Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 И это не случайно, так  как многие представители этой  власти - выходцы из бывшей руководящей  элиты, и они привнесли в  нашу жизнь тот дух пренебрежения  и лицемерия по отношению к  правам человека, который господствовал в обществе десятилетия. Естественно, что необходимо длительное время для того, чтобы не на словах, а на деле руководствоваться правами человека как высшей ценностью, чтобы эти права и свободы действительно определяли смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и могли обеспечиваться правосудием.

 Учитывая особенности российского  общества в переходный период  с его дезорганизованной, имеющей  более чем 70-летний опыт плановости экономикой, деформированным общественным сознанием, разрушенными духовно-нравственными ориентирами, по меньшей мере, представляется ошибочным выбранный путь на проведение демократических преобразований политико-правовой сферы путем автоматического упрощенно-схематичного копирования опыта конституционно-правового строительства западных демократических государств без учета истории, культуры, менталитета России. Сегодня не секрет, что из Гарварда российскому правительству посылали факсом проекты законов, уже написанных по-русски, для воплощения в экономической сфере под заголовком "Правительственные распоряжения и декреты". Советниками, руководившими приватизацией, были американцы или русские под началом американцев <*>. В современных условиях экономические показатели вновь начали расти, но точка отсчета была настолько низкой, что этот прирост почти не заметен, и как результат - ностальгические настроения у части россиян.

--------------------------------

<*> См., напр.: Литературная газета. 2006. 29 ноября - 5 декабря; Кьеза Дж. Война империй: Восток - Запад. Раздел сфер влияния. С. 87.

Низкая правовая культура должностных  лиц, усугубляемая отсутствием реальной ответственности за отступление  от права, ярче всего проявляется  в неуважении права и пренебрежении им. Права человека - категория, чуждая правосознанию большинства тех, кто согласно Конституции призван обеспечивать их незыблемость. Наиболее наглядным доказательством этого является отношение к самой Конституции как к некоему декору, необходимому в обществе, провозгласившем себя демократическим и правовым. Конституция только тогда может стать Основным законом государства, если ее предписания будут обязательны для каждого должностного лица от Президента до рядового работника местной администрации и самоуправления. И здесь весьма ярким примером выступает высокий уровень коррупции органов государственной власти. Так, по данным весьма уважаемой Международной общественной организации "Trensparency International", которая ежегодно определяет рейтинг коррумпированности, Россия в 2003 г. из 133 стран мира совместно с Мозамбиком занимала 86 - 87 место (чем ниже место, тем выше уровень коррумпированности). Для сравнения: Беларусь - 53 место, Украина делила с другими государствами 106 - 112 места <1>. В 2004 г. Россия вместе с Индией, Мозамбиком, Непалом и Танзанией заняла уже 95 место из 146 возможных <2>, в 2006 г. Россия оказалась ближе к концу списка (в диапазоне 121 - 129 места) из 163 стран, в одной группе с Бенином, Гондурасом, Непалом, Руандой и Свазилендом. Центр антикоррупционных исследований и инициатив этой же организации утверждает, что самыми коррумпированными у нас являются правоохранительные органы, на втором месте - политические партии, на третьем - парламент и суд <3>. Аналогичная статистика имеется и в МВД России: самая большая коррупция в сфере образования, а также в прокурорских и следственных органах. По сведениям ВЦИОМ, только 16% россиян считают, что в России можно прожить без взяток <4>.

--------------------------------

<1> Взятка как угроза национальной безопасности // Офицеры. 2003. N 6. Ноябрь - декабрь.

<2> Российская газета 2004. 27 октября.

<3> Аргументы и факты. 2006. N 24.

<4> Аргументы и факты. 2006. N 23.

Коррупция во властных структурах стала  одним из основных вопросов, рассмотренных на коллегии МВД России в феврале 2005 г., при этом министром МВД России Р.Г. Нургалиевым было подчеркнуто, что результаты борьбы с коррупцией и масштабы этого явления в России нет смысла даже сопоставлять. При этом вероятность лишения свободы за коррупцию минимальна. И чем выше должностной ранг коррупционера, тем она меньше. Судом же наказывается в лучшем случае только каждый десятый взяточник. Так, в первом полугодии 2006 г. возбуждено около 600 уголовных дел коррупционной направленности, за получение и дачу взятки осуждено 200 человек <*>.

--------------------------------

<*> Аргументы и факты. 2006. N 47.

Низка юридическая культура и самих  граждан, которые не привыкли отстаивать свои права, использовать правовые формы  судебной защиты, обращаться в государственные органы с петициями и жалобами в порядке административного обжалования. К примеру, по официальным данным, ежегодно в Конституционный Суд России поступает более 11 тыс. обращений, но только 2 - 3% из них становятся предметом судебного разбирательства.

 Вероятнее всего, это результат  неверия в реальность любых  попыток защитить себя от беззакония. В обыденном сознании человек,  отстаивающий свое право, получает  ярлык склочника и сутяги. При  таком состоянии общественной  психологии и правосознания невозможно установить правовой порядок в обществе, поскольку это процесс не спонтанный, не автоматический, он требует усилий каждого.

 Интересную для нашего времени  мысль можно почерпнуть у Л.И.  Петражицкого, когда он размышляет  о том, что экономическое недомогание или процветание государства зависит от характера и обеспеченности субъективных прав участников хозяйственного оборота, поэтому нужно вырабатывать у них чувство хозяина, предпринимательских наклонностей. "А для воспитания этих черт характера, - заключает он, - существенным условием является законность, пропитание всех областей социальной жизни, в том числе экономической, правом" <*>.

--------------------------------

<*> Петражицкий Л.И. Теория  права и государства в связи  с теорией нравственности. СПб., 1909. Т. 1. С. 152.

В последние  годы произошло ослабление российской государственности, а это - движение в сторону, противоположную обществу, основанному на праве. Стремление разрушить  тоталитарное государство не было подкреплено  четкими представлениями о принципах создания нового, демократического государства. Неприятие тоталитарного государства и негативное отношение к нему было распространено на государство вообще, что привело к его ослаблению, разрегулированности его органов и механизмов. Была предана забвению простая истина, что без сильной государственности невозможно совершить коренную перестройку, ломку устоев общества - политических, экономических, социальных, нравственных. Свободный рынок, частная собственность, цивилизованные формы демократии несовместимы с распущенностью и эгоистическим своеволием. Необходимо содействие государства в реформировании общества, а не восприятие государства как враждебной силы, противостоящей интересам общества. Поэтому реформированию подлежит прежде всего само государство, все его звенья. Построенное на новых принципах государство может выступить одним из основных факторов экономических и социальных преобразований, становясь гарантом права и свободы и удерживая новые общественные процессы в границах права.

 Разрушению  Советского государства сопутствовала  идея "разгосударствления" общества, освобождения его от чрезмерного  государственного вмешательства.  Эта правильная идея не имела  четкой программы и осуществлялась  стихийно, что также не способствовало созданию сильного государства.

 Кроме  того, в нынешних условиях непродуманная,  спонтанная перестройка плановой  экономики в свободный рынок  привела к расколу общества, создала  резкое фактическое неравенство,  в результате чего политическая  свобода и власть оказались в руках тех, кто успел обрести собственность. Продолжается социальная дифференциация общества, увеличивается разрыв в социальном неравенстве различных его слоев. Принимаемые меры по "выравниванию социального неравенства" желаемых результатов пока не дают.

 Именно  в социально-экономической сфере  особенно наглядно проявляется  явное невыполнение государством  своих международных обязательств  и конституционных норм, призванных  обеспечить достойную жизнь каждого  человека. Например, согласно исследованиям Левада-Центра 87% опрошенных респондентов показали, что не удовлетворены системой здравоохранения <1>. Положение усугубляется безработицей, неадаптированностью населения к рыночным отношениям, быстрым расслоением общества на "очень богатых" и "очень бедных". По данным аналитического исследования Международной организации труда (МОТ) "Стратегия содействия сокращению бедности в РФ", в 2001 г. в России доходы ниже прожиточного минимума имели 30% населения страны, доля беднейшего населения в России увеличилась в 5 раз - с 6 до 30%. Минимальный размер оплаты труда составил 12,7% от прожиточного минимума. Главной причиной такой динамики эксперты считают "беспрецедентный рост неравенства в распределении материальных ресурсов" <2>. В середине 2002 г. в России, по официальным данным Правительства, количество людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составило 47,7 млн. человек. Россия по индексу человеческого развития, учитывающему основные социально-экономические показатели, занимала 60-е место в мире <3>. Хотя, по сведениям Минэкономразвития, средняя зарплата россиян за период с 1997 по 2005 г. выросла с 70 до 237 долл. США <4>, однако покупательная способность зарплат в долларах за 2004 - 2006 гг. снизилась почти в 3 раза, а зарплата в рублях обесценилась вдвое, и основная причина этого заключается не только в снижении курса доллара, но и росте цен на 47,3%. По-прежнему 395 тыс. россиян имеют оклад менее 800 руб. Разрыв в доходах между 10% самых богатых и 10% самых бедных за последние годы не только не сократился, но даже вырос и составляет 25,3 раз. При этом 10% "топ работников" получают 35% всей зарплаты в стране, а 10% самых бедных - 1,4% (средний заработок чуть больше тысячи руб.) <5>. Между тем хорошо известно, что в США и в Европе крупные корпорации и их владельцы создают лишь незначительную часть национального богатства. Основную долю ВВП вносят десятки миллионов энергичных людей в среднем и мелком бизнесе. Там средний класс составляет 60-70% населения. В России же он едва дотягивает до 10% <6>. Международные эксперты Economic Freedom of the ("Экономическая свобода в мире") считают, что Россия занимает совместно с Руандой и Того 115 место в мире в рейтинге экономических прав и свобод <7>.

--------------------------------

<1> Аргументы и факты.  2006. N 43.

<2> http://www/rbc.ru 18.07.2002.

 <3> http://www/rbc.ru 24.07.2002; 26.07.2002.

<4> Аргументы и факты. 2005. N 35.

<5> Аргументы и факты. 2006. N 38.

<6> Аргументы и факты. 2006. N 23.

<7> Комсомольская правда. 2005. 13 сентября.

Безусловно, не решив социально-экономические вопросы, нельзя рассчитывать на активное участие индивида ни в общественном производстве, ни в общественно-политической жизни. И здесь, безусловно, стоит согласиться с мнением бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта, считающего, что "трудно предоставить право на жизнь и неприкосновенность личности там, где процветают голод и социальная нищета" <*>.

--------------------------------

<*> Известия. 1987. 22 июня.

Не успевшее стать свободным  гражданское общество, раздираемое  противоречиями и борьбой, создало деформированную политическую свободу, обеспечивающую доступ к власти тех групп и слоев, которые имеют собственность или мощные источники финансирования (например: губернатор Чукотки Р. Абрамович; в 2007 г. на выборах губернатора Камчатки планируется поддержание Президентом России В.В. Путиным кандидатуры В. Вексельберга и др.) <*>. Б. Чичерин так охарактеризовал подобную ситуацию: "История показывает, что народы, которые вместе с гражданскими преобразованиями приступали и к изменению политического строя, производили только всеобщий хаос. Разнузданные страсти разыгрывались на просторе, и государственный порядок подвергался полному разрушению... Избегнуть подобной катастрофы можно только свойственною всем человеческим делам постепенностью хода" <**>.

--------------------------------

<*> Аргументы и факты. 2005. N 32.

<**> Чичерин Б. Собственность  и государство. Ч. 2. М., 1883. С. 334.

Отсутствие обоснованных программ гражданских и политических преобразований привело к хаотическому перераспределению собственности, "номенклатурной приватизации", превращению государственной монополии в монополию корпоративного типа. Политическая свобода вылилась во вседозволенность вплоть до распространения фашистской идеологии <*>, националистических изданий, которые дезориентируют общество, предлагают ему порочные, разрушительные идеи.

--------------------------------

<*> За 6 мес. 2006 г. зарегистрировано 149 преступлений, связанных с возбуждением  межнациональной ненависти или  вражды. По мнению экспертов, только в столичном регионе насчитывается около 300 настоящих приверженцев фашизма.

Преодоление этого хаоса, противоборства политических сил, установление правового  порядка - задача государства. Общество не в состоянии разрешить конфликтные  ситуации и противостояния, способные вылиться в насильственные действия, антиконституционные акции.

2. Пути повышения эффективности  реализации прав человека и  построения правового государства.  Провозглашение в Конституции  РФ прав и свобод граждан  "высшей ценностью" предъявляет особые требования к деятельности всех государственных органов власти и должностных лиц. Поскольку в ст. 18 Конституции говорится, что "права и свободы человека и гражданина... определяют смысл, содержание и принятие законов, деятельность законодательной и исполнительной власти", перед государством стоит задача выработки механизма защиты этих основных прав и свобод. Это тем более важно, так как прямое непосредственное действие Конституции не означает, что содержащиеся в ней нормы могут быть реализованы вне конкретных процедур и механизмов, предусмотренных действующим законодательством.

 Разработка данного механизма  защиты основных прав и свобод  должна идти по двум направлениям:

1) создание конкретных правовых  норм, процедур и механизмов, которые граждане могли бы использовать для индивидуальной защиты своих субъективных прав;

2) конституционное регулирование  деятельности всех государственных  институтов, включающее в себя  разработку принципов деятельности  государственных органов власти  и органов местного самоуправления, создание системы хозяйствования и федерального устройства страны, которые бы органически соединяли в себе принципы соблюдения и защиты прав и свобод собственных граждан.

 В Российской Федерации в  основном создана нормативно-правовая база, регулирующая отношения в области прав человека. Это законодательство соответствует реалиям сегодняшнего дня и в целом отвечает стандартам, принятым в современном гуманитарном праве.

 Поэтому главной проблемой  для России является не законодательное закрепление максимального числа прав и свобод, а обеспечение элементарного уровня их реализации.

 В государстве отсутствует  реальный и эффективный контроль  исполнения законов всеми участниками  общественных отношений. Уже стало  своеобразной негативной традицией принятие незаконных нормативно-правовых актов в области прав человека, издаваемых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления, количество которых не уменьшается год от года. Большинство нормативных актов субъектов Федерации, затрагивающих и ущемляющих права и свободы граждан, продолжает действовать, несмотря на выявленные нарушения. Это приводит к тому, что в России существует значительный разрыв между моделями общественных отношений, формируемых предписаниями, законодательством о правах человека, и действительной ситуацией в данной сфере.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел