Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
При реализации в
- использование в работе по обеспечению прав человека помощи различных общественных формирований системы органов внутренних дел;
- организация исполнения
- постановка перед
- использование информации
- использование в воспитательной работе научной, публицистической и другой литературы, периодических изданий.
Проблемы разработки мер по обеспечению прав человека и гражданина. Каждый орган, подразделение работают в определенных, во многом специфических условиях, связанных с географическими, социально-демографическими, материальными и другими особенностями региона, где они располагаются. Кроме того, деятельность того или иного подразделения (службы), ее правовое регулирование и материально-техническое обеспечение, а также уровень подготовки кадров, развития психологических качеств людей, отношений в коллективе имеют свои особенности.
Все это так или иначе
влияет на состояние
В каждом отделении, группе,
отделе должны проводиться
В ходе такого обсуждения
целесообразно пользоваться
1. Организация органа, подразделения и ее совершенствование.
1.1. Структура органа (подразделения).
1.2. Распределение функций между службами, подразделениями.
1.3. Распределение функциональных
обязанностей между
1.4. Расстановка сил и средств.
2. Функционирование органа (подразделения).
2.1. Сбор, хранение, обработка, использование информации.
2.2. Подготовка и принятие управленческих решений (нормативных и индивидуальных; в сфере внешнего и внутреннего управления).
2.3. Организация исполнительской деятельности.
2.4. Организация контроля.
2.5. Оценка результатов работы, состояния дисциплины.
3. Организация работы с кадрами.
3.1. Профессиональная ориентация и отбор кадров.
3.2. Подготовка кадров, первоначальная подготовка.
3.3. Расстановка кадров.
3.4. Организация воспитательной работы (политическое, нравственное, правовое воспитание, повышение общей культуры).
3.5. Организация повышения
3.6. Дисциплинарная практика.
3.7. Поощрение кадров.
3.8. Аттестование и выдвижение.
3.9. Меры по закреплению кадров.
4. Использование внешних связей органов внутренних дел.
4.1. Связи с представительными и другими государственными органами.
4.2. Связи с политическими и
общественными организациями,
4.3. Связи с учреждениями науки и культуры.
4.4. Связи с субъектами
4.5. Организация исполнения решений вышестоящих органов.
4.6. Анализ эффективности средств
внешнего воздействия,
5. Использование материальных, политических, правовых и других факторов.
5.1. Наличие полноценных служебных помещений, их оборудование, размещение в них сотрудников.
5.2. Наличие необходимых средств транспорта, связи, криминалистической и иной техники.
5.3. Материальная обеспеченность нормотворческой деятельности.
5.4. Использование материально-
5.5. Материальное стимулирование личного состава за повышение квалификации и правомерность работы.
5.6. Использование технических
средств для контроля
5.7. Участие в работе по
5.8. Роль в организации работы по обеспечению прав человека руководителей подразделений, служб органа внутренних дел.
5.9. Состояние правового
Применительно к каждой
Работа по обеспечению прав человека должна быть одним из основных направлений повседневной деятельности, а не разовым или периодическим мероприятием. Только при этом условии возможен действительный успех в деле укрепления правового государства и повышения эффективности работы органов внутренних дел. Вклад же в решение этой важнейшей задачи должен постоянно вносить каждый сотрудник.
Лекция N 11. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ
ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. Компетенция органов
2. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
1. Компетенция органов
Органы внутренних дел
Вместе с тем органы
Тем не менее деятельность
органов внутренних дел в
Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод граждан определяется главным образом объемом и содержанием компетенции.
В литературе компетенцию обычно определяют как право или права и обязанности органа. Однако, как верно замечает Л.А. Григорян, подобная позиция является неточной, поскольку она не учитывает того, что "полномочия сами по себе, без их применения к решению определенного круга вопросов деятельности органа государства, не могут существовать". Эти две категории неразрывно связаны и их необходимо рассматривать вместе. Поэтому компетенция государственного органа представляет собой круг вопросов его ведения и совокупность его полномочий, взятые вместе.
Поддерживая данную точку зрения, необходимо рассмотреть суть понятий "права и обязанности", "предмет ведения" применительно к деятельности органов внутренних дел.
Указанные понятия - взаимосвязанные категории, но каждая из них характеризует органы со своей стороны. Права и обязанности органов внутренних дел проявляются как допустимые пределы воздействия на предмет ведения. Их права носят одновременно характер обязанностей в отличие от прав и обязанностей граждан. Это обусловлено тем, что государство, осуществляя руководство обществом, действует через свои органы, возлагая на них определенные обязанности, для выполнения которых государственные органы и наделяются соответствующими правами. Следовательно, правомочия органов внутренних дел не составляют каких-то их привилегий, а возникают в связи с необходимостью выполнять обязанности, возложенные на эти органы государством. Орган внутренних дел не может отказаться от реализации своего права по пресечению преступного поведения и задержанию правонарушителя. Такой отказ явился бы одновременно и невыполнением их обязанностей, но в данном случае не перед правонарушителем, а перед государством в целом или в конечном счете перед народом, возложившим на государство задачу по обеспечению законности и правопорядка в обществе.
Нельзя отождествлять понятия "права" и "обязанности" органа, но можно говорить об их взаимодополняющем друг друга характере. В то же время пределы "возможного поведения" для государственного органа уже, нежели для гражданина. Поскольку государственный орган, в том числе и орган внутренних дел, в отличие от гражданина не может уклониться от использования своих прав, он обязательно должен их реализовать при соответствующих обстоятельствах. Это, однако, не означает отсутствия правомерной альтернативы реализации принадлежащего ему права. Государственный орган всегда имеет достаточно возможностей для свободного выбора оптимального варианта своего поведения. Вместе с тем обязанность характеризуется отсутствием выбора и предполагает необходимое поведение.
Под предметом ведения принято понимать круг общественных отношений, в которых действует государственный орган. Применительно к органам внутренних дел содержание их предмета ведения составляют общественные отношения в сфере укрепления законности, охраны правопорядка, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, государственных интересов и др.
Как уже говорилось, нормы
названных выше актов в своей
совокупности образуют