Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Права человека - это сложное  многогранное явление, носящее  дуалистический, двойственный характер. Это обусловлено тем, что, во-первых, они выражают неотъемлемые свойства  человека и, во-вторых, являются  духовно-нравственной основой права вообще и прав гражданина в частности. Они неразрывно связаны поэтому не только с государством и правом, но еще в большей мере с культурой, моралью, философией, то есть с гуманитарным знанием, раскрывающим прежде всего суть и природу общечеловеческих ценностей и интересов.

 Права человека выступают  в качестве феномена мировой  культуры и цивилизации, являются  их важнейшим результатом. Можно  сказать, что культура выражает  степень развития человека как  личности, а цивилизация - уровень  материального и культурного развития общества. Они неразрывно взаимосвязаны.

 Цивилизационная роль прав  человека проявляется прежде  всего в упорядочении социальных  отношений, обеспечении автономии  и свободы личности. Потребность  в общепризнанном порядке и  справедливости закономерна для любого человеческого общежития. Право и права человека устанавливают определенные нормы поведения людей, которые не должны нарушаться, чтобы не возникало конфликтов и ущемления прав и свобод других членов общества. Поэтому права человека выражают всеобщий масштаб и равную меру свободы и ответственности. Права человека как феномен мировой культуры отражают жизнь человека в особом качественном состоянии, связанном с утверждением в общественном сознании и практике идеи свободы личности. Они призваны в нормативной форме закреплять духовно-нравственные ценности и социальные достижения человечества в данной области общественного развития. Это специфическое осознание действительности отражается в таких категориях и понятиях, как демократия, социальная справедливость и равенство, право и закон, права и свободы, обязанности и ответственность человека, милосердие, гуманность, солидарность и т.д.

 Их объективирование в общественных  явлениях и процессах способствует  преодолению произвола, социальной  несправедливости, дискриминации людей.

 Для реализации прав человека  большое значение имеет правовая  культура как часть общей культуры  человека и общества. Она представляет  собой сочетание знаний о праве  и правах человека, духовно-нравственных  установок, определяющих уважительное отношение человека к праву и закону, а также умение и стремление реализовать права человека. Важной составной частью правовой культуры является также понимание того, что права и свободы неразрывно связаны с ответственностью человека перед другими людьми, обществом и мировым сообществом за последствия своей деятельности. Ответственность еще более очевидно обусловлена необходимостью выполнения людьми своих обязанностей, определенных конституцией, законодательством данной страны и международно-правовыми нормами в области прав человека.

 Правовая культура создает  важные интеллектуальные и субъективно-психологические  предпосылки для осуществления  одного из основных прав современного  человека - права знать свои права  и иметь возможность их цивилизованно защищать.

2. Понятие прав и свобод человека  и гражданина. Содержание проблемы  взаимоотношений государства и  человека с необходимостью предусматривает  и анализ понятий "человек", "гражданин", "личность", "индивид", "права человека", "права  гражданина", "правовой статус личности", используемых в общеюридической практике, внутригосударственном и международном праве. Каждая из этих категорий в научной литературе рассматривается неоднозначно и, хотя общее смысловое значение этих терминов неодинаково, применительно к человеку как члену общества, обладающему правовым статусом, их нередко используют в качестве синонимов. Однако, как представляется, указанные понятия нельзя использовать как абсолютно различные. Они употребляются во многих случаях как взаимозаменяемые, между ними существуют тесные взаимосвязи.

 Если человек - это разумное  психофизиологическое или биосоциальное  существо, живущее в обществе, то  понятие "личность" как научная  абстракция подчеркивает факт  наиболее полного отделения человека  от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношения с обществом.

 Под природой человека обычно  подразумеваются стойкие, неизменные  черты и свойства, которые присущи  Человеку Разумному во все времена. Речь прежде всего идет о разумности и способности человека к членораздельной речи, общению, совместной деятельности. Однако человека, живущего в современном демократическом обществе, от раба Древнего мира, обладавшего такими же свойствами, что тем не менее не делало его свободным, способным к выбору своего образа жизни, отличает наличие другого важного свойства - обладание основными правами и свободами.

 Понятия "человек" и  "личность", отражая разные  аспекты одного целого - отдельного индивида, находятся в тесной взаимосвязи. Как продукт природы конкретный человек выступает материальной, биологической личностью, которая, в свою очередь, будучи продуктом общества, характеризуется в единстве ее индивидуальных социальных и биологических черт.

 В настоящее время понятие  "личность" используется как  научный термин, обозначающий: 1) человеческого  индивида как субъекта отношений  и сознательной деятельности (лицо  в широком смысле слова) или  2) устойчивую систему социально-значимых  черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Хотя эти два понятия - "лицо как целостность человека" и "личность как его социальный и психологический облик" - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

 Термин "индивид" применяется наряду с понятиями "человек" и "личность" и употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. Различия людей как индивидов - это, во-первых, различия между общественными группами, к которым они принадлежат, а во-вторых, различия в том, насколько полно, типически признаки одной и той же группы выражены в разных ее представителях.

 Индивидуальность свойственна  всегда конкретной личности. Психологические  черты, социальный опыт, род деятельности, темперамент, а также интенсивность проявления этих черт в каждом человеке сочетаются самым различным образом и составляют неповторимость его личности, отличие от всех других членов общества. В природе не бывает одинаковых личностей. Иными словами, индивид - это та же личность, но здесь выделяются прежде всего черты, свойственные именно данному конкретному человеку, характерные для него, отличающие его от других людей.

 Гражданин - это личность, действующая  в политической жизни. В статье 3 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" содержится норма-дефиниция, которая определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей <*>. Это означает отказ от прежней соответствующей тоталитарному строю государства формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается и от того, которое существовало в Законе о гражданстве 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).

 --------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031; 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3420.

Со времен Аристотеля слово "гражданин" означало юридически обобщенное понятие  человека, но не личности. Римское слово civis (гражданин) употреблялось для именования члена римской гражданской общины (civitas). В древнерусском языке оно ассоциировалось со словом "горожанин". С конца XVII в. гражданами стали называть штатских, невоенных людей. В эпоху Петра I понятие "гражданин" означало не только принадлежность человека к государству, но и определяло человека как члена общества. После Великой французской революции употребление терминов "свобода", "общество", "гражданин", "личность" (в значении "равноправный член общества") было запрещено, поскольку их считали крамольными.

 Естественно, что в настоящее  время не любой человек имеет  статус гражданина, хотя сохранившееся  в большинстве современных деклараций  и конституций деление на права  человека и права гражданина, возникшее, кстати, давно, о чем свидетельствует хотя бы название знаменитой французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., все более утрачивает свой смысл, поскольку прирожденные права человека признаны всеми развитыми демократическими государствами и, таким образом, выступают одновременно и в качестве прав гражданина. Внутри государства разграничение прав на "два сорта" в ряде случаев лишено практического значения, тем более что даже апатриды, проживающие на территории той или иной страны, находятся под юрисдикцией ее законов и международного права. Так, в ч. 3 ст. 62 Конституции России зафиксировано, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. И в этой связи широкую актуальность приобретают слова, сказанные журналистом В.В. Познером после террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. в США: "Это повод понять наконец, что все произошло в итоге от нашего непонимания мира. Того, что он один. Того, что мы прежде всего люди, а потом уже граждане своих стран" <*>.

--------------------------------

<*> Комсомольская правда. 2001. 13 сентября.

Стоит отметить, что и исторически сложившийся термин "гражданское общество" не соответствует тому, что им обозначается, поскольку в сфере гражданского общества мы имеем дело с неполитическим и непубличным человеком - носителем частных интересов, субъектом частного права, участником гражданско-правовых отношений, а не с гражданином (политической фигурой, субъектом публично-властных отношений).

 Рассматривая данную проблему, следует сказать, что многие  слова русского языка обладают  свойством полисемии (многозначностью). Очевидно, поэтому гражданскими правами и свободами называют личные права человека.

 В лексиконе средств массовой  информации, в обиходе, да и  в науке под правами человека  иногда понимается то же, что  и под правами гражданина, но  это далеко не одинаковые понятия.  Права человека определяются естественными правами, которыми он обладает от рождения. Права гражданина обусловлены принадлежностью человека к государству и носят позитивный характер, т.е. устанавливаются последним.

 Права человека выделяются  в объективном и субъективном смыслах.

 В первом случае - это система  общепризнанных принципов и норм  международного права, закрепляющих  положение личности, правила взаимоотношений  между людьми, отношения человека  и государства.

 Во втором - закрепленные в  правовых нормах, юридически  гарантированные государством возможности индивида совершать определенные действия, поступки, пользоваться определенными социальными благами.

 В конституциях большинства  современных государств закреплены  важнейшие основные права и  свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы человека. Более конкретно указанные права и свободы определяются отраслевым законодательством. Благодаря этому человек имеет возможность защищать свои субъективные права - те конкретные правомочия, которые возникают у него на основе норм права, установленных законодательством страны. Эти права включают:

 а) свободу поведения индивида  в границах, установленных нормой  права;

 б) возможности индивида пользоваться  определенными благами;

 в) право совершать определенное действие и требовать соответствующих действий от других лиц;

 г) право обращаться в суд  для судебной защиты своих  прав и т.д.

 Свободы человека - понятие,  фактически тождественное понятию  "права человека", хотя и  имеющее некоторые особенности.

 Употребление слова "свобода", как принято считать, появилось в XXIV в. до н.э. и связано с установлением монархом Шумеры "свободы" для своих подданных путем применения санкций к бессовестным сборщикам налогов, защиты вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладавших властью, и прекращения практики закабаления храмовых слуг первосвященниками.

 Юридические права и свободы  - очень близкие и по существу  тождественные понятия. Принято  считать, что термин "свобода"  исторически связан с защитой  самостоятельности личности, с ограждением от вмешательства государства в ее внутренний мир (свобода совести, свобода научного творчества), а "право" предполагает участие личности в деятельности общества, государства.

 Иногда называют другое отличие:  свободы реализуются по личному усмотрению адресата, а право характеризует меру возможного поведения и требует правовой регламентации со стороны государства.

 Будучи закрепленными в Конституции,  свобода и право означают меру  возможного поведения, т.е. определяют  границу, рамки возможных действий, вид и меру поведения, возможность пользоваться благами для удовлетворения своих потребностей и интересов. И.А. Ильин писал: "Ограничивая свободу каждого известными пределами, право обеспечивает ему зато беспрепятственное и спокойное пользование своими правами, т.е. гарантирует ему свободу внутри этих пределов. Свобода каждого человека простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей. Стремясь установить эти границы, право содействует тому, чтобы в совместной жизни людей воцарился порядок, "основанный на свободе" <*>.

--------------------------------

<*> Ильин И.А. Общее учение  о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение. 1992. N 3. С. 96.

Юридические обязанности - это мера должного поведения. Первоприрода обязанностей такова, что они призваны быть обратной стороной субъективного права как стимулирующего средства. Закрепленные в Конституции, они определяют вид и меру общественно необходимого поведения граждан, предъявляют обязательные требования к поведению, действиям личности, сдерживают обязанное лицо от удовлетворения собственных интересов и заставляют его действовать в интересах управомоченного. "Что такое обязанность? - писал Г.Ф. Шершеневич. - Это прежде всего сознание связанности своей воли... Человек действует не так, как побуждают его собственные интересы, он считает необходимым ограничить себя в возможном фактически осуществлении интересов из-за интересов других" <*>.

--------------------------------

<*> Шершеневич Г.Ф. Общая теория  права. М., 1912. С. 619 - 620.

"Свобода человека, - заключает  Б.Н. Чичерин, - есть свобода разумного  нравственного существа. Человек  имеет права, потому что он  имеет обязанности. Наоборот, он  имеет обязанности, потому что  он имеет права. Если бы он  не признавался существом свободным, имеющим права, то с него нельзя было бы требовать выполнение обязанностей. Оба начала обусловливают друг друга" <*>. Таким образом, можно утверждать, что обязанность тесно всегда связана с субъективным правом. Обязанность является способом обеспечения прав, условием их эффективной реализации. Если субъективное право является сферой свободы личности, то юридическая обязанность - сферой необходимости. Правообязанный понимает (должен понимать), что связанность его свободы осуществляется во имя общего блага.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел