Важным условием эффективности
нормотворчества в сфере компетенции
является также обеспечение оптимального
сочетания функционально-структурного
и структурно-уровневого подходов в деятельности
органов внутренних дел. Иными словами,
одной из задач нормативных актов, касающихся
компетенции, является обеспечение гармонии
интересов всей системы органов внутренних
дел и ее субъектов.
В целях совершенствования
руководства деятельностью органами
внутренних дел, Министерства
внутренних дел Российской Федерации
приняты Указ Президента РФ
от 4 июня 2001 г. N 644 "О некоторых
вопросах Министерства внутренних дел
Российской Федерации" и Указ Президента
РФ от 19 июля 2004 г. N 927, утвердивший Положение
о Министерстве внутренних дел Российской
Федерации. В соответствии с положениями
Указов изменена структура центрального
аппарата МВД России, устранены параллельные
подразделения и службы, которые, дублируя
функции, по существу, мешали друг другу
работать. На уровне центрального аппарата
созданы департаменты. Работу каждого
из них курирует заместитель министра.
Сохранили самостоятельность такие службы,
как Следственный комитет при МВД России,
Главное командование внутренних войск
и некоторые другие.
С целью
координации деятельности в сфере
внутренних дел субъектов Российской
Федерации созданы главные управления
МВД России по семи федеральным округам.
Основными задачами главных управлений
по федеральным округам объявлены координация,
контроль и анализ деятельности органов
внутренних дел в соответствующих федеральных
округах; организация деятельности органов
внутренних дел в соответствующих федеральных
округах по борьбе с организованной преступностью,
носящей межрегиональный характер; организация
взаимодействия органов внутренних дел
с полномочными представителями Президента
РФ в соответствующих федеральных округах.
В то же
время руководство органами внутренних
дел, осуществляемое со стороны как федеральных
органов внутренних дел, так и субъектов
РФ и их администраций, не затрагивает
содержания их компетенции. Оно выступает
главным условием решения задач, поставленных
перед органами внутренних дел, и соответственно
- наиболее оптимальным средством реализации
их компетенции <*>.
--------------------------------
<*> Компетенция региональных
субъектов РФ по руководству
органами внутренних дел реализуется
по следующим направлениям:
- образованию управлений, отделов
внутренних дел;
- осуществлению руководства ими;
- осуществлению контроля деятельности
органов внутренних дел;
- организации взаимодействия по
вопросам обеспечения законности,
охраны правопорядка, прав и свобод
граждан между подчиненными субъектам
РФ органами внутренних дел
и предприятиями, учреждениями, трудовыми
коллективами и общественными
организациями, находящимися на территории
субъекта;
- оказанию необходимой помощи
в организации их работы, а
также при решении кадровых, хозяйственных
вопросов и культурно-бытовых
нужд.
Правом образования управлений,
отделов внутренних дел и
осуществления руководства их деятельностью
наделены муниципальные администрации.
Руководство деятельностью
органов внутренних дел осуществляется
субъектами РФ посредством постановки
перед ними задач, обусловленных
региональными и местными интересами
и степенью их актуальности в сложившихся
конкретных условиях; вынесения обязывающих
решений в адрес отделов и управлений
внутренних дел по вопросам, входящим
в их компетенцию; отмены в пределах своей
компетенции незаконных или нецелесообразных
приказов и распоряжений начальников
отделов и управлений внутренних дел;
рассмотрения жалоб и заявлений граждан
и организаций на неправильные или незаконные
действия должностных лиц органов внутренних
дел; контроля соблюдения ими требований
законности; организации работы по подбору
и воспитанию кадров в органах внутренних
дел; координации планов работы управлений
и отделов внутренних дел с планами работы
администраций и расположенных на их территории
государственных и общественных организаций.
См.: Толкачев К.Б., Хабибулин А.Г. Органы
внутренних дел в механизме обеспечения
личных конституционных прав и свобод
граждан. Уфа, 1991. С. 81 - 115.
Руководство деятельностью органов
внутренних дел со стороны Министерства
осуществляется только в рамках поставленных
перед ними задач и выражается в
оказании воздействия с целью обеспечения
наиболее эффективной реализации предоставленных
им полномочий.
Основными задачами органов
внутренних дел являются:
- обеспечение безопасности личности,
охрана общественного порядка
и обеспечение общественной
безопасности, предупреждение и пресечение
преступлений и административных правонарушений,
выявление и раскрытие и расследование
преступлений, защита частной, государственной,
муниципальной и иных форм собственности,
оказание помощи физическим и юридическим
лицам в защите их прав и законных интересов
в пределах, установленных законодательством;
- предупреждение правонарушений
несовершеннолетних;
- содействие выявлению и устранению
причин, порождающих преступления
и иные правонарушения;
- обеспечение пожарной безопасности
населенных пунктов и объектов;
- обеспечение безопасности дорожного
движения и повышение эффективности
использования автомототранспортных
средств;
- обеспечение соблюдения законности
в деятельности подразделений,
предприятий, учреждений и организаций
системы МВД России и их должностных лиц;
- подбор, воспитание и расстановка
кадров, обеспечение служебной и
боевой подготовки личного состава;
- использование достижений науки,
техники и передового опыта
в работе по охране общественного
порядка, борьбе с преступностью, обеспечению
пожарной безопасности и др.
Указанные задачи тесно связаны
с удовлетворением интересов
каждого человека и гражданина,
ибо строгое соблюдение требований
законов, стабильный правопорядок
являются основными гарантиями
реализации всей системы прав и свобод
граждан. Для эффективного осуществления
этих прав и свобод, безусловно, необходимо
четкое определение компетенции органов
внутренних дел, которая, будучи обусловлена
содержанием возложенных на них задач,
одновременно является и главным средством
их решения.
Таким образом, компетенция
органов внутренних дел является
одной из основных предпосылок
реализации их социальной роли
в сфере охраны и защиты
прав и свобод человека и
гражданина, а любое из полномочий
этих органов в той или иной степени затрагивает
обеспечение конституционных прав и свобод
граждан.
В то же время роль отдельных
полномочий органов внутренних
дел в рассматриваемой сфере
неодинакова. Значительная часть
их прав и обязанностей (например
в таких областях деятельности,
как планирование работы, служебная подготовка
сотрудников, прохождение службы начальствующим
составом, воспитательная работа и др.)
не связана с непосредственным обеспечением
прав и свобод человека. Компетенцию органов
внутренних дел в этой области возможно
определить посредством анализа, который
позволяет полнее уяснить характер и степень
участия указанных органов в создании
условий для реализации человеком и гражданином
своих прав и свобод.
Компетенция системы органов
внутренних дел носит сложный собирательный
характер. Она складывается из компетенции,
имеющейся у структурных подразделений,
поскольку разделение труда предполагает
и разделение компетенции. Вследствие
этого ни один территориальный или функциональный
орган внутренних дел не может обладать
всем объемом полномочий, которым характеризуется
система этих органов.
Компетенция органов внутренних
дел в сфере обеспечения прав
и свобод человека и гражданина
также складывается из совокупности
полномочий в этой сфере, возложенных
на их отдельные структурные подразделения.
В обобщенном виде эти полномочия можно
разделить на несколько групп.
1. Полномочия в сфере охраны
общественного порядка:
- обеспечение охраны прав, свобод,
личных интересов человека и
гражданина, их собственности от
преступных посягательств и иных антиобщественных
действий;
- предупреждение преступлений
и других правонарушений, принятие
необходимых мер к раскрытию
преступлений, выявление причин
и условий, их порождающих,
и принятие мер по их устранению;
- обеспечение приема и своевременной
регистрации всех поступающих заявлений
граждан и сообщений должностных лиц о
готовящихся или совершенных преступлениях,
принятие необходимых мер по их своевременному
и правильному разрешению, ведение учета;
- организация совместно с другими
государственными и общественными организациями
борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией,
принятие предусмотренных законом мер
в отношении лиц, появляющихся на улицах
и других общественных местах оскорбляющих
человеческое достоинство в пьяном виде
или под воздействием наркотических средств,
оформление и представление в суды материалов
на злостных пьяниц (алкоголиков) и наркоманов
для решения вопросов об их принудительном
лечении и исполнение решений судов по
этим вопросам;
- применение специальных средств
и оружия в случаях, предусмотренных Законом
РФ "О милиции";
- выявление и ведение учета
лиц, подлежащих профилактическому
воздействию, на основании и
в порядке, установленном законодательством;
- проведение работы по предупреждению
безнадзорности и правонарушений среди
несовершеннолетних как с несовершеннолетними,
так и отвечающими за них взрослыми;
- обеспечение соблюдения общественного
порядка гражданами и должностными
лицами, принятие мер к пресечению
нарушений при несоблюдении
этих требований, составление в предусмотренных
законодательством случаях протоколов
(актов) об административных правонарушениях;
- привод в милицию лиц (в
необходимых случаях и в соответствии
с законодательством), систематически
допускающих нарушения общественного
порядка и другие правонарушения, для
соответствующей регистрации и официального
предостережения о недопустимости антиобщественного
поведения;
- доставление в милицию и
задержание на срок до трех
часов лиц, совершивших административные
правонарушения;
- доставление в соответствии
с установленным порядком в
медицинские вытрезвители лиц,
находившихся на улицах и других
общественных местах в состоянии
алкогольного опьянения, и содержание
их там до вытрезвления;
- задержание граждан, совершивших
мелкое хулиганство, до рассмотрения
в установленные сроки материалов на них
начальником милиции или судьей;
- вход в жилые и иные помещения
при преследовании лиц, подозреваемых
в совершении преступлений, а
также для пресечения преступлений
или нарушений, угрожающих общественному
порядку или личной безопасности граждан;
- оформление документов по вопросам
выезда из РФ и въезда в
РФ российских, иностранных граждан
и лиц без гражданства;
- производство регистрации граждан
по месту жительства, осуществление
контроля соблюдения правил паспортной
и регистрационной систем;
- осуществление адресно-справочной
работы;
- установление принадлежности
лиц к гражданству РФ;
- оформление материалов, связанных
с ходатайствами по вопросам
приема в гражданство РФ, восстановления
в гражданстве РФ или выхода из гражданства
РФ, а также выдача документов или внесение
в документы изменений, подтверждающих
приобретение гражданства РФ;
- вход в жилые помещения (как
правило, в дневное время) для
проверки соблюдения правил регистрации
при наличии достоверных данных об их
нарушении;
- проверка у граждан паспортов
или других документов, удостоверяющих
личность, в случае отказа от
уплаты на месте штрафа за
правонарушение, составление при
необходимости протоколов (актов)
о правонарушении, в случаях подозрения
лица в совершении преступления и при
проверке соблюдения правил регистрации.
2. Полномочия в сфере обеспечения
общественной безопасности:
- совершенствование организации
дорожного движения, обеспечение
регулирования движения транспорта
и пешеходов на улицах и дорогах;
- осуществление надзора за дорожным
движением и контроля проведения
предприятиями, учреждениями и
организациями необходимых мероприятий
по предупреждению дорожно-транспортных
происшествий;
- запрещение эксплуатации транспортных
средств, техническое состояние которых
не отвечает требованиям безопасности
дорожного движения;
- отстранение от управления
транспортными средствами лиц,
находящихся в состоянии алкогольного
или наркотического опьянения,
не имеющих прав на управление
данным видом транспорта или грубо нарушающих
правила дорожного движения;
- выдача разрешений на приобретение,
хранение и перевозку огнестрельного
и холодного оружия, боеприпасов,
взрывчатых материалов, сильнодействующих
ядовитых веществ, контроль соблюдения
правил их хранения и перевозки;
- контроль соблюдения условий
сохранности радиоактивных веществ
в местах их постоянного хранения и при
перевозке;
- выдача разрешений на открытие
стрелковых тиров и стрельбищ,
оружейно-ремонтных и пиротехнических
предприятий, магазинов, торгующих
оружием, контроль соблюдения
правил их функционирования;
- закрытие стрелковых тиров
и стрельбищ в случаях необеспечения
безопасности граждан и сохранности
находящихся в них оружия и
боеприпасов;