Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Вооруженные Силы Российской  Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

 Подразделения и воинские  части Вооруженных Сил Российской  Федерации привлекаются для участия  в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соединения Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Вооруженные Силы Российской  Федерации в соответствии с  международными договорами Российской  Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

1) применения вооружения с территории  Российской Федерации против  находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2) использования формирований  Вооруженных Сил Российской Федерации  для выполнения задач по пресечению  международной террористической  деятельности за пределами территории  Российской Федерации.

 Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации. Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности, принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Лекция N 21. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ

 ВВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ ОСОБЫХ  ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

 ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ,

 ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА  И ГРАЖДАНИНА

1. Органы внутренних дел как субъекты государственной деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина в условиях введения особых правовых режимов.

2. Правовое регулирование деятельности  органов внутренних дел в условиях  введения особых правовых режимов.

3. Вопросы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел в условиях особых правовых режимов.

1. Органы внутренних дел как  субъекты государственной деятельности  по защите прав и свобод  человека и гражданина в условиях  введения особых правовых режимов.  К числу органов государственной власти, обеспечивающих охрану прав и свобод граждан в условиях использования государством чрезвычайных мер охраны общественного порядка относятся и органы внутренних дел. Они являются государственными органами, специально уполномоченными для выполнения таких задач. Им отводится едва ли не самая важная роль, что объясняется спецификой служебных задач, которые ставятся перед ними. Анализ задач и функций, выполняемых органами внутренних дел в таких условиях, показывает, что практически все подразделения участвуют в обеспечении этого режима. Тем не менее именно административная деятельность является основной для органов внутренних дел в условиях введения особых правовых режимов. Во-первых, эта деятельность носит государственный правовой характер, т.е. осуществляется органами внутренних дел от имени государства. Во-вторых, для исполнения распоряжений, данных в рамках своей компетенции, на основании и в порядке, установленных законом, органы внутренних дел могут применять меры государственного принуждения, что просто в этих условиях. В-третьих, указанная деятельность является подзаконной, т.е. осуществляется на основе и во исполнение законов и других правовых актов и строится в строгом соответствии с целями и в пределах, определяемых в данном случае федеральным законодательством. В-четвертых, в отличие от других видов государственно-властной деятельности административная деятельность органов внутренних дел носит исполнительно-распорядительный характер.

 Деятельность органов внутренних  дел в условиях особых правовых режимов немеждународного характера обладает рядом специфических черт. Так, органы внутренних дел являются специальными органами государства, деятельность которых направлена прежде всего на поддержание должного общественного порядка и необходимой безопасности граждан. Для организации и практического осуществления мер, обеспечивающих общественный порядок и безопасность граждан, они имеют в своей структуре все необходимые элементы (подразделения) для выявления и пресечения противоправных действий. Осуществляя борьбу с противоправными явлениями, органы внутренних дел реализуют свои властные полномочия в существующей социальной среде, в связи с чем их деятельность непосредственно касается значительного числа граждан, проживающих в зоне введения данных правовых режимов. Предупреждая и пресекая правонарушения и преступления в условиях чрезвычайного положения, внутренних вооруженных конфликтов, органы внутренних дел тем самым способствуют обеспечению и защите основных прав и свобод граждан в этих условиях.

 Хотя федеральные законы, регламентирующие  порядок введения особых правовых  режимов на всей территории  Российской Федерации либо в  отдельных ее местностях, непосредственно  не регулируют практическую деятельность  органов внутренних дел в подобных условиях, анализ норм Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ (в ред. от 30 июня 2003 г.) <*> и Федерального закона "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ <**> позволяет сделать выводы, что в самом общем виде в зависимости от особенностей протекания различных чрезвычайных ситуаций органы внутренних дел могут реализовывать следующие полномочия:

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277.

<**> СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

- обеспечивать комендантский час,  т.е. запрет находиться на улицах  и в иных общественных местах  в установленное время суток  без специально выданных пропусков  и документов, удостоверяющих личность;

- вводить особый режим въезда  и выезда граждан;

- усиливать охрану общественного  порядка на объектах, обеспечивающих  жизнедеятельность населения и  народного хозяйства;

- временно изымать у граждан  огнестрельное и холодное оружие  и боеприпасы, а у предприятий,  учреждений и организаций - также  и учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные, сильнодействующие химические и ядовитые вещества и материалы;

- вводить особые правила пользования  связью;

- запрещать отдельным гражданам  покидать на установленный срок  определенную местность, свою  квартиру; выдворять нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за их счет к месту их постоянного пребывания или за пределы местности, где объявлено чрезвычайное положение;

- ограничивать движение транспортных  средств и проводить их  досмотр, проверять документы в местах скопления народа, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - осуществлять личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств.

 Необходимо отметить, что роль  органов внутренних дел в деле охраны правопорядка, обеспечения личной и общественной безопасности резко возрастает при возникновении чрезвычайных ситуаций криминогенного, природно-техногенного характера и вооруженных конфликтов немеждународного характера. Анализ показывает, что при стихийных бедствиях, крупномасштабных авариях и катастрофах так же, как и при социальных конфликтах криминогенного характера, ведущихся боевых действиях, совершенных преступлениях террористической направленности, создаются условия для преступного поведения склонных к совершению правонарушений лиц. В таких случаях права человека на жизнь, здоровье, неприкосновенность жилища, честь и достоинство подвергаются непосредственной и прямой угрозе и вызывают необходимость принятия со стороны правоохранительных органов конкретных мер по их защите. Кроме того, выполнение органами внутренних дел своих задач по обеспечению и защите прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения усложняется вследствие роста числа правонарушений, необходимости спасения большого количества людей, дезорганизации деятельности сложившейся социальной инфраструктуры, возможной паники среди населения.

 Вместе с тем помимо выполнения  задач, возложенных на органы  внутренних дел в связи с  обеспечением режима чрезвычайного  положения, правового режима антитеррористической операции, на подведомственной им территории они продолжают выполнять свои обычные функции, определенные Законом РСФСР "О милиции" <*>. Это говорит о том, что в условиях чрезвычайных ситуаций, к которым относятся и вооруженные конфликты немеждународного характера, из всех государственных органов, осуществляющих и обеспечивающих этот режим, основная нагрузка ложится на органы внутренних дел, обладающие наибольшими полномочиями.

--------------------------------

<*> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503.

2. Правовое регулирование деятельности  органов внутренних дел в условиях  введения особых правовых режимов.  В своей деятельности по защите  прав и свобод граждан в  условиях чрезвычайного положения и внутренних вооруженных конфликтов органы внутренних дел выполняют как общие, так и специальные задачи и функции. Соответственно правовое обеспечение их деятельности в указанных условиях определяется совокупностью нормативно-правовых актов двух видов. К числу первых относятся акты, определяющие правовое положение органов внутренних дел в системе государственных органов исполнительной власти в целом. Это Законы "О милиции", "О чрезвычайном положении", "О безопасности", "О противодействии терроризму", Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и др. Второй вид нормативно-правовых актов составляют три их подвида: а) ведомственные нормативно-правовые акты, издаваемые органами внутренних дел, регламентирующие их деятельность в указанных условиях; б) нормативные документы, издаваемые по линиям соответствующих министерств и ведомств, которые во взаимодействии с Министерством внутренних дел Российской Федерации выполняют общие с ним задачи по охране и защите прав и свобод граждан; в) общепризнанные нормы международного права, в том числе соответствующие договоры, конвенции, касающиеся защиты жертв вооруженных конфликтов, правил и ограничений, применяемых в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера.

 Кроме того, к нормативно-правовым актам, определяющим деятельность органов внутренних дел в данных условиях, необходимо отнести:

- указы о введении чрезвычайного  положения, которыми определяются  государственные органы (в том  числе и органы внутренних  дел), ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов;

- решение о введении правового  режима антитеррористической операции, в рамках которого Министерство  внутренних дел Российской Федерации  осуществляет не только борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели, но и непосредственно обеспечивает данный правовой режим в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О противодействии терроризму" от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ;

- акты государственных органов  исполнительной власти, издаваемые  в целях наделения государственных  органов чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации  обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан;

- нормативно-правовые акты, в рамках  своей компетенции издаваемые  органами, наделенными чрезвычайными  полномочиями, имеющие обязательный  характер для всех субъектов  данного правового режима, в том числе и органов внутренних дел.

 Основными нормативно-правовыми  актами, регулирующими деятельность  органов внутренних дел в условиях  чрезвычайного положения и других  социальных конфликтов, являются  Закон "О милиции", в котором  наиболее полно определяются права и обязанности милиции, и Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 19 июля 2004 г. N 927 <*>. Законом "О милиции" при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях в качестве основных задач милиции определены спасение людей, оказание им первой медицинской помощи, охрана имущества, оставшегося без присмотра, обеспечение правового режима чрезвычайного положения, проведение карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий (п. 13 ст. 10). В чрезвычайных ситуациях криминогенного характера первоочередными задачами являются борьба с преступностью, обеспечение охраны общественного порядка и другие задачи, предусмотренные ст. 2 Закона "О милиции".

--------------------------------

<*> Российская газета. 2004. 21 июля.

Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации наряду с выполнением обычных задач, предусмотренных Законом "О милиции", в условиях введения особых правовых режимов возлагало на органы внутренних дел решение следующих задач:

- участие наряду с компетентными  органами в обеспечении правового  режима чрезвычайного положения  в случаях его введения на  территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

- ликвидацию последствий крупных  аварий, катастроф, пожаров, стихийных  бедствий, массовых беспорядков  и иных чрезвычайных ситуаций, организацию тушения пожаров  и проведение в связи с этим  первоочередных аварийно-спасательных работ;

- участие совместно с органами  и учреждениями системы здравоохранения  в проведении мероприятий по  комплексному медицинскому обслуживанию  населения, пострадавшего от воздействия  радиации, а также в проведении  мероприятий по реабилитации территорий, подвергшихся радиационному заражению в результате чрезвычайных обстоятельств <*>.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел