Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 18:56, курс лекций

Краткое описание

Задача: рассмотреть общетеоретические проблемы обеспечения прав человека, вопросы практической деятельности органов внутренних дел в данной области с целью помочь сотрудникам в овладении необходимым комплексом знаний, повышении их правовой культуры и правового сознания, воспитания профессиональной убежденности в обязательности строгого и неуклонного соблюдения основных прав человека и гражданина как важнейшего принципа своей работы.

Файлы: 1 файл

обеспечение пр. чел..doc

— 1.37 Мб (Скачать)

 Непосредственная регламентация  прав и свобод граждан, гарантий  их защиты по-прежнему остается  внутренним делом каждого государства,  тем более что обязанности  государств в этой области  в Уставе ООН выражены в  самой общей форме.

2. Система международных стандартов в области прав человека. В настоящее время данную систему международных стандартов в области прав человека составляют два вида норм международного права:

1) общепризнанные принципы и  нормы международного права, складывающиеся в практике государств и признаваемые ими в качестве юридически обязательных.

 Под практикой государств  понимают их фактическое поведение,  а также различного рода официальные  акты, законы, дипломатические документы,  заявления и выступления государственных деятелей, решения международных и национальных судов. Особая роль в процессе создания общепризнанных норм принадлежит многосторонним договорам. Но они сами по себе не создают этих норм, поскольку в них участвуют не все государства;

2) международные договоры между государствами, которые наряду с конституцией страны, ее законами могут регулировать отношения в области прав человека.

 С точки зрения предмета  правового регулирования международные  договоры о правах человека  можно разделить на два вида:

1) многосторонние - основополагающие документы, закрепляющие основные принципы, базовые положения, руководствуясь которыми государства строят свое внутреннее законодательство в указанной области;

2) двусторонние - регулирующие определенные  межгосударственные взаимоотношения в области прав человека, например договоры о двойном гражданстве.

 Начиная с момента принятия  этого документа, государства  стремятся конкретизировать существующую  нормативно-правовую базу в данной  сфере. С наибольшей полнотой  и универсальностью это сделано во Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

 В статье 1 Декларации был  сформулирован основной постулат: "Все люди рождаются свободными  и равными в своем достоинстве  и правах". Статья 2 подтверждает, что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого-либо различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений, национального и социального происхождения..." <*>.

--------------------------------

<*> Всеобщая декларация прав  человека // Международное право  в документах: Сборник документов / Сост. Н.Г. Блатова. М., 1982. С. 302.

Кроме провозглашения общечеловеческих ценностей в области прав человека, Всеобщая декларация впервые закрепила конкретный перечень основных прав и свобод человека, которые подлежат обязательному соблюдению и защите всеми государствами без исключения.

 Всеобщая декларация была  принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, согласно Уставу ООН имеющая рекомендательный характер. Однако при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договорами в нормотворческом процессе значительную роль играет обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве обязательной правовой нормы. За почти 60 лет, прошедших после принятия Всеобщей декларации, приняты многие международные документы по правам человека, развивающие содержащиеся в Декларации принципы и нормы, которые получили всеобщее признание. Таким образом, провозглашенные во Всеобщей декларации права и свободы в настоящее время признаются участниками международных отношений в качестве обязательных обычных или договорных юридических норм.

 Декларация послужила основой  для последующей разработки ряда  международных правовых актов  в области прав и свобод  человека: международных пактов  о правах человека (1966 г.); Европейской  конвенции о защите прав человека  и основных свобод (1950 г.) и многих других документов, носящих обязательный характер для государств, их подписавших и ратифицировавших. С принятием Устава ООН, а затем Всеобщей декларации прав человека начинается качественно новый этап в международно-правовой регламентации этих прав. Прежде всего речь идет о принятии международных документов, носящих юридически обязательный характер.

 Во-первых, к числу таковых  относится Международный пакт  о гражданских и политических  правах, одобренный Генеральной  Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., содержащий широкий перечень основных прав и свобод, которые должны быть предоставлены каждым государством-участником всем лицам, "находившимся в пределах его территории и под его юрисдикцией", без каких-либо различий (п. 1 ст. 2). В этих целях участники Пакта взяли на себя обязательство принять законодательные и другие меры в соответствии со своими конституционными процедурами, "которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте" (п. 2 ст. 2). "Все люди, - подчеркивается в Пакте, - равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона" (ст. 26). В Пакте специально признается право лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, пользоваться "своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком" (ст. 27).

 Ряд положений Пакта касается  вопросов, регулируемых также Пактом  об экономических, социальных  и культурных правах. К таким  положениям относятся право каждого человека на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них (ст. 22), а также ст. 23 и 24 о семье, браке и детях, провозгласившие равенство прав и обязанностей супругов и право каждого ребенка "на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства".

 Третья часть Пакта (ст. 6 - 27) содержит конкретный перечень  гражданских и политических прав, которые должны быть обеспечены  в каждом государстве: право  на жизнь (ст. 6), запрещение пыток (ст. 7), рабства, работорговли и принудительного труда (ст. 8), право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9), право каждого покидать свою страну и возвращаться обратно (ст. 12), равенство всех лиц перед судами и трибуналами (ст. 14), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18) и другие. Среди политических прав Пакт провозглашает право каждого гражданина принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе (ст. 25).

 Пакт о гражданских и политических  правах закрепил принцип современного  международного права, согласно  которому определенные фундаментальные  права и свободы должны соблюдаться  в любой ситуации, включая периоды  вооруженных конфликтов.

 Все эти права, как и  многие другие, закрепленные в  Пакте, в настоящее время приобрели  характер "jus cogens" и должны соблюдаться  всеми государствами мира, независимо  от того, являются ли они участниками  Пакта.

 Во-вторых, к международным документам, носящим юридически обязательный характер, относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

 Как уже говорилось, экономические,  социальные и культурные права  сравнительно недавно стали провозглашаться  и закрепляться законодательством  различных стран мира и международными  документами. Законодательные акты  и конституции, принятые в XVIII - XIX вв., содержали в основном перечень гражданских и политических прав. Экономические и социальные права в тот период рассматривались как побочный продукт их развития. Лишь с начала XX в. в конституциях ряда государств все больший акцент стал делаться на социально-экономических правах. К таким документам относятся Веймарская Конституция Германии 1919 г., Конституция Испанской Республики 1931 г., Конституция СССР 1936 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.

 В начале XX в. были заключены  и первые международные соглашения в этой области, регулирующие главным образом трудовые отношения. К ним прежде всего следует отнести Статут Лиги Наций, а также конвенции, принятые в рамках Международной организации труда (МОТ).

 С принятием Устава ООН,  а затем Всеобщей декларации  прав человека начался качественно новый этап в международно-правовой регламентации этих прав. Их перечень в Пакте об экономических, социальных и культурных правах открывает провозглашение права на труд (ст. 6), права каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), права на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), права каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

 В процессе разработки Пакта  выявилось отрицательное отношение  многих западных стран к социально-экономическим правам. Это выразилось, в частности, в положениях Пакта, относящихся к его имплементации.

 Статья 2 Пакта о гражданских  и политических правах обязывает  государства немедленно после  ратификации предоставить эти  права всем лицам, находящимся под их юрисдикцией. В то же время ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

 Некоторые ученые, анализируя  эту статью Пакта, пытались  доказать, что данный документ  не устанавливает юридических  обязательств для государств-участников, а только формулирует стандарты, к достижению которых они должны стремиться. Они утверждали, что социально-экономические права могут быть осуществлены только в течение длительного времени путем принятия программы действий.

 Совершенно очевидно, что только менее развитые страны в силу низкого уровня экономического развития и недостатка средств могут ссылаться на эту статью для установления приоритетов в постепенном предоставлении и обеспечении тех или иных прав, закрепленных в Пакте. Развитые же страны с рыночной экономикой не могут говорить о недостатке ресурсов для обеспечения всех лиц, находящихся под их юрисдикцией, экономическими, социальными и культурными правами.

 Не случайно при разработке  Пакта не получило поддержки  предложение США заменить формулировку "в пределах имеющихся ресурсов" словами "в пределах ресурсов, которые могут быть использованы в этих целях". Оно было отвергнуто на том основании, что государства-участники должны предпринимать все возможные меры для осуществления социально-экономических и культурных прав.

 Тем не менее долгие годы  некоторые западные страны отрицали  юридическую обязательность положений  Пакта об экономических, социальных  и культурных правах. В 1986 г.  Государственный департамент США  направил ноту своим дипломатическим и консульским представителям за рубежом, в которой предложил им исключить из представляемых ежегодно докладов о правах человека в странах пребывания раздел, озаглавленный "Экономическая, социальная и культурная ситуация". В этой ноте, в частности, отмечалось, что США "придерживаются взгляда", согласно которому экономические и социальные права являются пожеланиями, а не юридическими обязательствами. Поэтому они не включаются в понятие "международно-признаваемые права человека".

 В последние годы изменилась  позиция как США, так и многих других стран. Они стали признавать юридическую обязательность положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

 В настоящее время международным  сообществом уже признаны следующие  положения Пакта:

1. Все права и свободы человека, включая социально-экономические права, неразделимы и взаимосвязаны и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические  обязательства на участников. Государства-участники  должны незамедлительно предпринять  все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в этом международном договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства - участники Пакта независимо от уровня экономического развития обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.

 Новый подход нашел отражение  в Итоговом документе Всемирной  конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 г.

 Сейчас практически всеобщее  признание со стороны государств - членов ООН получило положение  Пакта о том, что "идеал  свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды,  может быть осуществлен, только  если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами" (преамбула).

 Вышеперечисленные международно-правовые  документы носят универсальный  характер, но отдельные права и свободы, закрепленные в данных пактах, получили свое развитие и конкретизацию в большом количестве документов, принятых в рамках ООН. В число таких документов входят Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о рабстве 1926 г., Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве от 1953 г., Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1990 г. и некоторые другие.

Информация о работе Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел