Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
Любая из сторон в деле
в исключительных случаях
Окончательное постановление
Суда направляется Комитету
Обязательность решений Суда гарантируется положениями ст. 41 Конвенции о присуждении выплаты справедливой компенсации потерпевшей стороне в случае, если имело место нарушение положений Европейской конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право государства - участника Конвенции допускает возможность лишь частичного возмещения.
Европейский Суд по правам
человека (до вступления в силу
Протокола N 11) в одних случаях
решал, что констатация
В то же время в некоторых
случаях Суд присуждал выплаты
значительных сумм заявителям, которые
выигрывали дело. Хотя Европейский
Суд обычно рассматривает
Из примерно 200 судебных решений,
вынесенных Судом к концу 1990
г., около 20% были связаны с компенсацией,
которая охватывает вопросы
Комитет министров выполняет две функции.
Одна из них состоит в
следующем: если дело не
Вторая важная функция,
На сегодняшний день механизм,
созданный Европейской
Обязательность принимаемых решений - качество, столь необходимое любому контрольному механизму в области прав человека и столь же недоступное на сегодняшний день всем существующим механизмам, - придает европейской процедуре необходимые черты реального международного судебного учреждения. Можно сказать, что созданный механизм защиты прав человека является, по сути дела, наднациональной властью. Юриспруденция Европейского Суда по защите прав человека оказала благотворное влияние на правовые и социально-политические системы стран - членов Совета Европы.
Раздел 5. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
Лекция N 17. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ
ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ
1. Общая характеристика особых правовых режимов.
2. Исторический опыт закрепления особых правовых режимов в государственно-правовой практике различных государств мира.
1. Общая характеристика особых
правовых режимов.
В юридической литературе категория "правовой режим" используется достаточно широко. В толковом словаре под термином "режим" понимается государственный строй; образ правления; точно установленный порядок жизни; система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели; условия деятельности, работы, существования чего-либо <*>.
------------------------------
<*> Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 423.
Институт правовых режимов достаточно широко используется в юридической теории и практике. Его существование и развитие связано с решением, урегулированием и обеспечением практической реализации ряда важнейших комплексных проблем, относящихся преимущественно к сфере международной и внутригосударственной безопасности. Природа особых или специальных правовых режимов исходит из общей характеристики правового режима, под которым понимается "способ управления, совокупность административных мероприятий" <*> или "совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели" <**>. В контексте рассматриваемой темы одно из определений термина "режим" означает "установленный порядок жизни" <***>.
------------------------------
<*> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Т. 3. С. 1670.
<**> Большой энциклопедический словарь // Под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2000. С. 1005.
<***> См., например: Даль В. Указ. соч. С. 1670; Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1985. С. 586.
Существуют разные подходы к определению правового режима. А.В. Мелехин под правовым режимом понимает определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей <1>. В.Б. Рушайло считает, что правовой режим - это основанная на единых правовых принципах и установленная законодательством система правового воздействия, использующая специфические юридические формы и метод правового воздействия на общественные отношения <2>. В.В. Ласточкин определяет правовой режим как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления <3>. И.Л. Дьяченко под особым или специальным правовым режимом понимает особый порядок деятельности публичных структур, общественных институтов, жизни граждан, при котором перераспределяются полномочия органов власти и управления, ограничиваются права и свободы граждан, возлагаются дополнительные обязанности на юридических и физических лиц <4>.
------------------------------
<1> Мелехин А.В. Особые правовые режимы. М., 2005. С. 29.
<2> Рушайло В.Б. Административно-
<3> Ласточкин В.В.
<4> Дьяченко И.Л. Конституционный
режим военного положения (по
реализации индивидуального и
коллективного права на
Таким образом, под особыми правовыми режимами понимаются режимы, вводимые на всей территории Российской Федерации или ее части, в случае возникновения угроз внешнего и внутреннего характера суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, правам и свободам ее граждан, предусматривающие специальный режим деятельности не только органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и других субъектов правоотношений: предприятий, учреждений, организаций, физических и юридических лиц. Такой специальный режим деятельности предполагает расширение полномочий соответствующих органов государственной власти, обеспечивает данный правовой режим и необходимые правоограничения других субъектов в зоне действия названного правового режима и возложение на них дополнительных обязанностей.
При всех различиях в
Любое государство мира может
столкнуться с ситуацией,
------------------------------
<*> Монтескье Ш.Л. Указ. соч. С. 178 - 179.
<**> Пчелинцев С.В. Проблемы
реализации положений
Сравнительно-правовой анализ конституций
и законодательных актов
Исследования показывают, что
использование государством
------------------------------
<*> Памятники Римского права. Дигесты Юстиниана. М., 1996. С. 167.
2. Исторический опыт закрепления
особых правовых режимов в
государственно-правовой