Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
События в Чеченской
Силы и средства, которые использовались государством в этих событиях, способы и методы действий органов государственной власти явно не вписывались в правовые рамки чрезвычайного положения. Фактически на территории субъекта Федерации велись боевые действия, в международном праве определяемые как вооруженный конфликт немеждународного характера, что и нашло свое подтверждение в соответствующем решении Конституционного Суда Российской Федерации в 1995 г. <*> В Особом мнении по данному делу судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука при характеристике ситуации, сложившейся на тот момент в Чеченской Республике, также используется этот термин.
------------------------------
<*> То, что на территории Чеченской Республики имел место именно вооруженный конфликт, подтверждается и многими нормативными правовыми актами, определяющими ситуацию в Чечне. См., например: Федеральный закон "О распространении действия Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений МВД РФ, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1923; Постановление Государственной Думы "Об объявлении амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в Чеченской Республике" // СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1290; Постановление Правительства РФ "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4988.
Несмотря на то что в настоящее время российское законодательство, регулирующее подобного рода действия в качестве особой меры обеспечения конституционного порядка и защиты прав и свобод человека и гражданина, еще достаточно несовершенно, тем не менее нормы права, в частности международного, не запрещают государствам прибегать к применению военной силы для разрешения внутренних конфликтов. Международное право лишь ограничивает средства и методы действий, которые государство может использовать для восстановления законности и конституционного правопорядка.
До недавнего времени подавляющее большинство норм международного гуманитарного права предназначалось для урегулирования общественных отношений в условиях вооруженных столкновений между государствами (из 500 положений Женевских конвенций с Дополнительными протоколами к ним только 20 были посвящены вооруженным конфликтам немеждународного характера). Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. изначально предназначались для регулирования отношений, возникающих в условиях вооруженных конфликтов или войн и затрагивающих вопросы суверенности государств. Принцип государственного суверенитета - один из основных принципов современного международного права. В соответствии с ним государства самостоятельно определяют свой путь развития, политическую и экономическую системы, направление внешней политики и взаимоотношения с каждым конкретным государством и с международным сообществом в целом.
Поэтому любые попытки
Кроме того, распространение
норм международного
------------------------------
<*> Считается, что повстанцы могут иметь правовой статус согласно международному праву в случае, если они признаны таковыми. Подобная ситуация не складывалась в течение многих лет. Официальное заявление о признании повстанцев в качестве воюющей стороны в последний раз было сделано в 1902 г. во время англо-бурской войны. В Нигерии во время вооруженного конфликта в 1967 - 1970 гг. его стороны сделали односторонние заявления о том, что они будут применять некоторые правила Женевских конвенций 1949 г. к враждебной стороне. См.: де Кастро А.Г.Ф. Международно-правовая регламентация внутренних вооруженных конфликтов // Московский журнал международного права. 2000. N 1. С. 95.
В настоящее время государства, безусловно, осознали необходимость правового урегулирования вооруженных конфликтов немеждународного характера. Во-первых, очевидно, что вооруженные конфликты немеждународного характера причиняют столь же глубокие страдания людям и также ведут к разрушениям материальных ценностей, как и войны между государствами. Разрушительные последствия гражданских войн (в России в 1920-е гг., в Испании в 1930-е гг. и т.д.) по своим масштабам даже превосходили последствия многих международных войн. Современная ситуация в Руанде, Югославии, Чеченской Республике, Российской Федерации только подтверждают необходимость создания международных правил, регулирующих отношения в условиях внутреннего вооруженного конфликта.
Во-вторых, после Второй мировой
войны колоссальное развитие
получили идеи прав человека.
Чудовищной особенностью этой
войны явились массовые
Включение в Женевские
Впервые определение вооруженного конфликта немеждународного характера дается в статье 1 "Основная сфера применения" Дополнительного протокола N 2 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. Под вооруженным конфликтом немеждународного характера понимаются "вооруженные конфликты на территории какой-либо Высокой Договаривающейся Стороны между ее вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол".
Лица, входящие в состав
Кроме того, Дополнительный протокол N 2 проводит различие между режимом чрезвычайного положения и вооруженным конфликтом немеждународного характера. "Случаи нарушения внутреннего порядка и возникновение обстановки внутренней напряженности, беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера... не являются вооруженными конфликтами" (п. 2 ст. 1).
Анализ норм Дополнительного
протокола N 2 позволяет выделить
следующие критерии, позволяющие
его применять в случае
- правительство и незаконные
вооруженные формирования, действующие
на части территории страны, противостоят
друг другу в боях с
- органы государственной власти используют вооруженные силы страны, потому что не могут контролировать ситуацию на данной территории полицейскими силами;
- незаконные вооруженные
Анализ международной
------------------------------
<*> Дипломатический вестник. 1993. N 3. С. 36.
<**> См.: О нарушениях прав
человека в Чеченской