Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 При реализации в управленческой  деятельности социально-политических  факторов можно выделить следующие  основные направления:

- использование в работе по  обеспечению прав человека помощи различных общественных формирований системы органов внутренних дел;

- организация исполнения решений  органов законодательной и исполнительной  власти (доведение их до личного  состава, разъяснение, организация  исполнения и контроля и т.п.);

- постановка перед соответствующими  органами вопросов материально-технического  обеспечения и др.;

- использование информации государственных  органов, включая результаты их  контроля деятельности органов  внутренних дел;

- использование в воспитательной работе научной, публицистической и другой литературы, периодических изданий.

 Проблемы разработки мер  по обеспечению прав человека  и гражданина. Каждый орган, подразделение  работают в определенных, во многом  специфических условиях, связанных  с географическими, социально-демографическими, материальными и другими особенностями региона, где они располагаются. Кроме того, деятельность того или иного подразделения (службы), ее правовое регулирование и материально-техническое обеспечение, а также уровень подготовки кадров, развития психологических качеств людей, отношений в коллективе имеют свои особенности.

 Все это так или иначе  влияет на состояние деятельности  по обеспечению прав человека, обусловливает необходимость учета  указанных и других конкретных  обстоятельств при разработке и осуществлении мер по ее совершенствованию. Таким образом, центр обеспечения прав человека находится "внизу", в первичных структурных звеньях системы органов внутренних дел. Это определяет целесообразность разработки указанных мер не сверху вниз, как это обычно происходит, а наоборот - снизу вверх.

 В каждом отделении, группе, отделе должны проводиться заинтересованные  обсуждения вопросов обеспечения  прав человека и общего улучшения  работы, так как между соблюдением  прав и эффективностью служебной деятельности существуют тесная связь и обусловленность. Совершенствованию деятельности по обеспечению прав человека служат меры, специально направленные как на названный аспект работы, так и на общее совершенствование организации и деятельности.

 В ходе такого обсуждения  целесообразно пользоваться определенной  программой, схемой, примером которой  может служить следующая:

1. Организация органа, подразделения  и ее совершенствование.

1.1. Структура органа (подразделения).

1.2. Распределение функций между службами, подразделениями.

1.3. Распределение функциональных  обязанностей между сотрудниками.

1.4. Расстановка сил и средств.

2. Функционирование органа (подразделения).

2.1. Сбор, хранение, обработка, использование  информации.

2.2. Подготовка и принятие управленческих решений (нормативных и индивидуальных; в сфере внешнего и внутреннего управления).

2.3. Организация исполнительской  деятельности.

2.4. Организация контроля.

2.5. Оценка результатов работы, состояния дисциплины.

3. Организация работы с кадрами.

3.1. Профессиональная ориентация  и отбор кадров.

3.2. Подготовка кадров, первоначальная  подготовка.

3.3. Расстановка кадров.

3.4. Организация воспитательной  работы (политическое, нравственное, правовое  воспитание, повышение общей культуры).

3.5. Организация повышения профессионального  мастерства.

3.6. Дисциплинарная практика.

3.7. Поощрение кадров.

3.8. Аттестование и выдвижение.

3.9. Меры по закреплению кадров.

4. Использование внешних связей  органов внутренних дел.

4.1. Связи с представительными и другими государственными органами.

4.2. Связи с политическими и  общественными организациями, населением  региона.

4.3. Связи с учреждениями науки  и культуры.

4.4. Связи с субъектами экономической  деятельности.

4.5. Организация исполнения решений вышестоящих органов.

4.6. Анализ эффективности средств  внешнего воздействия, внесение  соответствующих предложений.

5. Использование материальных, политических, правовых и других факторов.

5.1. Наличие полноценных служебных  помещений, их оборудование, размещение в них сотрудников.

5.2. Наличие необходимых средств  транспорта, связи, криминалистической  и иной техники.

5.3. Материальная обеспеченность  нормотворческой деятельности.

5.4. Использование материально-технических  средств в ходе служебной деятельности, служебной подготовки, воспитательной работы и др.

5.5. Материальное стимулирование  личного состава за повышение  квалификации и правомерность  работы.

5.6. Использование технических  средств для контроля законности  действий личного состава и для других целей, связанных с ее обеспечением.

5.7. Участие в работе по обеспечению  прав человека общественных формирований  органов внутренних дел (советы  ветеранов, суды чести и др.).

5.8. Роль в организации работы  по обеспечению прав человека руководителей подразделений, служб органа внутренних дел.

5.9. Состояние правового регулирования  деятельности органа, службы, подразделения  (законы, подзаконные, в том числе  ведомственные акты).

 Применительно к каждой позиции  программы определяется, влияют ли указанные обстоятельства на состояние деятельности по обеспечению прав человека и эффективность работы, что именно мешает нормально работать, толкает на нарушения, влечет недостатки в работе. В соответствии с полученной информацией намечаются необходимые меры. Они могут быть связаны с решением проблем с помощью непосредственных внутренних возможностей органа, подразделения или необходимостью постановки вопросов перед вышестоящими органами внутренних дел.

 Работа по обеспечению прав  человека должна быть одним из основных направлений повседневной деятельности, а не разовым или периодическим мероприятием. Только при этом условии возможен действительный успех в деле укрепления правового государства и повышения эффективности работы органов внутренних дел. Вклад же в решение этой важнейшей задачи должен постоянно вносить каждый сотрудник.

Лекция N 11. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ

 ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ  И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

1. Компетенция органов внутренних  дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

2. Формы и методы деятельности  органов внутренних дел по  обеспечению прав и свобод  человека и гражданина.

1. Компетенция органов внутренних  дел по обеспечению прав и  свобод человека и гражданина. В рамках государственно-правового механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина весьма большой объем работы выполняют органы внутренних дел. Это обусловлено прежде всего широтой их полномочий, позволяющей им активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении прав и свобод граждан. В то же время участие других правоохранительных органов в этой деятельности носит менее распространенный характер, что связано с особенностями реализуемых ими задач. Так, судебная форма защиты прав и свобод является "главной и высшей формой юрисдикционной деятельности" и, естественно, не может быть распространена на все случаи, связанные с нарушением прав и свобод. Закрепление Конституцией РФ и принятым на ее основе Законом РФ права граждан на обжалование в судебном порядке действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющих права человека, не должно означать ограничение административной юрисдикции. Анализ деятельности органов внутренних дел показывает, что большинство обращений, связанных с защитой и восстановлением (в случае нарушения) прав и свобод граждан, рассматривается во внесудебном порядке, к которому граждане предпочитают обращаться, так как он, как правило, обеспечивает более быстрое решение вопросов, чем процедура судопроизводства.

 Органы внутренних дел обладают  также значительными силами и  средствами, позволяющими им целеустремленно  и эффективно проводить мероприятия  правового, социального, экономического  характера, направленные на обеспечение прав и свобод граждан. Они наиболее приближены к населению и, реализуя свои многочисленные функции, имеют достаточно возможностей для своевременного выявления и оперативного устранения негативных моментов, ограничивающих права и свободы граждан и препятствующих их осуществлению.

 Вместе с тем органы внутренних  дел наделены и правами, позволяющими  им в строго определенных законом  случаях и порядке ограничивать  права и свободы человека и  гражданина, что налагает на них  особую ответственность за четкое  и неукоснительное соблюдение требований режима законности.

 Тем не менее деятельность  органов внутренних дел в сфере  обеспечения прав и свобод  не ограничивается лишь рамками  участия в их реализации. Практически  нет такого субъективного права  гражданина, полная, всеобъемлющая реализация которого была бы возможна без участия этих органов. Но если в осуществлении социально-экономических и политических прав и свобод их роль не так четко выражена и в большинстве случаев сводится либо к обеспечению прав и свобод определенных групп граждан (например, сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, вольнонаемного персонала и др.), либо к выполнению функций вспомогательного характера по отношению к собственно реализации этих прав и свобод (обеспечению охраны общественного порядка во время проведения шествий, демонстраций, митингов, предоставлению страниц своих периодических изданий гражданам для осуществления принадлежащей им свободы слова и др.), то реализация многих личных конституционных прав и свобод сопряжена с правомерной, обеспечивающей деятельностью органов внутренних дел.

 Роль органов внутренних  дел в обеспечении прав и  свобод граждан определяется  главным образом объемом и  содержанием компетенции.

 В литературе компетенцию  обычно определяют как право  или права и обязанности органа. Однако, как верно замечает Л.А. Григорян, подобная позиция является неточной, поскольку она не учитывает того, что "полномочия сами по себе, без их применения к решению определенного круга вопросов деятельности органа государства, не могут существовать". Эти две категории неразрывно связаны и их необходимо рассматривать вместе. Поэтому компетенция государственного органа представляет собой круг вопросов его ведения и совокупность его полномочий, взятые вместе.

 Поддерживая данную точку зрения, необходимо рассмотреть суть понятий "права и обязанности", "предмет ведения" применительно к деятельности органов внутренних дел.

 Указанные понятия - взаимосвязанные  категории, но каждая из них  характеризует органы со своей  стороны. Права и обязанности органов внутренних дел проявляются как допустимые пределы воздействия на предмет ведения. Их права носят одновременно характер обязанностей в отличие от прав и обязанностей граждан. Это обусловлено тем, что государство, осуществляя руководство обществом, действует через свои органы, возлагая на них определенные обязанности, для выполнения которых государственные органы и наделяются соответствующими правами. Следовательно, правомочия органов внутренних дел не составляют каких-то их привилегий, а возникают в связи с необходимостью выполнять обязанности, возложенные на эти органы государством. Орган внутренних дел не может отказаться от реализации своего права по пресечению преступного поведения и задержанию правонарушителя. Такой отказ явился бы одновременно и невыполнением их обязанностей, но в данном случае не перед правонарушителем, а перед государством в целом или в конечном счете перед народом, возложившим на государство задачу по обеспечению законности и правопорядка в обществе.

 Нельзя отождествлять понятия "права" и "обязанности" органа, но можно говорить об их взаимодополняющем друг друга характере. В то же время пределы "возможного поведения" для государственного органа уже, нежели для гражданина. Поскольку государственный орган, в том числе и орган внутренних дел, в отличие от гражданина не может уклониться от использования своих прав, он обязательно должен их реализовать при соответствующих обстоятельствах. Это, однако, не означает отсутствия правомерной альтернативы реализации принадлежащего ему права. Государственный орган всегда имеет достаточно возможностей для свободного выбора оптимального варианта своего поведения. Вместе с тем обязанность характеризуется отсутствием выбора и предполагает необходимое поведение.

 Под предметом ведения принято понимать круг общественных отношений, в которых действует государственный орган. Применительно к органам внутренних дел содержание их предмета ведения составляют общественные отношения в сфере укрепления законности, охраны правопорядка, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, государственных интересов и др.

 Как уже говорилось, нормы  названных выше актов в своей  совокупности образуют правовую  систему, предназначенную для  регулирования компетенции органов  внутренних дел. Свойствами любой  системы является связанность ее элементов в единое целое. Центральным актом в этой системе нормативных актов является Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Именно данный правовой акт призван опосредовать важнейшие связи как внутри системы органов внутренних дел между ее ведущими подразделениями по вертикали и горизонтали, так и вне ее, обусловленные местом этих органов в государственном механизме, а также задачами и предметом их деятельности.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел