Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Противодействие терроризму  в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) обеспечения и защиты основных  прав и свобод человека и  гражданина;

2) законности;

3) приоритета защиты прав и  законных интересов лиц, подвергающихся  террористической опасности;

4) неотвратимости наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системности и комплексного  использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия  терроризму;

6) сотрудничества государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритета мер предупреждения  терроризма;

8) единоначалия в руководстве  привлекаемыми силами и средствами  при проведении контртеррористических операций;

9) сочетания гласных и негласных  методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальности сведений  о специальных средствах, технических  приемах, тактике осуществления  мероприятий по борьбе с терроризмом,  а также о составе их участников;

11) недопустимости политических  уступок террористам;

12) минимизации и (или) ликвидации  последствий проявлений терроризма;

13) соразмерности мер противодействия  терроризму степени террористической  опасности.

 Борьба государства с преступлениями террористического характера может осуществляться, в том числе и путем проведения контртеррористических операций. В соответствии с действующим Федеральным законом под контртеррористической операцией понимается комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. Зона проведения контртеррористической операции включает в себя отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

 В целях пресечения и раскрытия  террористического акта, минимизации  его последствий и защиты жизненно  важных интересов личности, общества  и государства по решению должностного  лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции поддерживается посредством предоставления прав лицам, проводящим указанную операцию, исходя из складывающейся обстановки на применение административно-предупредительных и административно-пресекательных мер воздействия.

 Решение о введении правового  режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

2. Компетенция органов государственной  власти Российской Федерации  в условиях введения правового  режима антитеррористической операции.

 Федеральный закон закрепляет  полномочия органов государственной  власти по осуществлению противодействия  терроризму.

 Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления  государственной политики в области  противодействия терроризму;

2) устанавливает компетенцию федеральных  органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых  он осуществляет, по борьбе с терроризмом;

3) принимает решение в установленном  порядке об использовании за  пределами территории Российской  Федерации формирований Вооруженных  Сил Российской Федерации и  подразделений специального назначения  для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.

 Правительство Российской Федерации:

1) определяет компетенцию федеральных  органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму;

2) организует разработку и осуществление  мер по предупреждению терроризма  и минимизации и (или) ликвидации  последствий проявлений терроризма;

3) организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

 Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

 В целях обеспечения координации  деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.

 Борьба с преступлениями  террористического характера в  случае, если его пресечение иными  силами или способами невозможно, осуществляется посредством проведения  антитеррористических операций, под  которыми понимаются комплекс  специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

 Решения о проведении контртеррористической  операции и о ее прекращении  принимает руководитель федерального  органа исполнительной власти  в области обеспечения безопасности  либо по его указанию иное  должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

 В случае если для проведения  контртеррористической операции  требуются значительные силы  и средства и она охватывает  территорию, на которой проживает  значительное число людей, руководитель  федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности уведомляет о введении правового режима контртеррористической операции и о территории, в пределах которой она проводится, Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Генерального Прокурора Российской Федерации и при необходимости иных должностных лиц.

 В целях пресечения и раскрытия  террористического акта, минимизации  его последствий и защиты жизненно  важных интересов личности, общества  и государства по решению должностного  лица, принявшего в соответствии  с ч. 2 ст. 12 названного Федерального  закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

 На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверки у физических лиц  документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких  документов - доставления указанных  лиц в органы внутренних дел  Российской Федерации (иные компетентные  органы) для установления личности;

2) удаления физических лиц с  отдельных участков местности  и объектов, а также отбуксировки  транспортных средств;

3) усиления охраны общественного  порядка, объектов, подлежащих государственной  охране, и объектов, обеспечивающих  жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведения контроля телефонных  переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществления поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использования транспортных  средств, принадлежащих организациям  независимо от форм собственности  (за исключением транспортных  средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений  иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановления деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановления оказания услуг  связи юридическим и физическим  лицам или ограничения использования  сетей связи и средств связи;

8) временного отселения физических  лиц, проживающих в пределах  территории, на которой введен  правовой режим контртеррористической  операции, в безопасные районы  с обязательным предоставлением  таким лицам стационарных или  временных жилых помещений;

9) введения карантина, проведения  санитарно-противоэпидемических, ветеринарных  и других карантинных мероприятий;

10) ограничения движения транспортных  средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности  и объектах;

11) беспрепятственного проникновения лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведения при проходе (проезде)  на территорию, в пределах которой  введен правовой режим контртеррористической  операции, и при выходе (выезде) с  указанной территории досмотра  физических лиц и находящихся  при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничения или запрещения  продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ, специальных средств  и ядовитых веществ, установления  особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 3 ст. 11).

 На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

 Необходимо отметить, что в  Федеральном законе "О противодействии терроризму" впервые в отечественном законодательстве закрепляется не только возможность использования Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом, но и в ст. 6 регламентируется порядок их применения. В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться:

1) для пресечения полетов воздушных  судов, используемых для совершения  террористического акта либо  захваченных террористами;

2) для пресечения террористических  актов во внутренних водах  и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) для участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом;

4) для пресечения международной  террористической деятельности  за пределами территории Российской  Федерации.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел