Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

--------------------------------

<*> В Государственной Думе  Российской Федерации только  рассматривается законопроект "О  статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий" (регистрационный номер законопроекта 34763-3).

во-первых, основания и условия  применения Вооруженных Сил Министерства обороны, других войск и военизированных  формирований других министерств и  служб. Как представляется, решение об их применении должен принимать Президент Российской Федерации в случае создания и деятельности на территории субъекта Федерации незаконных вооруженных формирований, деятельность которых направлена против суверенитета, единства и территориальной целостности Российской Федерации, а характер и масштабы их деятельности таковы, что разоружение и привлечение к ответственности участников этих незаконных формирований силами только правоохранительных органов невозможно в принципе;

 во-вторых, поскольку данный способ федерального вмешательства в силу его исключительности объективно предполагает расширение полномочий федеральных органов государственной власти, а также отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих или находящихся на территории данного субъекта Федерации, прав организаций и общественных объединений и возложение на них дополнительных обязанностей, он невозможен вне рамок особого правового режима.

 Особый правовой режим, вводимый в условиях возникновения вооруженного конфликта немеждународного характера, - это режим, занимающий промежуточное положение между режимами чрезвычайного и военного положения. Вводимое данным правовым режимом особое положение представляет собой вводимый в соответствии с федеральным законом на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные названным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, полномочий органов государственной власти субъектов Федерации, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Такой режим вводится Указом Президента Российской Федерации на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации в случае возникновения там ситуации, по своему характеру не подпадающей под обстоятельства чрезвычайного положения, то есть наличия фактических боевых действий федеральных сил с незаконными вооруженными формированиями. Указ Президента Российской Федерации подлежит обязательному утверждению Советом Федерации;

 в-третьих, должны быть установлены  исчерпывающий перечень и пределы  ограничений прав и свобод  граждан, находящихся в зоне  действия данного правового режима. Поскольку указанный правовой режим является более "жестким" правовым режимом по сравнению с режимом чрезвычайного положения в силу обстоятельств его введения, то и ограничения, вводимые данным правовым режимом, носят более "жесткий характер". В число таких ограничений должны входить все ограничения, которые вводятся в условиях чрезвычайного положения (ст. 11, 12, 13 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"), и некоторые ограничения, предусмотренные ст. 7, 8 Федерального конституционного закона "О военном положении".

 Таким образом, можно сделать  вывод, что в настоящее время  действующее российское законодательство, регулирующее федеральное вмешательство  с использованием Вооруженных  Сил Министерства обороны Российской  Федерации, других войск и военизированных  подразделений правоохранительных органов в случае создания и деятельности на территории субъекта Федерации незаконных вооруженных формирований, достаточно несовершенно. Несмотря на законодательное закрепление возможности их использования для обеспечения суверенитета, единства и территориальной целостности государства, защиты основных прав и свобод человека и гражданина, основания применения этих сил и средств в правовом отношении не урегулированы. Правовые основания применения названных сил и средств указываются в Федеральных конституционных законах "О чрезвычайном положении", "О военном положении" и Федеральном законе "О противодействии терроризму", но данные Законы изначально не рассчитаны на применение в ситуациях, когда на территории одного или нескольких субъектов Федерации имеет место вооруженный конфликт немеждународного характера.

 Вышесказанное предполагает  необходимость принятия в Российской  Федерации специального закона "Об  особом положении", предусматривающего  введение особого правового режима  на территории ведения боевых действий между федеральными силами и незаконными вооруженными формированиями. В этой связи принятие закона, предусматривающего исчерпывающий перечень необходимых ограничений прав и свобод человека и гражданина на период действия данного правового режима и в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты прав и свобод граждан, несомненно, сыграет положительную роль. Наличие такого закона будет способствовать уменьшению числа нарушений прав человека, к сожалению, имеющих место в условиях вооруженных конфликтов, в том числе в ситуациях, когда государство вынуждено против незаконных вооруженных формирований, действующих на его территории, применять вооруженную силу для обеспечения своего суверенитета, единства и территориальной целостности, защиты основных прав и свобод человека и гражданина.

Лекция N 20. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 ПРАВОВОГО РЕЖИМА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ  ОПЕРАЦИИ

1. Понятие и сущность правового  режима антитеррористической операции.

2. Компетенция органов государственной  власти Российской Федерации  в условиях введения правового  режима антитеррористической операции.

1. Понятие и сущность правового  режима антитеррористической операции. Общепризнанно, что правительство  каждого суверенного государства, в том числе и Российской Федерации, не только имеет право, но и несет обязанности по защите единства и территориальной целостности страны. Поэтому применение государством в установленных пределах и в соответствующей форме силы на своей территории для защиты и сохранения существующего конституционного строя является правомерным. Государственная целостность - одна из конституционных основ Российской Федерации. Конституционные положения, закрепляющие принцип целостности территории Российской Федерации, выражает волю всего многонационального народа России.

 В настоящее время многие  страны мира напрямую столкнулись  с ситуациями резкого увеличения  числа преступлений террористического  характера, что стало серьезной  проблемой для безопасности и даже для выживания человечества. Совершаемые террористами взрывы домов, вагонов метро, террористические акты на улицах, рынках, стадионах, в торговых центрах, захваты самолетов, автобусов, школ, театров, больниц, сопровождаемые массовой гибелью граждан, - все это приводит к росту политической, межнациональной, национально-религиозной напряженности как внутри страны, так и на международной арене. Терроризм отравляет горем, страхом и ненавистью человеческую жизнь, то есть становится крайне негативным явлением на общественном уровне, осложняющим межчеловеческое и межцивилизационное общение, что в перспективе приводит к межнациональным или межрелигиозным конфликтам, глубоким кризисам отношений, гуманитарным катастрофам. Международный и внутригосударственный терроризм является на сегодняшний день одним из существенных факторов, подрывающих национальную безопасность государств. Причем новейшей тенденцией развития современного терроризма становится его структурное объединение и глобализация целей; "местный" терроризм постепенно становится составным элементом, ячейкой международного, что существенно повышает опасность данного явления для современного цивилизационного уровня развития. В целом это потенциальная опасность новых мировых войн, истребления и деградации человечества.

 К сожалению, эта проблема  не обошла стороной и Российскую  Федерацию. В конце 90-х годов  20 столетия Россия лицом к лицу  столкнулась с проявлениями терроризма: захват больницы в Буденновске,  Кизляр, взрывы жилых домов в  Москве и других городах,  Беслан, события в Чеченской Республике. Всем стало понятно, что террористическая угроза это не что-то далекое и нереальное, - это беда, которая уже пришла в наш общий дом и требует к себе пристального внимания и сосредоточения усилий всех и каждого для ее предотвращения.

 Терроризм - сложное системное  явление в общественно-политической  жизни государства. Он имеет  идеологическую, организационную, финансовую, политическую, агитационно-пропагандистскую, уголовную составляющие, свою питательную  среду, своих бойцов и лидеров борьбы. Терроризм реализуется посредством осуществления террористической деятельности, включающей в себя:

 а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию  террористического акта;

 б) подстрекательство к террористическому акту;

 в) организацию незаконного  вооруженного формирования, преступного  сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации  террористического акта, а равно  участие в такой структуре;

 г) вербовку, вооружение, обучение  и использование террористов;

 д) информационное или иное  пособничество в планировании, подготовке  или реализации террористического  акта;

 е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или  информации, призывающих к осуществлению  террористической деятельности  либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

 Террористическая деятельность  является совокупностью следующих  компонентов:

- деятельность по непосредственному  исполнению террористического акта;

- информационно-разведывательное обеспечение теракта (сбор сведений об объекте теракта, его окружении, маршрутах движения, распространение сведений о захваченных лицах, намерениях организации и пр.);

- деятельность по хозяйственно-материальному  обеспечению террористической организации и подготовке теракта ("изыскание" транспортных и финансовых средств, орудий совершения теракта, изготовление необходимых документов, подбор и приобретение (наем, покупка) мест дислокации участников организации, содержание похищенных лиц и пр.);

- деятельность по подбору, обучению  и переподготовке членов организации,  изучение опыта деятельности  других террористических организаций  с целью его использования;

- организационно-управленческая  деятельность по руководству,  планированию, установлению и  поддержанию связей с партийными и государственными структурами, с другими террористическими организациями и т.п.

 Следовательно, террористом  является человек, выполняющий  любую из указанных функций  (или их совокупность) для осуществления  террористического акта, будь то руководство, разведка, охрана, материальное обеспечение, исполнение, вербовка, обучение и т.д.

 Структура терроризма как  явления в общественной жизни  государства определяет системный  комплексный характер государственных  антитеррористических мер борьбы. Направления этих антитеррористических мер должны соответствовать структурным составляющим терроризма и вестись одновременно по всем направлениям сразу и в течение всего необходимого для преодоления этого явления времени.

 Существует отличие между двумя понятиями - антитеррористическая и контртеррористическая борьба. Понятие "антитерроризм" предполагает реакцию на уже свершившиеся террористические акты. Понятие "контртерроризм" предполагает активную наступательную деятельность по их предотвращению или решение проблемы до ее возникновения.

 Важнейшую роль в реализации  антитеррористической деятельности  государства играет законодательное  обеспечение этой деятельности. Юридическое определение терроризму  и террористической акции в  Российской Федерации дано в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ) <*>. В этом Федеральном законе определяются правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

В соответствии с Законом под  терроризмом понимается идеология  насилия и практика воздействия  на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

 Данный Федеральный закон  формулирует понятие террористического акта, определяемого как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

 Указанный Федеральный закон  устанавливает основные принципы  противодействия терроризму, правовые  и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. В соответствии со ст. 1 данного Закона правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел