Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Идеи  ценности человека характерны  в большей степени для европейской  цивилизации. Первые разрозненные  суждения о правах человека как об определенных устойчивых нормах, эталонах, ценностях, которые способны упорядочить процесс взаимодействия индивидов между собой, а также с обществом и государством, восходят еще к временам античности. Во многом их появление обусловлены уровнем развития демократии в древнегреческих и древнеримских республиках, в том числе борьбой человека против деспотии рабовладельческого государства (так, например, в IV - V вв. до н.э. в Афинах в результате борьбы за власть был установлен демократический для своего времени режим).

 Истоки  обоснования прав человека в  этот период обнаруживаются в  идеях древнегреческих философов:  Сократа, Платона, Аристотеля, которые  считали критерием идеального  государства соблюдение и обеспечение  им указанных прав. Знаменитая  формула Протагора "человек - мера всех вещей" лежала в основе философских представлений о государстве того времени.

 Во времена  Древней Греции эллины оперируют  понятиями справедливости, правды, обычного права, правопритязания,  закона. Праву соответствуют античные  взгляды на справедливость и лишь благодаря легитимации в контексте представлений справедливости то или иное притязание становится правовым.

 Положения  о природе, основах справедливости  и законах встречаются в поэмах  Гомера, Гесиода и в дальнейшем  развиты в суждениях и кратких изречениях (гномах) Клеобула ("Средняя дорога есть наилучшая"), Солона ("Ничего сверх меры"), Фалеса ("Не делай сам того, что ты порицаешь в других") и др. Уже в VI в. до н.э. Солон, разработав Конституцию, "всех освободил", провел реформы "властью закона, силу с правом сочетав", указал "прямую правду" и установил законы "простому со знатным наравне" <*>, в т.ч. ограничивающие власть чиновников, уничтожил долговое рабство, ввел в Афинах умеренную цензовую демократию.

--------------------------------

<*> Аристотель. Афинская полития. М., 1996. С. 17 - 18.

Поиски  объективной нормы справедливости, абстрактного, формально-правового  равенства людей были продолжены пифагорейцами (Пифагор, Гераклит). Именно они сформулировали важное для последующих естественно-правовых представлений положение о том, что "справедливое состоит в воздаянии другому равным".

 Представления  о равенстве в его связи  со справедливостью и правом  были углублены Демокритом, по  сути, положившим начало естественно-правовой  мысли, и в дальнейшем - софистами (Протагором, Горгием, Гиппийем, Антифонтом, Калликлом, Ликофроном, Алкидамом Элейским), Сократом, Платоном, Аристотелем, римскими авторами. Так, Демокрит утверждает, что "законы - дурное изобретение", поэтому "мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно" <*>, имея в виду независимость от "общего мнения" и искусственных предписаний. "То, что считается справедливым, не есть справедливое; несправедливо же то, что противно природе" <**>.

--------------------------------

<*> Лурье С.Я. Демокрит. Л.  С. 373.

<**> Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 152.

Софисты предприняли попытку взглянуть  на мир человеческими глазами  и сделали поворот (Протагор и  др.) от объективно-божественного к  субъективно-человеческому комплексу явлений. Так, Горгий отличал от неписанной "справедливости" - "божественного и всеобщего закона" - "писанные законы, этих стражей справедливости". Антифонт обосновывал положение о равенстве всех людей: "По природе, мы все во всех отношениях равны, притом (одинаково) и варвары и эллины" <*>. Эту же мысль поддерживал и Алкидам Элейский: "Божество создало всех свободными, а природа никого не сотворила рабом".

--------------------------------

<*> Антология мировой философии.  М., 1969. Т. 1. Ч. 1. С. 321.

Софистика в своем возникновении - продукт демократичной обстановки свободного обсуждения всех политических вопросов. Каждый гражданин, предполагая, что результаты этих обсуждений скажутся на решениях властей, имел право высказываться  об общих делах государства и отстаивать свою точку зрения, рассчитывая на восприимчивость слушателей к рациональным доводам и не опасаясь при этом репрессий за высказанное.

 Дальнейшее углубление положений  о соотношении права и закона, справедливости и полисных установлениях связано с Сократом и его учеником - Платоном. Сократ выступал с позиций примата принципа индивидуальной свободы перед правом полиса (государства), свободы выбора места жительства - без всяких препятствий покинуть государство, права выбора гражданства - принятие гражданства добровольно, настаивал на законных обязанностях свободных и равноправных граждан.

 Прогрессивный мыслитель Аристотель, с одной стороны, отмечал, что  права (и естественные, т.е. данные  при рождении человека, и волеустановленные  - данные властью полиса) возможны и имеют место только в государстве, а именно в условиях политической (полисной) организации людей <*>. Человек характеризуется Аристотелем как совершеннейшее существо. Человек же, живущий вне закона и права, наоборот, занимает весьма жалкое место в мире. В этой связи "понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения". Политическая власть согласно высказываниям Аристотеля исходит из принципа свободы и равенства индивидов (граждан) в отношениях господства и подчинения. "Не может быть делом закона, - говорит Аристотель, - властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права". В то же время для Аристотеля естественно существование рабовладельческого строя: "Охотиться должно как на диких животных, так и на тех людей, которые, будучи от природы предназначенными к подчинению, не желают подчиняться; такая война по природе своей справедлива".

--------------------------------

<*> Аристотель. Сочинения. М., 1983. Т. 4. С. 159.

Усилиями греческих и римских  стоиков, от Зенона до Сенеки, идея равенства  людей как сограждан единого  космополитического государства (в сочетании с критикой рабства) была выведена за узкополисные и этические рамки и распространена на всех представителей человеческого рода.

 Характеризуя древнегреческую  философию, можно отметить, что  она отличается безусловным преобладанием  общего над частным, жизнь отдельного человека принадлежит государству и не представляет из себя ценности. Чувство и убеждение в том, что отдельное лицо существует не для себя, а только для государства, было более или менее сильным у всех эллинов и особенно у спартанцев. Мыслители древности не пошли дальше теоретических рассуждений о правах человека, их равенстве для различных социальных групп. На практике же для того общества было характерно неравномерное распределение прав человека между различными классами и сословными структурами вплоть до полного бесправия рабов. Более того, рабы вообще не признавались людьми, а считались "говорящими орудиями".

 Средневековые богословы и  философы восприняли идеи античных  мыслителей, касающиеся естественных  прав, в частности о естественной природе собственности и человеческой свободы (Исидор Севильский, Грациан, Руфинус и другие). Но сам характер власти обосновывался ее божественным происхождением. В соответствии с сословной структурой феодального общества гораздо большее значение имело утверждение, что социальное неравенство людей и общественная иерархия отвечают естественному (Божьему) закону (Фома Аквинский).

 Идеи прав человека можно  найти и в проповедях раннего  христианства. Об этом свидетельствуют  такие постулаты учения, как "где нет закона, нет и преступления", "какою мерой мерите, такою отмерено будет вам", "в равное воздаяние распроснитесь и вы" и т.д.

 Идея ограничения власти  монарха присутствует в Новом  Завете и, как представляется, ответ Христа фарисеям "отдавайте  Кесарю Кесарево, а Божье Богу" следует понимать не только в традиционном смысле - отделения церкви от государства, но и как ограничение царской власти божьим законом. Это признание самостоятельности как дел душевных, так и дел политических, каждая область имеет свои пути и задачи, и каждая должна сохранять свое значение для человека. Но в этой, как и в другой области, исходным пунктом и конечной опорой является человек и его нравственное призвание <*>.

--------------------------------

<*> Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 44.

В результате борьбы различных классов  и сословий, прежде всего нарождающейся  буржуазии, за свои права и свободы  возникают ранние буржуазные государственно-правовые концепции взаимоотношения государства  и личности, идущие вразрез со средневековыми устоями жизни. Наиболее известные идеологи нового класса, стремившегося к власти и освобождению от феодальных ограничений, - Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и другие. Они считали права человека средствами, ограничивающими государственную власть, устанавливающими пределы вмешательства государства в личную жизнь граждан.

 По мнению Дж. Локка, государство  ни при каких обстоятельствах  не может ограничивать права  человека на жизнь, свободу  и собственность. В учении Дж. Локка идеи естественного права и договорного происхождения государства интерпретируются в духе утверждения неотчуждаемых прав и свобод личности, разделения властей и правовой организации государственной власти, господства права в общественной и политической жизни.

 Г. Гроций - один из основателей  школы естественного права - уже  тогда высказывал идеи о вечности  и неотчуждаемости прав человека  и считал, что "естественное  право, к которому относятся  права человека, незыблемо и неотъемлемо,  так что сам Господь не может изменить его". Основная идея последователя данной школы заключается в том, что права и свободы человека не дарованы ему ни Богом, ни государством. Эти естественные права не нуждаются в каком-либо юридическом или писаном оформлении и являются тем средством или способом, служащим для ограничения государственной власти и установления пределов вмешательства государства в жизнь собственных граждан.

 Ш.Л. Монтескье различает  естественное право и положительный  закон, причем последнему предшествуют "отношения справедливости", и "...если существует общество людей, то справедливо, чтобы люди подчинялись законам этого общества..." <*>. Большое внимание Ш.Л. Монтескье уделяет разработке механизма защиты прав человека от произвола государственной власти, утверждая, что "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга" <**>, и этот порядок он видит в разделении властей: "Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной" <***>.

--------------------------------

<*> Монтескье Ш.Л. О духе  законов. М., 1999. С. 12.

<**> Там же. С. 137.

<***> Там же. С. 138.

Англичане одними из первых еще на рубеже XII - XIII веков восприняли необходимость  на законодательном уровне добиться практических результатов в правовом изменении статуса личности, в результате чего 15 июня 1215 г. возник правовой документ под названием Великая Хартия вольностей. Субъектом свобод в Хартии выступает "свободный человек". Хартия сосредоточила в себе фундаментальные принципы гражданской свободы и содержала положения: "Мы пожаловали также всем свободным людям нашего королевства... на вечные времена все изложенные ниже вольности..."; "ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны"; "никому не будем передавать права и никому не будем отказывать в них или замедлять их"; "пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности...". Кроме того, положения Хартии требовали, чтобы в судьи, равно как и в представители административной власти, назначались лишь люди, сведущие в законах и соблюдающие их.

 К первой половине XV века  большинство историков относят  появление приказа Хабеас корпус  акта (его законодательное утверждение  произошло лишь в XVII в. - 1679 г.), который установил гарантии судебной защиты граждан, в том числе ввел понятие презумпции невиновности, неприкосновенности личности и другие важнейшие для защиты прав человека положения. На его основе всякий, считающий себя незаконно лишенным свободы, может обратиться к судье с просьбой приказать задержавшему доставить его в суд. В целом в процессе истории английского общества этим двум актам предстояло быть полностью переосмысленными в духе бессословности и формально-юридического провозглашения "прав человека", в массовом сознании утвердилась традиция отождествления прав каждого "свободного человека" с правами, изложенными в Хартии. В XVII в. Акт вошел в число законов, составивших неписаную английскую конституцию.

 Представляется, что эти правовые  документы и стали предпосылкой освобождения личности от правовой зависимости, позволили утвердиться в правах и свободах и создали возможность построения в Англии (а затем и в других странах) правового государства, а также послужили отправной точкой для экономического роста страны.

 Теоретические представления  о неотчуждаемых естественных  правах человека мыслителей XVIII - XIX веков сыграли важную роль  в формировании концепции конституционализма. Их идеи вследствие понятийной  разработанности активно воспринимались  в странах, где складывался новый вид общественных отношений. Общественному осознанию прав человека соответствовала законодательная деятельность английского парламента. Поскольку конституционное устройство Англии было предметом внимания и исследования в эпоху антифеодальных революций, созданная национальным законодательством Англии система прав граждан и их гарантий воспринималась антифеодальным правосознанием Европы как определенный прообраз типичных для каждого человека прав и свобод.

 Идеи о неотчуждаемых естественных правах человека были развиты Т. Пейном и Т. Джеферссоном в борьбе американских штатов за независимость от колониальной Англии. 12 июня 1776 г. была принята Декларация прав Вирджинии, которая наряду с провозглашением независимости этого штата объявила: "Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами... правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности". Идеи данной Декларации были развиты и закреплены в Декларации независимости США, принятой 4 июля 1776 г.

 Конституция США 1787 г. первоначально  не содержала упоминание о  правах человека (более того, из  числа равноправных граждан были  исключены негры и индейцы). Но через два года были предложены первые 10 поправок к этой Конституции, получившие название Билль о правах, ратифицированные в 1791 г. и содержавшие перечень основных прав и свобод человека, которые подлежали обязательному соблюдению и защите со стороны государства.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел