--------------------------------
<*> Российская газета. 2001. 2 июня.
В разных странах существует свой
порядок введения режима чрезвычайного
положения. Согласно ст. 88 Конституции
"Президент Российской Федерации
при обстоятельствах и в порядке,
предусмотренных федеральным конституционным
законом, вводит на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и
Государственной Думе". В соответствии
с Федеральным конституционным законом
"О чрезвычайном положении" утверждение
Указа Президента о введении чрезвычайного
положения относится к компетенции Совета
Федерации, который обязан это сделать
в течение 72 часов.
Содержание чрезвычайных ситуаций
широко и многообразно, а проявляться
они могут в различных сферах
государственной и общественной жизни,
получая в каждой конкретное выражение.
На основе обобщения обстоятельств введения
чрезвычайного положения в различных
регионах Российской Федерации и стран
СНГ можно выделить следующие проявления
чрезвычайных ситуаций:
1. В сфере государственной власти:
органы государственной власти
субъектов Федерации не обеспечивают
надлежащее осуществление своих
функций; блокируется выполнение
решений федеральных органов
государственной власти, предпринимаются
попытки насильственного изменения
установленного конституционного строя.
2. В сфере хозяйственной деятельности
и жизнеобеспечения региона: организация
забастовок, прекращение работы
предприятий, в том числе связанных
с жизнеобеспечением населения,
перебои в снабжении продуктами,
водой, электричеством, газом; прекращение
работы транспорта.
3. В общественно-политической сфере:
значительная активизация деятельности
различного толка националистических
и сепаратистских объединений,
подрывных групп; разжигание национальной
розни и вражды, втягивание в противоборство
широких слоев населения; эскалация напряженности
в обществе.
4. В сфере охраны общественного
порядка и борьбы с преступностью:
массовые погромы, поджоги, убийства
и другие беспорядки, охватывающие
весь регион в целом; блокирование
работы правоохранительных органов; захват
заложников из числа сотрудников правоохранительных
органов; постоянная угроза жизни, здоровью
населения и сотрудников органов внутренних
дел.
Для нейтрализации вышеуказанных
экстремальных ситуаций необходимы
чрезвычайные меры, к числу которых и относится
введение режима чрезвычайного положения.
2. Особенности правового статуса
человека и гражданина в условиях
чрезвычайного положения. Одним
из элементов правового института
чрезвычайного положения является
ограничение или приостановление осуществления
определенных прав и свобод граждан в
случае его введения и возложение на них
дополнительных обязанностей. Обычно
это означает временный в рамках закона
отказ от гарантий личной неприкосновенности
граждан и неприкосновенности жилищ, усиление
административной и уголовной ответственности,
ограничение части политических и социально-экономических
прав. Современное международное право
и, в частности, международные конвенции
в области прав человека признают возможность
временных ограничений гражданских прав
и свобод в случае возникновения каких-либо
исключительных обстоятельств.
Законодательство большинства
государств мира, в том числе
и Российской Федерации, предусматривает
возможность ограничения прав
и свобод человека, которое может быть
применено в целях защиты конституционного
строя, обеспечения и защиты прав и свобод
граждан, восстановления правопорядка.
При этом ограничение правового статуса
граждан допускается лишь в определенных
рамках, не противоречащих внутреннему
законодательству и соответствующим международно-правовым
нормам, а также вытекающих из сущности
и назначения режима чрезвычайного положения.
В соответствии с Международным пактом
о гражданских и политических правах,
принятым ООН в 1966 г. и ратифицированным
Президиумом Верховного Совета СССР 18
сентября 1973 г., введение чрезвычайного
положения "не может служить основанием
для каких-либо отступлений от закрепленных
в Пакте права на жизнь, запрета пыток
или жестокого, бесчеловечного или унижающего
достоинство обращения или наказания,
запрета рабства, лишения человека свободы..."
<*>.
--------------------------------
<*> Международный пакт о гражданских
и политических правах // Международное
гуманитарное право и права
человека. 1990. N 13. С. 7.
Введение режима чрезвычайного
положения на какой-либо территории
приводит к тому, что на данной территории
возникающие общественные отношения
между субъектами приобретают качественно
иное состояние, что особенно ярко отражается
на правовом положении этих субъектов.
Происходит своеобразное перераспределение
взаимных прав и обязанностей между гражданами
и государством в лице его органов и должностных
лиц.
Ограничение правового статуса
граждан в условиях чрезвычайного
положения может происходить
двумя способами: 1) посредством приостановления
действия отдельных статей Конституции,
гарантирующих права и свободы, т.е. фактического
ограничения правоспособности граждан,
способности иметь субъективные права
и юридические обязанности, предоставленные
им законом; 2) путем установления в рамках
чрезвычайного положения тех или иных
ограничений, запретов, затрагивающих
правовой статус личности, с возложением
на граждан ответственности за то или
иное совершенное правонарушение.
Современное российское законодательство
использует второй способ регулирования
правового режима чрезвычайного положения
и правового статуса граждан, проживающих
в зоне введения этого режима. Конституция
Российской Федерации предусматривает,
что ограничения прав и свобод граждан
возможны в строго установленных случаях.
Они вводятся прежде всего "для защиты
конституционного строя страны в установленном
законом порядке". В перечень таких
случаев входит и введение режима чрезвычайного
положения на территории страны или ее
части.
Особенностью правового регулирования
в условиях чрезвычайного положения является
издание органами государственной власти
нормативных актов, действие которых распространяется
не на конкретных лиц, а на граждан вообще.
Их действие распространяется только
на население, проживающее или временно
находящееся на территории действия режима
чрезвычайного положения. В то же время
существуют права, которые не подлежат
ограничению даже в условиях введения
такого режима. Международный пакт о гражданских
и политических правах, положения которого
имеют обязательную силу для стран, его
ратифицировавших, в том числе и для Российской
Федерации, в п. 1 ст. 4 подтверждает, что
"во время чрезвычайного положения
в государстве, при котором жизнь нации
находится под угрозой... государства могут
применять меры в отступление от своих
обязательств по настоящему Пакту...".
Пункт 2 той же статьи содержит перечень
прав, подлежащих обязательному соблюдению.
К их числу относятся "право на жизнь,
право на признание правосубъектности
индивида, право на свободу мысли, совести
и религии" <*>.
--------------------------------
<*> Международный пакт о гражданских
и политических правах // Международное
гуманитарное право и права
человека. 1990. N 13. С. 9.
Согласно действующему в России
законодательству в условиях чрезвычайного
положения могут применяться следующие
меры, влияющие на реализацию гражданами
своих прав и свобод, выполнение возложенных
на них обязанностей:
а) установление ограничений
на свободу передвижения по
территории, на которой введено
чрезвычайное положение, а также введение
особого режима въезда на указанную территорию
и выезда с нее, в том числе установление
ограничений на въезд на указанную территорию
и пребывание на ней иностранных граждан
и лиц без гражданства;
б) установление ограничений
на осуществление отдельных видов финансово-экономической
деятельности, включая перемещение товаров,
услуг и финансовых средств;
в) установление особого порядка
продажи, приобретения и распределения
продовольствия и предметов первой
необходимости;
г) запрещение или ограничение
проведения собраний, митингов и демонстраций,
шествий и пикетирования, а также иных
массовых мероприятий;
д) запрещение забастовок
и иных способов приостановления
или прекращения деятельности
организаций;
е) ограничение движения
транспортных средств и осуществление
их досмотра (ст. 11 Федерального конституционного
закона "О чрезвычайном положении").
В случае введения чрезвычайного
положения по обстоятельствам
криминогенного характера, указанным
в пункте "а" ст. 3 данного
Федерального конституционного закона,
дополнительно могут вводиться следующие
меры:
а) введение комендантского
часа, т.е. запрета в установленное
время суток находиться на
улицах и в иных общественных
местах без специально выданных
пропусков и документов, удостоверяющих
личность граждан;
б) ограничение свободы печати
и других средств массовой
информации путем введения предварительной
цензуры с указанием условий
и порядка ее осуществления,
а также временное изъятие
или арест печатной продукции,
радиопередающих, звукоусиливающих
технических средств, множительной техники,
установление особого порядка аккредитации
журналистов;
в) приостановление деятельности
политических партий и иных
общественных объединений, которые
препятствуют устранению обстоятельств,
послуживших основанием для введения
чрезвычайного положения;
г) проверка документов, удостоверяющих
личность граждан, личный досмотр,
досмотр их вещей, жилища и
транспортных средств;
д) ограничение или запрещение
продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ, специальных средств, ядовитых
веществ, установление особого режима
оборота лекарственных средств и препаратов,
содержащих наркотические средства, психотропные
вещества, сильнодействующие вещества,
этилового спирта, спиртных напитков,
спиртосодержащей продукции. В исключительных
случаях допускается временное изъятие
у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых
веществ, а у организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности
- временное изъятие наряду с оружием,
боеприпасами и ядовитыми веществами
также боевой и учебной военной техники,
взрывчатых и радиоактивных веществ;
е) выдворение в установленном
порядке лиц, нарушающих режим
чрезвычайного положения и не
проживающих на территории, на
которой введено чрезвычайное
положение, за ее пределы за
их счет, а при отсутствии у них средств
- за счет средств федерального бюджета
с последующим возмещением расходов в
судебном порядке;
ж) продление срока содержания
под стражей лиц, задержанных
в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством Российской Федерации
по подозрению в совершении актов терроризма
и других особо тяжких преступлений, на
весь период действия чрезвычайного положения,
но не более чем на три месяца (ст. 12 Федерального
конституционного закона "О чрезвычайном
положении").
Прогрессивный характер Конституции
Российской Федерации подтверждается
тем, что она в ч. 3 ст. 56 также
выделяет перечень тех прав
и свобод граждан, которые не
подлежат никакому ограничению,
а именно: право на жизнь; право
на обеспечение достоинства личности;
право на неприкосновенность частной
жизни; личную и семейную тайну; право
на защиту своей чести и доброго имени;
свобода совести, свобода вероисповедания;
право на свободу использования своих
способностей и имущества для предпринимательской
и иной деятельности; право на жилище.
Кроме того, не допускается сбор, хранение,
использование и раскрытие информации
о частной жизни лица без его согласия.
Особое значение имеют положения Основного
закона России о том, что в условиях чрезвычайного
положения каждому гарантируется весь
комплекс прав человека и гражданина,
предусмотренных ст. 46 - 54 Конституции.
Лекция N 19. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ
НЕМЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие и сущность вооруженного
конфликта немеждународного характера.
2. Особенности правового регулирования
деятельности органов государственной
власти Российской Федерации
в условиях вооруженных конфликтов
немеждународного характера.
1. Понятие и сущность вооруженного
конфликта немеждународного характера.
Анализ внутриполитической обстановки
многих государств мира показывает, что
одним из важнейших источников их политической
нестабильности, угрозы национальной
безопасности, массовых и грубых нарушений
прав и свобод человека, в том числе самого
главного права - права на жизнь, являются
вооруженные конфликты, не являющиеся
международными. Это происходит тогда,
когда на территории государства определенные
силы, ставящие перед собой политические
задачи захвата власти либо отделение
и создание собственного государства,
реализуя сепаратистские цели, создают
незаконные вооруженные формирования,
ведущие открытые боевые действия против
центральной власти. И государство в целях
сохранения или восстановления правопорядка,
защиты прав и свобод граждан вынуждено
применять силу, в том числе с использованием
военизированных сил правоохранительных
органов и подразделений армии.
В определенных случаях вооруженное
противостояние между правительственными
силами и создаваемыми оппозицией
хорошо организованными вооруженными
структурами (боевиками, повстанцами,
незаконными вооруженными формированиями
и т.д.) оказывается настолько ожесточенным,
что иногда даже введение чрезвычайного
положения оказывается недостаточным
для наведения конституционного порядка
на территории государства и защиты прав
и свобод его граждан.