Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 В 1789 г. в результате победы  Великой французской революции  была принята Декларация прав  человека и гражданина - исторический  документ, являющийся составной  частью действующей Конституции  Франции 1958 г. В ней было  сказано: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Цель каждого государственного союза составляет обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковы свободы, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

 Первый опыт перевода прав  человека из категории морально-этических норм в категорию позитивного права, их закрепления в конституциях конца XVIII в. оказал непреходящее значение на весь ход человеческой истории и до сих пор питает как политико-правовые учения, так и этические доктрины. Не следует, правда, забывать, что в правоприменительной практике того времени права человека распространялись не на всех людей и носили, следовательно, ограниченный характер. Так, рабство во французских колониях было отменено только через пятьдесят лет после принятия Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в США - в 1863 г. в результате Гражданской войны 1861 - 1865 гг.

 Появление  самого термина "права человека" предопределило необходимость выработки  определения этого понятия, как,  впрочем, и понятия "свободы". С тех пор ученые стремятся найти их оптимальные варианты. Взгляды на понятие прав человека характеризуются не только некоторой их общностью и оригинальностью, но и противоречивостью. Правоведы, социологи и философы многих стран пытаются установить разумный баланс между свободой и социальной справедливостью, свободой и правом человека, с одной стороны, и государственным регулированием - с другой. "Новые идеи, к которым я пришел, - писал Ш.Л. Монтескье, - обязывали меня приискать для них и новые названия или употреблять старые слова в новом смысле" <*>. Представляется, что эти слова великого философа символизируют не только приход Нового времени, но и непрекращающийся поиск разумного баланса между личностью и государственной властью. Различные подходы к установлению этого "разумного баланса" предопределили возникновение двух основных учений: естественно-правового - опирающегося на нравственные принципы и категории свободы, справедливости, человеческого достоинства и счастья, присущих каждому человеку от рождения; и позитивистского - отводящего основную роль во взаимоотношениях с человеком государству, которое в свою очередь определяет объем и содержание прав человека и только затем дарует их <**>. Противостояние школ естественного и позитивного права насчитывает столетия. Единого подхода к взаимоотношениям человека и государства нет и поныне. Н.Н. Алексеев, размышляя на тему появления указанных правовых учений и их отличительных признаков, писал, что "отличие естественного права от положительного права при помощи временных и пространственных признаков ("вечности", "постоянства" и "всеобщего распространения") является ахиллесовой пятой естественно-правовых учений, их основным и первородным грехом" <***>.

--------------------------------

<*> Монтескье  Ш.Л. Указ. соч. С. 9.

<**> См. подробнее: Права человека: Учебник  для вузов // Под ред. Е.А.  Лукашевой. М., 1999. С. 21 - 25.

<***> Алексеев  Н.Н. Основы философии права.  СПб., 1999. С. 30.

Современное понимание прав человека предполагает взаимосочетание естественно-правового и позитивного подходов, тем более, что каждый из них страдает односторонностью.

 Во второй  половине XX в. получила признание  естественно-правовая доктрина в  сочетании с социальной, установившая, что права и свободы, имеющие  существенное значение для индивида, определяются как природой человека, т.е. носят естественный характер, так и природой данного общества или государства, которое создает благоприятные условия для их реализации. Практика идет по пути закрепления естественных прав человека в позитивных источниках, как правило, - в конституциях государств. Особенно это характерно для большинства конституций, принятых после Второй мировой войны (ФРГ - 1949 г.; Италии - 1947 г., Японии - 1947 г. и многих других стран Европы, Азии, Америки, Африки).

2. Права  человека в истории политико-правовой  мысли дореволюционной России. По  объективным политическим, историческим  и социальным причинам временные  параметры формирования идеи  прав и свобод человека в  России не совпадали с начавшимся  значительно ранее аналогичным процессом в Западной Европе и США. Повсюду в истории политических воззрений имел место научный поиск принципа, который должен ограничить власть-насилие и помочь создать государство, гармонирующее с духовными запросами человека. И Россия здесь не исключение. Так, нельзя сказать, что начатое при Петре I и продолженное в XVIII в. реформирование основ государственного устройства, сопровождавшееся существенным изменением законодательства, никоим образом не сказалось на определенном прогрессе в отношениях между личностью и государством. По крайней мере, государство признавало существование личности, если не через признание ее прав, то через признание ответственности <*>.

--------------------------------

<*> Румянцева  М.В. Российское законодательство XVIII в. и проблема эмансипации личности // Право на свободу: Материалы международной конференции 29 - 30 октября 1998 г. "История борьбы за свободу в XVII - XX вв.". М., 2000. С. 185 - 197.

Безусловно, говоря об ограничении государственной  власти, власти монарха, можно с уверенностью сказать соответственно и о упрочении позиций института автономии личности. Пожалуй, одну из первых попыток ограничения государственной власти в России можно связать с 1730 г., годом восшествия на престол императрицы Анны Иоанновны на условиях принятия ею кондиций, ограничивающих самодержавную власть (не объявлять войны, не заключать мира, не вводить новых налогов и не принимать серьезных решений без согласия Верховного тайного совета) <*>.

--------------------------------

<*> 25 февраля 1730 г., т.е. уже  через месяц после принятия  власти, Анна Иоанновна отказалась  от выполнения "кондиций", публично  их разорвав, а 4 марта 1730 г.  ею был упразднен и сам Верховный  тайный совет.

Прогрессивные идеи, прежде всего  европейских ученых и философов, не остались незамеченными и в России, послужив основой для развития отечественного просветительства. Так, в рамках работы Комиссии по подготовке проекта нового Уложения, созданной 4 декабря 1766 г., Екатериной II был подготовлен собственный Наказ Комиссии, состоявший из 22 глав и 655 статей. Под влиянием переписки с Вольтером и Дидро в Наказе серьезное внимание было уделено вопросам прав человека.

 Екатерина II, первоначально  тесно связывая пределы прав  и свобод личности с их правовым  регулированием, давала понятие вольности (свободы) как "права делать все то, что законы дозволяют" (п. 37 Наказа). При этом она указывала на следующие важные обстоятельства: 1) "государственная вольность во гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию; и чтобы люди исли сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов" (п. 39 Наказа); 2) "ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу".

 Возможно, что незавершенность  работы над Наказом в определенной  мере способствовала тому, что  в конце XVIII в. и фактически  на протяжении первой половины XIX в. права человека не стали предметом сколько-нибудь системных научных исследований. Попытки основателя русской юридической школы С.Е. Десницкого, а также Д.А. Голицына, Н.И. Новикова, Н.Н. Новосильцева, Н.А. Панина, А.Н. Радищева, Д.Н. Фонвизина, М.М. Сперанского обратиться к этой проблеме не носили систематизированного характера и являлись незначительной составной частью проектов по государственному переустройству России. М.М. Сперанский в своем проекте "Введения к уложению государственных законов" высказывал мысль о необходимости утверждения гражданских прав и свобод, гарантировать которые должны права политические, закрепленные законодательно. Он также задавался вопросом о том, должна ли гражданская свобода предоставляться "всем вообще подданным без ограничения". Однако данный им же на этот вопрос отрицательный ответ основывался на том, что "закон, личную свободу определяющий, не может быть для всех одинаков", ибо должен предусматривать объем прав и свобод, исходя, прежде всего, из сословного положения (дворянство, люди среднего состояния, народ рабочий) <*>.

--------------------------------

<*> Сперанский М.М. Введение  к уложению государственных законов  // Права человека и правовая  мысль России (XVIII - начало XIX вв.): Антология  мировой правовой мысли. В 5 т. Т. IV: Россия XI - XIX вв. // Рук. науч. проекта Г.Ю. Семигин. М., 1999. С. 25 - 32.

Впоследствии идеей прав человека и ограничения государственной  власти будут интересоваться практически  все видные российские дореволюционные  юристы. Среди таковых - В.Т. Заболотницкий, А.П. Куницын, К.А. Неволин, П.Г. Редькин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, Б.Н. Чичерин, Л.И. Петражицкий и ряд других. Так, Б.П. Вышеславцев утверждал, что всякая власть без исключения, в том числе даже и демократическая, может притеснять граждан, следовательно, "... для этого необходимо установить права личной свободы и создать гарантии обеспечения этих прав" <*>. Ведущие правоведы были заняты конструированием надежных механизмов для защиты прав и свобод человека. С.А. Котляревский видел гарантии прав и свобод человека в представительстве, судебной защите против случаев их нарушений, а также политической ответственности высших представителей власти (министров) перед представителями народа. "Но все это, - подытоживает он, - оказывается вполне действительным лишь в том случае, если вся нация проникнута сознанием важности этих индивидуальных прав, сознанием великой опасности, происходящей от нарушения их государственной властью, и готовностью их защищать" <**>. Б.Н. Чичерин также утверждал, что права и свободы гражданина должны быть надежно гарантированы от произвольного вмешательства государства. По его словам, "гарантией личного права служит постановление закона, ограничивающее действие властей, и установление независимого суда, их охраняющего" <***>.

--------------------------------

<*> Вышеславцев Б.П. Гарантии  прав граждан. М., 1917. С. 5.

<**> Котляревский С.А. Конституционное  государство. Опыт политико-морфологического  обзора. СПб., 1907. С. 99 - 100.

<***> Чичерин Б.Н. Философия  права. М., 1900. С. 311.

Тем не менее дореволюционная Россия в силу многих исторических причин не успела пережить, осознать, сделать  частью своего миропонимания идеи прав человека, правового государства, отстала  от стран с давними демократическими традициями в развитии своего правосознания. Для России в отличие от других стран вопрос о правах человека не был разрешен на уровне политических и ряда личных прав ни до революций 1905 - 1907, 1917 гг., ни после их совершения, даже несмотря на крестьянские и судебные реформы 1860-х гг., в результате которых крестьянам были дарованы свобода и ряд процессуальных гарантий.

 В начале XX в. труды крупных  юристов, деятелей I Государственной  Думы Л.И. Петражицкого и П.И.  Новгородцева, внесли серьезный  вклад в теоретическую разработку национального законодательства.

 Заслуживает отдельного внимания  подготовленная в 1902 г. П.М.  Милюковым (в период февральской  революции - министр иностранных  дел Временного правительства)  умеренная программа либеральной  партии кадетов. Она "включала в себя следующие главные пункты: личная свобода, гарантированная независимым судом; равенство всех перед законом; основные политические права; как предпосылка всего этого - бессословное народное представительство в постоянно действующем и ежегодно созываемом верховном учреждении с правами высшего контрольного законодательства и учреждения бюджета" <*>.

--------------------------------

<*> Независимая газета. 2001. 17 мая.

Л.И. Петражицкий был одним из инициаторов и членов комиссии по разработке "Законопроекта об обеспечении действительной неприкосновенности личности". Он считал, что "...нельзя задерживать столь важный, сколь и необходимый акт, как закон о неприкосновенности личности, связывая с ним весьма обширную законодательную работу, как пересмотр судебных уставов. Это дело особого законодательного проекта, которое мы тоже надеемся взять в свои руки" <*>.

--------------------------------

<*> Государственная  Дума. Стенографический отчет. СПб., 1906. С. 307.

Разделяя  буржуазно-демократические идеи прав и свобод, Л.И. Петражицкий выступил в Думе основным докладчиком по предложению о признании за женщинами политических прав <*>, поддерживал заявления депутатов о необходимости принятия основных законов о гражданском равенстве.

--------------------------------

<*> Петражицкий  Л.И. О пользе политических  прав женщин. СПб., 1907. С. 7.

Научное мировоззрение  авторитетных правоведов дореволюционной  России отличает высокий гуманистический  потенциал, вера в величие человеческой личности и мечта о таком типе социальной организации общества, фундамент которого основывался бы на общечеловеческих ценностях и ценностях права. Практически все юристы единодушно утверждали, что право на жизнь, на свободу, на счастье вовсе не даруется людям неким "добрым правителем", а принадлежит им в силу самого факта рождения. По мнению Б.А. Кистяковского, "человеческая личность существует независимо от государства и имеет как бы приоритет перед ним" <*>, умаление или лишение прав возможно не иначе, как по суду. В.М. Гессен утверждал, что "без уверенности в неприкосновенности личных и имущественных прав не может быть никакой производительной деятельности, никакой предприимчивости" <**>.

--------------------------------

<*> Кистяковский  Б.А. Государственное право (Общее  и русское). М., 1908. С. 295.

<**> Гессен  В.М. На рубеже. СПб., 1906. С. 52.

Русские юристы занимали прогрессивные позиции  по широкому кругу вопросов в области  прав и свобод человека и гражданина, их интересовали соотношения прав и  обязанностей человека, взаимоотношения человека и гражданина с государством, механизм защиты прав человека. По словам Б.Н. Чичерина, "гарантией личного права служит постановление закона, ограничивающее действие властей, и установление независимого суда, их охраняющего" <*>. Б.Н. Вышеславцев мыслил дальше "границ государственной власти" и "ночного сторожа" А. Смита и считал, что государство должно "...оказывать им (гражданам) такие услуги, без которых невозможно развитие личности, развитие культуры" <**>. П.И. Новгородцев, Е.Н. и С.Н. Трубецкие, И.А. Покровский анализировали такое понятие, как "право на существование". Этим понятием охватывались право на труд, на рабочее страхование, право организации профессиональных союзов и гарантированное корреспондирующими обязанностями работодателей, а также государством обеспечение беспомощных и нетрудоспособных лиц (инвалидов труда, стариков и больных) <***>.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел