Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Любая из сторон в деле  в исключительных случаях может  в течение трех месяцев с  даты вынесения Палатой постановления подать прошение о направлении дела на рассмотрение Большой Палаты. В этом случае комитет Большой Палаты в составе пяти человек решает вопрос о принятии прошения. В случае если комитет принимает прошение, Большая Палата выносит по делу свое постановление. Если комитет Большой Палаты отклоняет прошение, а также если стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую Палату либо через три месяца после вынесения постановления отсутствует такое прошение, постановление Палаты является окончательным и обжалованию не подлежит.

 Окончательное постановление  Суда направляется Комитету министров  Совета Европы, который осуществляет  надзор за его исполнением.  Это постановление подлежит публикации.

 Обязательность решений Суда  гарантируется положениями ст. 41 Конвенции о присуждении выплаты справедливой компенсации потерпевшей стороне в случае, если имело место нарушение положений Европейской конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право государства - участника Конвенции допускает возможность лишь частичного возмещения.

 Европейский Суд по правам  человека (до вступления в силу  Протокола N 11) в одних случаях  решал, что констатация нарушения  сама по себе является справедливым  возмещением, а в других - что  для компенсации достаточно символической суммы.

 В то же время в некоторых  случаях Суд присуждал выплаты  значительных сумм заявителям, которые  выигрывали дело. Хотя Европейский  Суд обычно рассматривает требования  о справедливом возмещении в  своем решении по существу  дела, иногда Суд использовал возможность отдельно рассматривать основание, касающееся данного аспекта. Как правило, государства незамедлительно выполняют решения Суда. За всю историю Суда всего два раза возникали проблемы с выплатами компенсаций: во-первых, по делу против Греции в 1994 году было вынесено решение о компенсации в 30 млн. долларов, исполнено оно было в 2003 г. Во-вторых, по делу против Турции решение вообще не было выполнено, но турки считают, что они не должны его исполнять, так как оно касается Северного Кипра, который ими контролируется.

 Из примерно 200 судебных решений,  вынесенных Судом к концу 1990 г., около 20% были связаны с компенсацией, которая охватывает вопросы расходов  и возмещения материального и  нематериального ущерба.

 Комитет министров выполняет две функции.

 Одна из них состоит в  следующем: если дело не передается  в Суд, то Комитет министров  большинством в две трети голосов  решает, имело ли место нарушение  Конвенции. Выявив нарушение,  Комитет может постановить, что  государство должно предоставить жертве "справедливое удовлетворение", т.е. компенсацию за ущерб. Его решения также являются окончательными.

 Вторая важная функция, возложенная  на Комитет министров, состоит  в надзоре за осуществлением  решений Европейского Суда по  правам человека. Лишь убедившись, что государство выполняет свои обязательства, Комитет министров принимает резолюцию о прекращении дела.

 На сегодняшний день механизм, созданный Европейской конвенцией, является наиболее действенным  в области защиты прав человека  по сравнению с другими процедурами, предусмотренными международными договорами и пактами как универсального, так и регионального характера.

 Обязательность принимаемых  решений - качество, столь необходимое  любому контрольному механизму  в области прав человека и  столь же недоступное на сегодняшний день всем существующим механизмам, - придает европейской процедуре необходимые черты реального международного судебного учреждения. Можно сказать, что созданный механизм защиты прав человека является, по сути дела, наднациональной властью. Юриспруденция Европейского Суда по защите прав человека оказала благотворное влияние на правовые и социально-политические системы стран - членов Совета Европы.

Раздел 5. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОСОБЫХ  ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

Лекция N 17. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

 ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

1. Общая характеристика особых  правовых режимов.

2. Исторический опыт закрепления  особых правовых режимов в  государственно-правовой практике различных государств мира.

1. Общая характеристика особых  правовых режимов. Законодательство  практически всех стран мира  содержит правовые нормы, обеспечивающие  безопасность государства и его  граждан. Это связано с тем,  что любое государство на каком-то этапе своего развития может столкнуться с чрезвычайной ситуацией, требующей принятия специальных мер для локализации негативных последствий, вызванных либо действиями человека, либо действиями стихийных сил природы, либо агрессивными действиями других государств. В данных случаях обычные нормы обеспечения общественного правопорядка практически перестают действовать. Для пресечения противоправных действий, стабилизации общественно-политической обстановки и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в подобных случаях требуются принципиально другие меры, предполагающие введение особых правовых режимов в зависимости от вида чрезвычайной ситуации. От обычных мер поддержания правопорядка они отличаются тем, что действуют не только в отношении лиц, допускающих правонарушения или преступления, а непосредственно затрагивают интересы всего населения, проживающего в регионе, ограничивая предоставленные ему права и накладывая дополнительные обязанности.

 В юридической литературе  категория "правовой режим" используется достаточно широко. В толковом словаре под термином "режим" понимается государственный строй; образ правления; точно установленный порядок жизни; система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели; условия деятельности, работы, существования чего-либо <*>.

--------------------------------

<*> Словарь иностранных слов. М., 1988. С. 423.

Институт правовых режимов достаточно широко используется в юридической  теории и практике. Его существование  и развитие связано с решением, урегулированием и обеспечением практической реализации ряда важнейших комплексных проблем, относящихся преимущественно к сфере международной и внутригосударственной безопасности. Природа особых или специальных правовых режимов исходит из общей характеристики правового режима, под которым понимается "способ управления, совокупность административных мероприятий" <*> или "совокупность правил, мероприятий, норм для достижения какой-либо цели" <**>. В контексте рассматриваемой темы одно из определений термина "режим" означает "установленный порядок жизни" <***>.

--------------------------------

<*> Даль В. Толковый словарь  живого великорусского языка.  М., 1998. Т. 3. С. 1670.

<**> Большой энциклопедический  словарь // Под ред. А.М. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2000. С. 1005.

<***> См., например: Даль В. Указ. соч. С. 1670; Ожегов С.И. Словарь  русского языка // Под ред. Н.Ю.  Шведовой. М., 1985. С. 586.

Существуют разные подходы к  определению правового режима. А.В. Мелехин под правовым режимом понимает определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей <1>. В.Б. Рушайло считает, что правовой режим - это основанная на единых правовых принципах и установленная законодательством система правового воздействия, использующая специфические юридические формы и метод правового воздействия на общественные отношения <2>. В.В. Ласточкин определяет правовой режим как совокупность правовых установлений и необходимых организационных управленческих мероприятий, обеспечивающих порядок реализации отдельными гражданами своих соответствующих прав и обязанностей, а также такой порядок деятельности государственных органов и общественных объединений, который наиболее адекватно отвечает интересам обеспечения безопасности и охраны общественного порядка на данном строго ограниченном участке государственного управления <3>. И.Л. Дьяченко под особым или специальным правовым режимом понимает особый порядок деятельности публичных структур, общественных институтов, жизни граждан, при котором перераспределяются полномочия органов власти и управления, ограничиваются права и свободы граждан, возлагаются дополнительные обязанности на юридических и физических лиц <4>.

--------------------------------

 

<1> Мелехин А.В. Особые правовые  режимы. М., 2005. С. 29.

<2> Рушайло В.Б. Административно-правовые  режимы. М., 2000. С. 16.

<3> Ласточкин В.В. Административно-правовые  режимы и охрана государственной границы. М., 1999. С. 55 - 56.

<4> Дьяченко И.Л. Конституционный  режим военного положения (по  реализации индивидуального и  коллективного права на самооборону): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 15.

Таким образом, под особыми правовыми режимами понимаются режимы, вводимые на всей территории Российской Федерации или ее части, в случае возникновения угроз внешнего и внутреннего характера суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, правам и свободам ее граждан, предусматривающие специальный режим деятельности не только органов государственной власти и органов местного самоуправления, но и других субъектов правоотношений: предприятий, учреждений, организаций, физических и юридических лиц. Такой специальный режим деятельности предполагает расширение полномочий соответствующих органов государственной власти, обеспечивает данный правовой режим и необходимые правоограничения других субъектов в зоне действия названного правового режима и возложение на них дополнительных обязанностей.

 При всех различиях в подходах  к понятию особого правового  режима у них есть общее:  особый правовой режим всегда  предполагает расширение полномочий  соответствующих органов государственной  власти, обеспечение данного правового  режима и необходимых правоограничений других субъектов в зоне его действия, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

 Любое государство мира может  столкнуться с ситуацией, когда  в силу причин объективного  и субъективного характера нормальное  функционирование общества и государства становится невозможным вследствие возникновения различного рода чрезвычайных ситуаций. В свое время великий французский философ Ш.Л. Монтескье сказал, что "опыт народов, самых свободных, какие когда-либо существовали на Земле, заставляет меня признать, что бывали случаи, когда нужно на некоторое время набросить на свободу покрывало, как некогда покрывали статуи богов" <*>. Справедливость этого высказывания подтверждается исторической практикой развития большинства стран мира. Как отмечает С.В. Пчелинцев, правовой институт особых правовых (исключительных) режимов, наиболее распространенными из которых являются режимы чрезвычайного и военного положения, имеет глубокие исторические корни в отечественном праве и законодательстве большинства зарубежных государств <**>.

--------------------------------

<*> Монтескье Ш.Л. Указ. соч.  С. 178 - 179.

<**> Пчелинцев С.В. Проблемы  реализации положений Конституции  РФ об особых правовых режимах  в федеральном законодательстве // Журнал российского права. 2003. N 11. С. 131.

Сравнительно-правовой анализ конституций  и законодательных актов зарубежных стран свидетельствует о наличии  регламентации различных особых государственно-правовых режимов. Так, чрезвычайное положение регламентируется в законодательстве Великобритании, США, Ирландии, Португалии, Испании, Дании, Швеции, Индии, Франции, Венгрии, Канады; осадное положение - в нормативных актах Франции, Греции, Испании, Португалии; состояние войны - Италии, Франции; состояние напряженности и состояние обороны - ФРГ; состояние угрозы и исключительное положение - Испании; военное положение - Великобритании; состояние опасности войны - Швеции; состояние федерального вмешательства или федеральной интервенции - в законодательстве США, Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы, прямое президентское правление - Индии. В различных странах особые правовые режимы называются по-разному, но всегда в их основе лежит введение особого режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, а также установленные законом определенные ограничения некоторых прав и свобод граждан.

 Исследования показывают, что  использование государством особых  правовых способов регулирования  общественных отношений насчитывает многовековую историю. Еще римские юристы отмечали, что "особое право - это то, которое введено властью, установившей его в отклонение от точного содержания (общих норм) для удовлетворения какой-нибудь потребности" <*>.

--------------------------------

<*> Памятники Римского права.  Дигесты Юстиниана. М., 1996. С. 167.

2. Исторический опыт закрепления  особых правовых режимов в  государственно-правовой практике  различных государств мира. Институт  возникновения специальных правовых  режимов (например чрезвычайного положения) в истории человечества не имеет точной даты. Профессор Е.А. Скрипилев считает, что одной из первых форм специального правового режима был институт диктатуры. Он является "очень древним и восходит еще к царскому периоду" древнеримского государства с республиканской формой правления (шестой - первый века до нашей эры). В первоначальном, истинном значении этого слова диктатором называлось должностное лицо, стоящее во главе ополчения общины римского народа. К его назначению прибегали лишь при чрезвычайных обстоятельствах (состояние войны или волнения внутри государства) и на срок не более 6 месяцев. На закате Римской республики сенат уполномочивал высших магистров прибегать к любым средствам, в том числе и неконституционным, чтобы овладеть ситуацией и сохранить действующий политический режим <*>.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел