Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Всеобщая декларация и международные пакты оказали непосредственное влияние на принятие многих региональных конвенций и соглашений, на формирование помимо универсальных (т.е. признанных во всем мире) еще и региональных стандартов в области прав человека. Так, были приняты Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней, Американская Конвенция о правах человека 1969 г., Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Арабская Хартия прав человека 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

 Закрепленные в данных документах  региональные стандарты, учитывая  особенности, вытекающие из традиций, уровня развития определенной  группы стран, могут идти дальше  универсальных и нередко являются  более широкими, конкретными. В  качестве примера можно привести Африканскую Хартию прав человека и народов. Ее особенностью является то, что наряду с признанием традиционных прав и свобод человека Хартия вводит понятие "права народов" (ст. 19 - 24) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Международные акты о правах человека. С. 737.

Особое значение для Российской Федерации как члена Совета Европы имеют стандарты прав человека, закрепленные в Европейской конвенции о  защите прав человека и основных свобод. Став членом Совета Европы, Россия взяла на себя обязательства соответствовать закрепленным в Конвенции стандартам.

 Важнейшим достоинством этого  документа является то, что, во-первых, она вобрала в себя практически  все нормы, касающиеся личных  прав человека, содержащиеся в  документах универсального характера, детализировала их и предусмотрела юридические механизмы их реализации, ограничительные меры по отношению к государству и властям. Во-вторых, она очерчивает определенные границы деятельности государства, предостерегает его органы от неоправданного вмешательства в сферу личных прав и свобод человека от всевластия и произвола.

 Кроме того, в отличие от  Всеобщей декларации, Европейская  конвенция содержит прошедший  проверку временем правовой механизм  обеспечения соблюдения прав  человека, довольно эффективную международно-правовую процедуру действий государств и отдельных граждан по защите своих прав. Данный механизм включал Европейскую комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека, объединенные в 1998 г. в единый орган - постоянно действующий Европейский Суд по правам человека. Европейский Суд по правам человека наделен правом толкования Европейской конвенции и тем самым создает прецедентное право, развивая уже признанные стандарты в области прав человека.

Лекция N 16. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ

 СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. Понятие и виды международного  контроля соблюдения прав человека.

2. Понятие и виды международно-правовой  ответственности государств за  нарушения прав человека.

3. Основные контрольные механизмы  ООН и Совета Европы в области прав человека.

1. Понятие и виды международного  контроля соблюдения прав человека. Одной из характерных особенностей  развития сотрудничества государств  в области прав человека на  современном этапе является создание  системы международного контроля претворения взятых государствами на себя юридических обязательств как на универсальном, так и на региональном уровнях.

 Формы такого контроля во  многом зависят от характера  нарушений прав человека и  могут быть самыми разнообразными: убеждение, рекомендации, порицание, принуждение. Характер и условия их использования определяются Уставом, решениями ООН и ее специализированных учреждений, уставами региональных организаций, международными соглашениями универсального и регионального характера.

 На универсальном международном уровне основным органом контроля соблюдения прав человека является Генеральная Ассамблея ООН и работающий под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) (ст. 60 Устава ООН). На сессии Генеральной Ассамблеи вопросы, касающиеся прав человека, включаются в повестку дня на основании докладов ЭКОСОС и решений предыдущих ассамблей и рассматриваются Третьим Комитетом Ассамблеи. В его компетенцию входят социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры. Принятые Комитетом решения подлежат обсуждению и утверждению на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи большинством голосов. В зависимости от важности вопроса это может быть квалифицированное большинство в 2/3 голосов.

 Согласно ст. 13 Устава ООН  функции Генеральной Ассамблеи состоят в организации исследований и принятии соответствующих рекомендаций. Исследования по правам человека осуществляет ЭКОСОС, который создает специальные комиссии (ст. 68 Устава), например: Комиссия по правам человека <*>, Комиссия по положению женщин, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите национальных меньшинств. Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей ООН, не носят юридически обязательного характера. Однако ст. 55 и 56 Устава определяют, что государства-члены ООН берут на себя обязательства предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с этой организацией в целях развития всеобщего уважения к правам человека и их соблюдения.

--------------------------------

<*> В 2006 г. решением Генеральной  Ассамблеи ООН Комиссия по правам человека была упразднена и вместо нее создан Комитет по правам человека. - Прим. авторов.

Кроме того, сами Комиссии могут создавать  специальные органы для изучения конкретных ситуаций и проведения расследований  фактов грубых, массовых и систематических нарушений прав человека, включая политику апартеида, геноцида, расовой дискриминации и т.д. Например, в 1967 г. Комиссия по правам человека создала специальную рабочую группу по ЮАР, а в 1993 г. был назначен специальный докладчик по вопросу о соблюдении прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы России.

 В декабре 1993 г. после почти  30-летних дискуссий Генеральная  Ассамблея ООН на XLVIII сессии приняла  резолюцию N 48/141 об учреждении  поста Верховного комиссара  по правам человека. Его основные функции - общее руководство деятельностью Центра по правам человека и координация деятельности ООН в этой области с целью повышения ее эффективности.

 Более 50 лет обсуждается вопрос  о создании Международного уголовного  суда. Необходимость его создания вызвана тем, что в международном праве сложилось понятие "международное преступление". К таким преступлениям относятся геноцид, апартеид, колониализм, рабство, военные преступления, преступления против человечности, массовые нарушения прав человека (убийства, пытки и др.). Еще в 1948 г., приняв Конвенцию о предупреждении геноцида и наказании за него, Генеральная Ассамблея в резолюции 250В предложила Комиссии международного права создать международный юридический орган, который занимался бы подобными преступлениями. В настоящее время уже принят кодекс Международного уголовного суда, а Статус этого Суда, принятый летом 1998 г. в Риме, сейчас находится в стадии ратификации.

 Для рассмотрения конкретных  случаев совершения международных преступлений на территории государств-членов ООН международным сообществом могут создаваться международные трибуналы. В 1993 г. был создан Международный трибунал для расследования международных преступлений, совершенных во время гражданской войны в Руанде. До настоящего времени продолжает действовать Международный трибунал по бывшей Югославии, который рассматривает уголовные дела о военных преступлениях на ее территории. В 2006 г. решением Генеральной Ассамблеи ООН создан специальный Международный трибунал по Либерии.

 В этой связи интерес вызывает  вопрос применения военной силы  против государств, грубо нарушающих  положения Устава ООН, совершающих  международные преступления и  попирающих основополагающие права  и свободы человека. Вообще Устав  ООН не запрещает использование силы против государств, нарушающих соответствующие нормы международного права. Пункт 4 ст. 2 Устава ООН запрещает применение силы только против территориальной целостности или политической независимости государств.

2. Понятие и виды международно-правовой ответственности государств за нарушения прав человека. Сегодня под международно-правовой ответственностью государств понимаются меры принуждения, применяемые к государству, совершившему нарушения норм международного права со стороны отдельного государства или мирового сообщества в целом, связанные с претерпеванием виновным государством определенных лишений организационного или материального характера.

 Государство несет ответственность  как за собственные действия, связанные с нарушением норм международного права, так и за соответствующие действия своих должностных лиц, перед потерпевшим государством и в целом перед мировым сообществом в зависимости от характера совершенного правонарушения (например, акт агрессии - это совершение правонарушения против конкретного государства, подвергшегося агрессии. Преступления геноцида или апартеида - это преступления в целом перед мировым сообществом).

 В настоящее время в международном  праве уже выработано понятие  международное преступление, под  которым понимается "международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление".

 Впервые основные составы  преступлений по общему международному  праву были определены Уставами  международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой  войны для уголовного преследования лиц, совершивших преступления во время войны (Нюрнбергским и Токийским). Их всеобщее значение было подтверждено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также с определенными уточнениями - Уставами Международных Трибуналов по бывшей Югославии и Руанде и Статусом международного уголовного суда.

 В соответствии с ними  международные преступления подразделяются  на преступления против мира; военные преступления; преступления  против человечности.

 Так, к преступлениям против мира относится "планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений. Или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий" (п. "а" ст. 6 Устава Международного трибунала).

 Понятие агрессии впоследствии  было уточнено в резолюции  "Определение агрессии", принятой XXIX сессией Генеральной Ассамблеи  ООН 14 декабря 1974 г. В соответствии  с ней "агрессией является  применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической неприкосновенности, или политической независимости другого государства, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН".

 К военным преступлениям относятся "нарушение законов или обычаев войны":

- убийства, истязание или увод  в рабство или для других  целей гражданского населения  оккупированной территории;

- убийства или истязания военнопленных  или лиц, находящихся в море;

- убийства заложников;

- ограбление общественной или  частной собственности;

- бессмысленное разрушение городов  или деревень;

- разорение, не оправданное  необходимостью, и другие преступления (п. "б" ст. 6 Устава Международного  Трибунала).

 Понятие военного преступления впоследствии было дополнено Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 г. Так, в соответствии с Первой Женевской конвенцией к военным преступлениям относятся также действия, совершенные в отношении раненых и больных в действующих армиях, а именно:

1) посягательство на жизнь и  физическую неприкосновенность, в  частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки  и истязания;

2) взятие заложников;

3) посягательство на человеческое  достоинство, в частности оскорбительное  и унижающее обращение;

4) осуждение и применение наказания  без предварительного судебного  решения, вынесенного надлежащим  образом учрежденным судом, при  наличии необходимых судебных  гарантий, признанных цивилизованными  нациями (ст. 3).

 К преступлениям против человечности относятся:

- убийства, истребление, порабощение  людей;

- ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского  населения до или во время  войны, или преследование по  политическим, расовым или религиозным  мотивам, подлежат юрисдикции  Трибунала независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (п. "с" ст. 6 Устава Международного Трибунала).

 Вскоре после Второй мировой  войны выделен состав такого  международного преступления против  человечности, как геноцид. С принятием Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (9 декабря 1948 г.) "геноцид независимо от того, совершается ли он в мирное или военное время, является международным преступлением, которое нарушает нормы международного права..." (ст. 1 Конвенции).

 Под геноцидом понимаются  действия, совершаемые с намерением  уничтожить полностью или частично  какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу  как таковую, в том числе:

 а) убийство членов такой группы;

 б) причинение серьезных телесных  повреждений или умственного  расстройства членам такой группы;

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел