Правоприменительная форма выражает
деятельность органов внутренних
дел, в данном случае в сфере обеспечения
прав и свобод граждан, по реализации своей
компетенции в создании оптимальных условий
для пользования ими. Она характеризуется
изданием правоприменительных актов с
целью конкретизации содержания прав
и свобод человека и гражданина, установления
порядка, пределов и оснований их реализации,
а также индивидуализации других юридических
фактов, с которыми связано дальнейшее
существование прав человека и гражданина.
Осуществление правоприменительной деятельности
связано с правомерными и неправомерными
действиями управляемых субъектов (граждан,
организаций, должностных лиц), событиями,
а также является результатом самостоятельного
волеизъявления органов внутренних дел.
Но во всех случаях правоприменительная
форма отражает целенаправленное воздействие
этих органов на поведение субъектов в
сфере обеспечения прав и свобод и направлена
на создание благоприятной обстановки
для реализации прав и свобод граждан.
Организационная форма характеризуется
созданием условий для исполнения
правовых актов, регламентирующих деятельность
органов внутренних дел в сфере правоохраны,
правообеспечения прав и свобод, совершенствованием
с этой целью организационных структур,
широким применением передового опыта
других государственных органов, организацией
взаимодействия с органами правосудия,
прокуратурой, другими государственными
структурами, наблюдением за исполнением
должностными лицами и гражданами правовых
документов, регулирующих вопросы обеспечения
прав и свобод граждан и др.
Организационная форма позволяет,
с одной стороны, создать наиболее
целесообразный порядок обеспечения
прав граждан, а с другой - поддерживать
его, совершенствовать, приводить
в соответствие с изменившимися
условиями. Кроме того, она предполагает
организацию работы должностных лиц
органов внутренних дел, позволяющую эффективно
использовать методы и средства с целью
своевременного устранения негативных
факторов, затрудняющих пользование такими
ценностями, как права и свободы.
Действия, составляющие содержание
организационной формы, могут носить как
правовой, так и неправовой характер. Правовыми
нормами опосредованы исполнительно-распорядительные
действия по организации и практическому
решению задач, возложенных на органы
внутренних дел, создающие новое юридическое
положение, изменяющие существующие правовые
отношения или являющиеся необходимыми
факторами для наступления позитивных
правовых последствий. Неправовые организационные
действия складываются из организационных
мероприятий и материально-технических
операций. Организационные мероприятия
включают в себя как внутриаппаратную
работу, так и работу с общественностью,
с широкими слоями населения и выражаются
в виде докладов, совещаний, лекций, бесед,
инспекторских проверок и т.д. Материально-технические
операции носят, как правило, вспомогательный,
технический характер и обращены главным
образом к материальным объектам: документам,
техническим средствам, служебным материалам
и др.
Правовые и неправовые организационные
действия осуществляются на основе
закона и в пределах предоставленных
полномочий. Гармонично дополняя друг
друга, они обеспечивают решение всех
задач, поставленных перед органами внутренних
дел, в том числе и непосредственно связанных
с созданием условий, необходимых каждому
человеку для реализации его прав и свобод.
Воспитательная форма определяется
необходимостью повышения уровня
правосознания не только граждан,
но и сотрудников органов внутренних
дел. Причем особое место в
этой деятельности должны занимать
воспитание правовой культуры
граждан, формирование у них активной
гуманистической жизненной позиции.
Воспитательная работа, проводимая
в органах внутренних дел, приобрела
актуальность в свете задач
формирования правового государства,
признания приоритета цивилизованных
норм общежития, обладающих общечеловеческой
ценностью.
Воспитательная форма присуща
всем видам деятельности органов
внутренних дел. Постоянно находясь
по роду своей работы среди
населения, реализуя свои многочисленные
полномочия, сотрудники этих органов
систематически заняты воспитанием
у граждан уважения к нормам, установленным
в нашем обществе, непримиримости к нарушениям
общественных интересов, прав и свобод
человека. Причем воспитательная работа
прежде всего охватывает наиболее "трудные"
слои населения, в определенной мере сохраняющие
отсталые взгляды, обычаи и традиции, склонные
к совершению правонарушений. При этом
в центре внимания органов внутренних
дел находятся лица с низким культурным
и общеобразовательным уровнем, на долю
которых приходится значительное количество
совершенных хулиганств, преступлений
против личности (умышленных убийств,
телесных повреждений, изнасилований)
и других опасных деяний, в наибольшей
степени отрицательно сказывающихся на
осуществлении прав и свобод граждан.
Работа с этой категорией граждан требует
особой настойчивости и умения, мобилизации
сил о6щественности, возможностей трудовых
коллективов.
Большое значение в системе
форм деятельности органов внутренних
дел по обеспечению прав и
свобод граждан имеет правоохранительная
форма. Это обусловлено тем, что
они по характеру своей работы принадлежат
к числу специализированных правоохранительных
органов, вследствие чего их деятельность
с позиций функционирования всего государственного
механизма может быть представлена как
целиком правоохранительная, складывающаяся
не только из защиты прав и свобод граждан
от возможных их нарушений, но и создания
наиболее благоприятных условий для их
реализации, что ведет к поглощению иных
форм деятельности названной.
В то же время содержание
данной формы охватывает не всю
деятельность органов внутренних дел,
а лишь ту ее часть, которая выражается
в действиях по пресечению поведения,
запрещенного правовыми нормами, применению
санкций, мер принуждения в случае совершения
правонарушений. Охранительная деятельность
предполагает вмешательство органов внутренних
дел в поведение субъектов, если оно не
соответствует требованиям режима реализации
прав и свобод граждан.
Правоохранительная форма является
страхующим звеном в обеспечении
прав и свобод граждан органами
внутренних дел. Ее применение есть
результат недостаточности организационных
и воспитательных усилий этих органов,
действующих в тесной связи с другими
государственными органами, а также общественными
организациями и трудовыми коллективами,
по созданию условий, необходимых для
беспрепятственного пользования правами,
закрепленными в конституционных установлениях
для каждого человека и гражданина.
Все рассматриваемые формы
находят применение и в решении
органами внутренних дел других
задач, но в этом случае в
них вкладывается и иное содержание.
Формы деятельности органов
внутренних дел по обеспечению
прав и свобод человека и
гражданина тесно сочетаются
между собой, взаимно проникают
и обусловливают друг друга.
Так, организационная деятельность
в основном, а охранительные
действия полностью немыслимы без применения
правового инструментария, посредством
которого обеспечивается законность всех
действий органов внутренних дел в отношении
прав и свобод граждан.
Воспитательная работа также
в ряде случаев нуждается в
правовом регулировании. В свою очередь,
как воспитательная, так и организационная
работа, а также правоохранительные мероприятия
оказывают непосредственное воздействие
на деятельность органов внутренних дел,
осуществляемую в рамках правоприменительной
формы, способствуют повышению ее эффективности.
Таким образом, сочетание
и тесная взаимосвязь форм
деятельности органов внутренних
дел по обеспечению прав и
свобод является необходимым
условием достижения поставленной
цели. Выбор форм деятельности
органов внутренних дел всегда
обусловлен характером задач, стоящих
перед ними. В процессе развития этих органов
формы их деятельности не остаются неизменными.
Они постоянно развиваются, наполняясь
новым содержанием, приводятся в соответствие
с задачами, стоящими перед органами внутренних
дел на каждом этапе созидания Российского
государства и общества.
Но как бы ни были совершенны
формы, используемые в практике
органов внутренних дел, большое
значение имеют и методы, применяемые
ими при решении задач в
области обеспечения прав и свобод
граждан. В отличие от форм под методами
понимается форма практического и теоретического
освоения действительности, исходящего
из закономерности движения изучаемого
объекта. Среди юристов методы деятельности
в обобщенной форме понимаются в основном
как способы воздействия на управляемые
объекты с целью практического выполнения
задач, поставленных перед органом.
Содержание метода удачно
определил В.М. Манохин, указав,
что он раскрывает характер
связей между участниками управления,
имеющих волевой характер. Под методом
государственного управления он понимает
характер волеизъявления одного участника
в отношении другого.
В то же время в литературе
предпринимались попытки дать
иное, отличное от приведенного,
понятие метода. Метод понимался
как политическое действие, происходило
его фактическое отождествление с деятельностью.
Подобная позиция представляется неубедительной,
ибо не дает возможности говорить о применении
метода, кроме того, теряет смысл введение
самого понятия "метод" в научный
и вообще речевой оборот. Метод упорядочивает
деятельность, проявляется в ней, но как
понятие существует вне ее, предшествует
в этом смысле процессу деятельности,
который он обеспечивает.
В литературе, посвященной органам
внутренних дел, методы их деятельности
по обеспечению прав и свобод граждан
не получили пока достаточно полного научного
анализа, хотя именно этот вопрос составляет
большую трудность для практического
управления. Обеспечение прав и свобод
граждан в деятельности органов внутренних
дел осуществляется не изолированно, а
в русле общего решения поставленных перед
ними задач. Это означает, что общие методы
решения задач указанных органов распространяются
и на их деятельность, связанную с охраной
и защитой прав и свобод граждан. Поскольку
конкретная цель всегда достигается путем
применения не любых, а только соответствующих
ей способов, то обеспечение прав и свобод
также невозможны без применения адекватных
методов. Но так как при всем своем значении
деятельность органов внутренних дел
в рассматриваемой сфере не подменяет
самой их деятельности и соотносится с
ней, как отдельное с общим, то соответственно
методы, применяемые ими в связи с обеспечением
прав и свобод граждан, также можно определить
как частные по отношению к методам всей
деятельности. В связи с этим всю систему
методов, используемых в этом направлении
деятельности органов внутренних дел,
можно условно разделить на две группы:
общие и частные.
Для общих методов характерна
их всеобщность и универсальность.
Они распространяются на деятельность
всех структурных подразделений системы
органов внутренних дел, выступая важнейшими,
необходимыми инструментами решения всех
задач, поставленных перед ними. К общим
методам относятся убеждение и принуждение.
Для оптимального применения
этих методов в деятельности
органов государства принципиальное значение
имеет то, что соотношение убеждения и
принуждения определяется объективными
условиями социального развития. Изменение
этих условий оказывает влияние не только
на соотношение характера использования
убеждения и принуждения, но и на содержание
тех форм и средств, с помощью которых
эти методы проводятся в жизнь. Но характерной
чертой применения методов убеждения
и принуждения является тот факт, что первому
всегда должен отдаваться приоритет.
Приоритет метода убеждения
обусловливается самим гуманистическим
характером строящегося правового государства,
которое не может формировать отношения
с гражданами на каких-либо иных основаниях,
кроме убежденности в правильности своей
политики. Убеждение предполагает воздействие
на сознание и волю человека преимущественно
средствами воспитательного характера.
В результате такого воздействия воля
воспитателя становится для воспитуемого
его волей, у него формируются взгляды,
соответствующие взглядам убеждающего.
Постепенно они приобретают форму нравственных
принципов, которыми человек руководствуется
во всей своей деятельности.
В деятельности органов внутренних
дел убеждение выступает как
способ воздействия на сознание
и поведение людей, представляющий
собой комплекс воспитательных,
разъяснительных и поощрительных мероприятий,
осуществляемых в целях повышения сознательности,
организованности и дисциплинированности,
добросовестного соблюдения всеми гражданами
правовых норм. Причем право автоматически
не "порождает" людей, бережливо относящихся
к его ценностям. Установление правовых
норм в обществе только приводит к тому,
что появляется общественная потребность
в людях, создающих объективную необходимость
в реальном функционировании его институтов.
Но для превращения потребности в реальность
необходимо, чтобы человек стал носителем
правосознания. Именно здесь обнаруживается
важность широкого использования в практике
органов внутренних дел средств и мер
убеждения, назначение которого и состоит
в закреплении правовых взглядов и принципов
поведения, соответствующих природе конституционного
строя, в сознании людей.
Органы внутренних дел, опираясь
на помощь общественных организаций
и широких слоев населения,
всемерно содействуют добровольному
и сознательному исполнению всеми
гражданами закрепленных в правовых
нормах правил поведения, добиваются такого
положения, чтобы уважение к праву, закону
стало убеждением каждого человека. При
наличии у людей твердых убеждений соблюдение
установленных правил превращается в
сознательную необходимость и не может
выйти за пределы дозволенного правовыми
предписаниями. В таких случаях правомерная
реализация прав и свобод, точное исполнение
обязанностей осуществляются людьми сознательно
и добровольно.
Однако особое внимание в
деятельности органов внутренних
дел уделяется организации и осуществлению
воспитательного воздействия на лиц, совершивших
правонарушение либо склонных к его совершению.
В данном случае меры убеждения, применяемые
органами внутренних дел, имеют своей
целью формирование у этой категории лиц
взглядов, отвечающих требованиям правомерного
поведения.