Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций
Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.
в) предумышленное создание
для какой-либо группы таких
жизненных условий, которые
г) меры, рассчитанные на
д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Лица, совершившие преступление геноцида, "подлежат наказанию независимо от того, являются ли они ответственными по Конституции Правителями, должностными или частными лицами" (ст. 4 Конвенции).
В соответствии с Конвенцией
о пресечении апартеида и
а) лишение члена или членов расовой группы или групп права на жизнь, свободу личности;
б) умышленное создание для
расовой группы таких
в) различные меры
г) эксплуатация труда членов
расовой группы и
д) преследование организаций
и лиц, выступающих против
В зависимости от совершенного нарушения международных норм выделяются следующие виды международно-правовой ответственности: политическая ответственность и материальная ответственность государств <*>.
------------------------------
<*> Кроме того, в определенных случаях при совершении государством международного правонарушения к нему может быть применена такая форма ответственности, как моральная, проявляющаяся в публичном извинении за совершенное действие высшими должностными лицами государства с обязанностью компенсировать причиненный ущерб. - Прим. авторов.
Политическая ответственность
реализуется в форме
Материальная ответственность
государства состоит в
В случае совершения
Особо тяжкие международные преступления, совершаемые государствами, влекут за собой применение к ним в соответствии с гл. VII Устава ООН "Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии" военных санкций со стороны международного сообщества.
Устав ООН выделяет следующие
критерии допустимости
1. Грубое нарушение прав
2. Все возможные мирные средства исчерпаны.
3. Государству должен быть
4. Необходимо решение Совета Безопасности (глава 7 Устава ООН и ст. 8 Конвенции о предупреждении против геноцида и наказании за него).
5. Цель применения силы должна
состоять только в пресечении
грубых нарушений прав
6. Применение силы не должно быть направлено на изменение политического или социально-экономического строя государства, свержения правительства.
7. В ходе операции должен
использоваться ограниченный
8. Применение вооруженной силы должно быть ограничено по времени, необходимому только для достижения цели, после чего войска должны быть немедленно выведены.
3. Основные контрольные
В рамках ООН согласно требованиям Пакта о гражданских и политических правах создан Комитет по правам человека. В его состав входят 18 ученых-экспертов. Главная задача Комитета:
- рассмотрение докладов
- рассмотрение жалоб граждан
различных стран на нарушения
их субъективных прав со
Совет Европы был основан
в 1949 г. как европейская
Механизм обеспечения прав человека в рамках Совета Европы содержится в двух крупнейших документах: 1) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой 4 ноября 1950 г.; 2) Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 г. Эти два договора определяют перечень прав, которые должны гарантироваться каждому человеку, находящемуся под юрисдикцией государств-членов, а также устанавливают коллективные процедуры надзора и контроля на европейском уровне.
Предусмотренный Европейской
конвенцией механизм
1) государство может обратиться
в Европейский Суд по правам
человека, если оно считает, что
другое государство-участник
2) каждое отдельное лицо имеет возможность обратиться в Суд с жалобой на любое государство-участника.
В соответствии с Конвенцией существуют два органа, способных повлиять на итог рассмотрения жалоб отдельного лица или государства:
- Европейский Суд по правам человека;
- Комитет министров Совета Европы <*>.
------------------------------
<*> До 1998 г. в рамках Совета
Европы существовал еще один
орган, занимавшийся вопросами
контроля соблюдения прав
Европейский Суд по правам человека является постоянным органом и имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Количество судей равно числу стран - членов Совета Европы. Они избираются Парламентской ассамблеей на шестилетний срок с возможностью переизбрания половины состава каждые три года. Срок полномочий членов Суда истекает по достижении ими 70 лет. Нет ограничения, касающегося количества судей, представляющих одно и то же государство. Судьи в настоящее время не обязательно должны представлять конкретную страну.
Все дела рассматривают три
судьи включая судью
На протяжении всего срока
пребывания в должности судья
не должен осуществлять
Свою работу Европейский Суд организует на пленарных заседаниях. Суд избирает своего Председателя и одного или двух заместителей Председателя сроком на три года с правом переизбрания, образует Палаты и избирает их председателей, принимает Правила процедуры Суда, избирает Руководителя канцелярии и его заместителей.
Для рассмотрения переданных Суду дел создаются комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большая палата в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, является членом Палаты и Большой палаты.
Официальными языками
Как уже упоминалось выше,
участники Европейской
Индивидуальная жалоба регистрируется в Секретариате Европейского Суда по правам человека, а затем рассматривается комитетом на предмет приемлемости. Комитет может быстро и эффективно решить вопрос о приемлемости индивидуальной жалобы. Единогласным решением он может объявить ее неприемлемой или вычеркнуть из списка дел, подлежащих рассмотрению, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Как правило, срок решения о неприемлемости - 3 года. Суд не объясняет причины отказа и решение невозможно обжаловать. Решение должно приниматься единогласно. Если хотя бы один из судей возражает - принятие решения о приемлемости передается в Палату. При его отсутствии Палата принимает решение о приемлемости индивидуальной жалобы и по существу. Палата выносит также решение о приемлемости межгосударственной жалобы.
Критерии приемлемости жалобы: Европейский Суд по правам человека может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права эффективные внутренние средства защиты, и рассматривает дело в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными органами. Причем в работе Европейского Суда проявляется гибкость подходов: Суд сам определяет, какие внутренние средства защиты считать эффективными способами. Поэтому в принципе возможно принятие жалобы к рассмотрению вообще напрямую без рассмотрения национальными судами. Кроме того, в 1976 г. было принято решение, что если рассмотрение жалобы в суде затягивается, то также можно подавать жалобу в Европейский Суд, не дожидаясь решения национального суда. Европейская комиссия 4 марта 1980 г. определила, что гражданин может не обращаться в высший национальный суд, если по аналогичным делам ранее кому-либо уже было отказано или же неблагоприятная для истца позиция Верховного Суда заведомо известна и лишает гражданина шансов на благоприятное разрешение дела. (В 2003 г. было принято соответствующее решение по Чечне - жители этого субъекта Российской Федерации получили право обращаться в Европейский Суд вообще без рассмотрения дела в национальном суде.)
Суд объявляет жалобу
Индивидуальные жалобы не должны быть анонимными и по существу аналогичными тем, которые уже были рассмотрены Судом или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат новых фактов. Субъекты обращения - физические и юридические лица.
Если Суд объявляет жалобу приемлемой, то он продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия. Этап представления взаимных возражений истца и государства называется коммуникацией. Представитель России в Европейском Суде - П.А. Лаптев <*>.
------------------------------
<*> По состоянию на 1 июля 2006
г. Европейским Судом по
Суд также способствует дружественному урегулированию дела; такое разбирательство носит конфиденциальный характер. В случае достижения дружественного урегулирования Суд исключает дело из своего списка посредством постановления, в котором кратко излагаются факты и достигнутое решение.
За исключением редких
Председатель Суда может
приглашать к участию в
Палата может до вынесения своего постановления уступить юрисдикцию в пользу Большой Палаты. Это возможно в том случае, если дело, находящееся на рассмотрении Палаты, поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования Конвенции и Протоколов к ней, либо если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением и если ни одна из сторон не возражает против этого.
Большая Палата по просьбе
Комитета министров может