Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

--------------------------------

<*> Чичерин Б.Н. О народном  правительстве. М., 1966. С. 32.

С правами и свободами тесно  связаны законные интересы личности - юридически значимые и правомерные  притязания человека на социальные блага, непосредственно не охватываемые содержанием прав и свобод. Хотя содержание законных интересов не определяется законодателем, государство их также защищает, так как невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, которые могут попасть в сферу чьих-то интересов. На практике их защита осуществляется государственными органами либо по аналогии права и закона, либо путем расширительного толкования правовых норм.

 Регулирование положения личности  в обществе осуществляется государством  в формах, определяемых спецификой  правовых норм и складывающихся на их основе правовых связей и отношений. Прежде всего государство юридически закрепляет те фактические отношения, которые существуют у него с людьми, находящимися под воздействием государственной власти.

 Закрепление достигнутого в обществе уровня свободы его членов осуществляется с помощью правового статуса, который выступает важнейшим средством эффективного удовлетворения потребностей и интересов каждого человека, создания и использования условий всестороннего расцвета личности.

 Правовой статус личности  включает в себя всю совокупность  прав, свобод, законных интересов  и обязанностей человека и  гражданина, предусмотренных в принципах  и нормах всего текущего законодательства.

 Принято выделять несколько  видов правового статуса: 1) общий или конституционный статус человека и гражданина; 2) специальный или родовой статус определенной категории граждан; 3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное положение и т.д.; 4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным и тройным гражданством; 5) отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.); 6) статус физического лица и т.д.

 Важно подчеркнуть, что общий  конституционный статус является  единым и одинаковым для всех граждан государства, не зависящим от конкретных обстоятельств, т.е. базовым, исходным, делающим все иные статусы производными от него, дополняющими его. Если имеют место какие-то ограничения общего правового статуса личности, то они должны быть предусмотрены в принципах и нормах Конституции.

 В структуру конституционного  статуса личности как интегративного  понятия входят следующие компоненты: 1) гражданство; 2) правосубъектность,  включающая в себя правоспособность  и дееспособность; 3) основные права,  свободы, законные интересы и обязанности; 4) правовые принципы; 5) гарантии правового статуса, в числе которых особое значение имеет юридическая ответственность. Сердцевину или основу правового положения личности составляют ее права, свободы, законные интересы и обязанности в их единстве.

 Непререкаемость правового  статуса личности, недопустимость  какого-либо посягательства на  него со стороны государства  - устой правовой государственности.

3. Классификация прав и свобод  человека и гражданина. Права  и свободы человека и гражданина имеют сложную структуру и в соответствии с этим принято осуществлять их классификацию по различным критериям. Например, "права человека" и "права гражданина"; "права" и "свободы" человека; "основные" и "иные права человека"; "права индивида" и "коллективные права"; личные, политические, экономические, социально-культурные права и свободы и др. Как и всякая классификация, это деление носит в ряде случаев условный характер. Сами по себе группы и виды прав и свобод личности не оторваны друг от друга. Они взаимосвязаны в единой системе и занимают в ней определенное место. При этом каждое подразделение прав и свобод фактически является своеобразным способом познания той или иной стороны системы прав и свобод личности. Так, свобода слова - личное, индивидуальное право, человек сам решает, как его использовать, но оно имеет общественно-политический характер: частные беседы не есть осуществление этого права в конституционно-правовом смысле. Право на забастовку - социально-экономическое право (забастовки с политическими требованиями законом запрещены), но оно может осуществляться только коллективно. Один человек, не явившийся на работу, - не забастовщик, а прогульщик.

 Институт прав и свобод - центральный  в конституционном праве. Однако  существует ряд причин, по которым одни права и свободы закрепляются конституционно, другие - в текущем законодательстве. К причинам закрепления их в Конституции принято относить: 1) значимость этих прав и свобод для человека и общества; 2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод; 3) верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными; 4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину; 5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина; 6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина; 7) они действуют на всей территории государства.

 Конституционные права и  свободы - это не все права  и свободы, которыми обладает  человек, а только основные. Такая  трактовка вытекает из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ: "Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина". Данную формулировку можно толковать как признание неисчерпаемости категории права и свободы человека и гражданина. В Конституции закреплен перечень прав и свобод, известный международному и конституционному праву России на современном этапе развития общества, но этот перечень не является исчерпывающим, и если в будущем у человека и гражданина появятся другие права и свободы и они получат общее признание - Конституция Российской Федерации заранее признает и их. Поэтому в современных условиях под основными правами и свободами человека следует понимать исторически сложившиеся, общепризнанные, содержащиеся в Конституции Российской Федерации и международно-правовых актах по правам человека, наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы.

 В неразрывной связи и взаимодействии с основными находятся отраслевые права и свободы человека и гражданина. Эта связь состоит прежде всего в том, что (основные) права и свободы составляют юридическую основу для всех отраслевых прав, являются для них определяющими, обладают по отношению к ним высшей юридической силой. В свою очередь права, закрепленные в отраслевом законодательстве, с одной стороны, конкретизируют конституционные права и свободы, а с другой - их дополняют и развивают.

 Как уже упоминалось, с  момента провозглашения прав и свобод французской Декларацией 1789 г. широкое распространение получило деление их на права человека и права гражданина.

 Считается, что первые (право  на жизнь, свободу и неприкосновенность  личности, свободу передвижения  и выбора места жительства, право собственности и др.) принадлежат человеку от рождения и не могут быть дарованы или отчуждены государственной властью. Вторые - это права человека как члена политического сообщества, и в этом качестве они предоставляются государством и потому могут быть ограничены им. На деле, как отмечалось, это различие имеет исторический и философский характер.

 В соответствии с концепцией  приоритета прав и свобод человека  и гражданина во всех сферах  жизни выделяют их следующие  виды:

1) в сфере личной безопасности и частной жизни (право на жизнь, право на защиту чести и доброго имени, свободу и личную неприкосновенность и др.);

2) в области государственной  и общественно-политической жизни  (избирательные права, свобода  союзов и ассоциаций, свобода  слова, мнения, печати и др.);

3) в области экономической и  социально-культурной деятельности (право на труд, отдых, образование  и др.).

 В соответствии с формой  осуществления прав и свобод  человека и гражданина различают  коллективные и индивидуальные  права и свободы (право на митинги, демонстрации - коллективные; право на жизнь, личную неприкосновенность - индивидуальные).

 Также проводится подразделение  прав и свобод человека и  гражданина по целевому назначению:

1) права и свободы человека  и гражданина, предназначенные для пользования определенными благами как в личных, так и в общественных целях;

2) права и свободы, направленные  на охрану и защиту первой  группы (право обвиняемого на  защиту, право на судебный иск).

 Следующая классификация прав  и свобод основывается на различиях сфер жизни общества, характере отношений - личные, политические и социально-экономические. Особо выделяют культурные (социокультурные) права, однако иногда их рассматривают как одну группу вместе с экономическими и социальными правами. Все чаще в конституциях называют коллективные права, которые принадлежат не отдельно взятому индивиду, а определенной общности, выделяемой на основе естественных или социальных признаков (право наций или народов на самоопределение и др.).

 Однако права и свободы различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда - появление понятия "поколения прав человека".

 Первым поколением прав человека  признаются те традиционные либеральные  ценности, которые были сформулированы  в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах (право на свободу мысли, совести и религии; право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на равенство перед законом, и т.д.).

 Эти права выражали так  называемую "негативную" свободу:  они обязывали государство воздерживаться  от вмешательства в сферу личной  свободы и создавать условия  участия граждан в политической жизни.

 Второе поколение прав человека  сформировалось в процессе борьбы  народов за улучшение своего  экономического уровня, повышение  культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации  которых требуется организационная,  планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав (право на труд и свободный выбор работы; право на социальное обеспечение; право на защиту материнства и детства; право на образование и др.).

 В период после Второй  мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. Представляется, что особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией.

 К третьему поколению относятся  коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права солидарности" (право на развитие; на мир; на здоровую окружающую среду; на общее наследие человечества; право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка). Разумеется, отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либо общности.

 В зависимости  от роли государства в осуществлении  прав человека различают негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав) права и свободы.

 Американские  юристы приводят в качестве определенного эталона классификацию прав человека, данную в 1946 г. Комиссией по гражданским правам:

1) право  безопасности и неприкосновенности  личности;

2) право  на гражданство и его привилегии;

3) право  свободы совести и ее свободного  выражения;

4) право  равных возможностей.

Лекция N 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ И  В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. Историко-культурные  и теоретические предпосылки  формирования концепции прав  человека в мировой философско-правовой  мысли.

2. Права  человека в истории политико-правовой мысли дореволюционной России.

3. Права  человека в современном мире, их нормативное закрепление и  перспективы развития.

1. Историко-культурные  и теоретические предпосылки  формирования концепции прав  человека в мировой философско-правовой  мысли. Развитие и становление учения о правах и свободах человека нельзя связывать с той или иной экономической формацией. Права человека связаны с "мирозданческим" предназначением общества и, следовательно, с глобальным мировым процессом. Многие страны и личности внесли свою лепту в формирование теоретико-практической конструкции этого политико-юридического феномена. В своем поступательном движении она не останавливается, не может остановиться на границах государства <*>. Только в рамках цивилизационного подхода можно раскрыть место и роль человека в обществе.

--------------------------------

<*> Гессен  В.М. О вечном мире. СПб., 1989. С. 46 - 47.

Сама идея прав человека возникла еще в древности. Формирование этого понятия было подготовлено естественной эволюцией  общечеловеческой гуманитарной философской и правовой мысли. В философско-правовой доктрине естественное право на протяжении многих веков выступало как выразитель справедливости, моральных ценностей, религиозных начал и т.п. В качестве такой модели оно сопоставлялось с реально действовавшими правовыми системами, либо их обосновывая и оправдывая, либо их критически оценивая.

 В различные  эпохи, в зависимости от исторического  этапа развития общества, принадлежности  индивидов к определенным классам  (в т.ч. господствующим) и социальным группам, права человека и их генезис оставались одной из актуальнейших проблем социально-культурного развития человечества, прошедшей через тысячелетия. Каждый новый этап развития общества вел, как правило, к увеличению объема прав и углублению их содержания, периодически приобретая то религиозное, то этическое, то философское звучание.

 Первые  учения о человеке возникают  в государствах Древнего Востока.  Важнейшей чертой древневосточной  философии человека является  ориентация личности на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и природному миру. Вместе с тем эта философская традиция ориентирована на совершенствование внутреннего мира человека. Поэтому улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел