Противодействие терроризму
в Российской Федерации основывается
на следующих основных принципах:
1) обеспечения и защиты основных
прав и свобод человека и
гражданина;
2) законности;
3) приоритета защиты прав и
законных интересов лиц, подвергающихся
террористической опасности;
4) неотвратимости наказания за осуществление
террористической деятельности;
5) системности и комплексного
использования политических, информационно-пропагандистских,
социально-экономических, правовых,
специальных и иных мер противодействия
терроризму;
6) сотрудничества государства с
общественными и религиозными объединениями,
международными и иными организациями,
гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритета мер предупреждения
терроризма;
8) единоначалия в руководстве
привлекаемыми силами и средствами
при проведении контртеррористических
операций;
9) сочетания гласных и негласных
методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальности сведений
о специальных средствах, технических
приемах, тактике осуществления
мероприятий по борьбе с терроризмом,
а также о составе их участников;
11) недопустимости политических
уступок террористам;
12) минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма;
13) соразмерности мер противодействия
терроризму степени террористической
опасности.
Борьба государства с преступлениями
террористического характера может осуществляться,
в том числе и путем проведения контртеррористических
операций. В соответствии с действующим
Федеральным законом под контртеррористической
операцией понимается комплекс специальных,
оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий
с применением боевой техники, оружия
и специальных средств по пресечению террористического
акта, обезвреживанию террористов, обеспечению
безопасности физических лиц, организаций
и учреждений, а также по минимизации последствий
террористического акта. Зона проведения
контртеррористической операции включает
в себя отдельные участки местности или
акватории, транспортное средство, здание,
строение, сооружение, помещение и прилегающие
к ним территории или акватории, в пределах
которых проводится указанная операция.
В целях пресечения и раскрытия
террористического акта, минимизации
его последствий и защиты жизненно
важных интересов личности, общества
и государства по решению должностного
лица, принявшего решение о проведении
контртеррористической операции, в пределах
территории ее проведения может вводиться
правовой режим контртеррористической
операции на период ее проведения. Правовой
режим в зоне проведения контртеррористической
операции поддерживается посредством
предоставления прав лицам, проводящим
указанную операцию, исходя из складывающейся
обстановки на применение административно-предупредительных
и административно-пресекательных мер
воздействия.
Решение о введении правового
режима контртеррористической операции
(включая определение территории (перечня
объектов), в пределах которой (на которых)
такой режим вводится, и перечня применяемых
мер и временных ограничений) и решение
об отмене правового режима контртеррористической
операции подлежат незамедлительному
обнародованию.
2. Компетенция органов государственной
власти Российской Федерации
в условиях введения правового
режима антитеррористической операции.
Федеральный закон закрепляет
полномочия органов государственной
власти по осуществлению противодействия
терроризму.
Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления
государственной политики в области
противодействия терроризму;
2) устанавливает компетенцию федеральных
органов исполнительной власти,
руководство деятельностью которых
он осуществляет, по борьбе с терроризмом;
3) принимает решение в установленном
порядке об использовании за
пределами территории Российской
Федерации формирований Вооруженных
Сил Российской Федерации и
подразделений специального назначения
для борьбы с террористической
деятельностью, осуществляемой против
Российской Федерации либо граждан Российской
Федерации или лиц без гражданства, постоянно
проживающих в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации:
1) определяет компетенцию федеральных
органов исполнительной власти,
руководство деятельностью которых оно
осуществляет, в области противодействия
терроризму;
2) организует разработку и осуществление
мер по предупреждению терроризма
и минимизации и (или) ликвидации
последствий проявлений терроризма;
3) организует обеспечение деятельности
федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления по противодействию терроризму
необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Федеральные органы исполнительной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления осуществляют
противодействие терроризму в пределах
своих полномочий.
В целях обеспечения координации
деятельности федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления по
противодействию терроризму по решению
Президента Российской Федерации могут
формироваться органы в составе представителей
федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и иных
лиц. Для реализации решений указанных
органов могут издаваться акты (совместные
акты) указанных органов, представители
которых входят в состав соответствующего
органа.
Борьба с преступлениями
террористического характера в
случае, если его пресечение иными
силами или способами невозможно,
осуществляется посредством проведения
антитеррористических операций, под
которыми понимаются комплекс
специальных, оперативно-боевых,
войсковых и иных мероприятий с применением
боевой техники, оружия и специальных
средств по пресечению террористического
акта, обезвреживанию террористов, обеспечению
безопасности физических лиц, организаций
и учреждений, а также по минимизации последствий
террористического акта.
Решения о проведении контртеррористической
операции и о ее прекращении
принимает руководитель федерального
органа исполнительной власти
в области обеспечения безопасности
либо по его указанию иное
должностное лицо федерального
органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности, либо руководитель
территориального органа федерального
органа исполнительной власти в области
обеспечения безопасности, если руководителем
федерального органа исполнительной власти
в области обеспечения безопасности не
принято иное решение.
В случае если для проведения
контртеррористической операции
требуются значительные силы
и средства и она охватывает
территорию, на которой проживает
значительное число людей, руководитель
федерального органа исполнительной
власти в области обеспечения безопасности
уведомляет о введении правового режима
контртеррористической операции и о территории,
в пределах которой она проводится, Президента
Российской Федерации, Председателя Правительства
Российской Федерации, Председателя Совета
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации, Председателя Государственной
Думы Федерального Собрания Российской
Федерации, Генерального Прокурора Российской
Федерации и при необходимости иных должностных
лиц.
В целях пресечения и раскрытия
террористического акта, минимизации
его последствий и защиты жизненно
важных интересов личности, общества
и государства по решению должностного
лица, принявшего в соответствии
с ч. 2 ст. 12 названного Федерального
закона решение о проведении контртеррористической
операции, в пределах территории ее проведения
может вводиться правовой режим контртеррористической
операции на период ее проведения. Решение
о введении правового режима контртеррористической
операции (включая определение территории
(перечня объектов), в пределах которой
(на которых) такой режим вводится, и перечня
применяемых мер и временных ограничений)
и решение об отмене правового режима
контртеррористической операции подлежат
незамедлительному обнародованию.
На территории (объектах), в пределах
которой (на которых) введен правовой режим
контртеррористической операции, в порядке,
предусмотренном законодательством Российской
Федерации, на период проведения контртеррористической
операции допускается применение следующих
мер и временных ограничений:
1) проверки у физических лиц
документов, удостоверяющих их личность,
а в случае отсутствия таких
документов - доставления указанных
лиц в органы внутренних дел
Российской Федерации (иные компетентные
органы) для установления личности;
2) удаления физических лиц с
отдельных участков местности
и объектов, а также отбуксировки
транспортных средств;
3) усиления охраны общественного
порядка, объектов, подлежащих государственной
охране, и объектов, обеспечивающих
жизнедеятельность населения и функционирование
транспорта, а также объектов, имеющих
особую материальную, историческую, научную,
художественную или культурную ценность;
4) ведения контроля телефонных
переговоров и иной информации,
передаваемой по каналам телекоммуникационных
систем, а также осуществления поиска
на каналах электрической связи и в почтовых
отправлениях в целях выявления информации
об обстоятельствах совершения террористического
акта, о лицах, его подготовивших и совершивших,
и в целях предупреждения совершения других
террористических актов;
5) использования транспортных
средств, принадлежащих организациям
независимо от форм собственности
(за исключением транспортных
средств дипломатических представительств,
консульских и иных учреждений
иностранных государств и международных
организаций), а в неотложных случаях и
транспортных средств, принадлежащих
физическим лицам, для доставления лиц,
нуждающихся в срочной медицинской помощи,
в лечебные учреждения, а также для преследования
лиц, подозреваемых в совершении террористического
акта, если промедление может создать
реальную угрозу жизни или здоровью людей.
Порядок возмещения расходов, связанных
с таким использованием транспортных
средств, определяется Правительством
Российской Федерации;
6) приостановления деятельности
опасных производств и организаций, в
которых используются взрывчатые, радиоактивные,
химически и биологически опасные вещества;
7) приостановления оказания услуг
связи юридическим и физическим
лицам или ограничения использования
сетей связи и средств связи;
8) временного отселения физических
лиц, проживающих в пределах
территории, на которой введен
правовой режим контртеррористической
операции, в безопасные районы
с обязательным предоставлением
таким лицам стационарных или
временных жилых помещений;
9) введения карантина, проведения
санитарно-противоэпидемических, ветеринарных
и других карантинных мероприятий;
10) ограничения движения транспортных
средств и пешеходов на улицах,
дорогах, отдельных участках местности
и объектах;
11) беспрепятственного проникновения
лиц, проводящих контртеррористическую
операцию, в жилые и иные принадлежащие
физическим лицам помещения и на принадлежащие
им земельные участки, на территории и
в помещения организаций независимо от
форм собственности для осуществления
мероприятий по борьбе с терроризмом;
12) проведения при проходе (проезде)
на территорию, в пределах которой
введен правовой режим контртеррористической
операции, и при выходе (выезде) с
указанной территории досмотра
физических лиц и находящихся
при них вещей, а также досмотра
транспортных средств и провозимых на
них вещей, в том числе с применением технических
средств;
13) ограничения или запрещения
продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ, специальных средств
и ядовитых веществ, установления
особого режима оборота лекарственных
средств и препаратов, содержащих наркотические
средства, психотропные или сильнодействующие
вещества, этилового спирта, алкогольной
и спиртосодержащей продукции (ч. 3 ст.
11).
На отдельных участках территории
(объектах), в пределах которой (на
которых) введен правовой режим контртеррористической
операции, могут устанавливаться (вводиться)
как весь комплекс мер и временных ограничений,
так и отдельные меры и временные ограничения.
Необходимо отметить, что в
Федеральном законе "О противодействии
терроризму" впервые в отечественном
законодательстве закрепляется не только
возможность использования Вооруженных
Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом,
но и в ст. 6 регламентируется порядок их
применения. В борьбе с терроризмом Вооруженные
Силы Российской Федерации могут применяться:
1) для пресечения полетов воздушных
судов, используемых для совершения
террористического акта либо
захваченных террористами;
2) для пресечения террористических
актов во внутренних водах
и в территориальном море Российской
Федерации, на объектах морской производственной
деятельности, расположенных на континентальном
шельфе Российской Федерации, а также
для обеспечения безопасности национального
морского судоходства;
3) для участия в проведении
контртеррористической операции в порядке,
предусмотренном указанным Федеральным
законом;
4) для пресечения международной
террористической деятельности
за пределами территории Российской
Федерации.