Непосредственная регламентация
прав и свобод граждан, гарантий
их защиты по-прежнему остается
внутренним делом каждого государства,
тем более что обязанности
государств в этой области
в Уставе ООН выражены в
самой общей форме.
2. Система международных стандартов
в области прав человека. В настоящее время
данную систему международных стандартов
в области прав человека составляют два
вида норм международного права:
1) общепризнанные принципы и
нормы международного права, складывающиеся
в практике государств и признаваемые
ими в качестве юридически обязательных.
Под практикой государств
понимают их фактическое поведение,
а также различного рода официальные
акты, законы, дипломатические документы,
заявления и выступления государственных
деятелей, решения международных и национальных
судов. Особая роль в процессе создания
общепризнанных норм принадлежит многосторонним
договорам. Но они сами по себе не создают
этих норм, поскольку в них участвуют не
все государства;
2) международные договоры между
государствами, которые наряду с конституцией
страны, ее законами могут регулировать
отношения в области прав человека.
С точки зрения предмета
правового регулирования международные
договоры о правах человека
можно разделить на два вида:
1) многосторонние - основополагающие
документы, закрепляющие основные принципы,
базовые положения, руководствуясь которыми
государства строят свое внутреннее законодательство
в указанной области;
2) двусторонние - регулирующие определенные
межгосударственные взаимоотношения
в области прав человека, например договоры
о двойном гражданстве.
Начиная с момента принятия
этого документа, государства
стремятся конкретизировать существующую
нормативно-правовую базу в данной
сфере. С наибольшей полнотой
и универсальностью это сделано
во Всеобщей декларации прав человека,
провозглашенной Генеральной Ассамблеей
ООН 10 декабря 1948 г.
В статье 1 Декларации был
сформулирован основной постулат:
"Все люди рождаются свободными
и равными в своем достоинстве
и правах". Статья 2 подтверждает,
что "каждый человек должен обладать
всеми правами и всеми свободами, провозглашенными
настоящей Декларацией, без какого-либо
различия, как то в отношении расы, цвета
кожи, пола, религии, языка, политических
и иных убеждений, национального и социального
происхождения..." <*>.
--------------------------------
<*> Всеобщая декларация прав
человека // Международное право
в документах: Сборник документов
/ Сост. Н.Г. Блатова. М., 1982. С. 302.
Кроме провозглашения общечеловеческих
ценностей в области прав человека,
Всеобщая декларация впервые закрепила
конкретный перечень основных прав и свобод
человека, которые подлежат обязательному
соблюдению и защите всеми государствами
без исключения.
Всеобщая декларация была
принята в виде резолюции Генеральной
Ассамблеи ООН, согласно Уставу ООН имеющая
рекомендательный характер. Однако при
оценке юридической силы ее положений
нужно учитывать, что в международном
праве наряду с договорами в нормотворческом
процессе значительную роль играет обычай,
который формируется в результате международной
практики государств и постепенно признается
ими в качестве обязательной правовой
нормы. За почти 60 лет, прошедших после
принятия Всеобщей декларации, приняты
многие международные документы по правам
человека, развивающие содержащиеся в
Декларации принципы и нормы, которые
получили всеобщее признание. Таким образом,
провозглашенные во Всеобщей декларации
права и свободы в настоящее время признаются
участниками международных отношений
в качестве обязательных обычных или договорных
юридических норм.
Декларация послужила основой
для последующей разработки ряда
международных правовых актов
в области прав и свобод
человека: международных пактов
о правах человека (1966 г.); Европейской
конвенции о защите прав человека
и основных свобод (1950 г.) и многих
других документов, носящих обязательный
характер для государств, их подписавших
и ратифицировавших. С принятием Устава
ООН, а затем Всеобщей декларации прав
человека начинается качественно новый
этап в международно-правовой регламентации
этих прав. Прежде всего речь идет о принятии
международных документов, носящих юридически
обязательный характер.
Во-первых, к числу таковых
относится Международный пакт
о гражданских и политических
правах, одобренный Генеральной
Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г.,
содержащий широкий перечень основных
прав и свобод, которые должны быть предоставлены
каждым государством-участником всем
лицам, "находившимся в пределах его
территории и под его юрисдикцией",
без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В этих
целях участники Пакта взяли на себя обязательство
принять законодательные и другие меры
в соответствии со своими конституционными
процедурами, "которые могут оказаться
необходимыми для осуществления прав,
признаваемых в Пакте" (п. 2 ст. 2). "Все
люди, - подчеркивается в Пакте, - равны
перед законом и имеют право без всякой
дискриминации на равную защиту закона"
(ст. 26). В Пакте специально признается
право лиц, принадлежащих к этническим,
религиозным и языковым меньшинствам,
пользоваться "своей культурой, исповедовать
свою религию и исполнять ее обряды, а
также пользоваться родным языком"
(ст. 27).
Ряд положений Пакта касается
вопросов, регулируемых также Пактом
об экономических, социальных
и культурных правах. К таким
положениям относятся право каждого
человека на свободу ассоциации с другими,
включая право создавать профсоюзы и вступать
в них (ст. 22), а также ст. 23 и 24 о семье, браке
и детях, провозгласившие равенство прав
и обязанностей супругов и право каждого
ребенка "на такие меры защиты, которые
требуются в его положении как малолетнего
со стороны его семьи, общества и государства".
Третья часть Пакта (ст. 6 -
27) содержит конкретный перечень
гражданских и политических прав,
которые должны быть обеспечены
в каждом государстве: право
на жизнь (ст. 6), запрещение пыток
(ст. 7), рабства, работорговли и принудительного
труда (ст. 8), право каждого на свободу
и личную неприкосновенность (ст. 9), право
каждого покидать свою страну и возвращаться
обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед
судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу
мысли, совести и религии (ст. 18) и другие.
Среди политических прав Пакт провозглашает
право каждого гражданина принимать участие
в ведении государственных дел как непосредственно,
так и через свободно выбранных представителей,
голосовать и быть избранным на подлинных
периодических выборах, производимых
на основе всеобщего, равного избирательного
права при тайном голосовании и обеспечивающих
свободное волеизъявление избирателей;
допускаться в своей стране на общих условиях
равенства к государственной службе (ст.
25).
Пакт о гражданских и политических
правах закрепил принцип современного
международного права, согласно
которому определенные фундаментальные
права и свободы должны соблюдаться
в любой ситуации, включая периоды
вооруженных конфликтов.
Все эти права, как и
многие другие, закрепленные в
Пакте, в настоящее время приобрели
характер "jus cogens" и должны соблюдаться
всеми государствами мира, независимо
от того, являются ли они участниками
Пакта.
Во-вторых, к международным
документам, носящим юридически обязательный
характер, относится Международный пакт
об экономических, социальных и культурных
правах.
Как уже говорилось, экономические,
социальные и культурные права
сравнительно недавно стали провозглашаться
и закрепляться законодательством
различных стран мира и международными
документами. Законодательные акты
и конституции, принятые в XVIII
- XIX вв., содержали в основном перечень
гражданских и политических прав. Экономические
и социальные права в тот период рассматривались
как побочный продукт их развития. Лишь
с начала XX в. в конституциях ряда государств
все больший акцент стал делаться на социально-экономических
правах. К таким документам относятся
Веймарская Конституция Германии 1919 г.,
Конституция Испанской Республики 1931
г., Конституция СССР 1936 г., Конституция
Ирландии 1937 г. и др.
В начале XX в. были заключены
и первые международные соглашения
в этой области, регулирующие главным
образом трудовые отношения. К ним прежде
всего следует отнести Статут Лиги Наций,
а также конвенции, принятые в рамках Международной
организации труда (МОТ).
С принятием Устава ООН,
а затем Всеобщей декларации
прав человека начался качественно
новый этап в международно-правовой регламентации
этих прав. Их перечень в Пакте об экономических,
социальных и культурных правах открывает
провозглашение права на труд (ст. 6), права
каждого на благоприятные и справедливые
условия труда (ст. 7), права на социальное
обеспечение, включая социальное страхование
(ст. 9), права каждого на достойный уровень
жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.
В процессе разработки Пакта
выявилось отрицательное отношение
многих западных стран к социально-экономическим
правам. Это выразилось, в частности, в
положениях Пакта, относящихся к его имплементации.
Статья 2 Пакта о гражданских
и политических правах обязывает
государства немедленно после
ратификации предоставить эти
права всем лицам, находящимся
под их юрисдикцией. В то же время ст. 2
Пакта об экономических, социальных и
культурных правах обязывает государства
"принять в максимальных пределах имеющихся
ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить
постепенно полное осуществление признаваемых
в настоящем Пакте прав всеми надлежащими
способами, включая, в частности, принятие
законодательных мер".
Некоторые ученые, анализируя
эту статью Пакта, пытались
доказать, что данный документ
не устанавливает юридических
обязательств для государств-участников,
а только формулирует стандарты, к достижению
которых они должны стремиться. Они утверждали,
что социально-экономические права могут
быть осуществлены только в течение длительного
времени путем принятия программы действий.
Совершенно очевидно, что только
менее развитые страны в силу низкого
уровня экономического развития и недостатка
средств могут ссылаться на эту статью
для установления приоритетов в постепенном
предоставлении и обеспечении тех или
иных прав, закрепленных в Пакте. Развитые
же страны с рыночной экономикой не могут
говорить о недостатке ресурсов для обеспечения
всех лиц, находящихся под их юрисдикцией,
экономическими, социальными и культурными
правами.
Не случайно при разработке
Пакта не получило поддержки
предложение США заменить формулировку
"в пределах имеющихся ресурсов"
словами "в пределах ресурсов, которые
могут быть использованы в этих целях".
Оно было отвергнуто на том основании,
что государства-участники должны предпринимать
все возможные меры для осуществления
социально-экономических и культурных
прав.
Тем не менее долгие годы
некоторые западные страны отрицали
юридическую обязательность положений
Пакта об экономических, социальных
и культурных правах. В 1986 г.
Государственный департамент США
направил ноту своим дипломатическим
и консульским представителям за рубежом,
в которой предложил им исключить из представляемых
ежегодно докладов о правах человека в
странах пребывания раздел, озаглавленный
"Экономическая, социальная и культурная
ситуация". В этой ноте, в частности,
отмечалось, что США "придерживаются
взгляда", согласно которому экономические
и социальные права являются пожеланиями,
а не юридическими обязательствами. Поэтому
они не включаются в понятие "международно-признаваемые
права человека".
В последние годы изменилась
позиция как США, так и многих других стран.
Они стали признавать юридическую обязательность
положений Пакта об экономических, социальных
и культурных правах.
В настоящее время международным
сообществом уже признаны следующие
положения Пакта:
1. Все права и свободы человека,
включая социально-экономические права,
неразделимы и взаимосвязаны и образуют
неотъемлемую часть международного права.
2. Пакт налагает юридические
обязательства на участников. Государства-участники
должны незамедлительно предпринять
все необходимые меры, включая законодательные
и административные, для осуществления
прав, закрепленных в этом международном
договоре. Более того, должно быть предусмотрено
право каждого на судебную защиту социально-экономических
прав.
3. Государства - участники Пакта
независимо от уровня экономического
развития обязаны обеспечить социально-экономические
и культурные права для всех, хотя бы в
минимальной степени.
Новый подход нашел отражение
в Итоговом документе Всемирной
конференции по правам человека,
состоявшейся в Вене в 1993 г.
Сейчас практически всеобщее
признание со стороны государств
- членов ООН получило положение
Пакта о том, что "идеал
свободной человеческой личности,
свободной от страха и нужды,
может быть осуществлен, только
если будут созданы такие условия,
при которых каждый может пользоваться
своими экономическими, социальными и
культурными правами, так же как и своими
гражданскими и политическими правами"
(преамбула).
Вышеперечисленные международно-правовые
документы носят универсальный
характер, но отдельные права и свободы,
закрепленные в данных пактах, получили
свое развитие и конкретизацию в большом
количестве документов, принятых в рамках
ООН. В число таких документов входят Конвенция
о предупреждении преступления геноцида
и наказании за него 1948 г., Конвенция о
рабстве 1926 г., Протокол о внесении изменений
в Конвенцию о рабстве от 1953 г., Дополнительная
Конвенция об упразднении рабства, работорговли
и институтов и обычаев, сходных с рабством
1956 г., Международная Конвенция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации 1965 г.,
Конвенция против пыток и других жестоких,
бесчеловечных или унижающих достоинство
видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция
о правах ребенка 1990 г. и некоторые другие.