Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
В 1789 г. в результате победы
Великой французской революции
была принята Декларация прав
человека и гражданина - исторический
документ, являющийся составной
частью действующей
Первый опыт перевода прав человека из категории морально-этических норм в категорию позитивного права, их закрепления в конституциях конца XVIII в. оказал непреходящее значение на весь ход человеческой истории и до сих пор питает как политико-правовые учения, так и этические доктрины. Не следует, правда, забывать, что в правоприменительной практике того времени права человека распространялись не на всех людей и носили, следовательно, ограниченный характер. Так, рабство во французских колониях было отменено только через пятьдесят лет после принятия Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в США - в 1863 г. в результате Гражданской войны 1861 - 1865 гг.
Появление
самого термина "права
------------------------------
<*> Монтескье Ш.Л. Указ. соч. С. 9.
<**> См. подробнее: Права человека: Учебник для вузов // Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1999. С. 21 - 25.
<***> Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999. С. 30.
Современное
понимание прав человека предполагает
взаимосочетание естественно-
Во второй
половине XX в. получила признание
естественно-правовая доктрина
2. Права
человека в истории политико-
------------------------------
<*> Румянцева
М.В. Российское
Безусловно, говоря об ограничении государственной власти, власти монарха, можно с уверенностью сказать соответственно и о упрочении позиций института автономии личности. Пожалуй, одну из первых попыток ограничения государственной власти в России можно связать с 1730 г., годом восшествия на престол императрицы Анны Иоанновны на условиях принятия ею кондиций, ограничивающих самодержавную власть (не объявлять войны, не заключать мира, не вводить новых налогов и не принимать серьезных решений без согласия Верховного тайного совета) <*>.
------------------------------
<*> 25 февраля 1730 г., т.е. уже
через месяц после принятия
власти, Анна Иоанновна отказалась
от выполнения "кондиций", публично
их разорвав, а 4 марта 1730 г.
ею был упразднен и сам
Прогрессивные идеи, прежде всего европейских ученых и философов, не остались незамеченными и в России, послужив основой для развития отечественного просветительства. Так, в рамках работы Комиссии по подготовке проекта нового Уложения, созданной 4 декабря 1766 г., Екатериной II был подготовлен собственный Наказ Комиссии, состоявший из 22 глав и 655 статей. Под влиянием переписки с Вольтером и Дидро в Наказе серьезное внимание было уделено вопросам прав человека.
Екатерина II, первоначально
тесно связывая пределы прав
и свобод личности с их
Возможно, что незавершенность
работы над Наказом в
------------------------------
<*> Сперанский М.М. Введение
к уложению государственных
Впоследствии идеей прав человека и ограничения государственной власти будут интересоваться практически все видные российские дореволюционные юристы. Среди таковых - В.Т. Заболотницкий, А.П. Куницын, К.А. Неволин, П.Г. Редькин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, Б.Н. Чичерин, Л.И. Петражицкий и ряд других. Так, Б.П. Вышеславцев утверждал, что всякая власть без исключения, в том числе даже и демократическая, может притеснять граждан, следовательно, "... для этого необходимо установить права личной свободы и создать гарантии обеспечения этих прав" <*>. Ведущие правоведы были заняты конструированием надежных механизмов для защиты прав и свобод человека. С.А. Котляревский видел гарантии прав и свобод человека в представительстве, судебной защите против случаев их нарушений, а также политической ответственности высших представителей власти (министров) перед представителями народа. "Но все это, - подытоживает он, - оказывается вполне действительным лишь в том случае, если вся нация проникнута сознанием важности этих индивидуальных прав, сознанием великой опасности, происходящей от нарушения их государственной властью, и готовностью их защищать" <**>. Б.Н. Чичерин также утверждал, что права и свободы гражданина должны быть надежно гарантированы от произвольного вмешательства государства. По его словам, "гарантией личного права служит постановление закона, ограничивающее действие властей, и установление независимого суда, их охраняющего" <***>.
------------------------------
<*> Вышеславцев Б.П. Гарантии прав граждан. М., 1917. С. 5.
<**> Котляревский С.А.
<***> Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900. С. 311.
Тем не менее дореволюционная Россия
в силу многих исторических причин
не успела пережить, осознать, сделать
частью своего миропонимания идеи прав
человека, правового государства, отстала
от стран с давними
В начале XX в. труды крупных
юристов, деятелей I Государственной
Думы Л.И. Петражицкого и П.И.
Новгородцева, внесли серьезный
вклад в теоретическую разработ
Заслуживает отдельного
------------------------------
<*> Независимая газета. 2001. 17 мая.
Л.И. Петражицкий был одним из инициаторов и членов комиссии по разработке "Законопроекта об обеспечении действительной неприкосновенности личности". Он считал, что "...нельзя задерживать столь важный, сколь и необходимый акт, как закон о неприкосновенности личности, связывая с ним весьма обширную законодательную работу, как пересмотр судебных уставов. Это дело особого законодательного проекта, которое мы тоже надеемся взять в свои руки" <*>.
------------------------------
<*> Государственная Дума. Стенографический отчет. СПб., 1906. С. 307.
Разделяя буржуазно-демократические идеи прав и свобод, Л.И. Петражицкий выступил в Думе основным докладчиком по предложению о признании за женщинами политических прав <*>, поддерживал заявления депутатов о необходимости принятия основных законов о гражданском равенстве.
------------------------------
<*> Петражицкий Л.И. О пользе политических прав женщин. СПб., 1907. С. 7.
Научное мировоззрение авторитетных правоведов дореволюционной России отличает высокий гуманистический потенциал, вера в величие человеческой личности и мечта о таком типе социальной организации общества, фундамент которого основывался бы на общечеловеческих ценностях и ценностях права. Практически все юристы единодушно утверждали, что право на жизнь, на свободу, на счастье вовсе не даруется людям неким "добрым правителем", а принадлежит им в силу самого факта рождения. По мнению Б.А. Кистяковского, "человеческая личность существует независимо от государства и имеет как бы приоритет перед ним" <*>, умаление или лишение прав возможно не иначе, как по суду. В.М. Гессен утверждал, что "без уверенности в неприкосновенности личных и имущественных прав не может быть никакой производительной деятельности, никакой предприимчивости" <**>.
------------------------------
<*> Кистяковский
Б.А. Государственное право (
<**> Гессен В.М. На рубеже. СПб., 1906. С. 52.
Русские юристы занимали прогрессивные позиции по широкому кругу вопросов в области прав и свобод человека и гражданина, их интересовали соотношения прав и обязанностей человека, взаимоотношения человека и гражданина с государством, механизм защиты прав человека. По словам Б.Н. Чичерина, "гарантией личного права служит постановление закона, ограничивающее действие властей, и установление независимого суда, их охраняющего" <*>. Б.Н. Вышеславцев мыслил дальше "границ государственной власти" и "ночного сторожа" А. Смита и считал, что государство должно "...оказывать им (гражданам) такие услуги, без которых невозможно развитие личности, развитие культуры" <**>. П.И. Новгородцев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, И.А. Покровский анализировали такое понятие, как "право на существование". Этим понятием охватывались право на труд, на рабочее страхование, право организации профессиональных союзов и гарантированное корреспондирующими обязанностями работодателей, а также государством обеспечение беспомощных и нетрудоспособных лиц (инвалидов труда, стариков и больных) <***>.