Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Метод убеждения в арсенале  средств органов внутренних дел  используется не только при  решении правовоспитательных задач,  но и как основной метод  организации внутриаппаратной работы, позволяющей посредством применения воспитательных, поощрительных и иных мер убеждения стимулировать кадры на высокопроизводительный труд, творческую активность, дисциплинированность и ответственное отношение к делу. Все это прямым образом влияет на обеспечение прав и свобод граждан.

 Беспрепятственное пользование  каждым гражданином своими правами  и свободами возможно только  в условиях строгого соблюдения  законности, безусловного исполнения  всеми членами общества своих  обязанностей. По мере успешного  продвижения нашего общества по пути формирования правового государства деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан все более будет ориентирована на применение мер убеждения. Но пока нарушения закона имеют место, сохраняется необходимость в применении принудительных мер в отношении правонарушителей. Право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению правовых норм. В этой связи государство, всемерно заботясь об усилении воспитательной работы, придавая первостепенное значение методу убеждения, не может игнорировать возможность применения и мер принуждения против лиц, совершающих противоправные действия. Как один из инструментов борьбы с нарушениями правовых норм метод принуждения продолжает быть необходимым в той мере, в какой он обеспечивает возможность наиболее эффективного перевоспитания правонарушителей, а также обеспечения законности, прав и свобод граждан.

 В демократическом обществе  содержание принудительных мер,  а также их применение должны  выражать интересы большинства  народа, объективные потребности общества. Будучи распространенным на незначительную категорию людей, пренебрегающих интересами общества, принуждение несет высокий гуманистический потенциал. Применение мер принуждения в таком обществе носит вынужденный характер и становится необходимым, как правило, только тогда, когда широкий круг воспитательно-предупредительных мероприятий не дает должного результата. Принуждение в отношении личности гражданина вызывается не инициативой государства в лице его правоохранительных органов, а является следствием противоправного, волевого поведения самого правонарушителя. Человек же, не нарушивший требований правовых предписаний, должен быть уверен, что его интересы, права и свобода находятся под надежной защитой государства.

 Принуждение ни в какой мере не может выражаться в применении грубой силы, насильственном навязывании каких-либо требований. Порядок и условия применения принудительных мер четко определены законами. Отрицательная общественная оценка, данная неправомерному поведению гражданина и выражающаяся в применении к нему мер наказания, оказывает позитивное влияние на правонарушителей, большинство из которых, испытав на себе воздействие мер принудительного характера, не допускает в дальнейшем противоправных деяний.

 Необходимость применения принуждения в отношении лиц, совершающих правонарушения, обусловливает его положительную этическую оценку. Благородные, глубоко гуманные цели, достигаемые в результате применения принудительных мер, свидетельствуют об их моральной справедливости.

 Юридическая наука никогда  не считала принуждение основным  способом искоренения правонарушений. Тем более она не считает  его главным средством укрепления  законности, правопорядка, обеспечения  прав и свобод граждан в  современных условиях. К сожалению,  как свидетельствует анализ писем, предложений, поступающих в органы внутренних дел, другие государственные органы и учреждения, некоторые граждане переоценивают значение государственного принуждения, ратуют за принятие законов с суровыми мерами наказания, причем зачастую за деяния, не представляющие большой общественной опасности. Естественно, что принятие этих предложений означало бы принижение роли правовоспитательной работы, а также не соответствовало бы процессам демократизации, гуманизации, занимающим приоритетное место в развитии российского общества.

 Правильное применение принудительных  мер позволяет в значительной  степени нейтрализовать отрицательное  воздействие объективных факторов  на законность, демократию и другие  жизненно важные для общества  институты.

 В деятельности органов внутренних  дел по обеспечению прав и  свобод граждан принуждение используется  в следующих случаях:

- для предупреждения и пресечения  посягательств на личность, жизнь,  здоровье, честь и достоинство  человека и гражданина, их имущество;

- для непосредственного принудительного  осуществления прав и обязанностей  граждан (взыскание штрафов, изъятие  запрещенных предметов, привод  и др.);

- в связи с реализацией административной  и уголовной ответственности.

 Методы убеждения и принуждения тесно взаимосвязаны, являются основными методами решения всех задач, возложенных на органы внутренних дел. В силу своей универсальности, масштабности и стабильности методы убеждения и принуждения нуждаются в детализации применительно к отдельным областям их использования. Конкретизация методов убеждения и принуждения в деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан осуществляется посредством частных методов: поощрения, профилактики правонарушений, наказания, индивидуальной работы, реагирования на жалобы, письма, предложения, оказания помощи в трудной жизненной ситуации.

 Объектом применения частных  методов в работе органов внутренних  дел выступает, как правило,  конкретная личность, либо характеризующаяся  негативными формами поведения, либо испытывающая затруднения в пользовании конституционными благами, либо наказанная в судебном порядке за совершение уголовных деяний, либо потерпевшая в результате неправомерных действий, повлекших нарушения прав и свобод.

 Использование частных методов, а также их содержание обусловлены характером жизнедеятельности людей. Это позволяет дифференцировать воздействие со стороны органов внутренних дел на различные характеристики процесса реализации прав и свобод граждан с целью управления ими в соответствии с моральными и правовыми принципами российского демократического общества.

 Каждый метод имеет свое  назначение и может быть применен  только при наличии соответствующих  для этого условий. Так, применение  метода поощрения обязательно  должно быть связано с совершением действий, свидетельствующих о добросовестном отношении человека к исполнению своих конституционных, служебных и моральных обязанностей, могущих служить образцом поведения для других людей. Применение наказания связывается с совершением противоправных действий, характер общественной опасности которых не предполагает возможности применения иных, не связанных с наказанием, мер государственного либо общественного воздействия.

 Особое место в работе  органов внутренних дел отводится  методу профилактики, который выступает как основной, решающий вид деятельности по обеспечению прав и свобод граждан.

 Профилактические меры ориентированы  на изменение как объективных  социальных условий, так и некоторых  личностных, антиобщественных свойств  субъекта. Поэтому большое значение имеет индивидуальная работа с гражданами, ведущаяся в органах внутренних дел. Своей цели эта работа достигает в том случае, если носит индивидуальный характер, направлена на выявление, учет и устранение негативных свойств личности, всячески препятствует взаимодействию социально неблагоприятных и случайных обстоятельств, обусловливающих либо сопутствующих совершению правонарушений. Данный метод не может быть распространен на всех граждан, а применяется в основном по отношению к лицам, использующим свои права не по назначению - в ущерб государственным и общественным интересам, правам других граждан.

 В комплексе вопросов, связанных  с деятельностью органов внутренних  дел по обеспечению прав и  свобод, немаловажное значение имеет  работа по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан. Своевременное реагирование на них является очень эффективным способом устранения и предотвращения нарушений прав граждан, восстановления нарушенных прав, борьбы с бюрократизмом, волокитой, злоупотреблениями, а следовательно, и улучшения деятельности всей системы органов внутренних дел.

 Рассмотрение жалоб, поступивших  в органы внутренних дел, как  правило, осуществляется в двух  аспектах: выяснение факта и характера  нарушения прав лица, подавшего  жалобу или в отношении которого подана жалоба; выявление возможного нарушения законности со стороны работников органов внутренних дел либо других граждан. Однако не каждая жалоба указывает на наличие таких нарушений. Сочетания бывают самые различные, но в процессе проверки выяснению подлежат оба аспекта. Первый из них направлен на восстановление нарушенного права; второй - на предупреждение нарушений прав и свобод граждан со стороны сотрудников органов внутренних дел и других граждан.

 Гуманизм в деятельности органов внутренних дел по охране и защите прав и свобод граждан обусловливает широкое применение в их практике метода оказания помощи лицу, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Использование данного метода не всегда обусловлено фактом совершения правонарушения. Обстоятельства, характеризующие такую ситуацию, могут быть самыми различными, и работники органов внутренних дел всегда обязаны прийти на помощь нуждающимся в помощи гражданам и оказать им посильную моральную, материальную или физическую поддержку. В большинстве случаев оказание помощи лицу, попавшему в трудную жизненную ситуацию, одновременно является фактором, устраняющим препятствие для реализации им своих прав и свобод либо предупреждающим их нарушение.

 В практике органов внутренних  дел используются и другие частные методы (оперативно-розыскные, методы производства предварительного следствия и дознания, обеспечения безопасности дорожного движения, исправления, перевоспитания и др.), также связанные с обеспечением прав и свобод граждан. Но их применение носит локальный характер и распространяется на деятельность отдельных подразделений и служб системы МВД.

 Как общие, так и частные  методы деятельности органов  внутренних дел не являются  взаимозаменяемыми. Убеждение нельзя  заменить принуждением, а наказание - поощрением. На практике имеют место случаи, когда кропотливая индивидуальная работа по профилактике правонарушений заменяется администрированием, а метод убеждения подменяется директивными распоряжениями и указаниями. Неадекватные методы могут извратить гуманистическую сущность права, когда оно преподносится с помощью старых, изжитых приемов, основывающихся на угрозах и устрашении, вместо кропотливой, тщательно продуманной работы, позволяющей понять ценность и смысл, необходимость и полезность существующих правовых норм и принципов. К сожалению, в некоторых подразделениях органов внутренних дел внешнее принуждение, основанное на угрозе применения наказания, довлеет над убеждением. Особенно это характерно для подразделений патрульно-постовой службы, в ряде которых имеют место формализм, упрощенный подход к воспитательной работе, что значительно ослабляет эффективность деятельности органов внутренних дел по решению возложенных на них задач.

 Однако при всех условиях  предпочтение, отдаваемое тем или иным методам, степень их сочетания, их роль должны проверяться влиянием на эффективность деятельности (в данном случае в сфере обеспечения прав и свобод граждан), которая и является главным критерием рациональности применяемых методов.

 Формы и методы деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод граждан не противопоставлены друг другу, а находятся в тесном диалектическом единстве. Если форма дает представление о структуре деятельности, тех путях, которыми сотрудники органа внутренних дел воздействуют на объект, то метод показывает, какими приемами или средствами эти работники реализуют свои полномочия. Поэтому система методов всегда находится в прямой зависимости от содержания полномочий органа внутренних дел.

 Существование метода обусловлено существованием конкретной формы деятельности. Каждый метод в отдельности - это лишь возможность воздействия на объект, а чтобы данная возможность превратилась в действительность, необходимы конкретные формы ее реализации. В то же время форма деятельности является носителем содержания одного или нескольких методов и не может существовать как абстракция.

 Содержание форм и методов,  используемых органами внутренних  дел в деятельности по обеспечению  прав и свобод, обусловлено конкретно-историческими  условиями. В частности, форма принуждения определяется степенью развития данного общества, такими особыми обстоятельствами, как, например, наследие долгой и тяжелой войны, а также формами сопротивления. Методы борьбы должны меняться при изменении обстоятельств. Поэтому содержание форм и методов деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина требует постоянного научного анализа с учетом закономерностей и тенденций развития общества. Все это в конечном счете будет способствовать осуществлению конституционной задачи государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в российском обществе.

Лекция N 12. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ  ДЕЛ

1. Понятие и сущность ограничений прав и свобод человека и гражданина.

2. Ограничение прав и свобод  человека и гражданина в деятельности  органов внутренних дел.

3. Ограничение прав и свобод  сотрудников органов внутренних  дел.

1. Понятие и сущность ограничений  прав и свобод человека и гражданина. Идеал свободной личности обычно ассоциируется в сознании человека с изначальным и абсолютным явлением - естественной свободой, которой он наделен от рождения и которая заканчивается с его смертью. Вместе с тем она приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает жизнь в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности разнятся, порою заходя в глубокие противоречия. В условиях, когда каждый будет реализовывать только свою абсолютную свободу, невозможным становится достижение общесоциальных целей, без которых не способно существовать общество, а значит, и сам человек. Таким образом, для обеспечения нормальной жизнедеятельности, процесса развития общества требуется объединить усилия личности и общества на общее благо, ограничив негативное поведение его членов. Этой проблемой общество было озабочено уже с момента зарождения цивилизации.

 Так, правила поведения первобытного  общества - "мононормы" - никогда  не давали преимуществ одному  члену рода перед другим, закрепляли "первобытное равенство", суть которого состояла в поглощении человека сообществом, жесточайшей регламентации всей его деятельности, отсутствии свободы выбора. "В прежнее дикое и грубо-варварское время люди не склонны были приписывать и уважать элементарнейших, с нашей точки зрения, прав громадного большинства других людей" <*>. Появление норм поведения в первобытно-общинном обществе и в особенности норм-табу выводилось из необходимости ограничения, сдерживания биологических инстинктов. Формирование обычаев, традиций по своему характеру происходило в виде формирования норм-запретов, норм-рамок, норм-ограничений. Именно ограничения явились фактором, обеспечившим первым людям выживание не только в суровых природных условиях, но и в условиях "зоологического индивидуализма", нейтрализуя характерный для первобытного общества принцип доминирования и обеспечивая равный доступ всех членов сообщества к общественным благам, например, результатам охоты. Запреты служили гарантом эволюционного развития человека, общества и государства. Например, табу на инцест, на каннибализм, убийство своих соплеменников явились тем "тотальным социальным фактом", который выделил человека из мира природы и способствовал структуризации общества.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел