Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Так, для деятельности органов  внутренних дел имеет большое  значение вопрос применения оружия  при определенных обстоятельствах, в результате чего человек может быть лишен жизни. В соответствии с ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека лишение жизни не рассматривается как совершенное в нарушение права на жизнь, если оно является результатом применения силы не более, чем абсолютно необходимой:

 а) для защиты любого лица  от противоправного насилия;

 в) для осуществления законного  ареста или предотвращения побега  лица, задержанного на законных  основаниях;

 с) для подавления в соответствии  с законом бунта или мятежа.

 Разъяснения по этому вопросу  содержит п. 4 ст. 2 Конвенции Содружества  Независимых Государств о правах  и основных свободах человека, предусматривающая, что "лишение  жизни не рассматривается как  нарушение положений настоящей  статьи, когда оно является  результатом применения силы только в случаях крайней необходимости и необходимой обороны, предусмотренных национальным законодательством" <*>.

--------------------------------

<*> Российская газета. 1995. 23 июня.

Часть 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Уголовный кодекс Российской Федерации в качестве обстоятельств, исключающих преступность деяний, предусматривает необходимую оборону (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), крайнюю необходимость (ст. 39) <*>. В данном контексте представляются соответствующими международным стандартам условия применения огнестрельного оружия сотрудниками органов внутренних дел, предусмотренные ст. 15 Закона РФ "О милиции", согласно которой сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

Обеспечивая права и свободы  личности путем создания условий  для их безопасной реализации, например, осуществляя охрану общественного порядка во время проведения шествий, митингов и демонстраций и ограничивая в ходе этой охраны доступ лиц, участвующих в названных мероприятиях, на отдельные улицы и площади (т.е. свободу перемещения), сотрудники органов внутренних дел, в частности, обеспечивают безопасные условия использования различных прав и свобод других граждан (на труд, отдых, передвижение и т.д.). В случаях же нарушений прав и свобод граждан сотрудники органов внутренних дел принимают меры к пресечению правонарушений, задерживают правонарушителей.

 В деятельности органов внутренних  дел довольно часто возникают  ситуации, когда гражданин может  быть подвергнут административному  или уголовному задержанию. Общим  основанием административного задержания служит совершение административного правонарушения, а уголовного - совершение преступления. Особое место в системе правовых норм, регулирующих общественные отношения в области общественной безопасности, занимают запрещающие нормы, которые содержатся в таких законодательных актах, как УК РФ и КоАП РФ. Глава 24 УК РФ содержит статьи, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности: терроризм (ст. 205), бандитизм (ст. 209), массовые беспорядки (ст. 212), нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215), пожарной безопасности (ст. 219) и т.д. В главе 20 КоАП РФ содержатся правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за посягательство на общественную безопасность.

 Поскольку такая мера принуждения  как задержание применяется при  невыполнении обязательств, предписанных  законом (совершении административного  правонарушения), она подпадает под  одно из оснований подпункта  "b" п. 1 ст. 5 Европейской конвенции (арест или задержание лица с целью обеспечения выполнения любого обязательства, предписанного законом).

 В международных правовых  актах содержится запрет на  произвольное лишение человека  свободы, а также предоставляются  определенные гарантии лицам,  подвергшимся аресту или задержанию и содержащимся под стражей. Так, Всеобщей декларацией прав человека (ст. 9) провозглашено: "Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию". Дополняет данную норму Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 9): "Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом".

 Особая роль принадлежит  милиции в ситуациях чрезвычайного  характера: во время стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф, эпидемий, массовых беспорядков, вооруженных межнациональных конфликтов, террористических актов. В таких условиях права человека на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность, жилище, собственность, честь, достоинство и другие права подвергаются прямой угрозе и нуждаются в принятии милицией мер соответствующей охраны и защиты. Еще более возрастает значение деятельности милиции в данной сфере в условиях установления специального правового режима в рамках Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении". Профессиональная деятельность милиции по обеспечению порядка и безопасности в особых, экстремальных обстоятельствах позволяет предотвратить панику, спасти людей, не допустить совершения тяжких преступлений, своевременно оказать помощь пострадавшим и в конечном счете гарантировать защиту прав и свобод граждан, их законных интересов. С этой целью Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение временных ограничений личных (гражданских) прав и свобод человека и гражданина, реализуемых сотрудниками органов внутренних дел. К таким ограничениям относятся: установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, в том числе для иностранных граждан и лиц без гражданства; введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан; продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств; выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; временное отселение жителей в безопасные районы; временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники; в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения.

 Кроме того, могут быть предусмотрены  ограничения также и политических  прав и свобод граждан, в  реализации которых также принимают  участие сотрудники органов внутренних дел: запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей. Более того, поскольку на территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения, сотрудники органов внутренних дел могут быть задействованы в мероприятиях по их ограничению.

 Между тем анализ конституционных  норм, международно-правовых актов, а также решений Конституционного Суда РФ позволяет выделить ряд прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть признаны абсолютными, т.е. теми, которые не могут вступать в противоречие с конституционно защищаемыми целями, указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции и, следовательно, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах:

1. Право не подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или  унижающему человеческое достоинство  обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21 Конституции Российской Федерации).

 В международном праве существуют  специальные конвенции, конкретизирующие  те способы обращения с человеком,  которые могут считаться пытками,  бесчеловечным или унижающим  достоинство обращением и наказанием (Конвенция ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. <*>, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. <**>).

--------------------------------

<*> Ратифицирована Президиумом  Верховного Совета СССР 21 января 1987 г. // Ведомости Верховного Совета  СССР. 1987. N 45. Ст. 747.

<**> Ратифицирована Федеральным  законом РФ от 28.03.1998 N 44-ФЗ "О  ратификации Европейской Конвенции  по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания и протоколов к ней" // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1466.

В соответствии со ст. 1 Конвенции ООН  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения и наказания термин "пытка" означает любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия. В это определение не включаются боль или страдания, возникающие лишь в результате законных санкций, неотделимые от этих санкций или вызываемые ими случайно.

 Европейский Суд различает  три основных понятия в отношении  степени жестокости обращения:  а) пытка, б) бесчеловечное обращение  или наказание, в) унижающее  достоинство обращение или наказание.  При рассмотрении дела "Ирландия против Соединенного Королевства" (1978 г.), Суд постановил: "Пытка - намеренно бесчеловечное обращение, которое влечет серьезные и жестокие страдания. Бесчеловечное обращение или наказание - причинение сильного физического или душевного страдания. Унижающее достоинство обращение или наказание - плохое обращение такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертв чувство страха, подавленности и неполноценности, для того чтобы оскорбить, унизить или сломить их физическое и моральное сопротивление".

2. Презумпция невиновности (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ).

3. Право не быть повторно  осужденным за одно и то  же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции  РФ).

4. Право на свидетельский иммунитет  в отношении определенной категории  лиц (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ);

5. Право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

6. Право на получение квалифицированной  юридической помощи и право  на самостоятельный выбор защитника  (ст. 48 Конституции РФ).

7. Право осужденного на пересмотр  приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ).

8. Свобода от рабства и подневольного  состояния (ст. 4 Декларации, ст. 8 Пакта  о гражданских и политических  правах, ст. 4 Европейской конвенции,  ст. 4 Конвенции СНГ).

 Под рабством понимается  обращение человека в чью-то собственность и вытекающая отсюда утрата им правосубъектности. Подневольное состояние складывается из нескольких элементов, включая обязанность трудиться и / или оказывать определенные услуги, выполнение которых обеспечивается в принудительном порядке; проживание в условиях, предписанных другим лицом или лицами; невозможность изменить свое положение <*>. Рабство и подневольное состояние рассматриваются в международных актах отдельно от принудительного и обязательного труда. Два первых термина охватывают широкие формы контроля над личностью и характеризуют условия угнетения, которые лицо не может изменить и которых оно не может избежать. Два последних термина делают ударение на недобровольном характере труда или услуг, должных быть выполненными на временной основе или в дополнение к другим гражданским обязанностям.

--------------------------------

<*> См.: Конвенция относительно  рабства от 25 сентября 1926 г., Дополнительная  Конвенция об упразднении рабства,  работорговли и институтов и  обычаев, сходных с рабством от 7 сентября 1956 г. // Права человека: Сборник международных документов. М., 1998.

9. Право на иммунитет от обратной  силы уголовного закона (ст. 15 Пакта  о гражданских и политических  правах, ст. 7 Европейской конвенции,  ст. 7 Конвенции СНГ).

10. Право не быть подвергнутым  заключению за невыполнение договорных  обязательств (ст. 1 Протокола N 4 к  Европейской конвенции, ст. 8 Конвенции  СНГ) и др.

 С учетом изложенного можно  сказать, что те или иные  формы ограничений прав и свобод  человека и гражданина, применяемые в деятельности органов внутренних дел, с одной стороны, являются, как правило, мерами негативного характера для субъектов, их претерпевающих, а с другой стороны, служат гарантиями реализации этих прав и свобод.

3. Ограничение прав и свобод сотрудников органов внутренних дел. Теоретический и практический интерес представляет социальная, юридическая природа ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел. Интерес обусловлен тем, что наряду с общим правовым статусом сотрудники органов внутренних дел обладают специальным статусом, реализуемым в процессе своей профессиональной деятельности. Служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы <*> и ей присущи как общие черты и принципы государственной службы, так и специфические, вытекающие из задач и функций органов внутренних дел. Служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, гласности, профессионализма, единоначалия, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти, соблюдения служебной дисциплины, продвижения по службе с учетом способностей и квалификации.

--------------------------------

<*> Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе  государственной службы Российской  Федерации" (в ред. ФЗ N 141-ФЗ  от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063; N 46 (ч. 1). Ст. 4437.

Сущность деятельности органов  внутренних дел состоит в охране права. Используемые для этого формы и методы как правовые, так и неправовые (организационные) всегда связаны с созданием, изменением, отменой нормативных актов, устанавливающих права физических и юридических лиц; разрешением возникающих в правоотношениях юридических коллизий; защитой и восстановлением субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, организаций, учреждений; применением убеждения или принуждения к лицам, не выполняющим свои юридические обязанности. Очевидно, что за каждой из этих форм и любым из этих методов осуществления правоохранительной деятельности, как уже было рассмотрено, стоят четкие юридические границы прав и обязанностей участников правоотношений, установление, защита и восстановление которых неизбежно сопровождаются ограничением субъективно понимаемых или воспринимаемых прав и свобод. В этой связи не менее важно и правомерное ограничение прав и свобод самих сотрудников органов внутренних дел (их репрессивной власти, вмешательства в личную жизнь и т.д.) как необходимое условие, обеспечивающее выполнение ими служебных задач.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел