Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

--------------------------------

<*> Внешняя политика Советского  Союза в период Отечественной войны. М., 1946. Т. 1. С. 194.

В том же 1945 г. на конференции в  Сан-Франциско 26 июня был принят Устав  ООН, в котором на государства - членов этой организации впервые в истории  накладывалась обязанность сотрудничества, необходимого для "всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии (п. 3 ст. 1).

 В преамбуле Устава ООН  обозначаются цели данного сотрудничества:

- избавить грядущие поколения  от бедствий войны, дважды в течение жизни одного поколения принесшей человечеству невыразимое горе;

- вновь утвердить веру в основные  права человека, достоинство и  ценность человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, равенство больших и малых  наций;

- создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права;

- содействовать социальному прогрессу  и улучшению условий жизни  при большей свободе.

 Первым в истории международных отношений документом, закрепившим перечень основных прав и свобод личности, к обеспечению которых должны стремиться государства, явилась Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. <*> Она ознаменовала новую эру в развитии межгосударственных отношений. Этот документ содержит перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав человека, к выполнению и обеспечению которых должны стремиться все народы и государства.

--------------------------------

<*> С тех пор 10 декабря  ежегодно в мире отмечается  как День прав человека. - Прим. авторов.

Сразу после принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 г. Генеральная Ассамблея  на пятой сессии поручила Комиссии по правам человека разработать единый Пакт о правах человека, охватывающий основные права и свободы и носящий для стран, его ратифицировавших, юридически обязательный характер. В процессе его подготовки ярко выявились разногласия между государствами, принадлежащими к различным политическим системам.

 Позиция СССР в ООН по  вопросам прав человека определялась  в основном идеологическими мотивами. Представители Советского Союза  от имени государства в ООН  отказывались признать естественный  характер прав человека (в силу  довлевшего в то время в нашей стране позитивистского подхода к этому вопросу), отрицали международную правосубъектность индивида и выступали против предусмотренного Пактом права отдельных лиц направлять жалобы на нарушение их прав в международный орган по правам человека. Последний вопрос был вынесен в отдельный Факультативный протокол к Пакту, который Советский Союз ратифицировал только в 1991 г.

 Позиция Соединенных Штатов  Америки в этом вопросе тоже  отличалась односторонностью. Представители  США настаивали на том, чтобы в Пакте не было упоминания о социальных и экономических правах, поскольку их нет в Конституции США.

 В результате противостояния  непримиримых позиций СССР и  США Генеральная Ассамблея пересмотрела  свое решение о подготовке  единого документа и приняла резолюцию о подготовке двух Пактов. Так, в 1966 г. были приняты и открыты для подписания и ратификации Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Вступили в силу названные тексты только в 1976 г.

 Эти документы развили, дополнили  и конкретизировали права и  свободы, провозглашенные во Всеобщей  декларации прав человека.

 В отличие от Декларации, которая была принята в "качестве  задачи, к выполнению которой  должны стремиться все народы  и государства", Пакты являются международно-правовыми документами, носящими юридически обязательный характер. Они были ратифицированы Советским Союзом в 1973 г. и стали обязательными для СССР, а затем и для Российской Федерации как его правопреемницы.

2. Основные направления международного сотрудничества государств в области прав человека. К настоящему времени уже сформировалась универсальная международная концепция прав человека, их обеспечения и защиты, получившая признание в большинстве государств мира. Суть ее составляют нижеследующие положения.

 Во-первых, до недавнего времени  некоторые страны, признавая для  себя обязательность соблюдения  одних прав, например политических  и гражданских, в то же время  считали, что социально-экономические  права являются пожеланиями, а не юридическими обязательствами, мотивируя это тем, что не все государства смогут их обеспечить в силу собственного экономического развития. Отныне все права и свободы человека неделимы, взаимосвязаны и составляют единый комплекс.

 Во-вторых, принцип уважения прав человека не должен противопоставляться другим принципам международного права, в частности таким, как уважение государственного суверенитета, невмешательство государств во внутренние дела друг друга, запрещение применения силы или ее угрозы в международных отношениях. Вооруженное вмешательство в дела другого государства возможно лишь с санкции Совета Безопасности ООН (гл. 7 Устава ООН).

 В-третьих, принципы и нормы,  содержащиеся в актах по правам  человека, являются обязательными  для стран - участниц международных организаций, подписавших и ратифицировавших эти документы. Несоблюдение и нарушение этих принципов и норм внутри государства может повлечь санкции международного сообщества, в том числе и применение силы.

 В-четвертых, сфера международного  сотрудничества в области прав человека должна быть деидеологизирована и деполитизирована, что, однако, не означает полной ее деполитизации, так как это часть межгосударственной деятельности. Тем не менее при решении вопросов защиты прав человека государства должны стремиться к максимальной объективности без деления стран на "свои" и "чужие" <*>.

--------------------------------

<*> Как справедливо отмечает  И.И. Лукашук, на современном  этапе развития межгосударственных  отношений "имеет место углубление  взаимодействия двух правовых систем" (международной и внутригосударственной), "а не стирание границ между ними". См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право: 21 век. М., 2000. С. 20.

Таким образом, можно сделать общий  вывод, что современные международно-правовые доктрины защиты прав человека обладают определенными отличиями от классических доктрин международного права.

 Традиционное публичное международное  право считало, что только государства  - субъекты права, а человек  - это объект регулирования и  в этом качестве пользуется защитой государства. Ныне международное право требует от государств-участников соответствующих договоров принятия на себя односторонних обязательств по обеспечению прав человека, т.е. речь идет уже о взаимоотношениях человека и государства. Человек является субъектом международного права и вправе предпринимать любые действия по защите своих прав, если они нарушаются государством.

 Современное международное  сотрудничество в области прав  человека охватывает следующие  направления:

- разработку рекомендаций относительно конкретных прав человека и основных свобод, которые подлежат уважению и соблюдению всеми государствами;

- заключение международных договоров  о правах человека, в соответствии  с которыми государства становятся  юридически обязанными признать, предоставить и обеспечить зафиксированные этими документами права и свободы;

- разработку норм по человеческому  измерению в рамках ОБСЕ;

- создание международных механизмов, обеспечивающих выполнение принятых  государствами обязательств;

- реализацию государствами - участниками  договоров о правах человека  мер внутригосударственного характера  по выполнению взятых обязательств;

- международно-правовое регулирование  и обеспечение коллективных прав  народов.

 Конституция России устанавливает, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15).

 Необходимо отметить, что, во-первых, признание такого приоритета  за международным договором Российской  Федерации не придает им силы  конституционных норм. Нормы международного  договора не приравниваются по юридической силе к нормам Конституции и должны им соответствовать; во-вторых, действует общее правило: международный договор является общеобязательным и может применяться при рассмотрении в суде, если он ратифицирован парламентом страны.

Лекция N 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ  В ОБЛАСТИ

 ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ  ЗАКРЕПЛЕНИЕ

1. Положения Устава ООН в области  прав человека как основа межгосударственного  сотрудничества государств и  закрепления международно-правовых  обязательств государств в области прав человека в национальном праве.

2. Система международных стандартов  в области прав человека.

1. Положения Устава ООН в области  прав человека как основа межгосударственного  сотрудничества государств и  закрепления международно-правовых обязательств государств в области прав человека в национальном праве. В современном мире проблемы защиты прав человека выходят далеко за пределы ведения отдельного государства. Сформировались и получили всеобщее признание международные нормы и принципы в области прав человека, являющиеся стандартом, к достижению которого должны стремиться все государства. Эти нормы и принципы содержатся в важнейших международно-правовых документах в области прав человека.

 В основе международных соглашений  и конвенций по вопросам, относящимся к правам человека, находятся такие основополагающие и общепризнанные принципы, как уважение суверенитета государств и недопустимость вмешательства в их внутренние дела, самоопределение народов и наций, равноправие всех людей и запрещение дискриминации, равенство прав мужчин и женщин, а также принцип, согласно которому определенные фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая вооруженные конфликты. В ряде конвенций закреплен принцип ответственности за преступные нарушения прав человека.

 Значение указанных основополагающих  принципов в области прав человека  состоит в том, что все конкретные  нормы должны разрабатываться  на основе этих принципов, одновременно  являющихся критерием их законности. Разумеется, что все государства должны соблюдать как нормы, непосредственно касающиеся прав человека, так и другие общепризнанные принципы и нормы современного международного права.

 Роль этих принципов в  межгосударственных отношениях  не остается неизменной. Она может  возрастать или в зависимости от ряда факторов международной жизни резко уменьшаться. Так произошло, например, с принципами уважения суверенитета государств и невмешательства в их внутренние дела. Если на протяжении длительного исторического периода эти принципы играли и продолжают играть важную роль в межгосударственных отношениях, то в сфере прав человека их значение в последние годы заметно уменьшилось.

 Заключая международные соглашения  по правам человека, государства  добровольно отказываются от  части своих суверенных прав в этой сфере и передают их международным органам, которые наделяются полномочиями "вмешиваться" в их внутренние дела. Развитие международного права в рассматриваемой области и в дальнейшем будет сопровождаться развитием указанного процесса.

 Нормы по правам человека  формируются в основном путем  заключения многосторонних международных  договоров. Двусторонние договоры  являются лишь этапом на пути  становления этой отрасли права.  Международный обычай, который в  результате длительности и всеобщности применения признается участниками международных отношений обязательной юридической нормой, не играет значительной роли в процессе формирования норм по правам человека.

 Положения Устава ООН в  области прав человека положили  начало созданию международно-правовой базы в этой сфере и закреплению их в национальном законодательстве государств.

 Устав ООН явился первым  в истории международных отношений  многосторонним договором, который  заложил основы широкого развития  сотрудничества государств по  правам человека. Устав ООН не ограничивается лишь ссылкой на поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам. Он обязывает государства развивать международное сотрудничество в целях содействия "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии". Таким образом, Устав ООН возлагает на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская при этом дискриминации.

 В Уставе ООН закреплены  принципы, на основании которых в последующих документах и были сформулированы международно-правовые стандарты в области прав человека. Под такими стандартами понимаются прежде всего международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принципы уважения прав человека. Это обязательства государств не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на их права (например не допускать национальной и другой дискриминации, применения пыток).

 Все нормы и принципы международного  права в области прав человека  носят всеобщий характер. Это  значит, что права и свободы  граждан подлежат обязательному  соблюдению во всех государствах  и действуют в отношении всех  лиц без какой-либо дискриминации.

 Целью выработки международных стандартов в этой области является не унификация национального законодательства, а разработка стандартов, которые служили бы своеобразной отправной точкой для выработки государствами собственного национального законодательства, касающегося прав человека.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел