--------------------------------
<*> В Государственной Думе
Российской Федерации только
рассматривается законопроект "О
статусе участников вооруженных
конфликтов и участников боевых действий"
(регистрационный номер законопроекта
34763-3).
во-первых, основания и условия
применения Вооруженных Сил Министерства
обороны, других войск и военизированных
формирований других министерств и
служб. Как представляется, решение
об их применении должен принимать Президент
Российской Федерации в случае создания
и деятельности на территории субъекта
Федерации незаконных вооруженных формирований,
деятельность которых направлена против
суверенитета, единства и территориальной
целостности Российской Федерации, а характер
и масштабы их деятельности таковы, что
разоружение и привлечение к ответственности
участников этих незаконных формирований
силами только правоохранительных органов
невозможно в принципе;
во-вторых, поскольку данный способ
федерального вмешательства в силу его
исключительности объективно предполагает
расширение полномочий федеральных органов
государственной власти, а также отдельные
ограничения прав и свобод граждан Российской
Федерации, иностранных граждан, лиц без
гражданства, проживающих или находящихся
на территории данного субъекта Федерации,
прав организаций и общественных объединений
и возложение на них дополнительных обязанностей,
он невозможен вне рамок особого правового
режима.
Особый правовой режим, вводимый
в условиях возникновения вооруженного
конфликта немеждународного характера,
- это режим, занимающий промежуточное
положение между режимами чрезвычайного
и военного положения. Вводимое данным
правовым режимом особое положение представляет
собой вводимый в соответствии с федеральным
законом на территории одного или нескольких
субъектов Российской Федерации правовой
режим деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности, их должностных
лиц, общественных объединений, допускающий
установленные названным законом отдельные
ограничения прав и свобод граждан Российской
Федерации, иностранных граждан, лиц без
гражданства, полномочий органов государственной
власти субъектов Федерации, прав организаций
и общественных объединений, а также возложение
на них дополнительных обязанностей. Такой
режим вводится Указом Президента Российской
Федерации на территории одного или нескольких
субъектов Российской Федерации в случае
возникновения там ситуации, по своему
характеру не подпадающей под обстоятельства
чрезвычайного положения, то есть наличия
фактических боевых действий федеральных
сил с незаконными вооруженными формированиями.
Указ Президента Российской Федерации
подлежит обязательному утверждению Советом
Федерации;
в-третьих, должны быть установлены
исчерпывающий перечень и пределы
ограничений прав и свобод
граждан, находящихся в зоне
действия данного правового режима.
Поскольку указанный правовой
режим является более "жестким" правовым
режимом по сравнению с режимом чрезвычайного
положения в силу обстоятельств его введения,
то и ограничения, вводимые данным правовым
режимом, носят более "жесткий характер".
В число таких ограничений должны входить
все ограничения, которые вводятся в условиях
чрезвычайного положения (ст. 11, 12, 13 Федерального
конституционного закона "О чрезвычайном
положении"), и некоторые ограничения,
предусмотренные ст. 7, 8 Федерального конституционного
закона "О военном положении".
Таким образом, можно сделать
вывод, что в настоящее время
действующее российское законодательство,
регулирующее федеральное вмешательство
с использованием Вооруженных
Сил Министерства обороны Российской
Федерации, других войск и военизированных
подразделений правоохранительных
органов в случае создания и деятельности
на территории субъекта Федерации незаконных
вооруженных формирований, достаточно
несовершенно. Несмотря на законодательное
закрепление возможности их использования
для обеспечения суверенитета, единства
и территориальной целостности государства,
защиты основных прав и свобод человека
и гражданина, основания применения этих
сил и средств в правовом отношении не
урегулированы. Правовые основания применения
названных сил и средств указываются в
Федеральных конституционных законах
"О чрезвычайном положении", "О
военном положении" и Федеральном законе
"О противодействии терроризму",
но данные Законы изначально не рассчитаны
на применение в ситуациях, когда на территории
одного или нескольких субъектов Федерации
имеет место вооруженный конфликт немеждународного
характера.
Вышесказанное предполагает
необходимость принятия в Российской
Федерации специального закона "Об
особом положении", предусматривающего
введение особого правового режима
на территории ведения боевых действий
между федеральными силами и незаконными
вооруженными формированиями. В этой связи
принятие закона, предусматривающего
исчерпывающий перечень необходимых ограничений
прав и свобод человека и гражданина на
период действия данного правового режима
и в той мере, в какой это необходимо для
обеспечения обороны страны и безопасности
государства, защиты прав и свобод граждан,
несомненно, сыграет положительную роль.
Наличие такого закона будет способствовать
уменьшению числа нарушений прав человека,
к сожалению, имеющих место в условиях
вооруженных конфликтов, в том числе в
ситуациях, когда государство вынуждено
против незаконных вооруженных формирований,
действующих на его территории, применять
вооруженную силу для обеспечения своего
суверенитета, единства и территориальной
целостности, защиты основных прав и свобод
человека и гражданина.
Лекция N 20. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ПРАВОВОГО РЕЖИМА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
ОПЕРАЦИИ
1. Понятие и сущность правового
режима антитеррористической операции.
2. Компетенция органов государственной
власти Российской Федерации
в условиях введения правового
режима антитеррористической операции.
1. Понятие и сущность правового
режима антитеррористической операции.
Общепризнанно, что правительство
каждого суверенного государства,
в том числе и Российской Федерации, не
только имеет право, но и несет обязанности
по защите единства и территориальной
целостности страны. Поэтому применение
государством в установленных пределах
и в соответствующей форме силы на своей
территории для защиты и сохранения существующего
конституционного строя является правомерным.
Государственная целостность - одна из
конституционных основ Российской Федерации.
Конституционные положения, закрепляющие
принцип целостности территории Российской
Федерации, выражает волю всего многонационального
народа России.
В настоящее время многие
страны мира напрямую столкнулись
с ситуациями резкого увеличения
числа преступлений террористического
характера, что стало серьезной
проблемой для безопасности и
даже для выживания человечества. Совершаемые
террористами взрывы домов, вагонов метро,
террористические акты на улицах, рынках,
стадионах, в торговых центрах, захваты
самолетов, автобусов, школ, театров, больниц,
сопровождаемые массовой гибелью граждан,
- все это приводит к росту политической,
межнациональной, национально-религиозной
напряженности как внутри страны, так
и на международной арене. Терроризм отравляет
горем, страхом и ненавистью человеческую
жизнь, то есть становится крайне негативным
явлением на общественном уровне, осложняющим
межчеловеческое и межцивилизационное
общение, что в перспективе приводит к
межнациональным или межрелигиозным конфликтам,
глубоким кризисам отношений, гуманитарным
катастрофам. Международный и внутригосударственный
терроризм является на сегодняшний день
одним из существенных факторов, подрывающих
национальную безопасность государств.
Причем новейшей тенденцией развития
современного терроризма становится его
структурное объединение и глобализация
целей; "местный" терроризм постепенно
становится составным элементом, ячейкой
международного, что существенно повышает
опасность данного явления для современного
цивилизационного уровня развития. В целом
это потенциальная опасность новых мировых
войн, истребления и деградации человечества.
К сожалению, эта проблема
не обошла стороной и Российскую
Федерацию. В конце 90-х годов
20 столетия Россия лицом к лицу
столкнулась с проявлениями терроризма:
захват больницы в Буденновске,
Кизляр, взрывы жилых домов в
Москве и других городах,
Беслан, события в Чеченской Республике.
Всем стало понятно, что террористическая
угроза это не что-то далекое и нереальное,
- это беда, которая уже пришла в наш общий
дом и требует к себе пристального внимания
и сосредоточения усилий всех и каждого
для ее предотвращения.
Терроризм - сложное системное
явление в общественно-политической
жизни государства. Он имеет
идеологическую, организационную, финансовую,
политическую, агитационно-пропагандистскую,
уголовную составляющие, свою питательную
среду, своих бойцов и лидеров
борьбы. Терроризм реализуется посредством
осуществления террористической деятельности,
включающей в себя:
а) организацию, планирование,
подготовку, финансирование и реализацию
террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому
акту;
в) организацию незаконного
вооруженного формирования, преступного
сообщества (преступной организации),
организованной группы для реализации
террористического акта, а равно
участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение
и использование террористов;
д) информационное или иное
пособничество в планировании, подготовке
или реализации террористического
акта;
е) пропаганду идей терроризма,
распространение материалов или
информации, призывающих к осуществлению
террористической деятельности
либо обосновывающих или оправдывающих
необходимость осуществления такой деятельности.
Террористическая деятельность
является совокупностью следующих
компонентов:
- деятельность по непосредственному
исполнению террористического акта;
- информационно-разведывательное
обеспечение теракта (сбор сведений об
объекте теракта, его окружении, маршрутах
движения, распространение сведений о
захваченных лицах, намерениях организации
и пр.);
- деятельность по хозяйственно-материальному
обеспечению террористической организации
и подготовке теракта ("изыскание"
транспортных и финансовых средств, орудий
совершения теракта, изготовление необходимых
документов, подбор и приобретение (наем,
покупка) мест дислокации участников организации,
содержание похищенных лиц и пр.);
- деятельность по подбору, обучению
и переподготовке членов организации,
изучение опыта деятельности
других террористических организаций
с целью его использования;
- организационно-управленческая
деятельность по руководству,
планированию, установлению и
поддержанию связей с партийными и государственными
структурами, с другими террористическими
организациями и т.п.
Следовательно, террористом
является человек, выполняющий
любую из указанных функций
(или их совокупность) для осуществления
террористического акта, будь то
руководство, разведка, охрана, материальное
обеспечение, исполнение, вербовка, обучение
и т.д.
Структура терроризма как
явления в общественной жизни
государства определяет системный
комплексный характер государственных
антитеррористических мер борьбы.
Направления этих антитеррористических
мер должны соответствовать структурным
составляющим терроризма и вестись одновременно
по всем направлениям сразу и в течение
всего необходимого для преодоления этого
явления времени.
Существует отличие между
двумя понятиями - антитеррористическая
и контртеррористическая борьба. Понятие
"антитерроризм" предполагает реакцию
на уже свершившиеся террористические
акты. Понятие "контртерроризм" предполагает
активную наступательную деятельность
по их предотвращению или решение проблемы
до ее возникновения.
Важнейшую роль в реализации
антитеррористической деятельности
государства играет законодательное
обеспечение этой деятельности.
Юридическое определение терроризму
и террористической акции в
Российской Федерации дано в
Федеральном законе от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ
"О противодействии терроризму" (в
ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)
<*>. В этом Федеральном законе определяются
правовые и организационные основы борьбы
с терроризмом в Российской Федерации,
порядок координации деятельности осуществляющих
борьбу с терроризмом федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
общественных объединений и организаций
независимо от форм собственности, должностных
лиц и отдельных граждан, а также права,
обязанности и гарантии граждан.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.
В соответствии с Законом под
терроризмом понимается идеология
насилия и практика воздействия
на принятие решения органами государственной
власти, органами местного самоуправления
или международными организациями, связанные
с устрашением населения и (или) иными
формами противоправных насильственных
действий.
Данный Федеральный закон
формулирует понятие террористического
акта, определяемого как совершение взрыва,
поджога или иных действий, устрашающих
население и создающих опасность гибели
человека, причинения значительного имущественного
ущерба либо наступления иных тяжких последствий,
в целях воздействия на принятие решения
органами власти или международными организациями,
а также угроза совершения указанных действий
в тех же целях.
Указанный Федеральный закон
устанавливает основные принципы
противодействия терроризму, правовые
и организационные основы профилактики
терроризма и борьбы с ним, минимизации
и (или) ликвидации последствий проявлений
терроризма, а также правовые и организационные
основы применения Вооруженных Сил Российской
Федерации в борьбе с терроризмом. В соответствии
со ст. 1 данного Закона правовую основу
противодействия терроризму составляют
Конституция Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного права,
международные договоры Российской Федерации,
настоящий Федеральный закон и другие
федеральные законы, нормативные правовые
акты Президента Российской Федерации,
нормативные правовые акты Правительства
Российской Федерации, а также принимаемые
в соответствии с ними нормативные правовые
акты других федеральных органов государственной
власти.