Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
------------------------------
<*> Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 311.
<**> Вышеславцев Б.Н. Гарантии прав гражданина. М., 1917. С. 29.
<***> Новгородцев П.И., Покровский И.А. О праве на существование. М., 1911. С. 10 - 12.
В целом русская юридическая мысль, направленная на развитие и охрану прав человека, находилась на уровне общих прогрессивных устремлений современников.
3. Права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития. Со времени возникновения прав и свобод человека прошли столетия. Новые экономические, политические, этические, геополитические, социальные условия определили современную концепцию прав и свобод человека, тех изменений их содержания, принципов, реальности действия, которые неизбежно совершались под влиянием новых факторов (универсальных и региональных).
Мировой опыт показывает, что вопрос о правах человека приобретает особую актуальность на переломных этапах развития человечества. Это обстоятельство обусловлено целым рядом международных и национальных причин, что отражает закономерный характер возрастания роли и значения феномена прав и свобод личности в истории человечества.
Так, XX в. в истории современной цивилизации был веком попрания человека и унижения его достоинства, веком террора и физического уничтожения миллионов людей собственными правителями. Это был век двух опустошительных мировых войн, также унесших миллионы человеческих жизней.
Но XX в.
был отмечен масштабностью и
интенсивностью интеграционных
процессов во всем мире, углублением
контактов и связей между
"Человеческое измерение" - то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав - эти и другие составляющие "человеческого измерения" превращают его в основной критерий оценок прогресса государства. Однако данная идея не нова, еще в начале XX в. Б.А. Кистяковский утверждал, что "наряду с гражданскими и политическими правами должны быть поставлены права социальные, наряду со свободой от вмешательства государства в известную сферу личной и общественной жизни и правом на участие в организации и направлении государственной деятельности должно быть поставлено право каждого гражданина требовать от государства обеспечения ему нормальных условий экономического и духовного существования" <*>.
------------------------------
<*> Кистяковский Б.А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С. 490.
"Человеческое измерение", изначально
задуманное как общие
Международное сотрудничество
в области прав человека
Между тем ни в одном
современном государстве
------------------------------
<*> Аннан К. Генеральный
В современном мире особенности прав и свобод человека состоят в том, что они развиваются в условиях различных проблем и противоречий, как сохранившихся от предшествующих этапов развития, так и вновь возникающих. Это создает значительные преграды на пути утверждения прав человека, затрудняет их реализацию в различных регионах мира. Речь в первую очередь идет о международном терроризме <*>, глобализации, бедности, экологическом неблагополучии. Например, с одной стороны, происходит глобализация всех процессов общественного развития, с другой - традиционные общества стремятся обеспечить сохранение своих коллективных и индивидуальных особенностей, национальной, культурной, религиозной, экономической самобытности, своего особого подхода к правам человека, определяемого историей их развития и традициями.
------------------------------
<*> Только за период с 1991 по 2000 год мир был свидетелем более 3810 террористических актов, 31% из которых произошел в Европе.
Глобализация связана с
------------------------------
<*> См. подробнее: Права человека: итоги века, тенденции, перспективы // Под общ. ред. чл.-корр. РАН Е.А. Лукашевой. М., 2002. С. 1 - 18.
Нередко представления о глобализации охватывают понятия об объединяющейся и интегрирующейся земной цивилизации, преодолевающей различного рода границы, будь то границы культур, государств, социальных неравенств. Однако глобализация несет не только позитивный заряд.
Процесс глобализации
------------------------------
<*> Покровский Н.Е. Глобализация и регионализация: проблемы теории и практики // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 1999. N 2. С. 24.
Процесс глобализации и сопутствующие
ему факторы оказывают
Права человека, возникшие в период подготовки и осуществления буржуазных революций, ставили целью борьбу против сословных ограничений, за установление равноправия и справедливости внутри страны. По мере развития они вышли за пределы отдельных стран, под воздействием глобальных мировых процессов приобрели универсальную значимость для судеб всего человечества. Неразрешимые вопросы в области прав и свобод человека и гражданина, ставшие главными демократическими требованиями XIX века, нашли свое законодательное закрепление в основополагающих международных актах XX века, прежде всего - во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. В преамбуле этого документа отмечается, что создание мира, свободного от страха и нужды, требует законодательного закрепления и охраны прав и свобод, а первый пункт гласит: "Люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Все они наделены разумом и совестью...".
Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правах человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод определили универсальный набор основных прав и свобод. Причем не только как стандарт, к достижению которого должны стремиться все государства, но и как юридические обязательства участников, подписавших эти и последующие соглашения. Сегодня, как никогда ранее, происходит интеграция международного и внутригосударственного права в области прав человека, их взаимопроникновение и усиление влияния друг на друга. О чем, в частности, свидетельствует тот факт, что названные международные пакты, а также ряд других являются согласно части 4 ст. 15 и ст. 17 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
Необходимо отметить особый статус международных норм о правах и свободах человека, стоящих на уровне конституционных норм в иерархии российских источников права. Согласно ч. 1 ст. 17 Конституции "в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".
В конституционном праве
и судейской практике
------------------------------
<*> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" от 31 октября 1995 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 1.
Конституция включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы и нормы, которые Россия признает в качестве таковых, при условии, что эти принципы и нормы должны быть закреплены во внутреннем праве, в акте ратификации или в межгосударственном договоре.
В настоящее время принято
называть все международные
Как показывают исследования, не менее 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Всеобщей декларации, или включены в них под ее влиянием. Однако практика свидетельствует о том, что традиционное право очень часто оказывает сопротивление новшествам современности и что так называемая "передача" права в силу специфичности традиционных культур нередко бывает иллюзорной <*>.
------------------------------
<*> Рулан Н. Юридическая
Оценивая тенденции в развитии прав человека, выявленные к концу XX в., следует взвешенно подходить к соотношению европейских "универсальных" стандартов и традиционализма, культуры, религии иных цивилизаций, поскольку прямолинейный путь к утверждению европейских норм и принципов в различных культурах и цивилизациях зачастую невозможен.
Многие ученые резко