Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 в) предумышленное создание  для какой-либо группы таких  жизненных условий, которые рассчитаны  на полное или частичное физическое  уничтожение ее;

 г) меры, рассчитанные на предотвращение  деторождения в среде такой  группы;

 д) насильственная передача  детей из одной человеческой  группы в другую.

 Лица, совершившие преступление  геноцида, "подлежат наказанию  независимо от того, являются  ли они ответственными по Конституции Правителями, должностными или частными лицами" (ст. 4 Конвенции).

 В соответствии с Конвенцией  о пресечении апартеида и наказания  за него от 30 ноября 1973 г. преступления  апартеида также были отнесены  к международным преступлениям  против человечности. Под апартеидом понимаются бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения:

 а) лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь, свободу личности;

 б) умышленное создание для  расовой группы таких жизненных  условий, которые рассчитаны на  ее полное или частичное физическое  уничтожение;

 в) различные меры законодательного  характера, направленные на осуществление политики и практики расовой сегрегации и дискриминации;

 г) эксплуатация труда членов  расовой группы и использование  принудительного труда;

 д) преследование организаций  и лиц, выступающих против апартеида  (ст. II Конвенции).

 В зависимости от совершенного нарушения международных норм выделяются следующие виды международно-правовой ответственности: политическая ответственность и материальная ответственность государств <*>.

--------------------------------

<*> Кроме того, в определенных случаях при совершении государством международного правонарушения к нему может быть применена такая форма ответственности, как моральная, проявляющаяся в публичном извинении за совершенное действие высшими должностными лицами государства с обязанностью компенсировать причиненный ущерб. - Прим. авторов.

Политическая ответственность  реализуется в форме предоставления удовлетворения пострадавшему государству, проявляющемуся, например, в заявлении  о прекращении противоправных действий и их неповторении в будущем, выражении сожаления и извинения, наказания конкретных граждан или должностных лиц, виновных в совершении международного правонарушения и т.д.

 Материальная ответственность  государства состоит в возмещении  причиненного неправомерными действиями  ущерба конкретному государству в различных формах.

 В случае совершения государством  международного преступления по  международному праву и отказа  возмещать потерпевшему государству  причиненный ущерб наступает  особая форма международно-правовой  ответственности, выражающаяся в применении международных санкций в отношении государства - нарушителя, т.е. принудительных мер, направленных на восстановление нарушенных этим государством прав конкретных субъектов международного права. В зависимости от тяжести международного преступления санкции могут проявляться в политической, экономической, культурной сферах и носить как всеобщий, так и региональный характер.

 Особо тяжкие международные  преступления, совершаемые государствами,  влекут за собой применение  к ним в соответствии с гл. VII Устава ООН "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии" военных санкций со стороны международного сообщества.

 Устав ООН выделяет следующие  критерии допустимости применения  военной силы против государств - нарушителей норм международного права:

1. Грубое нарушение прав человека  должно уже происходить.

2. Все возможные мирные средства  исчерпаны.

3. Государству должен быть представлен  ультиматум с требованием о  прекращении нарушений прав человека.

4. Необходимо решение Совета Безопасности (глава 7 Устава ООН и ст. 8 Конвенции о предупреждении против геноцида и наказании за него).

5. Цель применения силы должна  состоять только в пресечении  грубых нарушений прав человека  и не использоваться в каких-либо  иных интересах.

6. Применение силы не должно быть направлено на изменение политического или социально-экономического строя государства, свержения правительства.

7. В ходе операции должен  использоваться ограниченный контингент  войск и лишь в масштабах,  необходимых для достижения цели.

8. Применение вооруженной силы  должно быть ограничено по  времени, необходимому только  для достижения цели, после чего  войска должны быть немедленно  выведены.

3. Основные контрольные механизмы  ООН и Совета Европы в области  прав человека. Система международного контроля соблюдения прав человека включает в себя не только непосредственный контроль действий государств в этой сфере, но и предполагает рассмотрение жалоб граждан по поводу нарушения их прав собственным государством.

 В рамках ООН согласно требованиям Пакта о гражданских и политических правах создан Комитет по правам человека. В его состав входят 18 ученых-экспертов. Главная задача Комитета:

- рассмотрение докладов государств - участников Пакта о принятых  ими мерах по претворению в  жизнь прав, признаваемых этим документом;

- рассмотрение жалоб граждан  различных стран на нарушения  их субъективных прав со стороны  государства, подаваемые в соответствии  с процедурой, предусмотренной Факультативным  протоколом к Пакту о гражданских  и политических правах. Для рассмотрения соответствующих жалоб также созданы Комитеты по расовой дискриминации (1970 г.), против пыток (1988 г.), по правам ребенка (1990 г.).

 Совет Европы был основан  в 1949 г. как европейская организация  по межправительственному и межпарламентскому сотрудничеству. Его цель - достижение большего единства между государствами - членами Совета во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие экономическому и социальному прогрессу (ст. 1 Устава). В структуру этой организации входят Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел стран-участниц, и Парламентская ассамблея, в состав которой включаются делегации парламентариев, назначаемых парламентом своей страны.

 Механизм обеспечения прав человека в рамках Совета Европы содержится в двух крупнейших документах: 1) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 г.; 2) Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 г. Эти два договора определяют перечень прав, которые должны гарантироваться каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией государств-членов, а также устанавливают коллективные процедуры надзора и контроля на европейском уровне.

 Предусмотренный Европейской  конвенцией механизм международной защиты прав человека работает в двух режимах:

1) государство может обратиться  в Европейский Суд по правам  человека, если оно считает, что  другое государство-участник не  выполняет своих обязательств  по Конвенции;

2) каждое отдельное лицо имеет  возможность обратиться в Суд с жалобой на любое государство-участника.

 В соответствии с Конвенцией  существуют два органа, способных  повлиять на итог рассмотрения  жалоб отдельного лица или  государства:

- Европейский Суд по правам  человека;

- Комитет министров Совета Европы <*>.

--------------------------------

<*> До 1998 г. в рамках Совета  Европы существовал еще один  орган, занимавшийся вопросами  контроля соблюдения прав человека, - Европейская комиссия по правам  человека. Причина ее упразднения  - увеличение количества государств - членов Совета Европы и упрощение процедуры рассмотрения жалоб в Европейском Суде. Бывало, что жалоба рассматривалась в течение 7 лет с момента ее подачи. - Прим. авторов.

Европейский Суд по правам человека является постоянным органом и имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Количество судей равно числу стран - членов Совета Европы. Они избираются Парламентской ассамблеей на шестилетний срок с возможностью переизбрания половины состава каждые три года. Срок полномочий членов Суда истекает по достижении ими 70 лет. Нет ограничения, касающегося количества судей, представляющих одно и то же государство. Судьи в настоящее время не обязательно должны представлять конкретную страну.

 Все дела рассматривают три  судьи включая судью заинтересованного  государства. Решения Суда являются окончательными и не подлежат обжалованию.

 На протяжении всего срока  пребывания в должности судья  не должен осуществлять никакой  деятельности, несовместимой с его  независимостью и беспристрастностью. Судья может быть отстранен от должности в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о его несоответствии предъявляемым требованиям.

 Свою работу Европейский  Суд организует на пленарных  заседаниях. Суд избирает своего  Председателя и одного или двух заместителей Председателя сроком на три года с правом переизбрания, образует Палаты и избирает их председателей, принимает Правила процедуры Суда, избирает Руководителя канцелярии и его заместителей.

 Для рассмотрения переданных  Суду дел создаются комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большая палата в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, является членом Палаты и Большой палаты.

 Официальными языками Европейского  Суда являются английский и  французский языки. Однако в  исключительных случаях Председатель  Палаты или Председатель Большой  Палаты может принять решение  об использовании другого языка  государства - участника Европейской  конвенции.

 Как уже упоминалось выше, участники Европейской конвенции  обязуются подчиняться системе  межгосударственных жалоб (сообщений), а также в случае специального  заявления на основе ст. 34 Конвенции  соглашаются на систему индивидуальных  жалоб.

 Индивидуальная жалоба регистрируется в Секретариате Европейского Суда по правам человека, а затем рассматривается комитетом на предмет приемлемости. Комитет может быстро и эффективно решить вопрос о приемлемости индивидуальной жалобы. Единогласным решением он может объявить ее неприемлемой или вычеркнуть из списка дел, подлежащих рассмотрению, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Как правило, срок решения о неприемлемости - 3 года. Суд не объясняет причины отказа и решение невозможно обжаловать. Решение должно приниматься единогласно. Если хотя бы один из судей возражает - принятие решения о приемлемости передается в Палату. При его отсутствии Палата принимает решение о приемлемости индивидуальной жалобы и по существу. Палата выносит также решение о приемлемости межгосударственной жалобы.

 Критерии приемлемости жалобы: Европейский Суд по правам  человека может принимать дело  к рассмотрению только после  того, как были исчерпаны все  соответствующие общепризнанным нормам международного права эффективные внутренние средства защиты, и рассматривает дело в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными органами. Причем в работе Европейского Суда проявляется гибкость подходов: Суд сам определяет, какие внутренние средства защиты считать эффективными способами. Поэтому в принципе возможно принятие жалобы к рассмотрению вообще напрямую без рассмотрения национальными судами. Кроме того, в 1976 г. было принято решение, что если рассмотрение жалобы в суде затягивается, то также можно подавать жалобу в Европейский Суд, не дожидаясь решения национального суда. Европейская комиссия 4 марта 1980 г. определила, что гражданин может не обращаться в высший национальный суд, если по аналогичным делам ранее кому-либо уже было отказано или же неблагоприятная для истца позиция Верховного Суда заведомо известна и лишает гражданина шансов на благоприятное разрешение дела. (В 2003 г. было принято соответствующее решение по Чечне - жители этого субъекта Российской Федерации получили право обращаться в Европейский Суд вообще без рассмотрения дела в национальном суде.)

 Суд объявляет жалобу неприемлемой  также в том случае, если сочтет  ее несовместимой с положениями  Европейской конвенции или Протоколов к ней либо недостаточно обоснованной или неправомерной. Суд может объявить жалобу неприемлемой на любой стадии разбирательства. Решения о приемлемости или неприемлемости жалоб должны быть мотивированными.

 Индивидуальные жалобы не  должны быть анонимными и по существу аналогичными тем, которые уже были рассмотрены Судом или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат новых фактов. Субъекты обращения - физические и юридические лица.

 Если Суд объявляет жалобу приемлемой, то он продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия. Этап представления взаимных возражений истца и государства называется коммуникацией. Представитель России в Европейском Суде - П.А. Лаптев <*>.

--------------------------------

<*> По состоянию на 1 июля 2006 г. Европейским Судом по правам  человека было принято 78 решений по России // http://www.hro.org//docs/ilex/coe /Russia.php.

Суд также способствует дружественному урегулированию дела; такое разбирательство  носит конфиденциальный характер. В  случае достижения дружественного урегулирования Суд исключает дело из своего списка посредством постановления, в котором кратко излагаются факты и достигнутое решение.

 За исключением редких случаев,  если Суд не примет другого  решения, слушания Суда являются  открытыми. Доступ к документам, переданным на хранение в Канцелярию, если Председатель Суда не выносит иного решения, также является открытым.

 Председатель Суда может  приглашать к участию в процессе  третьих лиц (государства и  индивидов) в интересах осуществления  правосудия. Практика Европейского  Суда по правам человека (до вступления в силу Протокола N 11) дает примеры участия третьих сторон в процессе, как, например, в делах Malone v. United Kingdom, 1984; Lingens v. Austria, 1986; Soering v. United Kingdom, 1996.

 Палата может до вынесения  своего постановления уступить  юрисдикцию в пользу Большой Палаты. Это возможно в том случае, если дело, находящееся на рассмотрении Палаты, поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования Конвенции и Протоколов к ней, либо если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением и если ни одна из сторон не возражает против этого.

 Большая Палата по просьбе  Комитета министров может выносить  консультативные заключения по  юридическим вопросам, касающимся  толкования положений Конвенции  и Протоколов к ней. Однако такие заключения не должны затрагивать ни вопросы, относящиеся к содержанию или объему прав или свобод, сформулированных в Разделе I Конвенции и Протоколах к ней, ни другие вопросы, которые Суду или Комитету министров, возможно, потребовалось бы рассмотреть после обращения, предусмотренного Конвенцией. Суд выносит мотивированное консультативное заключение, а затем направляет его Комитету министров.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел