Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Все изложенное относится  к решениям, связанным с обеспечением  прав человека, и к разработке  и принятию всех управленческих  решений.

 Меры повышения эффективности  исполнительской деятельности также  могут быть прямыми, непосредственно направленными на обеспечение прав человека, и косвенными, носящими общий характер. И в том, и в другом случае следует устранять то, что мешает нормально работать, толкает на нарушения и влечет их. Это может относиться, например, к отбору исполнителей с учетом их реальных возможностей (уровня подготовки, опыта, интересов), к проведению инструктажей личного состава, совершенствованию приемов и методов деятельности, внедрения и интенсификации применения научно-технических средств. Заслуживает внимания внедрение специальных средств: бланков, карточек, ПК, включающих алгоритмы деятельности в конкретных ситуациях, издание соответствующих справочников (например по тактическим приемам), использование типовых планов и т.п.

 В обеспечении прав человека большую роль играет контроль в целом, и контроль исполнения правовых предписаний в особенности. Хорошо организованный контроль позволяет своевременно выявить и устранить нарушения, определить их причины, принять необходимые меры к устранению. Он должен основываться на принципах оперативности, полноты, постоянства, объективности, гласности, действенности и направляться прежде всего на предупреждение нарушений. На практике используются самые разнообразные его формы: личный контроль руководителя, вышестоящих органов, инспектирование, целевая проверка, рассмотрение текущей и разовой информации, изучение дел и материалов, проверка жалоб граждан и др.

 Контроль работы по обеспечению  прав человека обычно является  составной частью общей системы  контроля служебной деятельности личного состава: контролируются эффективность и качество работы и одновременно ее соответствие правовым требованиям. Однако исходя из реальных условий контроль в указанной сфере отношений может выделяться особо. В этих случаях следует использовать специальную схему контроля, в которой применительно к каждому подразделению отражается такая информация: кто (начальник органа, его заместитель, др.), в какие сроки (ежедневно, раз в три дня, раз в неделю и т.п.), какие проверочные действия осуществляет (например, проверка определенных книг учета, журналов, сверка данных, личный контроль ИВС). Предусматривается организация внезапных проверок.

 Обеспечение прав человека  во многом зависит от оценки  результатов служебной деятельности, от критериев, которые кладутся в основу таких оценок. Значительная часть нарушений совершается в целях достижения хороших показателей в работе (снижения количества преступлений и других правонарушений, улучшения их раскрываемости, снижения числа лиц, освобожденных из-под стражи, и др.). Обеспечение прав человека в работе органов внутренних дел - это необходимое условие высоких результатов деятельности, а реальная эффективность такой деятельности всегда влечет и обеспечение прав человека, поскольку не только снижает перегрузку личного состава, но и устраняет причины тех нарушений, которые допускаются умышленно, с целью показать видимое благополучие.

 Научная разработка проблем  эффективности и ее оценки  должна, в частности, включать:

- определение самого понятия  эффективности применительно к работе органов внутренних дел в целом, их служб, подразделений;

- выработку такой системы оценки  работы, которая, с одной стороны,  учитывала бы реальное влияние  этих органов на объекты управленческого  воздействия (например на состояние  преступности), а с другой - не провоцировала бы работников на нарушения;

- выявление факторов, влияющих  на эффективность реализации  норм права.

3. Улучшение работы с кадрами.  Управленческое воздействие применительно  к этому объекту связано с  осуществлением профессиональной ориентации и отбора кадров, с их подготовкой и переподготовкой, распределением, расстановкой, воспитанием, поощрением, наказанием и т.д. Эти меры непосредственно направлены на формирование правового, политического, нравственного сознания работников, других свойств и качеств личности, от которых зависят правомерность поведения этих лиц и соответственно состояние деятельности по обеспечению прав человека в органах внутренних дел.

 Деятельность сотрудников органов  внутренних дел по обеспечению прав человека напрямую зависит от таких мер, как совершенствование порядка комплектования кадров, организация системы первоначальной подготовки. Во многих регионах практикуется создание специальных комиссий по комплектованию органов внутренних дел, отделов кадров на общественных началах. Перед решением вопроса о приеме на работу организуется посещение кандидата на дому и по месту работы. В процессе бесед с самим кандидатом, его родственниками, товарищами выявляются черты его личности, круг интересов и другие вопросы. Важно, чтобы лицо, поступающее на работу, было осведомлено о характере предстоящей деятельности, предъявляемых требованиях, условиях работы и т.п. В противном случае человек быстро разочаровывается в работе, работает без интереса и зачастую допускает нарушения.

 В процессе первоначальной  подготовки внимание должно уделяться  усвоению нормативных актов, регламентирующих  служебную деятельность, и воспитанию  убежденности в необходимости  их неуклонного соблюдения. При  этом подчеркивается значение  тех норм права и видов деятельности, где часто допускаются нарушения.

 Такие же направления работы  характерны и для различных  форм служебной подготовки, включая  классы службы для рядового  и младшего начальствующего состава,  семинары, научно-практические конференции и др. Важно, чтобы все виды занятий проводились с учетом реального положения дел, характера допускаемых нарушений, причин и условий, им способствующих. Представляется целесообразным в процессе обучения и воспитания использовать, с одной стороны, активные формы обучения, а с другой - не только рациональные, но и эмоциональные средства воздействия.

 Формирование черт и качеств  личности, определяющих поведение,  предполагает единство всех форм  воспитательного воздействия - правового,  политического, нравственного, эстетического - в сочетании с постоянным повышением профессионального мастерства. Также крайне важна правильная организация дисциплинарной практики, которая обеспечивала бы создание обстановки неотвратимости ответственности за различные нарушения, ненадлежащее выполнение служебных обязанностей. Принимаемые меры должны сочетаться с общественным воздействием на нарушителя.

 Совершенствование работы с  кадрами должно в конечном  итоге способствовать формированию  высокого уровня профессиональной  культуры всего личного состава,  созданию в коллективе такого  нравственно-политического климата,  который обеспечивал бы обстановку  всеобщей нетерпимости к нарушениям.

4. Существенным резервом в работе  по обеспечению прав человека  является использование в управленческой  деятельности факторов среды  функционирования органов внутренних  дел. К ним относятся получение  и использование материальных и иных ресурсов, информации других ведомств; получение разъяснений о порядке применения правовых актов; использование достижений науки; организация взаимодействия с другими органами и т.п.

 Эти меры также могут оказывать  на состояние деятельности по  обеспечению прав человека прямое и косвенное воздействие. К средствам косвенного влияния можно отнести оснащение органов внутренних дел криминалистической и иной техникой, транспортом; улучшение жилищных и материальных условий сотрудников и социального пакета; более широкое внедрение в практику рекомендаций по научной организации труда, криминалистической тактике и частной методике и др. В частности, с учетом научных рекомендаций должны быть организованы система сбора и анализа информации, подготовки и принятия управленческих решений, планирование, нормотворческая деятельность, контроль, взаимодействие с другими государственными органами, общественностью. Важно и использование передового опыта работы других органов внутренних дел.

 В воспитательной работе  следует применять достижения философии, педагогики, психологии; целесообразно использовать помощь учреждений науки и культуры, работников суда и прокуратуры; более широко пользоваться информацией (статистической, оперативной и др.), имеющейся в других правоохранительных органах, в частности, статистическими данными прокуратуры, аппаратов уполномоченных по правам человека, в которых отражается поступление и разрешение жалоб на действия сотрудников органов внутренних дел, о количестве прокурорских проверок, внесенных протестах, представлениях и проч.

 Большое значение для получения  необходимой информации имеют  связи органов внутренних дел  с населением. Эти связи можно  использовать для получения данных  о работе личного состава, допущенных  нарушениях, характере общественного мнения о деятельности милиции и др. Важным является не только рассмотрение поступающих жалоб, но и активные формы получения такой информации - анкетирование граждан, опросы и т.п. Хорошо должна быть организована связь и со средствами массовой информации.

 Использование в управленческой  деятельности правовых, экономических  и других факторов. Чрезвычайно  большую роль играет совершенствование  работы по использованию правовых  факторов, в которой следует выделить  следующие основные направления.

 Доведение новых нормативных актов до личного состава. Нужна дифференцированная система информирования, обеспечивающая общее представление каждого работника обо всех издаваемых правовых актах, четкое и глубокое знание им тех норм, которые регламентируют его повседневную работу.

 Организация толкования, разъяснения  правовых норм. Здесь следует  учитывать, что сама деятельность  руководителя, например утверждение  им постановления, воспринимается  в качестве толкования им правовой  нормы (причем подчиненные, как  правило, воспринимают ее как толкование официальное), даже когда оно таковым не является.

 Издание документов управления (нормативных и индивидуальных). Во всех случаях должны быть  обеспечены их соответствие реальным  жизненным условиям, принципам законности, обоснованности, целесообразности и справедливости.

 Организация контроля правоприменительной  деятельности личного состава  и других форм реализации права,  о чем уже говорилось выше.

 Анализ эффективности правовых  норм и внесение соответствующих  предложений по их совершенствованию. Сотрудники органов внутренних дел находятся "на переднем крае" правоприменения, первыми видят и недостатки вновь принятых норм, и отставание существующих от изменившихся социальных условий. К сожалению, на практике нередко устаревшая, неработающая или коллизионная норма годами нарушается, но никто не ставит вопроса о ее отмене или изменении.

 Принятие мер по устранению  недостатков в правовой деятельности  других учреждений и организаций  - это представления по уголовным  делам, постановка вопросов о недостатках в работе прокуратуры или суда перед вышестоящими органами и т.п.

 Основными направлениями реализации  идеологических и психологических  факторов являются различные  формы и методы работы с  кадрами: профессиональная ориентация, отбор, расстановка, воспитание, обучение, - рассмотренные выше.

 Экономические (материальные) факторы  могут быть использованы следующим  образом:

1) постановкой вопросов материально-технического  обеспечения (о выделении дополнительных  ресурсов, разработке новых научно-технических средств, предоставлении средств для приобретения или снятия жилья, телефонов и т.п.). Следует иметь в виду, что при отсутствии соответствующей инициативы подобные вопросы могут оставаться не решенными весьма длительное время;

2) распределением материальных ресурсов, технических и иных средств. Нередко это делается без учета реального положения, в том числе и состояния оперативно-служебной деятельности;

3) применением имеющихся материально-технических  средств в целях обеспечения  прав человека, в том числе:

- обеспечением нормальных условий  работы каждого сотрудника (помещением, средствами связи, транспортом,  ПК, другими техническими средствами);

- фиксацией определенных обстоятельств  (состояния опьянения, скорости  транспортных средств и пр.), от которых зависит качество и законность принимаемых решений;

- контроля действий личного  состава (использования радио,  телевидения, звукозаписи и т.д.);

- обработки и анализа информации (законодательной, статистической  и др.);

- заменой человека в конфликтных ситуациях (для обнаружения оружия, наркотиков и т.п., в частности в ИВС) вместо непосредственного личного обыска;

- обучением личного состава,  в том числе проведением контрольных  мероприятий по проверке правовых  знаний и др.

 Особо надо выделить вопрос о возможностях использования материального стимулирования для выработки нужных качеств и свойств личности, повышения профессионального мастерства, самовоспитания. Таким средством материального стимулирования является прежде всего поощрение сотрудников, успешно учащихся, работающих над собой, повышающих свою квалификацию. При поощрении сотрудников необходимо учитывать не только определенный формальный результат, но и законность средств, помогающих его добиться.

 Однако вопрос может быть  рассмотрен и более широко. Целесообразно при приеме на работу выпускников высших и средних учебных заведений зарплату (в рамках одной должности) определять в зависимости от того, как человек учился, а успешно обучающимся заочно - устанавливать определенную доплату. Кроме того, возможным представляется установление квалификационных категорий работников с соответствующей процентной надбавкой к заработной плате, повышение и понижение этих категорий будет находиться в зависимости от успешности и законности служебной деятельности по итогам, например, аттестации на основе гласности и с учетом общественного мнения.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел