Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
------------------------------
<*> Скрипилев Е.А. История государства и права древнего мира: Учебное пособие. М., 1993. С. 50 - 51.
В последующем изначальный смысл предназначения диктатора постепенно видоизменился. Диктатором стал называться глава государства, действующий на постоянной основе и обладающий фактически неограниченными полномочиями во всех сферах жизнедеятельности общества.
Первый французский Закон
об осадном положении был
------------------------------
<*> Хрестоматия по истории
государства и права
При этом общей чертой всех особых правовых режимов того времени являлось установление повышенной ответственности (в том числе по законам военного времени) за неподчинение приказам и распоряжениям властей, а также введение комплекса ограничений прав и свобод граждан и установление дополнительных обязанностей различного характера <*>.
------------------------------
<*> См. подробнее: Пчелинцев С.В. Указ. соч. С. 98.
В XIX в. введение особых правовых режимов предусматривало:
1) переход полномочий гражданской власти по охране безопасности и порядка всецело в руки военной власти. Гражданская власть продолжала, однако, осуществлять те функции, которые не отнимала у нее военная власть;
2) наделение военной власти чрезвычайными полномочиями полицейского характера, ограничение различных гражданских прав и свобод;
3) передачу преступлений и
В России нормативно
------------------------------
<*> Положение о мерах к
охранению государственного
Это Положение предусматривало для борьбы с революционным движением различные виды чрезвычайного положения, как-то: 1) положение усиленной или чрезвычайной охраны; 2) исключительные меры по охране общественной безопасности, вводимые в местностях, не объявленных на исключительном положении; 3) военное и осадное положение, вводимое по усмотрению Верховной Власти не только в случаях внешней войны, но и в случаях внутренних волнений; 4) исключительные положения, предоставленные административным властям особыми (как общими, так и сепаратными) законами.
Хотя это Положение вводилось
как "чрезвычайная мера
------------------------------
<*> Гессен В.М. Указ. соч. С. 177.
Кроме того, в дореволюционной России предусматривалось и введение правового режима военного положения в приграничных областях при военной опасности или в каких-либо иных местностях государства в случае внутренней опасности, когда обычные полномочия органов управления оказывались недостаточными для обеспечения государственного порядка и общественного спокойствия. Под военным положением понималась "совокупность исключительных мер, применяемых в какой-либо части государства при чрезвычайных условиях внешней или внутренней опасности, как-то нашествия неприятеля или народных волнениях, когда обычные полномочия органов управления оказываются недостаточными для обеспечения государственного порядка и общественного спокойствия" <*>.
------------------------------
<*> Брокгауз Ф.А., Ефрон О.А.
Энциклопедический словарь.
После Октябрьской революции 1917 г. основные положения законодательства об особых правовых режимах принципиально не изменились, приобретя еще более жесткий характер, присущий для права тоталитарного государства в целом. "Во время гражданской войны институт военного положения использовался не только в целях военной защиты РСФСР, но и был самым теснейшим образом связан с практическим осуществлением функции военного подавления сопротивления свергнутых классов внутри страны, являясь юридическим выражением партийных документов и указаний Ленина и Сталина" <*>.
------------------------------
<*> Дьяченко И.Л. Конституционный режим военного положения (по реализации права на индивидуальную и коллективную самооборону): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2000. С. 20.
В первые годы существования Советского государства, постоянно вспыхивавших социальных конфликтов, объяснявшихся классовым противоборством, именно использование особых правовых режимов сыграло решающую роль для утверждения позиций Советской власти, так как позволяло мобилизовать все средства и ресурсы, в том числе и людские, для победы над классовым врагом.
Обстоятельства, при наступлении
которых предусматривалось
------------------------------
<*> Первая сессия Верховного Совета СССР: Стенографический отчет. М., 1938. С. 119.
В Конституции СССР 1977 г. понятие "чрезвычайное положение" не предусматривалось. В статье 121 Конституции говорилось, что "Президиум Верховного Совета СССР объявляет в интересах защиты СССР военное положение в отдельных местностях или по всей стране". Однако данная мера, как и меры, предусмотренные ранее, прежде всего предназначались для защиты СССР от внешнего нападения, то есть в случае международного вооруженного конфликта. По-видимому, считалось, что чрезвычайные меры, направленные на решение внутренних проблем, государству больше не потребуются. Крутой поворот в развитии страны, курс на демократизацию общественной и политической жизни привели в движение те глубинные процессы, которые в условиях тоталитарной системы просто не могли появиться. Особенно ярко это проявилось в национальной политике. В ряде регионов бывшего Советского Союза начались социальные конфликты на межнациональной почве, сопровождавшиеся многочисленными жертвами среди мирного населения.
В связи с этим Верховный
Совет СССР 11 декабря 1988 г. принял
Закон СССР "Об изменениях и
дополнениях Конституции (
------------------------------
<1> Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. N 49. Ст. 727.
<2> Там же. 1990. N 3. Ст. 40.
<3> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 22. Ст. 773.
<4> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.
<5> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375.
В современных условиях возможность
введения особых правовых режимов является
важным элементом государственно-
------------------------------
<*> Подуфалов В.Д. Соблюдение
международных гуманитарных
<**> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 1. Ст. 291.
Статья 4 Пакта констатирует, что главным обстоятельством, лежащим в основе введения особого правового режима в любом государстве, является возникновение там ситуации, при которой "жизнь нации находится под угрозой". Поэтому любое государство вправе использовать данный правовой институт для решения каких-то внутренних проблем.
Анализ конституций
- чрезвычайное положение,
- чрезвычайное положение,
- чрезвычайное положение в
------------------------------
<*> Конституция Индии. М., 1956. С. 235 - 241.
Конституция ФРГ, например, наряду с несколькими видами института чрезвычайного положения устанавливает следующие виды института военного положения:
- военное положение, вводимое в связи с защитой от военного нападения;
- военное положение, вводимое в связи с состоянием внешней напряженности;
- военное положение, вводимое в связи с выполнением союзнических обязательств <*>.
------------------------------
<*> Конституция ФРГ // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 93, 110 - 113.
Законодательство Франции в кризисных ситуациях допускает введение чрезвычайного положения, осадного положения и состояния войны <*>.
------------------------------
<*> Конституция Франции. См.: Там же. С. 87, 89.
При урегулировании чрезвычайных ситуаций в ряде государств с федеративной формой правления наряду с введением чрезвычайного, военного, осадного положения могут дополнительно вводиться специальные правовые режимы в рамках института федерального вмешательства в дела субъектов федерации <*>.
------------------------------
<*> См. подробнее: Гончаров И.В.
Конституционные основы
Институт федерального вмешательства появился практически одновременно с зарождением федеративной формы государственного устройства. На стадии формирования и развития "новоявленные" федерации во взаимоотношениях со своими субъектами неизбежно сталкивались с проблемами, в первую очередь касающимися разграничения предметов ведения и полномочий. Эти противоречия разрешались различными способами: от согласительных процедур и последующего закрепления их результатов в федеральных конституциях до неизбежных "силовых мер" по отношению к субъектам федерации для предотвращения различного рода сепаратистских тенденций и попыток выхода (сецессии) субъектов федерации из ее состава. Достаточно вспомнить восстание в Род-Айленде 1841 - 1842 гг., Гражданскую войну 1861 - 1865 гг. в США, представляющие собой фактическую попытку сецессии отдельных штатов из состава федерации. Аналогичные попытки выйти из состава федерации предпринимались в Швейцарии, Мексике, Нигерии, Индии и других федеративных государствах. Поэтому изначально институт федерального вмешательства появился в государственной практике, а затем получил правовое закрепление в нормах законодательства и прецедентном праве большинства федераций мира. В разных странах он называется по-разному: институт федерального вмешательства (Пакистан, США); институт федеральной интервенции (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Эфиопия); чрезвычайное положение (Россия, Индия, Пакистан, Нигерия); президентское правление (Индия, Россия); федеральное принуждение (Германия); приостановление собственного управления субъекта федерации (Папуа-Новая Гвинея) и т.д.