Для достижения цели при
решении задач используются современные
методы познания явлений и
процессов правовой действительности:
общенаучные (диалектический, системный)
и частные (исторический, формально-юридический,
сравнительно-правовой) и др.
Ведущее место среди общих
методов изучения курса "Обеспечение
прав и свобод человека и
гражданина в деятельности органов
внутренних дел" принадлежит
методу исторического материализма, представляющему
собой распространение диалектического
материализма на исследование явлений
общественной жизни. Иначе говоря, государственно-правовые
явления рассматриваются во взаимной
связи между собой и общественной жизнью,
в их обусловленности. Они изучаются в
динамике, развитии на основе действия
законов перехода от постепенных количественных
изменений к коренным качественным преобразованиям,
борьбы противоречий между старым и новым,
отрицания отрицания в общественной жизни,
с которыми связаны возникновение, развитие
и функционирование государства и права.
В качестве общих методов
изучения используются также
анализ и синтез, представляющие
собой процессы мысленного или
фактического разложения целого
на составные части (позволяет
выявить структуру изучаемого объекта
- структуру правоохранительных органов,
классификацию прав и свобод человека
и гражданина) и объединение целого из
составных частей (позволяет дать общее
определение понятия на основе обобщений
основных признаков, например понятий
"механизм государственной власти",
"права человека").
Проблему прав человека, а
также деятельности органов внутренних
дел по их обеспечению следует
изучать в широком контексте
философского и научного знания.
Для этого необходимо использовать
системный метод всестороннего, целостного
исследования человека, его неотъемлемых
свойств, основных форм жизнедеятельности
и общественного сознания. Для социально-гуманитарного
знания права человека имеют центральное,
системообразующее значение.
Системный подход расширяет
границы познания и проблематику
прав человека. Он предполагает
учет всей совокупности объективных
и субъективных факторов, влияющих
на формирование и реализацию
прав и основных свобод человека,
рассмотрение их исторического,
теоретического и практического аспектов
в диалектическом единстве и взаимозависимости.
Наряду с общими частнонаучные
методы современного познания
позволяют уяснить содержание
исследуемого нормативного материала
(метод формально-юридического анализа),
помогают определить эффективность
действия конституционно-правовых норм
(статистический метод), дают возможность
для изучения общественного мнения (конкретно-социологический)
и т.д.
Поскольку концепция прав
человека весьма объемная и
проблемная, задачи, поставленные
перед курсом лекций "Обеспечение прав
и свобод человека и гражданина в деятельности
органов внутренних дел", ограничены
определением ключевых понятий, связанных
с категорией "права человека"; изучением
сущности и содержания государственно-правового
механизма обеспечения прав личности,
места и роли в нем органов внутренних
дел, их задач, функций, форм, методов и
видов деятельности в обычных условиях
и в условиях особых правовых режимов;
а также изучением основ международно-правовой
защиты прав личности; уроков истории
развития прав человека, разработке на
их основе рекомендаций, способствующих
эффективности функционирования государственно-правового
механизма и органов внутренних дел в
рассматриваемой сфере.
Основная цель, поставленная
создателями настоящего курса лекций
"Обеспечение прав и свобод человека
и гражданина в деятельности органов внутренних
дел" - преодолеть неверие россиян в
основополагающие нравственно-правовые
ценности человеческой жизни, сделать
их своеобразной единицей качественного
измерения всех социально-экономических
и политических преобразований в государстве,
эталоном функционирования должностных
лиц всех органов государственной власти,
в т.ч. и органов внутренних дел.
3. Место и роль курса в системе
общественных и юридических наук.
Исследование прав человека как феномена
мировой культуры и цивилизации предполагает
использование междисциплинарных связей
и философского осмысления природы человека
и его неотъемлемых прав. Поэтому они не
являются объектом изучения лишь одной
какой-то науки и соответственно при изучении
курса "Обеспечение прав и свобод человека
и гражданина в деятельности органов внутренних
дел" неизбежно его пересечение с иными
юридическими науками - теорией прав человека,
теорией государства и права, историей
государства и права, историей политических
и правовых учений, конституционным, уголовным,
административным, международным, международно-гуманитарным
правом и др. Так, проблемы правового статуса
личности, правоспособности, дееспособности,
взаимоотношений человека и государства,
концентрирующиеся в правах человека,
а также функционирование государственно-правового
механизма по обеспечению прав и свобод
человека и гражданина изучаются в общей
теории государства и права; становление
и развитие прав человека - в зарубежной
и отечественной истории государства
и права, в истории политических учений.
Предметом изучения теории
прав человека является одна
из высших ценностей человеческой
цивилизации, охватывающая самые
различные аспекты индивидуального
и общественного бытия, - права
человека, природу и сущность этого явления,
его генезис, социальные, философские,
политические, этические, религиозные
предпосылки, в контекст которых включается
данный феномен. Важнейшее место в науке
о правах человека отводится исследованию
взаимодействия прав человека и государства.
Право прав человека в первую очередь
предназначено не допускать произвола
по отношению к человеку со стороны государства,
ограничивая его власть над людьми путем
установления взаимных прав и обязанностей
человека и государства.
Конституционное, уголовно-процессуальное,
гражданско-процессуальное, административно-процессуальное
право изучают те или иные
права индивидов, процедуры и
механизмы их защиты, способы
восстановления нарушенных прав.
Международное право исследует
систему международно-правовых актов
по правам человека, структуру и назначение
органов, осуществляющих международно-правовую
защиту этих прав.
Международно-гуманитарное право
изучает систему международно-правовых
актов, обеспечивающих защиту
жертв вооруженных конфликтов,
ограничивающих возможные страдания,
причиняемые войной, и в первую очередь
регламентирующих обращение с лицами,
оказавшимися во власти неприятельской
стороны.
В настоящем курсе лекций
"Обеспечение прав и свобод
человека и гражданина в деятельности
органов внутренних дел" исследуется
система нормативно-правовых актов, регламентирующих
задачи, функции, формы и виды деятельности
органов внутренних дел по охране и защите
прав и свобод человека и гражданина как
в обычное (мирное) время, так и в ситуациях
внутренней напряженности, а также в условиях
действия особых правовых режимов.
Несмотря на взаимодействие
курса "Обеспечение прав и
свобод человека и гражданина
в деятельности органов внутренних
дел" со многими юридическими
науками, рассматривающими те или
иные связанные с правами человека проблемы,
существуют факторы, обусловливающие
его особенность и определяющие необходимость
выделения самостоятельной учебной дисциплины
и заключающиеся в особой значимости деятельности
органов внутренних дел по обеспечению
прав человека как для каждого индивида,
так и жизни общества и государства в целом,
а также важности самого "человеческого
измерения", формулирующего основные
ценностные ориентиры и оказывающего
консолидирующее воздействие в современном
мире, для таковой деятельности. В связи
с этим необходимо определение общих закономерностей
этих явлений, позволяющих совершенствовать
общественные отношения в рассматриваемой
сфере.
Лекция N 2. СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА
1. Социальная
роль и духовно-нравственная сущность
прав человека.
2. Понятие
прав и свобод человека и
гражданина.
3. Классификация
прав и свобод человека и
гражданина.
1. Социальная
роль и духовно-нравственная сущность
прав человека. Среди всех ценностей
нематериального характера, осознанных
человечеством как действительно универсальные,
общечеловеческие ценности, права и свободы
человека стоят на первом месте. Выстраданные,
осознанные и сформулированные цивилизацией
за две с половиной тысячи лет права человека
обрели современную форму и понимание.
Права
человека - явление многогранное. С
самого начала их осознания
людьми права человека выражали
протест против угнетения, социальной
несправедливости, что получило
воплощение еще в первых законах,
направленных против рабства, и в стремлении
к свободомыслию и веротерпимости.
Права
и свободы человека - это, во-первых,
система философских, мировоззренческих
представлений о предназначении
человека, его месте и роли
в сообществе других людей;
во-вторых, определенный взгляд на устройство
мира, т.е. миропонимание, мировоззрение,
основанное на принципах гуманизма; в-третьих,
система гуманистических ценностей, на
которых строятся взаимоотношения в обществе,
а также система социальных регуляторов
отношений между людьми, состоящая из
морально-этических принципов и норм;
в-четвертых, правовое понятие, характеризующее
закрепленный в нормах права статус личности
в ее взаимоотношениях с государством
и средство защиты от произвола и насилия
со стороны государства.
Понимание
сути и путей обеспечения прав человека
в огромной степени зависит от внутреннего
мира человека, его духовно-нравственного
развития. В этом отношении важнейшей
отличительной особенностью прав человека
как феномена мировой культуры и цивилизации
является то, что они воплощают в специфической
форме высокие идеалы человеческой свободы
и равенства, такие общепризнанные нравственные
принципы, как справедливость, милосердие,
гуманность. То есть они носят этический
характер и представляют собой духовно-нравственный
идеал. Права человека - это гуманизм современной
эпохи.
Гуманизм
(лат. humanus - человеческий, человечный) представляет
собой совокупность антропоцентристских
воззрений, т.е. взглядов, ставящих
человека в центр мироздания,
признающих человека главной ценностью.
Гуманизм провозглашает право личности
на свободу, счастье, развитие и проявление
своих способностей. Благо человека является
мерилом и критерием социального прогресса.
Гуманизм - это фундамент, краеугольный
камень многих современных идеологий.
Одновременно гуманизм противостоит многим
другим концепциям, мировоззрениям, в
которых на первый план выдвигаются иные
ценности или социальные институты: коллектив,
нация, партия, государство, Бог и т.д. Гуманизм
не представляет собой единую устойчивую,
неизменную систему взглядов или ортодоксальную
целостную науку. По сути дела, любые историко-философские,
социально-политические учения либо течения
в искусстве, обращенные к человеку, относятся
к гуманистическим, в совокупности составляют
феномен гуманизма.
Вся
доктрина прав человека основана
на одной несомненной гуманистической
ценности. Эта ценность - достоинство
человека. Оно является исходным
началом его прав и свобод.
Только через отношения, только
через совместную жизнь людей,
через сравнение с чем-то другим
может быть выражено достоинство человека.
Достоинство - категория, имеющая несколько
планов, уровней. В самом широком, философском
смысле достоинство - неотъемлемое позитивное
качество человека в собирательном его
значении как представителя рода человеческого.
В теории естественного права, в философии
прав человека действует своего рода презумпция
достоинства человека. Гуманизм данного
подхода сформулирован во Всеобщей декларации
прав человека и заключается в безусловном
утверждении, что все люди - члены одной
человеческой семьи и они рождаются, уже
обладая достоинством. И в человеческом
достоинстве все равны. По природе люди
наделены разумом и совестью и должны
поступать в отношении друг друга в духе
братства, в духе уважения достоинства,
прав и свобод другого человека. Здесь
заложена важная нравственно-гуманистическая
идея о преобладании в человеке добрых
начал, альтруизма, солидарности, терпимости,
заботы о себе подобных.
Достоинство
как объективная общечеловеческой
характеристики, оно персонифицировано,
воплощено в конкретных людях. И здесь
есть еще два важных аспекта. Во-первых,
достоинство - это оценка конкретного
человека со стороны других людей, признание
обществом тех нравственных, интеллектуальных,
деловых качеств, степени ответственности,
которыми этот человек обладает. Чем больше
у человека социально значимых, позитивных
качеств, тем выше его достоинство. Точкой
отсчета, сравнительной шкалой, по которой
мы измеряем достоинство данного человека,
является некий идеал достойной личности.
Важно подчеркнуть, что понятие достоинства
исторически конкретно, обусловлено социокультурными
и ценностными установками социума. Во-вторых,
достоинство есть субъективная нравственная
самооценка, самосознание человеком своей
связи с обществом, т.е. своего значения,
роли, вклада, влияния (чувство собственного
достоинства) в этом обществе. В личном
достоинстве заложены притязания на определенное
отношение к себе, требование (право) на
уважение со стороны других, со стороны
общества <*>.
--------------------------------
<*> См.: Конституционные права
и свободы человека и гражданина
в Российской Федерации: Учебник
для вузов // Под ред. д.ю.н., проф.
О.И. Тиунова. М., 2005. С. 9 - 10.
Суть и основное практическое значение
прав человека состоит в вычленении
личности из тотальности, что делает
ее автономным и свободным индивидом,
свобода которого ограничена такой же
свободой другого человека. Однако права
и свободы не только выделяют человека
из определенной социальной общности,
но и объединяют людей на основе их приверженности
общечеловеческим ценностям. Права человека
возможны только в обществе, ибо они представляют
собой особый вид общественных связей
и отношений, которые формируются под
влиянием не только природы человека,
но и конкретных социально-исторических
условий, то есть их содержание во многом
обусловлено той или иной ступенью исторического
развития общества.
Это означает, что права человека
носят и абсолютный и исторический
характер. С одной стороны, основные
права и свободы представляют
для всех людей абсолютную
ценность, она безусловна. С другой стороны,
потребности и интересы, а также связанные
с ними права и свободы, их содержание
и значимость для конкретных людей изменяются
от одного периода развития общества к
другому. На этом историческом фоне идет
дифференциация в подходе к правам человека
и на уровне отдельных людей. Все это придает
относительный характер правам человека
вследствие того, что люди различаются
и всегда будут отличаться друг от друга
как индивиды по своим способностям, запросам,
характеру, потребностям и интересам.