Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
И это не случайно, так
как многие представители этой
власти - выходцы из бывшей руководящей
элиты, и они привнесли в
нашу жизнь тот дух
Учитывая особенности
------------------------------
<*> См., напр.: Литературная газета. 2006. 29 ноября - 5 декабря; Кьеза Дж. Война империй: Восток - Запад. Раздел сфер влияния. С. 87.
Низкая правовая культура должностных лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступление от права, ярче всего проявляется в неуважении права и пренебрежении им. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этого является отношение к самой Конституции как к некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым. Конституция только тогда может стать Основным законом государства, если ее предписания будут обязательны для каждого должностного лица от Президента до рядового работника местной администрации и самоуправления. И здесь весьма ярким примером выступает высокий уровень коррупции органов государственной власти. Так, по данным весьма уважаемой Международной общественной организации "Trensparency International", которая ежегодно определяет рейтинг коррумпированности, Россия в 2003 г. из 133 стран мира совместно с Мозамбиком занимала 86 - 87 место (чем ниже место, тем выше уровень коррумпированности). Для сравнения: Беларусь - 53 место, Украина делила с другими государствами 106 - 112 места <1>. В 2004 г. Россия вместе с Индией, Мозамбиком, Непалом и Танзанией заняла уже 95 место из 146 возможных <2>, в 2006 г. Россия оказалась ближе к концу списка (в диапазоне 121 - 129 места) из 163 стран, в одной группе с Бенином, Гондурасом, Непалом, Руандой и Свазилендом. Центр антикоррупционных исследований и инициатив этой же организации утверждает, что самыми коррумпированными у нас являются правоохранительные органы, на втором месте - политические партии, на третьем - парламент и суд <3>. Аналогичная статистика имеется и в МВД России: самая большая коррупция в сфере образования, а также в прокурорских и следственных органах. По сведениям ВЦИОМ, только 16% россиян считают, что в России можно прожить без взяток <4>.
------------------------------
<1> Взятка как угроза национальной безопасности // Офицеры. 2003. N 6. Ноябрь - декабрь.
<2> Российская газета 2004. 27 октября.
<3> Аргументы и факты. 2006. N 24.
<4> Аргументы и факты. 2006. N 23.
Коррупция во властных структурах стала одним из основных вопросов, рассмотренных на коллегии МВД России в феврале 2005 г., при этом министром МВД России Р.Г. Нургалиевым было подчеркнуто, что результаты борьбы с коррупцией и масштабы этого явления в России нет смысла даже сопоставлять. При этом вероятность лишения свободы за коррупцию минимальна. И чем выше должностной ранг коррупционера, тем она меньше. Судом же наказывается в лучшем случае только каждый десятый взяточник. Так, в первом полугодии 2006 г. возбуждено около 600 уголовных дел коррупционной направленности, за получение и дачу взятки осуждено 200 человек <*>.
------------------------------
<*> Аргументы и факты. 2006. N 47.
Низка юридическая культура и самих граждан, которые не привыкли отстаивать свои права, использовать правовые формы судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в порядке административного обжалования. К примеру, по официальным данным, ежегодно в Конституционный Суд России поступает более 11 тыс. обращений, но только 2 - 3% из них становятся предметом судебного разбирательства.
Вероятнее всего, это
Интересную для нашего
------------------------------
<*> Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1909. Т. 1. С. 152.
В последние годы произошло ослабление российской государственности, а это - движение в сторону, противоположную обществу, основанному на праве. Стремление разрушить тоталитарное государство не было подкреплено четкими представлениями о принципах создания нового, демократического государства. Неприятие тоталитарного государства и негативное отношение к нему было распространено на государство вообще, что привело к его ослаблению, разрегулированности его органов и механизмов. Была предана забвению простая истина, что без сильной государственности невозможно совершить коренную перестройку, ломку устоев общества - политических, экономических, социальных, нравственных. Свободный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с распущенностью и эгоистическим своеволием. Необходимо содействие государства в реформировании общества, а не восприятие государства как враждебной силы, противостоящей интересам общества. Поэтому реформированию подлежит прежде всего само государство, все его звенья. Построенное на новых принципах государство может выступить одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, становясь гарантом права и свободы и удерживая новые общественные процессы в границах права.
Разрушению
Советского государства
Кроме
того, в нынешних условиях
Именно
в социально-экономической
------------------------------
<1> Аргументы и факты. 2006. N 43.
<2> http://www/rbc.ru 18.07.2002.
<3> http://www/rbc.ru 24.07.2002; 26.07.2002.
<4> Аргументы и факты. 2005. N 35.
<5> Аргументы и факты. 2006. N 38.
<6> Аргументы и факты. 2006. N 23.
<7> Комсомольская правда. 2005. 13 сентября.
Безусловно, не решив социально-экономические вопросы, нельзя рассчитывать на активное участие индивида ни в общественном производстве, ни в общественно-политической жизни. И здесь, безусловно, стоит согласиться с мнением бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта, считающего, что "трудно предоставить право на жизнь и неприкосновенность личности там, где процветают голод и социальная нищета" <*>.
------------------------------
<*> Известия. 1987. 22 июня.
Не успевшее стать свободным гражданское общество, раздираемое противоречиями и борьбой, создало деформированную политическую свободу, обеспечивающую доступ к власти тех групп и слоев, которые имеют собственность или мощные источники финансирования (например: губернатор Чукотки Р. Абрамович; в 2007 г. на выборах губернатора Камчатки планируется поддержание Президентом России В.В. Путиным кандидатуры В. Вексельберга и др.) <*>. Б. Чичерин так охарактеризовал подобную ситуацию: "История показывает, что народы, которые вместе с гражданскими преобразованиями приступали и к изменению политического строя, производили только всеобщий хаос. Разнузданные страсти разыгрывались на просторе, и государственный порядок подвергался полному разрушению... Избегнуть подобной катастрофы можно только свойственною всем человеческим делам постепенностью хода" <**>.
------------------------------
<*> Аргументы и факты. 2005. N 32.
<**> Чичерин Б. Собственность и государство. Ч. 2. М., 1883. С. 334.
Отсутствие обоснованных программ гражданских и политических преобразований привело к хаотическому перераспределению собственности, "номенклатурной приватизации", превращению государственной монополии в монополию корпоративного типа. Политическая свобода вылилась во вседозволенность вплоть до распространения фашистской идеологии <*>, националистических изданий, которые дезориентируют общество, предлагают ему порочные, разрушительные идеи.
------------------------------
<*> За 6 мес. 2006 г. зарегистрировано 149 преступлений, связанных с возбуждением межнациональной ненависти или вражды. По мнению экспертов, только в столичном регионе насчитывается около 300 настоящих приверженцев фашизма.
Преодоление этого хаоса, противоборства
политических сил, установление правового
порядка - задача государства. Общество
не в состоянии разрешить
2. Пути повышения эффективности
реализации прав человека и
построения правового
Разработка данного механизма
защиты основных прав и свобод
должна идти по двум
1) создание конкретных правовых норм, процедур и механизмов, которые граждане могли бы использовать для индивидуальной защиты своих субъективных прав;
2) конституционное регулирование
деятельности всех
В Российской Федерации в
основном создана нормативно-пр
Поэтому главной проблемой
для России является не
В государстве отсутствует
реальный и эффективный