Идеи
ценности человека характерны
в большей степени для европейской
цивилизации. Первые разрозненные
суждения о правах человека как
об определенных устойчивых нормах, эталонах,
ценностях, которые способны упорядочить
процесс взаимодействия индивидов между
собой, а также с обществом и государством,
восходят еще к временам античности. Во
многом их появление обусловлены уровнем
развития демократии в древнегреческих
и древнеримских республиках, в том числе
борьбой человека против деспотии рабовладельческого
государства (так, например, в IV - V вв. до
н.э. в Афинах в результате борьбы за власть
был установлен демократический для своего
времени режим).
Истоки
обоснования прав человека в
этот период обнаруживаются в
идеях древнегреческих философов:
Сократа, Платона, Аристотеля, которые
считали критерием идеального
государства соблюдение и обеспечение
им указанных прав. Знаменитая
формула Протагора "человек - мера
всех вещей" лежала в основе философских
представлений о государстве того времени.
Во времена
Древней Греции эллины оперируют
понятиями справедливости, правды,
обычного права, правопритязания,
закона. Праву соответствуют античные
взгляды на справедливость и лишь благодаря
легитимации в контексте представлений
справедливости то или иное притязание
становится правовым.
Положения
о природе, основах справедливости
и законах встречаются в поэмах
Гомера, Гесиода и в дальнейшем
развиты в суждениях и кратких изречениях
(гномах) Клеобула ("Средняя дорога есть
наилучшая"), Солона ("Ничего сверх
меры"), Фалеса ("Не делай сам того,
что ты порицаешь в других") и др. Уже
в VI в. до н.э. Солон, разработав Конституцию,
"всех освободил", провел реформы
"властью закона, силу с правом сочетав",
указал "прямую правду" и установил
законы "простому со знатным наравне"
<*>, в т.ч. ограничивающие власть чиновников,
уничтожил долговое рабство, ввел в Афинах
умеренную цензовую демократию.
--------------------------------
<*> Аристотель.
Афинская полития. М., 1996. С. 17 - 18.
Поиски
объективной нормы справедливости,
абстрактного, формально-правового
равенства людей были продолжены
пифагорейцами (Пифагор, Гераклит). Именно
они сформулировали важное для последующих
естественно-правовых представлений положение
о том, что "справедливое состоит в воздаянии
другому равным".
Представления
о равенстве в его связи
со справедливостью и правом
были углублены Демокритом, по
сути, положившим начало естественно-правовой
мысли, и в дальнейшем - софистами (Протагором,
Горгием, Гиппийем, Антифонтом, Калликлом,
Ликофроном, Алкидамом Элейским), Сократом,
Платоном, Аристотелем, римскими авторами.
Так, Демокрит утверждает, что "законы
- дурное изобретение", поэтому "мудрец
не должен повиноваться законам, а жить
свободно" <*>, имея в виду независимость
от "общего мнения" и искусственных
предписаний. "То, что считается справедливым,
не есть справедливое; несправедливо же
то, что противно природе" <**>.
--------------------------------
<*> Лурье С.Я. Демокрит. Л.
С. 373.
<**> Материалисты Древней Греции.
М., 1955. С. 152.
Софисты предприняли попытку взглянуть
на мир человеческими глазами
и сделали поворот (Протагор и
др.) от объективно-божественного к
субъективно-человеческому комплексу
явлений. Так, Горгий отличал от неписанной
"справедливости" - "божественного
и всеобщего закона" - "писанные законы,
этих стражей справедливости". Антифонт
обосновывал положение о равенстве всех
людей: "По природе, мы все во всех отношениях
равны, притом (одинаково) и варвары и эллины"
<*>. Эту же мысль поддерживал и Алкидам
Элейский: "Божество создало всех свободными,
а природа никого не сотворила рабом".
--------------------------------
<*> Антология мировой философии.
М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 321.
Софистика в своем возникновении
- продукт демократичной обстановки
свободного обсуждения всех политических
вопросов. Каждый гражданин, предполагая,
что результаты этих обсуждений скажутся
на решениях властей, имел право высказываться
об общих делах государства и
отстаивать свою точку зрения, рассчитывая
на восприимчивость слушателей к рациональным
доводам и не опасаясь при этом репрессий
за высказанное.
Дальнейшее углубление положений
о соотношении права и закона,
справедливости и полисных установлениях
связано с Сократом и его учеником - Платоном.
Сократ выступал с позиций примата принципа
индивидуальной свободы перед правом
полиса (государства), свободы выбора места
жительства - без всяких препятствий покинуть
государство, права выбора гражданства
- принятие гражданства добровольно, настаивал
на законных обязанностях свободных и
равноправных граждан.
Прогрессивный мыслитель Аристотель,
с одной стороны, отмечал, что
права (и естественные, т.е. данные
при рождении человека, и волеустановленные
- данные властью полиса) возможны
и имеют место только в государстве, а
именно в условиях политической (полисной)
организации людей <*>. Человек характеризуется
Аристотелем как совершеннейшее существо.
Человек же, живущий вне закона и права,
наоборот, занимает весьма жалкое место
в мире. В этой связи "понятие справедливости
связано с представлением о государстве,
так как право, служащее критерием справедливости,
является регулирующей нормой политического
общения". Политическая власть согласно
высказываниям Аристотеля исходит из
принципа свободы и равенства индивидов
(граждан) в отношениях господства и подчинения.
"Не может быть делом закона, - говорит
Аристотель, - властвование не только по
праву, но и вопреки праву; стремление
же к насильственному подчинению, конечно,
противоречит идее права". В то же время
для Аристотеля естественно существование
рабовладельческого строя: "Охотиться
должно как на диких животных, так и на
тех людей, которые, будучи от природы
предназначенными к подчинению, не желают
подчиняться; такая война по природе своей
справедлива".
--------------------------------
<*> Аристотель. Сочинения. М., 1983.
Т. 4. С. 159.
Усилиями греческих и римских
стоиков, от Зенона до Сенеки, идея равенства
людей как сограждан единого
космополитического государства (в
сочетании с критикой рабства) была выведена
за узкополисные и этические рамки и распространена
на всех представителей человеческого
рода.
Характеризуя древнегреческую
философию, можно отметить, что
она отличается безусловным преобладанием
общего над частным, жизнь отдельного
человека принадлежит государству и не
представляет из себя ценности. Чувство
и убеждение в том, что отдельное лицо
существует не для себя, а только для государства,
было более или менее сильным у всех эллинов
и особенно у спартанцев. Мыслители древности
не пошли дальше теоретических рассуждений
о правах человека, их равенстве для различных
социальных групп. На практике же для того
общества было характерно неравномерное
распределение прав человека между различными
классами и сословными структурами вплоть
до полного бесправия рабов. Более того,
рабы вообще не признавались людьми, а
считались "говорящими орудиями".
Средневековые богословы и
философы восприняли идеи античных
мыслителей, касающиеся естественных
прав, в частности о естественной
природе собственности и человеческой
свободы (Исидор Севильский, Грациан, Руфинус
и другие). Но сам характер власти обосновывался
ее божественным происхождением. В соответствии
с сословной структурой феодального общества
гораздо большее значение имело утверждение,
что социальное неравенство людей и общественная
иерархия отвечают естественному (Божьему)
закону (Фома Аквинский).
Идеи прав человека можно
найти и в проповедях раннего
христианства. Об этом свидетельствуют
такие постулаты учения, как "где
нет закона, нет и преступления", "какою
мерой мерите, такою отмерено будет вам",
"в равное воздаяние распроснитесь
и вы" и т.д.
Идея ограничения власти
монарха присутствует в Новом
Завете и, как представляется,
ответ Христа фарисеям "отдавайте
Кесарю Кесарево, а Божье Богу"
следует понимать не только в традиционном
смысле - отделения церкви от государства,
но и как ограничение царской власти божьим
законом. Это признание самостоятельности
как дел душевных, так и дел политических,
каждая область имеет свои пути и задачи,
и каждая должна сохранять свое значение
для человека. Но в этой, как и в другой
области, исходным пунктом и конечной
опорой является человек и его нравственное
призвание <*>.
--------------------------------
<*> Новгородцев П.И. Об общественном
идеале. М., 1991. С. 44.
В результате борьбы различных классов
и сословий, прежде всего нарождающейся
буржуазии, за свои права и свободы
возникают ранние буржуазные государственно-правовые
концепции взаимоотношения государства
и личности, идущие вразрез со средневековыми
устоями жизни. Наиболее известные идеологи
нового класса, стремившегося к власти
и освобождению от феодальных ограничений,
- Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк,
Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и другие. Они
считали права человека средствами, ограничивающими
государственную власть, устанавливающими
пределы вмешательства государства в
личную жизнь граждан.
По мнению Дж. Локка, государство
ни при каких обстоятельствах
не может ограничивать права
человека на жизнь, свободу
и собственность. В учении Дж. Локка
идеи естественного права и договорного
происхождения государства интерпретируются
в духе утверждения неотчуждаемых прав
и свобод личности, разделения властей
и правовой организации государственной
власти, господства права в общественной
и политической жизни.
Г. Гроций - один из основателей
школы естественного права - уже
тогда высказывал идеи о вечности
и неотчуждаемости прав человека
и считал, что "естественное
право, к которому относятся
права человека, незыблемо и неотъемлемо,
так что сам Господь не может изменить
его". Основная идея последователя данной
школы заключается в том, что права и свободы
человека не дарованы ему ни Богом, ни
государством. Эти естественные права
не нуждаются в каком-либо юридическом
или писаном оформлении и являются тем
средством или способом, служащим для
ограничения государственной власти и
установления пределов вмешательства
государства в жизнь собственных граждан.
Ш.Л. Монтескье различает
естественное право и положительный
закон, причем последнему предшествуют
"отношения справедливости", и "...если
существует общество людей, то справедливо,
чтобы люди подчинялись законам этого
общества..." <*>. Большое внимание
Ш.Л. Монтескье уделяет разработке механизма
защиты прав человека от произвола государственной
власти, утверждая, что "необходим такой
порядок вещей, при котором различные
власти могли бы взаимно сдерживать друг
друга" <**>, и этот порядок он видит
в разделении властей: "Не будет свободы
и в том случае, если судебная власть не
отделена от власти законодательной и
исполнительной" <***>.
--------------------------------
<*> Монтескье Ш.Л. О духе
законов. М., 1999. С. 12.
<**> Там же. С. 137.
<***> Там же. С. 138.
Англичане одними из первых еще на
рубеже XII - XIII веков восприняли необходимость
на законодательном уровне добиться практических
результатов в правовом изменении статуса
личности, в результате чего 15 июня 1215
г. возник правовой документ под названием
Великая Хартия вольностей. Субъектом
свобод в Хартии выступает "свободный
человек". Хартия сосредоточила в себе
фундаментальные принципы гражданской
свободы и содержала положения: "Мы
пожаловали также всем свободным людям
нашего королевства... на вечные времена
все изложенные ниже вольности..."; "ни
один свободный человек не будет арестован
и заключен в тюрьму, или лишен имущества,
или объявлен стоящим вне закона, или изгнан,
или каким-либо иным способом обездолен,
и мы не пойдем на него и не пошлем на него
иначе как по законному приговору равных
ему и по закону страны"; "никому не
будем передавать права и никому не будем
отказывать в них или замедлять их";
"пусть будет каждому позволено впредь
выезжать из нашего королевства и возвращаться
в полной безопасности...". Кроме того,
положения Хартии требовали, чтобы в судьи,
равно как и в представители административной
власти, назначались лишь люди, сведущие
в законах и соблюдающие их.
К первой половине XV века
большинство историков относят
появление приказа Хабеас корпус
акта (его законодательное утверждение
произошло лишь в XVII в. - 1679 г.),
который установил гарантии судебной
защиты граждан, в том числе ввел понятие
презумпции невиновности, неприкосновенности
личности и другие важнейшие для защиты
прав человека положения. На его основе
всякий, считающий себя незаконно лишенным
свободы, может обратиться к судье с просьбой
приказать задержавшему доставить его
в суд. В целом в процессе истории английского
общества этим двум актам предстояло быть
полностью переосмысленными в духе бессословности
и формально-юридического провозглашения
"прав человека", в массовом сознании
утвердилась традиция отождествления
прав каждого "свободного человека"
с правами, изложенными в Хартии. В XVII в.
Акт вошел в число законов, составивших
неписаную английскую конституцию.
Представляется, что эти правовые
документы и стали предпосылкой
освобождения личности от правовой зависимости,
позволили утвердиться в правах и свободах
и создали возможность построения в Англии
(а затем и в других странах) правового
государства, а также послужили отправной
точкой для экономического роста страны.
Теоретические представления
о неотчуждаемых естественных
правах человека мыслителей XVIII -
XIX веков сыграли важную роль
в формировании концепции конституционализма.
Их идеи вследствие понятийной
разработанности активно воспринимались
в странах, где складывался новый
вид общественных отношений. Общественному
осознанию прав человека соответствовала
законодательная деятельность английского
парламента. Поскольку конституционное
устройство Англии было предметом внимания
и исследования в эпоху антифеодальных
революций, созданная национальным законодательством
Англии система прав граждан и их гарантий
воспринималась антифеодальным правосознанием
Европы как определенный прообраз типичных
для каждого человека прав и свобод.
Идеи о неотчуждаемых естественных
правах человека были развиты Т. Пейном
и Т. Джеферссоном в борьбе американских
штатов за независимость от колониальной
Англии. 12 июня 1776 г. была принята Декларация
прав Вирджинии, которая наряду с провозглашением
независимости этого штата объявила: "Все
люди по природе являются в равной степени
свободными и независимыми и обладают
определенными прирожденными правами...
правом на жизнь и свободу со средствами
приобретения и владения собственностью,
правом на стремление к счастью и безопасности".
Идеи данной Декларации были развиты и
закреплены в Декларации независимости
США, принятой 4 июля 1776 г.
Конституция США 1787 г. первоначально
не содержала упоминание о
правах человека (более того, из
числа равноправных граждан были
исключены негры и индейцы).
Но через два года были предложены первые
10 поправок к этой Конституции, получившие
название Билль о правах, ратифицированные
в 1791 г. и содержавшие перечень основных
прав и свобод человека, которые подлежали
обязательному соблюдению и защите со
стороны государства.