--------------------------------
<*> Внешняя политика Советского
Союза в период Отечественной войны.
М., 1946. Т. 1. С. 194.
В том же 1945 г. на конференции в
Сан-Франциско 26 июня был принят Устав
ООН, в котором на государства - членов
этой организации впервые в истории
накладывалась обязанность сотрудничества,
необходимого для "всеобщего уважения
и соблюдения прав человека и основных
свобод для всех, без различия расы, пола,
языка и религии (п. 3 ст. 1).
В преамбуле Устава ООН
обозначаются цели данного сотрудничества:
- избавить грядущие поколения
от бедствий войны, дважды
в течение жизни одного поколения принесшей
человечеству невыразимое горе;
- вновь утвердить веру в основные
права человека, достоинство и
ценность человеческой личности,
равноправие мужчин и женщин,
равенство больших и малых
наций;
- создать условия, при которых
могут соблюдаться справедливость и уважение
к обязательствам, вытекающим из договоров
и других источников международного права;
- содействовать социальному прогрессу
и улучшению условий жизни
при большей свободе.
Первым в истории международных
отношений документом, закрепившим перечень
основных прав и свобод личности, к обеспечению
которых должны стремиться государства,
явилась Всеобщая декларация прав человека,
принятая Генеральной Ассамблеей ООН
10 декабря 1948 г. <*> Она ознаменовала
новую эру в развитии межгосударственных
отношений. Этот документ содержит перечень
как гражданских и политических, так и
социальных, экономических и культурных
прав человека, к выполнению и обеспечению
которых должны стремиться все народы
и государства.
--------------------------------
<*> С тех пор 10 декабря
ежегодно в мире отмечается
как День прав человека. - Прим.
авторов.
Сразу после принятия Всеобщей декларации
прав человека в 1948 г. Генеральная Ассамблея
на пятой сессии поручила Комиссии
по правам человека разработать единый
Пакт о правах человека, охватывающий
основные права и свободы и носящий для
стран, его ратифицировавших, юридически
обязательный характер. В процессе его
подготовки ярко выявились разногласия
между государствами, принадлежащими
к различным политическим системам.
Позиция СССР в ООН по
вопросам прав человека определялась
в основном идеологическими мотивами.
Представители Советского Союза
от имени государства в ООН
отказывались признать естественный
характер прав человека (в силу
довлевшего в то время в нашей стране
позитивистского подхода к этому вопросу),
отрицали международную правосубъектность
индивида и выступали против предусмотренного
Пактом права отдельных лиц направлять
жалобы на нарушение их прав в международный
орган по правам человека. Последний вопрос
был вынесен в отдельный Факультативный
протокол к Пакту, который Советский Союз
ратифицировал только в 1991 г.
Позиция Соединенных Штатов
Америки в этом вопросе тоже
отличалась односторонностью. Представители
США настаивали на том, чтобы
в Пакте не было упоминания о социальных
и экономических правах, поскольку их
нет в Конституции США.
В результате противостояния
непримиримых позиций СССР и
США Генеральная Ассамблея пересмотрела
свое решение о подготовке
единого документа и приняла
резолюцию о подготовке двух Пактов. Так,
в 1966 г. были приняты и открыты для подписания
и ратификации Пакт о гражданских и политических
правах и Пакт об экономических, социальных
и культурных правах. Вступили в силу названные
тексты только в 1976 г.
Эти документы развили, дополнили
и конкретизировали права и
свободы, провозглашенные во Всеобщей
декларации прав человека.
В отличие от Декларации,
которая была принята в "качестве
задачи, к выполнению которой
должны стремиться все народы
и государства", Пакты являются
международно-правовыми документами,
носящими юридически обязательный характер.
Они были ратифицированы Советским Союзом
в 1973 г. и стали обязательными для СССР,
а затем и для Российской Федерации как
его правопреемницы.
2. Основные направления международного
сотрудничества государств в области
прав человека. К настоящему времени уже
сформировалась универсальная международная
концепция прав человека, их обеспечения
и защиты, получившая признание в большинстве
государств мира. Суть ее составляют нижеследующие
положения.
Во-первых, до недавнего времени
некоторые страны, признавая для
себя обязательность соблюдения
одних прав, например политических
и гражданских, в то же время
считали, что социально-экономические
права являются пожеланиями, а
не юридическими обязательствами, мотивируя
это тем, что не все государства смогут
их обеспечить в силу собственного экономического
развития. Отныне все права и свободы человека
неделимы, взаимосвязаны и составляют
единый комплекс.
Во-вторых, принцип уважения
прав человека не должен противопоставляться
другим принципам международного права,
в частности таким, как уважение государственного
суверенитета, невмешательство государств
во внутренние дела друг друга, запрещение
применения силы или ее угрозы в международных
отношениях. Вооруженное вмешательство
в дела другого государства возможно лишь
с санкции Совета Безопасности ООН (гл.
7 Устава ООН).
В-третьих, принципы и нормы,
содержащиеся в актах по правам
человека, являются обязательными
для стран - участниц международных
организаций, подписавших и ратифицировавших
эти документы. Несоблюдение и нарушение
этих принципов и норм внутри государства
может повлечь санкции международного
сообщества, в том числе и применение силы.
В-четвертых, сфера международного
сотрудничества в области прав человека
должна быть деидеологизирована и деполитизирована,
что, однако, не означает полной ее деполитизации,
так как это часть межгосударственной
деятельности. Тем не менее при решении
вопросов защиты прав человека государства
должны стремиться к максимальной объективности
без деления стран на "свои" и "чужие"
<*>.
--------------------------------
<*> Как справедливо отмечает
И.И. Лукашук, на современном
этапе развития межгосударственных
отношений "имеет место углубление
взаимодействия двух правовых систем"
(международной и внутригосударственной),
"а не стирание границ между ними".
См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство,
право: 21 век. М., 2000. С. 20.
Таким образом, можно сделать общий
вывод, что современные международно-правовые
доктрины защиты прав человека обладают
определенными отличиями от классических
доктрин международного права.
Традиционное публичное международное
право считало, что только государства
- субъекты права, а человек
- это объект регулирования и
в этом качестве пользуется защитой
государства. Ныне международное право
требует от государств-участников соответствующих
договоров принятия на себя односторонних
обязательств по обеспечению прав человека,
т.е. речь идет уже о взаимоотношениях
человека и государства. Человек является
субъектом международного права и вправе
предпринимать любые действия по защите
своих прав, если они нарушаются государством.
Современное международное
сотрудничество в области прав
человека охватывает следующие
направления:
- разработку рекомендаций относительно
конкретных прав человека и основных свобод,
которые подлежат уважению и соблюдению
всеми государствами;
- заключение международных договоров
о правах человека, в соответствии
с которыми государства становятся
юридически обязанными признать,
предоставить и обеспечить зафиксированные
этими документами права и свободы;
- разработку норм по человеческому
измерению в рамках ОБСЕ;
- создание международных механизмов,
обеспечивающих выполнение принятых
государствами обязательств;
- реализацию государствами - участниками
договоров о правах человека
мер внутригосударственного характера
по выполнению взятых обязательств;
- международно-правовое регулирование
и обеспечение коллективных прав
народов.
Конституция России устанавливает,
что "общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются
правила международного договора" (ч.
4 ст. 15).
Необходимо отметить, что, во-первых,
признание такого приоритета
за международным договором Российской
Федерации не придает им силы
конституционных норм. Нормы международного
договора не приравниваются
по юридической силе к нормам Конституции
и должны им соответствовать; во-вторых,
действует общее правило: международный
договор является общеобязательным и
может применяться при рассмотрении в
суде, если он ратифицирован парламентом
страны.
Лекция N 15. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ
В ОБЛАСТИ
ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Положения Устава ООН в области
прав человека как основа межгосударственного
сотрудничества государств и
закрепления международно-правовых
обязательств государств в области
прав человека в национальном праве.
2. Система международных стандартов
в области прав человека.
1. Положения Устава ООН в области
прав человека как основа межгосударственного
сотрудничества государств и
закрепления международно-правовых
обязательств государств в области прав
человека в национальном праве. В современном
мире проблемы защиты прав человека выходят
далеко за пределы ведения отдельного
государства. Сформировались и получили
всеобщее признание международные нормы
и принципы в области прав человека, являющиеся
стандартом, к достижению которого должны
стремиться все государства. Эти нормы
и принципы содержатся в важнейших международно-правовых
документах в области прав человека.
В основе международных соглашений
и конвенций по вопросам, относящимся
к правам человека, находятся такие основополагающие
и общепризнанные принципы, как уважение
суверенитета государств и недопустимость
вмешательства в их внутренние дела, самоопределение
народов и наций, равноправие всех людей
и запрещение дискриминации, равенство
прав мужчин и женщин, а также принцип,
согласно которому определенные фундаментальные
права и свободы должны соблюдаться в
любой ситуации, включая вооруженные конфликты.
В ряде конвенций закреплен принцип ответственности
за преступные нарушения прав человека.
Значение указанных основополагающих
принципов в области прав человека
состоит в том, что все конкретные
нормы должны разрабатываться
на основе этих принципов, одновременно
являющихся критерием их законности.
Разумеется, что все государства должны
соблюдать как нормы, непосредственно
касающиеся прав человека, так и другие
общепризнанные принципы и нормы современного
международного права.
Роль этих принципов в
межгосударственных отношениях
не остается неизменной. Она может
возрастать или в зависимости от ряда
факторов международной жизни резко уменьшаться.
Так произошло, например, с принципами
уважения суверенитета государств и невмешательства
в их внутренние дела. Если на протяжении
длительного исторического периода эти
принципы играли и продолжают играть важную
роль в межгосударственных отношениях,
то в сфере прав человека их значение в
последние годы заметно уменьшилось.
Заключая международные соглашения
по правам человека, государства
добровольно отказываются от
части своих суверенных прав в этой
сфере и передают их международным органам,
которые наделяются полномочиями "вмешиваться"
в их внутренние дела. Развитие международного
права в рассматриваемой области и в дальнейшем
будет сопровождаться развитием указанного
процесса.
Нормы по правам человека
формируются в основном путем
заключения многосторонних международных
договоров. Двусторонние договоры
являются лишь этапом на пути
становления этой отрасли права.
Международный обычай, который в
результате длительности и всеобщности
применения признается участниками международных
отношений обязательной юридической нормой,
не играет значительной роли в процессе
формирования норм по правам человека.
Положения Устава ООН в
области прав человека положили
начало созданию международно-правовой
базы в этой сфере и закреплению их в национальном
законодательстве государств.
Устав ООН явился первым
в истории международных отношений
многосторонним договором, который
заложил основы широкого развития
сотрудничества государств по
правам человека. Устав ООН не ограничивается
лишь ссылкой на поощрение и развитие
уважения к правам человека и основным
свободам. Он обязывает государства развивать
международное сотрудничество в целях
содействия "всеобщему уважению и соблюдению
прав человека и основных свобод для всех,
без различия расы, пола, языка и религии".
Таким образом, Устав ООН возлагает на
государства юридическое обязательство
соблюдать основные права и свободы человека,
не допуская при этом дискриминации.
В Уставе ООН закреплены
принципы, на основании которых в последующих
документах и были сформулированы международно-правовые
стандарты в области прав человека. Под
такими стандартами понимаются прежде
всего международно-правовые обязательства,
развивающие и конкретизирующие принципы
уважения прав человека. Это обязательства
государств не только предоставлять лицам,
находящимся под их юрисдикцией, какие-либо
определенные права и свободы, но и не
посягать на их права (например не допускать
национальной и другой дискриминации,
применения пыток).
Все нормы и принципы международного
права в области прав человека
носят всеобщий характер. Это
значит, что права и свободы
граждан подлежат обязательному
соблюдению во всех государствах
и действуют в отношении всех
лиц без какой-либо дискриминации.
Целью выработки международных
стандартов в этой области является не
унификация национального законодательства,
а разработка стандартов, которые служили
бы своеобразной отправной точкой для
выработки государствами собственного
национального законодательства, касающегося
прав человека.