Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
Возможность ограничений прав
сотрудников
Международно-правовые
Так, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляя право каждого человека на свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов, устанавливает, что "пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других граждан". В то же время "настоящая статья не препятствует введению законных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции". Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также допускает введение законных ограничений пользования правом на профессиональные союзы и забастовки "для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или администрации государства".
Конвенция Международной
Кодекс поведения должностных
лиц по поддержанию
В современных
Юридические и социальные цели ограничения прав и свобод сотрудников правоохранительных органов совпадают с аналогичными общими юридическими и социальными целями ограничений прав и свобод человека и гражданина. Очевидно, что в демократическом, правовом, социальном государстве юридическая цель такого ограничения состоит в установлении требуемого варианта поведения сотрудников правоохранительных органов, обеспечения лояльности, беспристрастности и объективности их деятельности, осуществления полномочий (в том числе и дискреционных) в строго определенных законом границах. Ограничение прав сотрудников правоохранительных органов является социально оправданным условием их успешного функционирования и необходимо для достижения социальной цели, которая состоит в недопущении ущерба для конституционного строя, безопасности государства, общественного порядка, жизни и здоровья, законных интересов граждан.
Ограничение прав и свобод
сотрудников
Сказанное в полной мере относится к ограничению прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих свою деятельность как в повседневной жизни, так и в условиях, связанных с кризисными явлениями в российском обществе и требующих от них большой политической зрелости, моральной стойкости, профессионального мастерства, физической выносливости, мужества, готовности не щадить своих сил, а в случае необходимости - и самой жизни при выполнении своего долга. Характер службы предопределяет повышенные требования, предъявляемые к лицам рядового и начальствующего состава, а также особенности в регламентации условий труда сотрудников, их должностных обязанностей и прав, обусловленных содержанием выполняемой работы.
Сотрудники органов
Так, на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке лица не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в милицию - не старше 35 лет), способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. Гражданин Российской Федерации не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он признан недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда (вступившему в силу), имел или имеет судимость, не отвечает предъявляемым к нему законом требованиям.
В органах внутренних дел установлена служебная дисциплина, имеющая определенные элементы воинской дисциплины. Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками при осуществлении имеющихся у них правомочий и при выполнении возложенных на них обязанностей порядка и правил, установленных законодательством Российской Федерации, а также ведомственными актами Министерства внутренних дел Российской Федерации. В качестве средств поддержания служебной дисциплины Положением о службе в органах внутренних дел предусмотрено применение взыскания за нарушение служебной дисциплины.
Как и государственному
Лекция N 13. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
1. Место и роль полиции
2. Ограничение прав и свобод
человека и гражданина в
1. Место и роль полиции
Постепенно в европейской
юридической науке полицейская
деятельность стала
------------------------------
<*> Тарасов И. Основные положения
Лоренца фон Штейна по
В современном понимании полиция - "силовой" компонент исполнительной власти, предназначенный для выполнения правоохранительных функций. Она является самостоятельным государственным институтом, поскольку обладает особой компетенцией, властными полномочиями, распространяющимися на организационно не подчиненных ей субъектов, имеет характерную структуру и систему управления, использует специфические методы работы.
Подходы к определению места
и роли полиции в системе
органов государства и
Различны подходы и к
Между тем, если говорить об общих задачах и функциях полиции, по сути, также являющимися основаниями ограничений прав и свобод граждан, то это - традиционная охрана порядка в общественных местах, предотвращение и раскрытие преступлений, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за пороками (проституцией, запрещенными азартными играми и т.п.).
Так, в соответствии с первым разделом финского Закона "О полиции" 1966 г., главные задачи полиции Финляндии заключаются в охране Конституции и общественного строя, поддержании порядка и безопасности. Реализуя их, полиция осуществляет превентивные меры в отношении правонарушений и обеспечивает судебное преследование преступников, соблюдение законов, постановлений и распоряжений центральных, региональных и местных властей, охраняет права и свободы граждан, собственность, оказывает помощь населению в экстремальных ситуациях.
Во Франции, Италии, Испании,
да и в других
Представляется, что это сделано умышленно - с целью обеспечения сотрудников полиции и военнослужащих жандармерии возможностью выбора оптимального варианта поведения для наиболее эффективных действий при выполнении возложенных на них задач в конкретной ситуации или обстановке.
Скажем, во французском законодательстве полномочия полиции определены ст. 97 Муниципального кодекса, в которой указано, что к полицейским полномочиям относятся безопасность, спокойствие и санитария. Закон эти термины не расшифровывает, фактически предоставляя право полиции самой толковать их. Известный французский специалист в области управления Ж. Ведель по этому поводу пишет: "Безопасность - деятельность, направленная на предупреждение опасности, угрожающей коллективу или частным лицам, начиная от предотвращения заговоров против безопасности государства и кончая предотвращением несчастных случаев. Спокойствие, или добрый порядок, служит предупреждению некоторых стесняющих обстоятельств, которые превосходят обычные неудобства жизни в обществе, например, чрезмерный шум, трудности передвижения и т.п. Наконец, санитария - это гигиена и общественное здравоохранение в самом широком смысле слова" <*>.
------------------------------
<*> Ведель Ж. Административное право Франции. М., 1973. С. 466 - 477.
Конституция Италии в ст. ст. 14, 16, 17, 21 предусматривает основания ограничений основных прав и свобод граждан в целях охраны здоровья и обеспечения общественной безопасности или с экономическими и фискальными целями, а также по соображениям поддержания общественного порядка. Соответствующие воззрения нашли отражение в национальных нормативных актах, регламентирующих основы функционирования полицейского аппарата Италии. Так, ст. 24 Закона N 121 от 1 апреля 1981 г. "О новой системе администрации публичной безопасности" гласит, что на полицию возлагаются охрана демократических институтов, защита прав и свобод граждан, порядка, безопасности, обеспечение соблюдения законов, постановлений и распоряжений органов власти, борьба с преступностью, а также оказание помощи населению при стихийных бедствиях и несчастных случаях.
Примером также может служить
Конституция Федеративной