Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3605.

В связи с тем, что в настоящее  время "общепризнанные принципы и  нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы", правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел в условиях ведения особых правовых режимов предполагает использование этих принципов и норм, в частности международных стандартов, касающихся непосредственной деятельности по обеспечению прав и свобод граждан. Такие стандарты содержатся во многих международных договорах Российской Федерации и в ряде международных документов, носящих рекомендательный характер, но официально поддержанных и принятых Россией к исполнению. Применительно к органам внутренних дел необходимо выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (ООН - 1979 г.) <*>, Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка (ООН - 1990 г.) <**> и некоторые другие <***>.

--------------------------------

<*> Кодекс поведения должностных  лиц по поддержанию правопорядка // СССР и международное сотрудничество  в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 5.

<**> Сборник стандартов и  норм ООН в области предупреждения  преступлений и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.

<***> В этой связи необходимо  отметить, что в Федеральном законе "О противодействии терроризму" в ст. 22 закрепляется, что лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными.

В настоящее время содержание этих документов уже не является недоступным, хотя еще имеются серьезные недостатки по их распространению среди должностных лиц и рядовых сотрудников МВД, несмотря на то, что в резолюции VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями предлагается "государствам-членам довести основные принципы до сведения должностных лиц по поддержанию правопорядка и других работников органов исполнительной власти, судей, юристов, законодательных органов и населения в целом". Российская Федерация на себя эти обязательства приняла. Эти документы содержат принципы, которые должны лежать в основе деятельности органов внутренних дел: "недопущение пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания лиц, а также проведение их ссылками на распоряжение вышестоящих лиц или исключительные обстоятельства, любое чрезвычайное положение" (ст. 5 Кодекса); неизменное уважение и защита достоинства и прав каждого человека (ст. 2 Кодекса); использование должностными лицами по поддержанию правопорядка при осуществлении своих функций, насколько это возможно, ненасильственных средств до вынужденного применения силы или огнестрельного оружия (ст. 4 Основных принципов); неприменение огнестрельного оружия против людей, за исключением случаев самообороны или защиты других лиц от неминуемой угрозы смерти или серьезного ранения (ст. 4 Основных принципов); применение должностными лицами по поддержанию правопорядка при разгоне собраний насильственным образом огнестрельного оружия лишь в том случае, когда нельзя применять менее опасные средства, и лишь в той мере, в какой это минимально необходимо (ст. 14 Основных принципов) и др.

 Кодекс предусматривает жесткий  контроль соблюдения законности  при применении силы: "Произвольное  или злонамеренное применение  силы или огнестрельного оружия рассматривается как уголовное преступление". Более того, "приказ не может рассматриваться как оправдание незаконного применения оружия подчиненным. Отказ от таких действий не должен повлечь за собой никаких уголовных или дисциплинарных мер". Изменения в Кодексе возможны только в сторону ужесточения правил поведения должностных лиц. Хотя обязанность исполнения этих принципов нормативно не закреплена, она следует из Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, где в ст. 3 говорится, что МВД России руководствуется в своей деятельности не только внутригосударственным законодательством, но и "общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации" <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 30. Ст. 3605.

3. Вопросы социальной защиты  сотрудников органов внутренних  дел в условиях особых правовых  режимов. Использование государством  таких крайних способов обеспечения  конституционной безопасности, защиты  прав и свобод человека и гражданина, как введение особых правовых режимов, как уже говорилось, объективно предполагает ограничение некоторых прав граждан, за счет чего происходит расширение полномочий федеральных органов государственной власти и их должностных лиц. Соответственно детальная регламентация правового статуса должностных лиц федеральных органов государственной власти, участвующих в осуществлении особого правового режима, будь то режим чрезвычайного положения или правовой режим антитеррористической операции, определяющая их права, обязанности, конкретную юридическую ответственность, позволяет обеспечить такой правовой порядок, при котором указанное расширение полномочий не нарушало бы действующее законодательство и правопорядок.

 Кроме того, необходимость законодательного урегулирования подобного рода ситуаций объясняется еще и тем, что реализация особых правовых режимов предполагает формирование специальных прав у субъектов их осуществления. Таковыми субъектами являются население, сотрудники и должностные лица органов государственной власти, сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации. Наделение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации специальным правовым статусом обусловлено спецификой и сложностью задач, решаемых ими с риском для жизни в условиях особых правовых режимов, и предполагает право на льготы, компенсации, различные виды помощи.

 В этой связи Федеральный  закон "О противодействии терроризму" в ст. 20 содержит гарантии прав лиц, участвующих в противодействии терроризму. В соответствии с данной статьей названные лица находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся:

1) военнослужащие, сотрудники и  специалисты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом;

2) лица, содействующие на постоянной  или временной основе федеральным  органам исполнительной власти, осуществляющим борьбу с терроризмом,  в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористических актов и минимизации их последствий;

3) члены семей лиц, указанных  в пунктах 1 и 2 настоящей части,  если необходимость в обеспечении  их защиты вызвана участием  указанных лиц в борьбе с  терроризмом.

 Социальная  защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20 названного Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 В случае  гибели лица, принимавшего участие  в осуществлении мероприятия  по борьбе с терроризмом, членам  семьи погибшего и лицам, находившимся  на его иждивении, выплачивается  единовременное пособие в размере  шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца.

 В случае  если лицо, принимавшее участие  в осуществлении мероприятия  по борьбе с терроризмом, получило  увечье, повлекшее за собой наступление  инвалидности, этому лицу за счет  средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ситуации, если указанное лицо получило ранение, не повлекшее за собой наступления инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста тысяч рублей.

 Если  имущество лица, принимавшего участие  в осуществлении мероприятия  по борьбе с терроризмом, утрачено  или повреждено, это лицо имеет  право на возмещение его стоимости  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 При  одновременном возникновении в  соответствии с законодательством  Российской Федерации нескольких  оснований для указанных единовременных  выплат выплата осуществляется  по одному основанию по выбору  получателя.

 Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня. Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

 Военнослужащим  и сотрудникам федеральных органов  исполнительной власти, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации устанавливаются оклады по воинским должностям (должностные оклады) с учетом повышения, а также могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.




Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел