии и Африки. Более того, сегодня и в Европе приходят к пониманию того, что "европейские интересы отличны от американских, хотя они так близки, что порой создается иллюзия, будто они идентичны" <*>.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел