Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3605.
В связи с тем, что в настоящее время "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы", правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел в условиях ведения особых правовых режимов предполагает использование этих принципов и норм, в частности международных стандартов, касающихся непосредственной деятельности по обеспечению прав и свобод граждан. Такие стандарты содержатся во многих международных договорах Российской Федерации и в ряде международных документов, носящих рекомендательный характер, но официально поддержанных и принятых Россией к исполнению. Применительно к органам внутренних дел необходимо выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ООН - 1979 г.) <*>, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (ООН - 1990 г.) <**> и некоторые другие <***>.
------------------------------
<*> Кодекс поведения должностных
лиц по поддержанию
<**> Сборник стандартов и
норм ООН в области
<***> В этой связи необходимо отметить, что в Федеральном законе "О противодействии терроризму" в ст. 22 закрепляется, что лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными.
В настоящее время содержание этих документов уже не является недоступным, хотя еще имеются серьезные недостатки по их распространению среди должностных лиц и рядовых сотрудников МВД, несмотря на то, что в резолюции VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями предлагается "государствам-членам довести основные принципы до сведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и других работников органов исполнительной власти, судей, юристов, законодательных органов и населения в целом". Российская Федерация на себя эти обязательства приняла. Эти документы содержат принципы, которые должны лежать в основе деятельности органов внутренних дел: "недопущение пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания лиц, а также проведение их ссылками на распоряжение вышестоящих лиц или исключительные обстоятельства, любое чрезвычайное положение" (ст. 5 Кодекса); неизменное уважение и защита достоинства и прав каждого человека (ст. 2 Кодекса); использование должностными лицами по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, ненасильственных средств до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия (ст. 4 Основных принципов); неприменение огнестрельного оружия против людей, за исключением случаев самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения (ст. 4 Основных принципов); применение должностными лицами по поддержанию правопорядка при разгоне собраний насильственным образом огнестрельного оружия лишь в том случае, когда нельзя применять менее опасные средства, и лишь в той мере, в какой это минимально необходимо (ст. 14 Основных принципов) и др.
Кодекс предусматривает
------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3605.
3. Вопросы социальной защиты
сотрудников органов
Кроме того, необходимость законодательного урегулирования подобного рода ситуаций объясняется еще и тем, что реализация особых правовых режимов предполагает формирование специальных прав у субъектов их осуществления. Таковыми субъектами являются население, сотрудники и должностные лица органов государственной власти, сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации. Наделение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации специальным правовым статусом обусловлено спецификой и сложностью задач, решаемых ими с риском для жизни в условиях особых правовых режимов, и предполагает право на льготы, компенсации, различные виды помощи.
В этой связи Федеральный
закон "О противодействии
1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;
2) лица, содействующие на постоянной
или временной основе
3) члены семей лиц, указанных
в пунктах 1 и 2 настоящей части,
если необходимость в
Социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20 названного Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае
гибели лица, принимавшего участие
в осуществлении мероприятия
по борьбе с терроризмом,
В случае
если лицо, принимавшее участие
в осуществлении мероприятия
по борьбе с терроризмом,
Если
имущество лица, принимавшего участие
в осуществлении мероприятия
по борьбе с терроризмом,
При
одновременном возникновении в
соответствии с
Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим
и сотрудникам федеральных