Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
------------------------------
<*> Чичерин Б.Н. О народном правительстве. М., 1966. С. 32.
С правами и свободами тесно связаны законные интересы личности - юридически значимые и правомерные притязания человека на социальные блага, непосредственно не охватываемые содержанием прав и свобод. Хотя содержание законных интересов не определяется законодателем, государство их также защищает, так как невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, которые могут попасть в сферу чьих-то интересов. На практике их защита осуществляется государственными органами либо по аналогии права и закона, либо путем расширительного толкования правовых норм.
Регулирование положения
Закрепление достигнутого в обществе уровня свободы его членов осуществляется с помощью правового статуса, который выступает важнейшим средством эффективного удовлетворения потребностей и интересов каждого человека, создания и использования условий всестороннего расцвета личности.
Правовой статус личности
включает в себя всю
Принято выделять несколько видов правового статуса: 1) общий или конституционный статус человека и гражданина; 2) специальный или родовой статус определенной категории граждан; 3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.; 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством; 5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.); 6) статус физического лица и т.д.
Важно подчеркнуть, что общий
конституционный статус
В структуру конституционного
статуса личности как
Непререкаемость правового
статуса личности, недопустимость
какого-либо посягательства на
него со стороны государства
- устой правовой
3. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина имеют сложную структуру и в соответствии с этим принято осуществлять их классификацию по различным критериям. Например, "права человека" и "права гражданина"; "права" и "свободы" человека; "основные" и "иные права человека"; "права индивида" и "коллективные права"; личные, политические, экономические, социально-культурные права и свободы и др. Как и всякая классификация, это деление носит в ряде случаев условный характер. Сами по себе группы и виды прав и свобод личности не оторваны друг от друга. Они взаимосвязаны в единой системе и занимают в ней определенное место. При этом каждое подразделение прав и свобод фактически является своеобразным способом познания той или иной стороны системы прав и свобод личности. Так, свобода слова - личное, индивидуальное право, человек сам решает, как его использовать, но оно имеет общественно-политический характер: частные беседы не есть осуществление этого права в конституционно-правовом смысле. Право на забастовку - социально-экономическое право (забастовки с политическими требованиями законом запрещены), но оно может осуществляться только коллективно. Один человек, не явившийся на работу, - не забастовщик, а прогульщик.
Институт прав и свобод - центральный
в конституционном праве.
Конституционные права и свободы - это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только основные. Такая трактовка вытекает из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: "Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина". Данную формулировку можно толковать как признание неисчерпаемости категории права и свободы человека и гражданина. В Конституции закреплен перечень прав и свобод, известный международному и конституционному праву России на современном этапе развития общества, но этот перечень не является исчерпывающим, и если в будущем у человека и гражданина появятся другие права и свободы и они получат общее признание - Конституция Российской Федерации заранее признает и их. Поэтому в современных условиях под основными правами и свободами человека следует понимать исторически сложившиеся, общепризнанные, содержащиеся в Конституции Российской Федерации и международно-правовых актах по правам человека, наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы.
В неразрывной связи и взаимодействии с основными находятся отраслевые права и свободы человека и гражданина. Эта связь состоит прежде всего в том, что (основные) права и свободы составляют юридическую основу для всех отраслевых прав, являются для них определяющими, обладают по отношению к ним высшей юридической силой. В свою очередь права, закрепленные в отраслевом законодательстве, с одной стороны, конкретизируют конституционные права и свободы, а с другой - их дополняют и развивают.
Как уже упоминалось, с момента провозглашения прав и свобод французской Декларацией 1789 г. широкое распространение получило деление их на права человека и права гражданина.
Считается, что первые (право
на жизнь, свободу и
В соответствии с концепцией
приоритета прав и свобод
1) в сфере личной безопасности и частной жизни (право на жизнь, право на защиту чести и доброго имени, свободу и личную неприкосновенность и др.);
2) в области государственной
и общественно-политической
3) в области экономической и
социально-культурной
В соответствии с формой
осуществления прав и свобод
человека и гражданина
Также проводится
1) права и свободы человека и гражданина, предназначенные для пользования определенными благами как в личных, так и в общественных целях;
2) права и свободы, направленные на охрану и защиту первой группы (право обвиняемого на защиту, право на судебный иск).
Следующая классификация прав и свобод основывается на различиях сфер жизни общества, характере отношений - личные, политические и социально-экономические. Особо выделяют культурные (социокультурные) права, однако иногда их рассматривают как одну группу вместе с экономическими и социальными правами. Все чаще в конституциях называют коллективные права, которые принадлежат не отдельно взятому индивиду, а определенной общности, выделяемой на основе естественных или социальных признаков (право наций или народов на самоопределение и др.).
Однако права и свободы различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда - появление понятия "поколения прав человека".
Первым поколением прав
Эти права выражали так
называемую "негативную" свободу:
они обязывали государство
Второе поколение прав
В период после Второй
мировой войны стало формироват
К третьему поколению
В зависимости
от роли государства в
Американские юристы приводят в качестве определенного эталона классификацию прав человека, данную в 1946 г. Комиссией по гражданским правам:
1) право
безопасности и
2) право
на гражданство и его
3) право
свободы совести и ее
4) право равных возможностей.
Лекция N 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ И В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1. Историко-культурные
и теоретические предпосылки
формирования концепции прав
человека в мировой философско-
2. Права
человека в истории политико-
3. Права человека в современном мире, их нормативное закрепление и перспективы развития.
1. Историко-культурные
и теоретические предпосылки
формирования концепции прав
человека в мировой философско-
------------------------------
<*> Гессен В.М. О вечном мире. СПб., 1989. С. 46 - 47.
Сама идея прав человека возникла еще в древности. Формирование этого понятия было подготовлено естественной эволюцией общечеловеческой гуманитарной философской и правовой мысли. В философско-правовой доктрине естественное право на протяжении многих веков выступало как выразитель справедливости, моральных ценностей, религиозных начал и т.п. В качестве такой модели оно сопоставлялось с реально действовавшими правовыми системами, либо их обосновывая и оправдывая, либо их критически оценивая.
В различные
эпохи, в зависимости от
Первые
учения о человеке возникают
в государствах Древнего